ВВЕДЕНИЕ
Конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды организаций, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования организации на рынке.
Конкуренты - это субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности (что и влечет за собой необходимость их изучения). Конкурирующими фирмами называются фирмы, имеющие полностью или частично совпадающую фундаментальную нишу. Под фундаментальной рыночной нишей здесь понимается совокупность сегментов рынка, для которых подходят товар и (или) услуга, производимые данной фирмой.
Актуальность исследуемой проблемы для Республики Беларусь состоит в том, что наличие конкурирующих фирм порождает такое явление в экономике как конкуренция.
Конкуренция ведет к лучшему использованию способностей и знаний. Конкуренция является одной из движущих сил развития экономической системы. Под конкуренцией понимается конфликт между хозяйствующими субъектами по поводу достижения пересекающихся целей. Конкуренция существует там, где несколько предприятий претендуют на обладание одними и теми же ресурсами или использование одних и тех же рыночных возможностей.
Конкуренция требует рационального поведения в условиях пребывания на рынке и стимулирует рациональность. Она усиливает эффективность, меняет привычки, призывает к большей внимательности.
Конкуренция является важной движущей силой развития экономики, поскольку она сама и каждая из форм ее движения (конкуренция между товаропроизводителями и конкуренция между потребителями) пронизаны внутренними противоречиями. Она действует во всех сферах общественного воспроизводства.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ДИНАМИЧНЫХ РЫНКАХ
1.1 Конкуренция на динамичных рынках
В настоящее время во многих отраслях стремительно меняются технологии, сокращается жизненный цикл товара, появляются новые мощные конкуренты, соперники предпринимают активные конкурентные действия (в том числе слияния и поглощения для укрепления конкурентной позиции или захвата лидерства), требования потребителей к товару растут – и все это одновременно. Из-за большого объема информации обобщить и проанализировать его достаточно сложно. Высокая динамичность характеризует отрасли компьютерного аппаратного и программного обеспечения, видеоигр, сетевых и беспроводных коммуникаций, медицинского оборудования, медикаментов и другие, в которых сильно влияние электронных технологий.
В изменчивой рыночной среде компания должна научиться управлять переменами. Для этого существует три варианта стратегии [25, с.4-5]:
Реагирование на изменения. В ответ на предложение конкурентом нового товара компания может предложить собственную, улучшенную модель этого товара, в ответ на резкое изменение потребительских вкусов и спроса – разработать новый дизайн своего товара и упаковки или перенести акцент в рекламе товара на другие потребительские свойства. Такая реакция представляет собой вариант оборонительной стратегии и не способствует созданию новых конкурентных возможностей, однако, это необходимый инструмент в арсенале конкурентных действий; Прогнозирование изменений предполагает анализ ситуации и подготовку к возможным вариантам развития событий. Для этого необходимо изучать поведение, запросы и ожидания покупателей и разрабатывать соответствующие модели товара и каналы распространения. Как и реагирование на изменения рынка, прогнозирование – вариант оборонительной стратегии, ведь развитие рынка определяют другие компании; Управление изменениями рынка означает инициирование компанией таких конкурентных действий, на которые остальные компании вынуждены реагировать, – таким образом, это вариант наступательной стратегии для захвата лидерства в отрасли. Следуя этой стратегии, компания первой выводит на рынок новые товары или услуги, сохраняет технологическое лидерство, раньше конкурентов выводит на рынок модели нового поколения и предлагает товары и услуги, формирующие потребительские предпочтения и ожидания.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДИНАМИЧНЫХ РЫНКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1 Краткая характеристика динамичных рынков Республики Беларусь
Важнейшим и определяющим элементом новой экономики (экономики знаний) является сектор услуг на основе современных информационно–телекоммуникационных технологий (ИКТ), одним из сегментов которого является электронная торговля, в том числе и электронная торговля услугами [2]. В общем виде под электронной торговлей услугами, по мнению авторов, понимается электронная торговля цифровым контентом, т. е. предоставление услуг по доступу к информационным ресурсам или приобретению товаров, представленных в цифровой форме, а также оказанием деловых и иного вида услуг в электронной форме.
В понятие цифрового контента сегодня входят такие виды продукции, как:
– программное обеспечение (самый большой процент платных услуг);
– музыка, игры, пресса, книги;
– видео (самая малая доля), так как только получает распространение в качестве платно скачиваемых данных [37].
В цифровой контент входят также услуги общения (социальные сети). При этом различают понятия «тяжелого» (видео, кино, клипов, ТВ) и «легкого» (без видео и ТВ) цифрового контента. Отдельным и быстрорастущим сегментом цифровых услуг являются высокоинтеллектуальные деловые услуги, в состав которых входят маркетинг, аналитика, стандартизованная часть услуг по бухгалтерскому учету, налогообложению, страхованию, финансам и т.д. Быстрорастущим сегментом цифровых услуг являются также продажа билетов, заказ туристических туров и гостиниц, оплата штрафов [19, c. 147].
На сегодняшний день успешное функционирование в условиях новой экономики – один из приоритетов экономического развития Республики Беларусь. Общенациональный вектор информационного развития подтверждается мировыми тенденциями. Доля ИКТ в ВВП Беларуси несколько отстает от соответствующих показателей других стран.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенных исследований позволяют сделать следующие выводы и предложения.
Важнейшим элементом экономики знаний)является сектор услуг на основе современных информационно–телекоммуникационных технологий (ИКТ), одним из сегментов которого является электронная торговля. Под электронной торговлей услугами понимается электронная торговля цифровым контентом, т. е. предоставление услуг по доступу к информационным ресурсам или приобретению товаров, представленных в цифровой форме, а также оказанием деловых и иного вида услуг в электронной форме.
Объем производства IT‐услуг организациями Республики Беларуси превысил по итогам 2015 года 1 млрд. долл. США (темп роста составил 114%). CAGR за последние 5 лет составляет около 30%.
С каждым годом в Республике Беларусь растет объем производства IT-продукции. Так, в 2009 году объем производства составлял 319 млн. долл, а в 2015 году – 1120 млн. долл., то есть вырос на 801 млн. долл.
Среднесписочная численность IT-специалистов с каждым годом возрастает. В 2010 году она составила 20416 чел., а в 2015 году – 36000 чел., то есть выросла на 15584 чел. Эта тенденция является положительной.
Наибольшую долю в структуре IT-специалистов занимают специалисты, занимающиеся разработкой программного обеспечения и консультирования этой области – 87%. 8% занимают специалисты, работающие в области деятельности, связанной с базами данных. 3% общей численности IT-специалистов занимают специалисты, занимающиеся обработкой данных. Самое маленькое количество специалистов – 2% - занимаются изданием программного обеспечения. Рынок труда в IT‐секторе характеризуется высоким спросом на специалистов.
Наибольшее количество IT-товаров применяются в IT-сфере (69%), 42% товаров применяются в торговле, СМИ и энергетике, 39% товаров применяются в научной сфере, 37 и 36% применяются в строительстве и банковском секторе соответственно. 29% товаров применяют в сельском хозяйстве, 28% - в здравоохранении и промышленности, 22% - в сфере игр, 17% - в государственном управлении, 13% - в транспорте, 11% - в прочих сферах. Итак, мы можем видеть, что выпускаемые IT-товары используются повсеместно во всех сферах деятельности.
1. Андреева, О. Технология бизнеса: Маркетинг / О. Андреева. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 156 с.
2. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. – М.: Экономика, 2004. – 541 с.
3. Бухалков, М.И. Внутрифирменное планирование / М. И. Бухалков. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 392 с.
4. Бухалков, М.И. Планирование на предприятии / М. И. Бухалков. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 416 с.
5. Бунеева, Л.И. Коммерческая деятельность. Организация и управление / Л.И. Бунеева. – М.: Феникс, 2010. – 365 с.
6. Багиев, Г.Л. Маркетинг / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич. – СПб.: Питер, 2012. – 576 с.
7. Балабанов, И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта / И.Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 208 с.
8. Балаева, О.Н. Управление организациями сферы услуг / О.Н. Балаева, М.Д. Предводителева. – М.: Высшая Школа Экономики, 2010. – 160 с.
9. Виханский, О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: «Магистр», 2011. – 576 с.
10. Галицкий, Е.Б. Маркетинговые исследования. Теория и практика / Е.Б. Галицкий, Е.Г. Галицкая. – М.: Юрайт, 2014. – 570 с.
11. Герасимов, Б.И. Маркетинговые исследования рынка / Б.И. Герасимов, Н.Н. Мозгов. – М.: Форум, 2011. – 336 с.
12. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования / Е.П. Голубков. – М.: ФинПресс, 2011. – 416 с.
13. Грузинов, В.П. Экономика организаций (предприятий) / В.П. Грузинов, В.Д. Грибов. – М.: КноРус, 2014. – 408 с.
14. Ефимова, О.В. Финансовый анализ / О.В. Ефимова. – М.: Омега-Л, 2013. – 349 с.
15. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент / А. Т. Зуб. – М.: Юрайт, 2013. – 376 с.
16. Коротков, А.В. Маркетинговые исследования / А.В. Коротков. – М.: Юрайт, 2013. – 608 с.
17. Котлер, Ф. Маркетинг от А до Я. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 211 с.
18. Памбухчиянц, О.В. Организация и технология коммерческой деятельности / О.В. Памбухчиянц. – М.: Дашков и К, 2009. – 640 с.
19. Паньшин, Б.Н. Электронная торговля: теория и практика : курс лекций / Б.Н. Паньшин. – Минск : БГУ, 2009. – 383 с.
20. Половцева, Ф.П. Коммерческая деятельность / Ф.П. Половцева. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 224 с.
21. Румянцева, З.П. Общее управление организацией. Теория и практика / З.П. Румянцева. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 304 с.
22. Симкин, Л. Практическое руководство по сегментированию рынка / Л. Симкин, С. Дибб. – М.: Питер. – 240 с.
23. Стрекалова, Н.Д. Бизнес-планирование / Н.Д. Стрекалова. – СПб.: Питер, 2012. – 352 с.
24. Тюрин, Д.В. Маркетинговые исследования / Д.В. Тюрин. – М.: Юрайт, 2013. – 352 с.
25. Цевелев, В.В. Основы менеджмента / В.В. Цевелев, Ю.И. Молотков. – 2-ое изд., доп. – Новосибирск: СГУПС, 2009. – 292 с.
26. Извеков, А.Н. Оптимальный рынок продукции: стратегия, структура и механизм управления / А.Н. Извеков // Достижения науки и техники. – 2011. – №2. – С. 41-44.
27. Лавриченко, О.В. Алгоритм практической реализации инновационной стратегии, обеспечивающей устойчивое развитие предприятия / О.В. Лавриченко. // Креативная экономика. – 2012. – № 8 (68). – С. 68-73.
28. Маслова, М.С. Электронная торговля услугами как фактор развития экспорта / М.С. Маслова // Управление информационными ресурсами: материалы XI Междунар. науч.–практ. конф., Минск, 12 дек. 2014 г. / Акад. Упр. При Президенте Республики Беларусь – Минск : Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2014. – С. 72–73.
29. Национальная стратегия устойчивого социально–экономического развития Республики Беларусь до 2030 года (НСУР–2030). – 2014. – С. 83–84.
30. Паньшин, Б.Н. Развитие рынка услуг электронной торговли / Паньшин Б.Н. // Наука и инновации. – 2013. №11 (128). – С. 8–11.
31. Рудый, К. Электронная экономика государства / К. Рудый // Банковский вестник. – Май 2013. – С. 33– 38.
32. Рылько, Д. Проблемы и противоречия сбытовой политики / Д. Рылько. // Мировая экономика и международные отношения. – 2012. – №8. – С. 47-53.
33. 70% трудоспособных минчан работают в сфере услуг [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://finance.tut.by/news439892.html – Дата доступа : 30.11.2016.
34. Беларусь в цифрах 2016 – статистический сборник – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://belstat.gov.by/ – Дата доступа : 30.11.2016.
35. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.by. – Дата доступа: 30.11.2016.
36. Основные тренды рынка интернет–рекламы Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://marketing.by/analitika/osnovnye–trendy–rynka–internet–reklamy–belarusi–ot–vi–minsk/. – Дата доступа : 01.12.2016.
37. Орчаков, О.А. Теория организации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook031/book/index/index.html?go=part-013*page.htm. – Дата доступа: 01.12.2016.
38. Ременников, В.Б. Управленческие решения: учеб. пособие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook167/book/index/index.html?go=part-010*page.htm. – Дата доступа: 01.12.2016.