ВВЕДЕНИЕ
1 РОЛЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1 Внешнеторговые организации, их сущность и содержание
1.2 Процедуры и техника подготовки внешнеторговой сделки между контрагентом
1.3 Создание, методы и средства регулирования внешнеторговых операций
2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ООО «РУБИКОН»
2.1 Краткая характеристика деятельности организации
2.2 Анализ структурного положения отдела ВЭС
2.3 Анализ рынков сбыта ООО «Рубикон» и реализации продукции на внешнем рынке
2.3.1 Анализ экспортной стратегии промышленного комплекса Республики Беларусь
2.3.2 Анализ экспортно-импортных операций ООО «Рубикон»
2.4 Анализ зарубежных конкурентов и уровня конкурентоспособности продукции на внешнем рынке
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ООО «РУБИКОН»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Управление внешнеэкономическими связями любого современного государства является в определенном смысле составной частью всемирного хозяйства и международных экономических отношений. В современных условиях Республики Беларусь развитию внешнеэкономической деятельности принадлежит большая роль в коренном преобразовании нашей экономики. Это подтверждается фактом, что экспорт белорусской продукции дает возможность увеличить количество рабочих мест, развивать производство и его материальную базу. Следовательно, управление внешнеэкономической деятельностью необходимо рассматривать в качестве существенного фактора повышения эффективности хозяйственной деятельности как ни уровне отдельных предпринимательских структур, так и в масштабах страны.
Для достижения целей ВЭД предприятия в условиях нарастающей конкуренции и интернационализации рынков и капиталов необходимо выделять стратегический уровень управления деятельностью, который затрагивает вопросы, связанные с определением возможности и формы выхода на зарубежные рынки, выбор целевых сегментов, способы проникновения на них, понимания требований целевых аудиторий других регионов мира и т.д. В данном контексте усиливается значение международного маркетинга, недооценка преимуществ которого может стоить предприятию от снижения экономического роста до прекращения ведения ВЭД.
Несмотря на многочисленные исследования теории и практики ВЭД современных предприятий, инструментов и факторов ее определяющих в рамках стратегических направлений деятельности, вместе с тем не нашла широкого применения в трудах отечественных ученых проблематика международного маркетинга во ВЭД предприятий – от теоретического обоснования роли маркетинга как функции управления в стимулировании ВЭД до создания конкретных методических и практических рекомендаций в направлении разработки и реализации маркетинговой стратегии развития предприятия –
1 РОЛЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1 Внешнеторговые организации, их сущность и содержание
Внешнеторговые организации — юридически и хозяйственно самостоятельные организации, занимающиеся экспортом и импортом продукции и услуг. Они могут быть государственными, коммерческими, осуществляющими операции во внешней торговле по поручению производственно–хозяйственных организаций; могут создаваться на базе крупных компаний, которые являются основным производителем определенного вида продукции. В условиях рыночной экономики типичными являются коммерческие внешнеторговые организации. Их основными задачами являются: осуществление экспортно–импортных сделок и организация экспортно–импортных поставок продукции; изучение рынков и поиск продукции для импорта в страну или для конкретных потребителей; реклама продукции, изучение возможных рынков ее сбыта; организация сервиса потребителей экспортируемой и импортируемой продукции. Коммерческие внешнеторговые организации часто занимаются посреднической деятельностью.
Таким образом, сущность внешнеторговой организации заключается в ведении внешнеэкономической деятельности как средства для получения и максимизации прибыли.
Понятие внешнеэкономической деятельности появилось с началом реформирования отдельных форм международных экономических отношений, в частности децентрализации и либерализации внешнеторговых связей.
В результате произошла переориентация приоритетов в международных экономических отношениях, а именно переход от межгосударственных (межправительственных) внешнеэкономических связей к внешнеэкономической деятельности на уровне субъектов хозяйствования.
2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ООО «РУБИКОН»
2.1 Краткая характеристика деятельности организации
ООО «Рубикон» – динамично развивающаяся фармацевтическая организация, начавшее производственную деятельность в 2010 году. Миссия организации – разработка и производство современных лекарственных средств, удовлетворяющих всем требованиям эффективности и безопасности.
Общество с ограниченной ответственностью «Рубикон», создано в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах».
Общество создано на неопределенный срок на принципах хозяйственной самостоятельности по соглашению между участниками.
Учредительный договор о создании общества, именуемый в дальнейшем «Договор», заключен двадцатого августа 2008 г., является новой редакцией Учредительного договора Общества с ограниченной ответственностью «Рубикон» от 20.06.2007 г.
Место нахождения организации: Республика Беларусь, г. Витебск, ул. М. Горького, 62 Б. Основным экономическим видом деятельности является производство лекарственных средств.
Организация располагает современной производственной базой, научно–исследовательской лабораторией, подготовленным и организованным коллективом специалистов.
Производство осуществляется по полному циклу от контроля поступающей субстанции до конечного продукта. Производство аттестовано и осуществляется по нормам и стандартам GMP и оснащено технологическим оборудованием ведущих мировых фирм («Fette», «Huttlin», «Cosmec», «Dibir», «Bonapace»).
Научно–исследовательская лаборатория оснащена лабораторным
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ООО «РУБИКОН»
Проведенный анализ управленческой деятельности ООО «Рубикон» в области внешнеэкономической деятельности показал, что объем экспортной продукции снижается в 2015 г., что связано со снижением конкурентоспособности предприятия на внешнем рынке. Среди белорусских предприятий ООО «Рубикон» имеет сравнительно невысокий экспертный потенциал в первую очередь из–за отсутствия собственной товаропроводящей сети, а также из–за отсутствия эффективной рекламной кампании, которая необходима для увеличения узнаваемости бренда, что крайне необходимо для продукции фармацевтического производства.
Распределение товаров, произведенных в ООО «Рубикон» распространяется на точки розничной продажи по Республике Беларусь, а также экспортируется. Для промышленного предприятия наиболее выгодными являются прямые хозяйственные связи, когда связующим звеном между потребителем и предприятием выступает только розничная сеть магазинов, т.к. это уменьшает затраты, связанные с распределением товаров. Однако для эффективной экспортной деятельности необходимо взаимодействие с посредниками (дилерами).
Для промышленного предприятия, такого как ООО «Рубикон», главным является эффективное расширение рынков сбыта, связанное с увеличением выручки от реализации при минимизации затрат.
Для достижения поставленных целей предприятию необходимо выбрать – создавать на новых рынках дилерскую сеть или осуществлять продажу через оптово–розничного дистрибьютора.
Хорошо налаженная дилерская сеть может дать следующие выгоды:
– объемы поставок в конкретную страну при использовании дилеров могут возрасти на 200 – 300 %;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе описаны теоретически основы управления внешнеэкономической деятельностью в сфере экспорта, охарактеризованы достоинства и недоставки увеличения экспортного потенциала на предприятии, а также описана необходимость расширения доли экспортного рынка. Информационной базой исследования выступили статистические и оперативные данные ООО «Рубикон». На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
– объем производства увеличился на 19,8%, т.е. на 24285 млн р. по сравнению с 2014 годом, а также увеличился объем и в натуральном выражении на 111,13%, т.е. на 1538 тыс. уп., что говорит о наличии постоянного спроса на продукцию ООО «Рубикон»;
– выручка от реализации увеличилась в 2015 году на 11,57%, т.е. на 17096 млн р. по сравнению с 2014 г.;
– в 2015 году производительность труда увеличилась на 11,08%, т.е. на 71,13 млн р. по сравнению с 2014 годом, что связано с опережающими темпами роста объема производства продукции (работ, услуг) (119,8%) над темпами роста численности работников в 2015 году (107,85%);
– затраты на рубль произведенной продукции составили в 2014 году 1,12 р., а в 2015 году – 0,98 р., т.е. снизились на 11,96% по сравнению с 2014 годом, что привело к увеличению полученной прибыли от реализации;
– рентабельность продукции в 2014 году составила 7,89%, в 2015 году – 14,13%, т.е. на 6,24 п. п. больше, чем в 2014 году, что связано с опережающими темпами роста прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг (117,91%) над темпами роста себестоимости реализованной продукции (105,48%);
– с организационной точки зрения ООО «Рубикон» имеет все предпосылки для эффективного развития экспортной деятельнсоти: два отдела продаж, разделенных по виду продукции, а также отдел внешне–экономических
1 Алексеев, И.С. Управление внешнеэкономической деятельностью / И.С. Алексеев. – М.: Сокол, 2011. – 304 с.
2 Алехнович, А. Внешнеэкономическая деятельность: с чего начать? / А. Алехнович //Таможня и ВЭД. – 2012 . – №3. – с. 50
3 Афенкина, Е. М. Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия / Е. М. Афенкина // Молодой ученый. — 2015. — №8.2. — С. 9–11.
4 Верба, Е.В. Финансы внешнеэкономической деятельности: учеб. Пособие / Е.В. Верба. – М.: БГЭУ, 2008. – 458 с.
5 Войчиков А.Д. Внешнеэкономическая деятельность: учеб. Пособие / А.Д. Войчихов. –Мн.: ОДО «Равнодействие», 2009. – 176 с.
6 Воробьев, И. П. Экономика и управление организацией (предприятием): учеб. пособие / И. П. Воробьев, Е. И. Сидорова. – Минск: Издатель Квилория В. Т., 2015. – 371 с.
7 Воробьев, Л. А. Менеджмент организации : учеб. пособие для вузов / Л. А. Воробьев. – Мн. : Дизайн ПРО, 2009. – 288 с.
8 Гоман, Н.Ф., Основы внешнеэкономической деятельности / Н.Ф. Гоман, Г.А. Маховикова. – Спб.: Питер, 2010. – 208 с.
9 Друкер, П. Менеджмент.: Пер. с англ. / Друкер, Питер, Ф., Макьярелло, Джозеф А. – М.: ООО "И.Д. Вильяме", 2010. – 704 с.
10 Дубков, С. В. Совокупность ресурсов и возможностей: экономический потенциал в контексте обеспечения устойчивости финансово–хозяйственной деятельности предприятий / С. Дубков // Беларуская думка. – 2015. – № 9. — С. 66–69.
11 Концепция Программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 г.: Постановление Совета Министров Республики Беларусь 5 июля 2012 г. № 622 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 300 (Электронный ресурс) / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
12 Кочетов, Э.Г. Ориентиры внешнеэкономической деятельности / Э. Г. Кочетов. – М.: Дело, 2011. – 345 с.
13 Миролюбова, Т.В. Основы внешнеэкономической деятельности предприятий / Т.В. Миролюбова. – М.: Тонус, 2010. – 412 с.
14 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.belstat.gov.by. – Дата доступа: 10.11.2016.
15 Попов, С.П. ВЭД фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга: уч.пособие / С.П. Попов.– М.: Ось–89, 2009. –176 с.
16 Прокушев, Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учебник / Е.Ф. Прокушев. – 8–е изд. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 500 с.
17 Прокушев, Е.Ф. ВЭД: Инкотермс 2000 / Е.Ф. Прокушев. – 5–е изд., перераб. и доп. –М.: Дашков и К, 2010. – 307 с.
18 Пыко В.Т. Внешняя среда предприятия и её учет в производственной деятельности // Вестнiк БДЭУ. – 2014. – №3. – С.25
19 Савицкая, Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. – М.: ИНФРА–М, 2016. – 607 c.
20 Семенов, А. К. Основы менеджмента: Учебник / А.К. Семенова, В. И. Набоков. – 5–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско–торговая корпорация «Дашков и К°». – 556 с.
21 Сборник Промышленность 2016: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск: Белстат, 2016. – 246 с.
22 Толпегина, О.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник для бакалавров / О.А. Толпегина, Н.А. Толпегина. – М.: Юрайт, 2014. – 672 c.
23 Турбан, Г.В. Внешнеэкономическая деятельность / Г.В. турбан. – Мн.: Вышэйшая школа, 2010. – 211 с.
24 Фокина, Д.А. Факторы формирования экспортного потенциала машиностроительного предприятия / Д.А. Фокина // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 10–13.
25 Цыпленкова, М.В. Основы менеджмента: учебное пособие/ Цыпленкова М. В., Моисеенко И. В. – М.:Академия Естествознания, 2014. – 402 с.