ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ БЕЛОРУСОВ
1.1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.2 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЛОРУСОВ
1.3 НАРОДНЫЕ ИГРЫ БЕЛАРУСИ
1.4 ПРОЦЕСС ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАЦИОНАЛЬНЫМИ КУЛЬТУРНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ ИГР
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ БЕЛОРУСОВ
1.1 Особенности развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста
Особенности старшего дошкольного возраста характеризуется тем, что возраст детей от 5 до 7 лет является периодом интенсивного формирования личности во всех сферах: повышения интеллекта, выработка нравственных черт, проявление характера, силы воли, умение управлять эмоциями, физической подготовленности. Именно в это время проявляются совершенно новые, индивидуальные качества, растут потребности детей в получении все новых знаний, навыков и умений. Сама природа, как будто подсказывает, что пора переходить к активному образовательному процессу, который бы со всех сторон охватывал совершенствование личности, вырабатывал возрастные особенности и различные индивидуальные черты характера у ребенка старшего дошкольного возраста.
Особенности самой деятельности детей дошкольного возраста, равно как и стремление к всестороннему совершенствованию, характеризуются ярким проявлением все новых потребностей. Дети группы старших дошкольных лет стремятся расширить знания о тех предметах или явлениях, которые они лично не наблюдали. Вот на этом этапе их начинает волновать взаимосвязь, которая существует во взаимоотношениях между тем, что они наблюдают. То, насколько глубоко они проникают в изучение данной взаимосвязи, и является определяющей, насколько активно и целенаправленно происходит гармоничное формирование личности [6].
Следующий фактор, который является наиболее важным этапом перехода ребенка группу старшего дошкольного возраста, — осознание собственного старшинства над другими малышами в группе и саду в целом.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Цель, задачи и методы исследования
Цель исследования: изучить возможность применения народных игр в практике работы воспитателя дошкольной организации.
Задачи работы: дать характеристику детей дошкольного возраста; познайомиться с понятиями: игра, народная игра, с историей возникновения народних игр; рассмотреть классификацию народних игр; определить важность детских народных игр.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что народные игры окажут положительное влияние на знакомство детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой Беларуси.
Методы исследования:
- теоретические (теоретический анализ, теоретический синтез, работа с литературой, цитирование, составление библиографии, конспектирование);
- эмпирические (педагогический эксперимент: констатирующий этап;
- математические.
2.2 Организация исследования
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе осуществлялось изучение научной и педагогической литературы по воспитанию дошкольников с использованием народных игр. Разработка критериев мониторинга. Выработка методов исследования, планирование и подготовка экспериментальной работы.
На втором этапе был осуществлен основной этап работы. Проводился эксперимент, проведён мониторинг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игра ребенка - это смысл его жизни в дошкольном возрасте. Это возможность для получения первых достижений и успехов, успокоения и мечтаний. На первый план выходят желания, стремления, чувства, мысли и потребности ребенка в активных действиях в среде, в которой он живет.
Игра удовлетворяет биологические и психологические потребности детей и способствует их умственному, эмоциональному, социальному и нравственному развитию. Различные роли в играх, хотя и являются продуктом детской фантазии, позволяют ребенку получить личный опыт хорошего и плохого, о том, что положительно, а что нет в поведении. Игры являются важной формой развлечений для детей и взрослых, посредством которых дети организуются самостоятельно и имеют особое образовательное значение. Они являются мощным инструментом для обучения, потому что с помощью игр дети получают знания, обогащают свой опыт и развивают навыки и привычки.
Использование народных игр имеет большое значение для воспитания подрастающего поколения.
Сохранение народных традиций с помощью игр необходимо для сохранения нашей нации, молодого поколения и наших потомков, их воспитания, основанного на проверенных и сохраненных традиционных культурных ценностях. Традиционные народные игры являются сокровищем, которое мы должны беречь и хранить.
Они являются мощным инструментом для образования, потому что через них дети могут приобретать знания, культурный опыт, развивать привычки и навыки.
Через народные традиционные игры дети осознают свою потребность в культуре, приобретают некоторые важные переживания, развивают и испытывают эмоции, получают новые впечатления. Начинают понимать, что делает их счастливыми или несчастными, активизируют все свои чувства.
1. Авдеева, Ю.В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет / Ю.В. Авдеева. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 64 c.
2. Адидова, Л. Ролевая игра в раннем возрасте / Л. Адилова // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 11. – С. 54-57.
3. Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей / А. Д. Андреева // Журнал практического психолога. – 2008 - № 5. – С. 101—114.
4. Беларуская культура ва ўмовах глабалiзацыi : у 2 т. / Коллект. автор, старшыня рэдкал. М. А. Мажэйка. - Мiнск : БДУКМ, 2011. - Т.1 .- 406 с
5. Беларускія гульні ў дзіцячым садзе/ склад.:З.І. Ермакова, В.М. Шабека. Мінск, 1987.
6. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства : учеб. пособие / В. Н. Белкина – Ярославль : ЯГПУ, 1998. – 249 с.
7. Белорусские народные танцы, хороводы, гульни. / состав. В. С. Семеняков. - Мн., 1989.
8. В.Н.Шебеко, Д.С. Абрамчук, А.И. Кумпан Содержание и методика использования белорусских народных игр в физическом воспитании детей дошкольного возраста (в рамках проекта бгпу «Белоруссиада»)-76 с.
9. Вахрушева, Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Л.Н. Вахрушева. - М.: Форум, 2012. - 192 c.
10. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. - № 6. – С. 62-76.
11. Гульневы падворак / пад рэд. Л.І. Жук. Мінск, 2001.
12. Гульні, ігрышчы, забавы / Ред.кал.: А.С. Федосик и др. - Мн.: Бел. наука, 2003.
13. Детские подвижные игры народов СССР : пособ. для воспитателя дет. сада / Сост. А.В. Кенеман ; под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
14. Дубініна Д.М.Родная прырода ў вуснай народнай творчасці / Д.М. Дубініна, А.А. Страха, Д.У. Дубінін. Мінск, 2012
15. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. В 2-х т. Т. 2. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Н.С. Ежкова. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 49 c.
16. Игры и игрушки в жизни детей : пособие для педагогов ДОУ /Под ред. Т. И. Оверчук; сост. Р. А. Горб – М. : ГНОМ и Д, 2006. – 240 с.
17. Луцевич, Л.В. Игра в контексте гендерной социализации. / Л.В. Луцевич. - Мн.: соц. пед. работа, проблемы воспитания, № 1., 2006.
18. Лыч, Л. М. Гiсторыя культуры Беларусi : [вучэбны дапаможнiк для вышэйшых i сярэднiх спецыяльных навучальных устаноу] / Л. М. Лыч, У. І. Навiцкi. - 3-е выд., дап. Мiнск : Современная школа, 2008. - 511 с.
19. Патапенка, Н. Я. Гiсторыя культуры Беларусi : [дапаможнiк для навучальных устаноу, якiя забяспечваюць атрыманне сярэдняй спецыяльнай i прафесiйна-тэхнiчнай адукацыi] / Н. Я. Патапенка, А. В. Перапелкiна. - Мiнск : Издательство Гревцова, 2009. - 207 с.
20. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к белорусской национальной культуре: Сборник методических материалов / сост. Василенко Т.А.,– Гомель: УО «ГОИРО», 2010.
21. Репина, О. К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников / О. К. Репина // Психологическая наука и образование. – 2006. - № 2. – С. 55-69.
22. Солодухина, Т. К. Этнокультурное образование: категории, принципы, система / Т. К. Солодухина. –М.: Вестник Москов. гос. ун-та культуры и искусства. –2005. –No2. –С. 89-96