ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Виды детской изобразительной деятельности
1.2. Роль наглядности в воспитании дошкольника
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Методика использования наглядных методов в обучении изобразительной деятельности дошкольников
2.2. Фрагменты занятий с использованием наглядных методов обучения в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Чем более разнообразна деятельность ребенка, тем успешнее развитие ребенка, реализуются потенциальные возможности и первые проявления творчества. Благодаря творчеству дети открывают новые грани своих способностей, развивают внимание, логику, воображение, двигательные навыки рук. Занятия по изобразительному искусству, помимо выполнения образовательных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, моделированию, аппликации и конструированию способствует умственному, моральному, эстетическому и физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность тесно связана со знанием окружающей жизни. Вначале это прямое знакомство со свойствами материалов (бумага, карандаши, краски, глина и т. д.), получение знаний о связи действий с полученным результатом. В процессе рисования, моделирования, проектирования формируются такие важные личностные качества, как активность, независимость, инициативность, которые являются основными составляющими творческой деятельности. Ребенок учится быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять независимость и инициативу в размышлении над содержанием, выборе материалов, использовании различных средств художественной выразительности. Не менее важным является воспитание целеустремленности в работе, способность довести ее до конца. Творческая деятельность помогает увидеть ребенка с новой точки зрения, учит быть оригинальным и свободным от стереотипов мышления.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Виды детской изобразительной деятельности
Основными принципами общения между педагогом и детьми являются безусловная любовь к ребенку и его обязательное поощрение, независимо от результата. Высокие требования и ожидание быстрого успеха могут вызвать у маленького художника лишь негативную реакцию и нежелание делать то, что он вынужден делать. Самым ценным является участие ребенка в творчестве.
Исходя из концепции художественного воспитания, занятия изобразительной деятельностью можно рассматривать как особый тип занятия, структура которого, элементы движения обучения и воспитания должны подчиняться законам особой формы социальной деятельности – законам искусства. Современное занятие изобразительным искусством в детском саду – это урок-образ, созидателями которого являются воспитатель и воспитанники [3, с. 12].
В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных (дидактических) методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.
Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Рисование, лепка, аппликация и конструирование – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности [2, с. 22].
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Методика использования наглядных методов в обучении изобразительной деятельности дошкольников
Главными в обучении изобразительной деятельности являются наглядные методы:
1. Наблюдение
2. Обследование (рассматривание)
3. Рассматривание изображений
4. Образец
5. Показ способа изображения [2, с. 21].
Рассмотрим особенности применения основных наглядных методов в работе с дошкольниками.
1) Наблюдение - наглядный метод обучения, формирующий яркое «живое» представление об окружающем мире. Наблюдение – это целенаправленное восприятие реального мира, предмета или явления в естественном окружении с целью формирования представления ребенка об изображаемом предмете (явлении), которое служит основой для последующего изображения. В изодеятельности, имеющей сенсорные основы, наблюдение - одно из основных ориентировочных действий. Метод наблюдения направлен на формирование этого действия - формирование представления об изображаемом предмете, явлении, которое служит основой для применения всех других методов и приёмов обучения.
Наблюдение формирует одного из важнейших качеств личности, характеризующих её познавательную сферу - наблюдательность. Именно эта характеристика личности позволяет человеку самостоятельно приобретать новые знания, дает основу для рассуждений, умозаключений.
Методика организации и проведения наблюдения с детьми предполагает необходимость выбора места и времени в соответствии с задачами наблюдения, разнообразие вопросов, активизирующих познавательную деятельность детей, обогащение наблюдения другими приемами: рассказ, пояснение, художественное слово, игровые моменты, элементы обследования и т.п.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Изобразительная деятельность является одним из самых интересных для дошкольников. На всех этапах рисования активно проявляется когнитивная, эмоциональная, морально-волевая сфера личности, поэтому ребенок развивается в едином творческом процессе. Рисунок как способ активного, творческого, эффективного и заботливого осознания мира и его отношения к нему, оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника. На всех этапах рисования активно проявляется когнитивная, эмоциональная, морально-волевая сфера личности, что означает, что личность развивается в едином творческом процессе.
Принцип наглядности – один из основных дидактических принципов. В соответствии с этим принципом обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых дошкольниками. Средства наглядности помогают решить такие задачи, как мобилизация психической активности дошкольников; введение новизны в воспитательный процесс; повышение интереса к занятию; увеличение возможности непроизвольного запоминания материала; расширение объема усваиваемого материала; выделение главного в материале и его систематизация.
Главными в обучении изобразительной деятельности являются такие наглядные методы, как наблюдение, обследование (рассматривание), рассматривание изображений, образец, показ способа изображения.
1. Волков, К.Н. Психологи о педагогических проблемах : кн. для учителя / К.Н. Волков ; под ред. А. А. Бодалева. – М. : Просвещение, 1981. – 128 с.
2. Горбатова, Е. В. Художественное развитие детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. В. Горбатова. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2012. – 72 с.
3. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. – М. : АСТ, 1999. – 220 с.
4. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду / Г.Н. Давыдова. – М. : Скрипторий 2003, 2007. – 80 с.
5. Денисов, Д.Е. Дидактические принципы применения средств обучения / Д.Е. Денисов, В.М. Казанский. – К. : Вища школа, 1982. – 52 с.
6. Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина. - М. : Сфера, 2004. - 128 с.
7. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т. Г. Казакова. М: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 255 с.
8. Казакова, Т.Г. Детское изобразительное творчество / Т.Г. Казакова. – М. : Карапуз-Дидактика, 2006. – 192 с.
9. Ковальская, Е. Г. Методические указания к альбому «Декоративное рисование в детском саду» / Е.Г. Ковальская. – М. : Просвещение, 1964. – 36 с.
10. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т.С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 192 с.
11. Николаева, Е. И. Психология детского творчества / Е. И. Николаева. - СПб.: Речь, 2006. - 220 с.
12. Погодина, С. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учеб, пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. В. Погодина. – М. : Академия, 2014. – 352 с.
13. Почукаева, В. В. Системный подход в освоении методов и приемов декоративного рисования детьми дошкольного возраста на основе традиций Владимирского края / В. В. Почукаева. – Владимир : б. и., 1995. – 58 с.
14. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – м. : Просвещение, 1982. – 208 с.
15. Силивон, В. А. Когда ребенок рисует : кн. для воспитателей дет. садов / В. А. Силивон. – Минск : Нар. асвета, 1990. – 71 с.
16. Силивон, В.А. Как рассматривать иллюстрации: пособие для педагогов дошкольных учреждений / В.А. Силивон. – 3–е изд., испр. и доп. – Мозырь: ООО ИД "Белый Ветер", 2008. – 62 с.
17. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений ; под ред.Т.И. Ерофеевой. – 2-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2000. – 320 с.
18. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В.И. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – 2.-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1985. – 320 с.
19. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В.И. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – 2.-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1985. – 320 с.
20. Теория и методика руководства изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста : учеб.-метод. комплекс для студ. высш. учеб. завед., обучающихся по специальности 1-010101 «Дошкольное образование», 1-010107 «Дошкольное образование. Социальная педагогика»/ авт.-сост. Н.Ю. Ясева. – Могилев : УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2011. – 88 с.
21. Уатт, Ф. Как научиться рисовать / Пер. с англ. М. Д. Лахути. - М.: ООО «Росмэн-Издат», 2000. - 96 с.
22. Учебная программа дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=W21226635p&p1=1. – Дата доступа:
23. Ходонович, Л.С. Ребенок. Игра. Творчество / Л.С. Ходонович. – Минск : Акад. последиплом. образования, 2004. – 310 с.
24. Художественное творчество и ребенок / под ред. Н.А. Ветлугиной. – М. : Просвещение, 1972. – 280 с.
25. Цквитария, Т.А. Живопись и музыка как средства создания целостного художественного образа природы / Т.А. Цквитария // Наука и образование: Известия Южного отделения Российской академии образования и Ростовского государственного педагогического университета. – 2005. – № 2. – С. 128-130.
26. Шайдурова Н.В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб. : Детство – Пресс, 2009. – 64 с.