Целью курсовой работы по дисциплине «Организация производства и управление предприятием» является освоение теоретических сведений по учебной дисциплине и получение навыков моделирования реального производственного процесса с применением редактора IDEF0-диаграмм.
В процессе достижения цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
- изучение теоретических сведений о видах норм и методах нормирования труда,
- ознакомление с предметной областью моделирования,
- определение цели моделирования,
- выбор редактора IDEF0-диаграмм,
- создание модели бизнес-процесса в выбранном редакторе.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе курсовой работы изложены теоретические сведения о задачах, этапах и способах автоматизации формирование организационных структур управления предприятием
Во второй главе подробно описывается этапы моделирования процесса обслуживания оборудования на предприятии. Для разработки диаграммы была выбрана кроссплатформенная система моделирования и анализа бизнес-процессов – Ramus Education.
Производственным, менеджментом (англ. management production — управление производством). Называется система взаимосвязанных элементов, характеризующих производство, его организацию, техническое обслуживание, а также управление в оперативном режиме производством, материальным обеспечением производства, качеством выпускаемой продукции, ценообразованием, расходами.
Словарь иностранных слов определяет менеджмент как управление производством и как совокупность принципов, методов и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности.
Объектами производственного менеджмента являются производство и производственные системы. До недавнего времени основное внимание в теории и практике производственного менеджмента уделялось производственной функции. Современный взгляд на производство стал более широким. Появился термин «интегрированное производственное предприятие», которым обозначают производственное предприятие, на котором все службы участвуют в процессе принятия решений и выработке стратегии развития. Службы должны работать сообща на достижение конечного результата. При этом предполагается устранение границ между функциональными службами (производства, маркетинга, НИОКР, финансов и трудовых служб). На многих крупных предприятиях происходит переход к организации производства, ориентированной на определенный процесс.
Менеджеры — категория людей, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей предприятия. Поэтому менеджмент зачастую идентифицируют со службой менеджеров или с аппаратом управления. Без менеджмента — специфического органа современного производства — предприятие не может существовать как целостное образование и не может эффективно справляться с насущными проблемами.
Аппарат управления является неотъемлемой частью любого предприятия. В его задачи входит эффективное и скоординированное использование всех ресурсов предприятия для достижения поставленных целей.
Сущность производственного менеджмента, состоит в выполнении следующих функций:
Организация сервисного обслуживания сложного оборудования в силу сложности и интеллектуальности современной техники в промышленно развитых странах в последнее время получила распространение система информационных технологий сквозной поддержки изделия на протяжении его жизненного цикла, или CALS-технологии. В России эта система получила название ИПИ-технологии (Информационная Поддержка жизненного цикла Изделия). Эти технологии основаны на стандартизированном упорядоченном представлении данных об изделии и системе коллективного доступа к этим данным. Такой подход существенно снижает трудозатраты на всех этапах жизненного цикла сложного оборудования — от проектирования до утилизации.
В общем, способы обслуживания и ремонта сложной техники можно условно поделить на три большие группы:
Во-первых, это эксплуатация техники собственными силами. При всех очевидных выгодах такого подхода (оперативность взаимодействия, знание нюансов производства и пр.) он доступен далеко не всем. Для того чтобы организовать отдельное структурное подразделение, занимающееся исключительно обслуживанием сложной техники, необходимо сделать значительные первоначальные вложения, поддерживать штат квалифицированных специалистов разных специальностей и иметь хорошо организованное складское хозяйство. Для большинства производств такие расходы являются нерациональными. Тем не менее, на очень крупных предприятиях, имеющих на балансе большое количество сложной техники, такой подход практикуется.
Во-вторых, организация разовых сервисных работ подрядными организациями. Такие компании имеют постоянный штат квалифицированных специалистов и ремонтную базу. Но, несмотря на то, что это весьма распространенный путь, к его очевидным недостаткам относятся отсутствие системного подхода и потеря преимуществ ИПИ, поскольку у «разового» специалиста зачастую нет возможности судить о происходящих событиях в динамике процесса. Кроме того, сторонние фирмы, занимающиеся общим обслуживанием сложной техники, часто имеют проблемы с аутентичными запчастями и принадлежностями, что может привести к невыполнению взятых обязательств и нарушению сроков работ.
В первой главе курсовой работы изложены теоретические сведения по теме «Производственные системы, их организация, свойства и классификация». Здесь рассматривается роль менеджмента в процессе создания и управления производственной системой, перечислены основные типы производственных систем.
. Во второй описан процесс создания модели производственного процесса по методологии IDEF0 с применением кроссплатформенной системы моделирования и анализа бизнес-процессов – Ramus Education.
Этот инструмент используют, в основном, аналитики и специалисты по внедрению информационных систем. О практическом опыте применения стандарта IDEF0 при моделировании и анализе бизнес-процессов можно прочесть в статьях [6] – [7].
В качестве объекта моделирования по методологии IDEF0 была выбран процесс оперативной обслуживания оборудования. Краткая характеристика моделируемого производственного процесса дана в начале второй главы.
В курсовой работе сформулирована цель моделирования и определена точка зрения на создаваемую модель. Модель включает в себя контекстную диаграмму, и диаграммы детализации. По ходу детального изложения этапов построения диаграмм и отчета по модели приведены скриншоты. Созданная модель может быть в дальнейшем использована при информационном обследовании предприятия на предпроектной стадии при внедрении корпоративной информационной системы.
Таким образом, цель курсовой работы, сформулированная во введении, полностью достигнута.
1. Елекоев С., Зондхоф Г., Кролл Х. Реструктуризация промышленных предприятий.// Вопросы экономики. 1997. № 9.
2. Пашуто, В.П. Организация, нормирование труда и оплата труда на предприятии [Электронный ресурс] : электрон. учеб. курс / В.П. Пашуто. - Электрон. дан. и прогр. - М. : КноРус, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
3. Репин, В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В.В.Репин, В.Г.Елиферов. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2009. – с.56-73.
4. Рубцов, С.В. Какой CASE-инструмент нанесет наименьший вред организации? // Директору информационной службы. – 2002. - № 1. – с.16-18. // Электронный ресурс http://www.osp.ru/cio/2002/01/172005/– Дата доступа 27.11.2013.
5. Рубцов, С.В. Опыт использования стандарта IDEF0 // Открытые системы. – 2003. - № 1. – с.51-55. // Электронный ресурс http://www.osp.ru/os/2003/01/182411/ – Дата доступа 27.11.2014.
6. ТК РБ 4.2-Р-05-2002. Методика и порядок работ по определению, классификации и идентификации процессов. Описание процессов на базе методологии IDEF: методические рекомендации ТК по стандартизации Госстандарта Республики Беларусь «Управление качеством». – Мн.: БелГИСС. – 45 с.
7. Черемных, С.В. Моделирование и анализ систем. IDEF-технологии: практикум / С.В.Черемных. И.О.Семенов, В.С.Ручкин. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 192 с.