Форма правления: понятие, сущность, классификация Курсовая работа (проект)
БИП (Белорусский институт правоведения)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Форма правления: понятие, сущность, классификация»
по дисциплине: «Общая теория права»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Форма правления: понятие, сущность, классификация
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Общая теория права
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Поделиться
Введение
Глава 1 Общая характеристика формы правления
1.1. Становление и развитие форм правления
1.2. Понятие, сущность и виды форм правления
Глава 2. Общая характеристика монархии
2.1. Понятие, история и характерные черты монархии
2.2. Виды монархии в современном мире
Глава 3. Республика как форма правления
3.1. Понятие и признаки республики как формы правления
3.1. Понятие и признаки республики как формы правления
3.2. Виды республиканской формы правления
Заключения
Список использованных источников
Список использованных источников
Введение
Одной из важнейших дисциплин является теория государства и права, которая изучает формы государства. Классификация государств осуществляется по различным критериям, и в том числе, по форме правления.
Государство – это форма осуществления суверенной власти. В зависимости от того, кто является носителем суверенной власти, можно говорить о различных формах правления.
Форма правления государства отражает характер связи населения с государственной властью.
Вне всякого сомнения, что человек чувствует себя уютно и защищенно в таком государстве, где в набольшей степени гуманно устроена государственная власть. Таковыми, по сути, являются государства с республиканской формой правления. Однако на сегодняшний день вовсе не исключена такая форма правления как монархия. Она до сих пор во многих странах Азии присутствует, причем в некоторых странах имеет прежние жесткие формы.
Монархия является одной из древних форм правления. Ее особенность заключается в том, что власть над всеми сферами государства принадлежит одному человеку на праве наследования престола. В древние времена считалось, что монарх был помазанником Бога. Однако во многих случаях к власти пришли не совсем мирные процедуры. Иногда это были выборы, иногда насилие, приглашение. До начала XIX века монархия была доминирующей формой правления во всех развитых странах. Даже сегодня, несмотря на то, что республика как форма правления считается более прогрессивной, этот тип правления успешно существует во многих странах.
Актуальность темы связана, в первую очередь, с тем, что любая форма государственного правления, в том числе и республиканская, монархическая, является базисом всей социальной, политической и государственной жизни. В настоящее время более половины всех государств имеют именно республику как форму правления, что уже говорит о важности подробного изучения данной формы правления. Монархия интересна своей сохранность древних традиций управления государством.
Глава 1 Общая характеристика формы правления
1.1. Становление и развитие форм правления
Большинство специалистов в области теории и истории государства рассматривают предпосылки и условия существования формы государства в конкретно взятой стране, не детализируясь до условий возникновения отдельно формы правления, формы государственного устройства и, что еще реже, формы политического режима, которая является более социально-политической, нежели теоретически-правовой категорией.
Русский философ И.А. Ильин писал, что «...каждая нация и каждая страна - это живая индивидуальность со своими особыми данными, со своей уникальной историей, душой и природой. Поэтому каждая нация обязана своей, особенной, индивидуальной государственной форме и конституции, соответствующей ей и только ей. Нет одинаковых народов, и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепые заимствования и подражания смешны, опасны и могут иметь катастрофические последствия» [1].
Так, например, В.М. Сырых отмечает, что «....различные политические, экономические, социальные и другие факторы влияют на форму государства. Особое значение имеет классовая борьба, непосредственное участие того или иного класса в деятельности государства. Форма государства является совокупным результатом классового соотношения на определенной стадии развития общества, способности и решимости каждого класса участвовать в формировании воли государства и отражать свои интересы в законах и других нормативно-правовых актах» [2, с. 49].
Первыми, наиболее значимыми результатами учений о форме правления принято считать труды древнегреческих ученых. Французский исследователь Ф. Бенетон в своем труде «Введение в политическую науку» пишет: «С самого начала греческая политическая мысль была связана с классификацией форм правления и уделяла этому большое внимание. От Пиндара или Геродота до Аристотеля через Сократа, Ксенофона, Платона она тщательно искала, вносила коррективы и изменения, чтобы попытаться найти лучшее определение различий, существующих между формами правления» [3, с. 27]. Итак, досократик выделил три основные формы правления, отличающиеся количеством правителей: если один правит, то монархический режим, если правят несколько человек, то это олигархия, если народ суверенный, то это народ правление или демократия. Схема трех форм правления, заложенная в древней Греции, послужила основой для всех последующих размышлений о наилучшей форме правления как главной проблеме жизни в обществе.
Глава 2. Общая характеристика монархии
2.1. Понятие, история и характерные черты монархии
Монархия – это форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу по принципу наследования [20, с. 246].
Термин «монархия» означает единовластие, власть одного человека, хотя известны и исключения. Так, к примеру, в Спарте существовало два царя, Полибий называет правление двух консулов в древнем Риме монархией. И наоборот, лица, которых называли монархами, на самом деле не имели своей власти в королевский период Рима. Монархия в период Древнего Рима была связана только с выполнением военных функций, а позднее и священнических, судебных. Наследственность в то время еще не стала существенной атрибуцией монархии, личные качества монарха считались более важными. Институт монархии не был особенно развит в начальный период феодализма, потому что он был связан с крупномасштабным владением землей, находился под влиянием фрагментации или довольно жестких ограничений со стороны представительных собраний [14, с. 195].
Эта форма правления была сформирована на рубеже 4–3 тысячелетия до н.э., когда в результате распада первобытного сообщества социальная власть была захвачена военачальниками, священниками, лидерами, стремящимися установить жесткую централизованную власть и лично решить возникающие проблемы. проблемы управления. Такая вертикаль власти отвечала интересам землевладельцев, ремесленников и торговцев, которые имели возможность оперативно разрешать конфликтные или производственные проблемы.
Как известно, в России до Февральской революции 1917 года существовала монархия. Основателем династии царей Романовых был Михаил Романов, избранный на престол Земским собором в 1613 году. В средние века, да и ранее, отмечались множественные факты смены монархов путем дворцовых переворотов, захвата престолов силой, как правило, сопровождающихся убийством предыдущего монарха. Подавляющее большинство, например, императоров Византии обретало власть именно таким кровавым путем [13, с. 109].
Глава 3. Республика как форма правления
3.1. Понятие и признаки республики как формы правления
Республика (от латинского respublica – общественный) – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа [28, с. 94].
Популярно крылатое выражение Цицерона: “Respublica est res populi” (республика – дело народа) [20, с. 247].
Республиканская форма правления проявилась в рабовладельческих государствах. Она проявилась наиболее четко в демократической Афинской республике. В ней все органы государства, в том числе высшие, избирались полноправными гражданами Афин. Она возникала в тех средневековых городах, которые имели право на самоопределение (Венеция, Генуя, Любек, Новгород и так далее) [35, с. 117].
Уже в более поздние времена республикой называлось любое государство, которое осуществляет свою деятельность на основе права, на основе закона. Республиканская форма правления подразумевала управление государством по принципу разделения властей, что гарантировало качество принятия законов, их исполнение, а судебная власть уже контролировала их верное исполнение [36, с. 46].
Для республиканской формы правления характерны следующие черты:
- народ – источник власти. Он реализует эту власть посредством проведения народного голосования;
- выборность и срочность полномочий высших представительных органов власти (парламент, президент);
- коллегиальность правления, которая основана на принципе разделения властей, позволяющая не только обеспечивать подконтрольность различных ветвей власти, их взаимное сдерживание от возможного произвола, но и более эффективно и ответственно решать каждой из них свои специализированные задачи;
- демократизм во всех его проявлениях;
- юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц [12, с. 71].
Заключение
Форму правления можно рассматривать как определенное правоотношение, как организацию институтов управления государства и как институт верховной власти в государстве.
Форма правления – это способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее государственных органов, их взаимодействия между друг другом, а также степень участия населения конкретного государства в формировании таких органов.
Монархия – это форма правления, которая характеризуется наличием единоличного правителя, который правит пожизненно, и в руках которого сосредоточена вся полнота власти.
Признаки монархии заключаются в следующем:
- глава государства – монарх;
- власть монарха передается по наследству, или динанически;
- деятельность монарха не ограничена определенным сроком;
- не несет ответственность за результаты своей деятельности.
Виды монархии: абсолютная и конституционная (представительная).
Абсолютная монархия (неограниченная) есть такая форма правления, при которой власть монарха абсолютно ничем и никем не ограничена. Фактически все ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) сосредоточены в руках единоличного монарха.
Конституционная монархия (представительная, ограниченная) – это такая форма правления, при которой власть монарха ограничена властью представительного органа с определенными законосовещательными или законодательными полномочиями. Такая форма правления делится на дуалистическую монархию и парламентскую монархию.
Республика - это форма правления, в которой принципы избирательного и периодического оборота основаны на организации и функционировании высших государственных органов. Другими словами, в республиканской форме правления высшие органы государственной власти либо избираются на определенный срок, а граждане на законных основаниях допускаются к их избранию, либо они формируются национальным представительным институтом.
Президентская республика - это форма правления, в которой народ избирает не только парламент (как высший законодательный и представительный орган), но и президента (как главы государства и главы исполнительной власти).
1. Ильин, А.Ю. Проблемы будущей Российской государственности в политической философии И.А. Ильина: дисс. канд. филос. наук: 09.00.10 / А.Ю. Ильин. – СПб., 1999. – 243 с.
2. Сырых, В.М. Теория государства и права: учебник для вузов / В.М. Сырых. –М.: Юстицинформ, 2012. – 704 с.
3. Бенетон, Ф. Ведение в политическую науку / Пер. с фр. – М.: Издательство «Весь мир», 2002. – 368 с.
4. Аристотель. Сочинения: В 4 - х т. / Пер. с древнегреч. - М.: Мысль. 1984. – 830 с.
5. Керимбаев, М.К. История политических и правовых учений / М.К. Керимбаев. – Б., 1997. – 140 с.
6. Ленин, В.И. Государство и революция: ПСС, изд. 5 / В.И. Ленин. – М., 1965 – 1975. – 162 с.
7. Макиавелли, Н. Избранные произведения / Н. Макиавелли. – М.: Художественная литература, 1982. – 576 с.
8. Максимов, А.А. К вопросу о факторах, определяющих форму правления в государстве в историко-правовом контексте / А.А. Максимов // Вестник Новгородского филиала РАНХИГС. – 2018. – № 1-1 (9). – С. 181–188.
9. Козеллек, Р.К вопросу о темпоральных структурах в историческом развитии понятий / Р.К. Козеллек // История понятий, история дискурса, история менталитела: сборник статей. – М., 2010. – С. 21–33.
10. Грановский, С.А. Прикладная политология : учебное пособие / С.А. Грановский. – М.: Флинта, 2004. – 274 с.
11. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия: учебное пособие / В.Н. Хропанюк. – М.: Интерстиль, 2008. – 384 с.
12. Морозова, Л.А. Теория государства и права: учебник / Л.А. Морозова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Российское юридическое образование, 2010. – 384 с.
13. Кулапов, В.Л. Теория государства и права / В.Л. Кулапов. – Саратов: Саратовская государственная академия права, 2011. – 486 с.
14. Лазарев, В.В. Общая теория права и государства: учебник / В.В. Лазарев. – 3-е изд, перераб. и доп. / В.В. Лазарев. – М.: Юристъ, 2001. – 520 с.
15. Корельский, В.М. Теория государства и права: учебник для вузов / В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2002. – 616 с.
16. Пиголкин, А.С. Теория государства и права: учебник / А.С. Пиголкин. – М.: «Городец», 2003. – 544 с.
17. Коркунов, И.М. Лекции по общей теории права / И.М. Коркунов. – М.: Юрайт, 2018. – 420 с.
18. Кистяковский, Ф. Лекции по общему государственному праву / Ф. Кистяковский. – М., 1912. – 587 с.
19. Иванов, В.В. Теория государства / В.В. Иванов. – М.: Издательский дом Государственного университета «Высшая школа экономики», 2010. – 303 с.
20. Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства: учебник / В.С. Нерсесянц. – М.: Норма ИНФРА-М, 2012. – 560 с.
21. Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / Ю.И. Лейбо [и др.]; под общ. ред. М.В. Баглай. – М.: Норма, 2002. – 832 с.
22. Сорокин, П.С. Элементарный учебник общей теории права в связи с теорией государства / П.С. Сорокин. – Спб.: С.-Петерб. Ун-т, 2009. – 240 с.
23. Нерсесянц, В.С. Проблемы общей теории права и государства / В.С. Нерсесянц. – М.: Норма, 2002. – 734 с.
24. Серегин, А.В. Теоретические проблемы монархической формы правления: автореф. канд. юрид. наук / А.В. Серегин. – Ростов н/Д, 2003. – 27 с.
25. Aвтономов, A.С. Конституционное прaво зaрубежных стрaн: учебник / А.С. Автономов. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект,2014. – 552 с.
26. Маклаков, В.В. Иностранное конституционное право / В.В. Маклаков. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с.
27. Енгибарян, Р.В. Конституционное право / Р.В. Енгибарян, Э.В. Тадевосян. – М.: Юристъ, 2000. – 562 с.
28. Решетников, С.В. Политология / С.В. Решетников. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 448 с.
29. Венгеров, A.Б. Теория государствa и прaвa: учебник для юридических вузов / А.Б. Венгеров. – М.: Омег-Л, 2014. – 608 с.
30. Чернова, Э.Р. Виды монархий / Э.Р. Чернова, Р.Р. Мурсалимов // Аллея науки. – 2017. – № 10. – С. 560–562.
31. Терехова, О.Н. Абсолютная монархия в странах западной Европы как социально-политическая система / О.Н. Терехова // Вестник кемеровского государственного университета. – 2015. – № 3 (63). – С. 53–57.
32. Черданцев, А.Ф. Теория государства и права: учебник для вузов / А.Ф. Черданцев. – М.: Юрайт-М, 2002. – 432 с.
33. Мелехин, А.В. Теория государства и права: учебник / А.В. Мелехин. – М.: Маркет ДС, 2007. – 640 с.
34. Дробязко, С.Г. Общая теория права: учебное пособие / С.Г. Дробязко, В.С. Козлов. – Минск: Амалфея, 2007. – 480 с.
35. Алексеев, С.С. Теория государства и права / С.С. Алексеев, С.И. Архипов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2005. – 496 с.
36. Абдуллаев, М.И. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений / М.И. Абдулаев. – 4-е изд. – М.: Юрлитинформ, 2015. – 410 с.
37. Радько, Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Т.Н. Радько. – М.: Проспект, 2013. – 715 с.
38. Конституция Исламской Республики Иран 1979 года [Электронный ресурс] / Международная мониторинговая организация. – 2019. – Режим доступа: http://www.cis-emo.net/sites/default/files/imagesimce/constitution_of_iran
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты