В настоящее время многие предприятия пользуются общепринятым на Западе стандартами менеджмента. При этом особенно широко используемыми стандартами описания бизнес-процессов является семейство методологий IDEFO. Однако, если еще несколько лет назад, данными стандартами пользовались только аналитики и разработчики информационных систем с целью описания бизнес-процессов на уровне конечных исполнителей, то на данный момент эти стандарты распространяются среди руководителей. Следовательно, встает вопрос использования данных стандартов для управления организацией [7].
Отличительной особенностью языка IDEFO является использование в качестве основы естественного языка экспертов, который структурируется с помощью графических средств [7].
Графический язык - полное и выразительное средство, способное наглядно представлять широкий спектр деловых, производственных и других процессов и операций предприятия на любом уровне детализации.
Язык обеспечивает точное и лаконичное описание моделируемых объектов, удобство использования и интерпретации этого описания.
Язык облегчает взаимодействие и взаимопонимание системных аналитиков, разработчиков и персонала изучаемого объекта (фирмы, предприятия), т.е. служит средством «информационного общения» большого числа специалистов и рабочих групп, занятых в одном проекте, в процессе обсуждения, рецензирования, критики и утверждения результатов.
Язык легок и прост в изучении и освоении.
Перечисленные свойства языка предопределили выбор методологии IDEFO в качестве базового средства анализа и синтеза производственно-технических и организационно-экономических систем, что нашло свое отражение в федеральных стандартах США.
Вышеизложенное показывает актуальность выбранной темы, ее значимость на современном этапе развития.
Целью курсовой работы является освоение теоретических сведений по теме: «Техническое нормирование труда и классификация затрат рабочего времени», а так же получение навыков моделирования реального производственного процесса с применением редактора IDEF0-диаграмм.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач.
1 Выявить отличия методологии IDEFО при ее применении в целях моделирования бизнес-процессов.
2 Сформулировать основные принципы методики разработки функциональных моделей в среде IDEFО.
3 Ознакомиться с предметной областью моделирования.
4 Дать рекомендации по внедрению процессного подхода на предприятии с использованием методологии IDEFО.
Нормирование труда представляет собой составную часть (функцию) управления производством и включает в себя определение необходимых затрат труда рабочего времени на выполнение работ (изготовление единицы продукции) отдельными работниками (бригадами) и установление на этой основе норм труда.
Следует различать понятие норма и нормативы для нормирования труда. Норма – это количественный размер максимально допустимого расхода элементов производственного процесса или минимально необходимого результата ресурсов. Нормативы для нормирования труда – это исходные величины, используемые для расчета продолжительности выполнения отдельных элементов работы при конкретных организационно-технологических условиях производства.
Выделяют следующие виды норм и нормативов.
Норма времени – это величина необходимых и научно обоснованных затрат рабочего времени на выполнение единицы продукции или работы в минутах или часах (мин/шт, ч/шт). от нормативов времени на выполнение единицы работы.
Норма выработки - это установленный объем работы (количество единиц продукции), который работник или группа работников (в частности, бригада) соответствующей квалификации обязаны выполнить (изготовить, перевезти и т.д.) в единицу рабочего времени в определенных организационно-технических условиях. Норма выработки (Нв) определяется как количество продукции, подлежащее изготовлению в течение часа.
Норма обслуживания - это количество производственных объектов (единиц оборудования, рабочих мест и т.д.), которые работник или группа работников (в частности, бригада) соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени в определенных организационно-технических условиях. Эти нормы предназначаются для нормирования труда работников, занятых обслуживанием оборудования, производственных площадей, рабочих мест, а также для лиц, обслуживающих ЭВМ и уборщиц.
Норма управляемости – это количество подчиненных работников, приходящихся на одного руководителя.
Норма численности - это установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ в определенных организационно-технических условиях. По нормам численности определяются затраты труда по профессиям, специальностям, группам или видам работ, отдельным функциям, в целом по предприятию или цеху, их структурным подразделениям.
В данной курсовой работе разрабатывалась декомпозиционная модель для процесса сбыта готовой продукции.
Сбыт - это процесс реализации произведенной продукции с целью превращения товаров в деньги и удовлетворения запросов потребителей. Сбыт является средством достижения поставленных целей предприятия и завершающим этапом выявления вкусов и предпочтений покупателей. Сбыт продукции для предприятия важен по ряду причин: объем сбыта определяет другие показатели предприятия (величину доходов, прибыль, уровень рентабельности). Кроме того, от сбыта зависят производство и материально-техническое обеспечение. Таким образом, в процессе сбыта окончательно определяется результат работы предприятия, направленный на расширение объемов деятельности и получение максимальной прибыли.
Для того чтобы разработать план сбыта, предприятие-изготовитель должно составить прогноз объема сбыта, являющийся базой плана сбыта.
Производителю товара необходимо знать зависимость между предложением своего товара на рынке и его сбытом. Предложение товара определяется его ценой, ценами других аналогичных товаров, применяемой технологией изготовления товара, уровнем налогов и дотаций, природно-климатическими условиями. Спрос потребителей на товар предприятия, а следовательно, и сбыт этого товара зависят в основном от цены данного товара, уровня дохода и благосостояния покупателей, вкусов и предпочтений, а также мнений покупателей о своих перспективах, сезонности потребления товара.
Большое значение имеет оперативно-сбытовая работа, связанная с приемкой готовой продукции от цехов-изготовителей и отгрузкой ее покупателям.
Оперативно-сбытовая деятельность является завершением процесса реализации произведенной продукции. На каждом из предприятий она имеет свои особенности, которые определяются назначением выпускаемой продукции, организационной структурой сбыта, отраслевой спецификой предприятия.
Оперативно-сбытовая работа на предприятии включает:
─ разработку планов-графиков отгрузки готовой продукции покупателя;
─ приемку готовой продукции от цехов-изготовителей и подготовку ее к отправке покупателям;
─ организацию отгрузки продукции покупателям и оформление документов, связанных с отгрузкой;
В ходе выполнения данной курсовой работы были достигнуты все поставленные нами цели.
В процессе выполнения работы, была изучена разрабатываемая предметная область, а именно процесс сбыта продукции на металлургическом заводе. Для этого потребовалось разобраться с терминологией данной области, собрать необходимые нормативные и правовые документы, изучить образцы документов нашего предприятия и проследить их перемещение между подразделениями, задействованными в процессе.
В результате проведения этих мероприятии была получена информация, на основе которой проведен первоначальный анализ и составлены наброски проектируемой модели.
Следующим этапом разработки является этап проектирования. Перед началом проектирования и реализации нужно иметь точное и детальное понимание требований на высоком уровне. Кроме того, очень полезно иметь структуру требований, которая может быть использована как исходные данные для формирования системы. Все это достигается посредством анализа и моделирования. При выполнении анализа и моделирование процесса, было достигнуто разделение задач, которые в предпроектном состоянии упрощали для последующей деятельности по проектированию и реализации. Разграничены проблемы, которые должны быть решены, и решения, которые должны быть приняты для того, чтобы справиться с ними.
Созданная модель может быть в дальнейшем использована при информационном обследовании завода на предпроектной стадии при внедрении корпоративной информационной системы.