Введение
Глава 1 Политическая система КНР
Глава 2 Политическое участие элит в КНР
Глава 3 Рекрутирование элит Китая
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Политическая система и рекрутирование элит современного Китая занимает важное место в системе государства, которое направлено на защиту прав и интересов привилегированной части населения, оно же, в свою очередь, наделяло себя правом устраивать суды и применять наказания к зависимым от них людей. Таким образом, официально закрепленная руководящая роль партии в обществе позволяет ей диктовать свои условия политического, экономического, социального развития страны.
Таким образом, происходила эволюция в политико-правовой системе Китая, некоторые нормы права опережали время в отношении уровня развития общества, но это никак не опровергает тот факт, что начала свое становление политическая культура Китая, и этот процесс становления, который отражается политической системе китайского государства, является актуальной темой и по сегодняшний день.
Актуальность изучения политической системы и рекрутирования элита определяется его значением для развития правовой системы современных государств. Каждое независимое государство испытывает потребность иметь свой собственный, объективный взгляд на исторический путь развития государственности в контексте всей истории цивилизации.
Объект исследования: политическая система и элиты КНР.
Цель работы: проследить развитие политической системы Китайской Народной Республики и взаимосвязь с рекрутированием элит.
Задачи:
- охарактеризовать политическую систему КНР;
- рассмотреть понятие и участие элит в политической жизни Китая;
- изучить рекрутирование элит в КНР.
ГЛАВА 1 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КНР
1 октября 1949 года гражданская война в Китае завершилась победой коммунистов и образованием Китайской Народной Республики.
Политическая система страны формировалась пятью поколениями китайского руководства после образования КНР. Первоначально выдвинутая программа «новой демократии» и постепенных социалистических преобразований была прервана «ускоренным строительством социализма», «большим скачком и народными коммунами», а затем десятилетием «культурной революции». Новый экономический старт был начат после выдвижения задачи строительства «социализма с китайской спецификой», требующей следовать принципу «практика - критерий истины». «Центр тяжести» в партийно-государственной работе был перенесен на экономическое строительство, и за более чем 35 лет реформ социально-экономический курс китайского руководства оставался последовательным, дополняясь только «творческими находками» нового поколения руководителей [17].
Председатель КНР Си Цзиньпин (с 2012г) является представителем пятого поколения китайских лидеров и ведет политику реформ и позитивного развития страны. Он называет систему многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК «большим вкладом в политическую цивилизацию человечества».
В программе, выдвинутой Си Цзиньпином отдается приоритет экономическому развитию. Однако Китайское общество больше не может ограничиваться лишь экономическими успехами, оно требует реформ в политической сфере, сокращения разрыва между богатыми и бедными. И в этом плане ближайшее десятилетие станет решающим для всей последующей истории Китая [17].
С таким заявлением он выступил на объединенном заседании с участием представителей двух некоммунистических партий, беспартийных лиц и китайцев, вернувшихся из-за рубежа.
ГЛАВА 2 ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ ЭЛИТ В КИТАЕ
Рыночные реформы в экономике способствуют созданию предпосылок для политической демократизации, но и могут привести к укреплению сил, ей противостоящих.
Представление о том, что развитие Китая полностью подчинено единой воле авторитарной власти, каковой служит правящая партия является упрощенным. Наделе принятие решений по многим ключевым вопросам развития страны и особенно их реализация наталкиваются сегодня на различные препятствия, среди которых не последнее место занимают корыстные интересы приближенных к власти бизнес–элит. Эту ситуацию бывший заместитель министра образования Чжан Баоцин незадолго до своей отставки охарактеризовал следующим образом: «Самая главная проблема для Китая сегодня в том, что указания не исполняются. То, что определяют в Чжуннань–хае (резиденция ЦК КПК в Пекине. – Я. Б.), часто за пределы Чжуннаньхая не выходит» [15]. Здесь нетрудно обнаружить аналогию с тем, что происходило в России в 1990–х годах, несмотря на совершенно различную судьбу правящих партий.
По мере становления рыночной экономики, примерно с середины 90–х годов прошлого века и особенно в начале нынешнего века, политическая и хозяйственная элиты вступили в сложное взаимодействие, в результате которого первая обретала необходимую легитимность и страховала себя от конкурентной борьбы за власть, а вторая – получала растущие материальные выгоды. Такое взаимодействие увеличивало совокупную мощь элит и способствовало все большему подчинению интересов государства и общества корпоративным интересам. Соединенная элита в возрастающей степени воздействует на конкретные действия правительства, добиваясь выгодных для себя решений. Группы лоббистов сложились вокруг ряда государственных монополий в таких отраслях, как нефтедобыча и нефтепереработка, связь, электроэнергетика.
ГЛАВА 3 РЕКРУТИРОВАНИЕ ЭЛИТ КИТАЯ
Известно, что политическое рекрутирование – это вовлечение людей в активную политическую жизнь. Из числа представителей политических элит формируются законодательные и исполнительные органы государства, правительственный аппарат, руководящие кадры государственных учреждений. Исследовать этот процесс – значит понять, как люди вовлекаются в политику, выдвигаются на руководящие политические посты, устанавливают политические контакты, как они делают политическую карьеру. Очевидно, качество элиты во многом зависит от принципов ее образования.
Генезис современной политической элиты Китая происходил под воздействием двух факторов. Во-первых, предшествовавшие образованию КНР поражения и неудачи повлияли на мировоззрение первых лидеров нового Китая, убедив их в необходимости взять реванш за «столетие унижения». Во-вторых, на становление элиты оказали влияние традиционная китайская культура и история.
Главным «стержнем» китайской культуры является конфуцианство, которое воспринимается не как религия, а морально-нравственный кодекс человека. Особой черта конфуцианства-большое внимание к взаимоотношению народа и правителей. Согласно учению Конфуция, чтобы добиться гармонии в мире, нужно сначала создать гармонию в семье. При этом под словом «семья», понималось не только конкретная ячейка общества, но и государство вообще.
То есть в сознании китайцев планомерно формировался образ своего государства как большой семьи, где народ – это «дети», а правители «родители». Причем, чтобы добиться такого состояния государства как одной большой семьи, каждый человек в отдельности должен сначала обустроить свою собственную. Вот цитата из «Лунь юй» — сборника изречений Конфуция: «Цзи Канцзы спросил Учителя: «Как добиться, дабы народ стал почтительным, преданным и старательным». Учитель ответил: «Держитесь с ним величественно, и тогда он станет почтительным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведя исследование, можно сделать вывод, что предпринятые меры модернизации политической системы носят двоякий характер, а соответственно в сравнительной перспективе им может быть дана двоякая оценка. Некоторые аналитики в Китае и в мире считают, что Китаю удалось построить модель политико–экономического управления, альтернативную западной демократии. Однако таких оценок в целом в мире пока меньшинство. Другие аналитики считают, что это переходная модель управления, все еще далекая от устойчивости. В то же время устойчивость нынешней системы выше, чем системы единоличного авторитарного правления и «ручного руководства», подобной изначально существовавшей в Китае «советской системы». В то же время «китайская модель» в целом и в долгосрочной перспективе менее устойчива, чем система открытого социально–политического доступа в демократиях западного типа. Легитимность китайской модели политического и экономического управления обеспечивается главным образом высокими темпами экстенсивного экономического роста, строительством современный инфраструктуры «с нуля» и постоянным и постепенном на протяжении тридцати с лишним лет повышением благосостояния населения. Такая система устойчива в условиях постоянного экономического роста, а при его торможении или остановке, а также при увеличении внутриэлитных разногласий или расхождении мнений о путях развития страны сохранить систему и политический режим в неизменном виде может быть проблематично.
В то же время на протяжении последних десятилетий, несмотря на острые дискуссии и даже разногласия, в высшем партийном руководстве возобладало мнение о продвижении и развитии экономических мер и стимулов и дальнейшей политической модернизации, а не об усилении мобилизационных мер и осуществлении «больших скачков» периода единоличного авторитарного управления.
1 Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон. –Москва: Наука, 2010. – 174 с.
2 Горелов, А. А. Политология: конспект лекций: учебное пособие / А. А. Горелов. – Москва: КноРус, 2013. – 180 с.
3 Козырев, Г. И. Основы социологии и политологии: учебник / Г. И. Козырев. – Москва: Форум: Инфра–М, 2012. – 270 с.
4 Мухаев, Р. Т. Политология: конспект лекций: учебное пособие / Р. Т. Мухаев. – Москва: Проспект, 2015. – 223 с.
5 Боровик, В. С. Основы социологии и политологии: учеб. пособие для ссузов / В. С. Боровик, Б. И. Кретов. – Москва: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2014. – 447 с.
6 Политология: Альбом схем /сост. Е.В. Макаренков, В.И.Сушков. Москва: Наука, 2008. – 185 с.
7 Лю Цзюньнин. Дандай Чжунго ды вэйцюаньчжуи юй цзыючжуи [Авторитаризм и либерализм в современном Китае] / Электронный ресурс/ Режим доступа: [http://boxun,com.hero/liujn/14_l.shtml]. Дата доступа: 05.10.2018
8 Зотов, В. Д. История политических учений: учеб. / В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. Москва: Юрист, 2005. –С. 43–49.
9 Погорелый, Д. Е. Политология / Д. Е. Погорелый, В. Ю. Фесенко, К. В. Филиппов; под общ. ред. С. Н. Смоленского. Москва: Эксмо, 2008. – С. 227–229.
10 Леонов, Н.И. Конфликты и конфликтное поведение: Методы изучения; Учеб. пособие для вузов / Н.И. Леонов. –Санкт-Петербург: Питер, 2005. – 240с.
11 Цыганков, П.А. Международные отношения / П.А. Цыанков – Москва: Наука, 2006.– 364 с.
12 Богатуров А.Д., Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки теории и методологии политического анализа международных отношений. Москва: Научно–образовательный форум по международным отношениям, 2002
13 Политологии: электронный учебник, презентации (анимации, звук), подробные тренировочные тесты, контрольные тесты, словарь терминов, персовалии / А. Ю. Мельвиль и др. – Электрон, дан. (695 МБ). – М. : КНОРУС, 2010. – 1 электрон, оптич. диск (CD–Book) : зв., цв. – (Электронный учебник).
14 Бергер Я.М. Эволюция модели экономического развития в КНР и ее глобальное значение // Вековой путь Китая к прогрессу и модернизации. К 100–летию Синьхайской революции: тез. докл. XIX Междунар. науч. конф. «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы», Москва, 19–21 октября 2011 г. – М., 2011. – С.80–82.
15 Гринин Л.Е. Китайская модель и перспективы лидерства Китая в мире // Век глобализации. – Москва: Юрист, 2016. – С.43–61.
16. Библиографическое описание: Зайцев Я. А. Особенности становления и функционирования политической элиты КНР // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 728-732. — URL https://moluch.ru/archive/58/8084/
17.Рой Медведев Александрович Подъем Китая ООО «Издательство Астрель», 2012
18. Библиографическое описание: Зайцев Я. А. Особенности становления и функционирования политической элиты КНР // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 728-732. — URL https://moluch.ru/archive/58/8084/