Личностные особенности детей воспитывающихся в детских домах семейного типа Курсовая работа (проект)
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Личностные особенности детей воспитывающихся в детских домах семейного типа»
по дисциплине: «Психология»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Личностные особенности детей воспитывающихся в детских домах семейного типа
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ДОМАХ СЕМЕЙНОГО ТИПА
1.1 ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ПОТЕРЯВШИХ РОДИТЕЛЕЙ
1.2 ПОЛНЫЕ СЕМЬИ И ДЕТСКИЕ ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ДОМАХ СЕМЕЙНОГО ТИПА
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 ОБСУЖДЕНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Республика Беларусь считает своей важнейшей политической, социальной и экономической задачей защиту государством и обществом детства, семьи и материнства. Право ребенка жить и расти в семье соответствует не только обязанности родителей обеспечивать необходимые условия жизни и воспитания, но и обязанность государства обеспечивать условия для реализации этого права и контролировать реализацию их обязанности родителей и лиц, их заменяющих.
Усыновление в Республике Беларусь является приоритетной формой размещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, цель которых - обеспечить детям надлежащее воспитание, жить в благоприятных семейных условиях и защищать их права и законные интересы. Статья 119 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье определяет усыновление как правовой акт, в силу которого между усыновителем и усыновленным ребенком возникают те же права и обязанности, что и между родителями и детьми.
Органы опеки и попечительства, а также другие органы, уполномоченные законодательством Республики Беларусь защищать права и законные интересы детей, должны принять все меры для организации воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи. В то же время дети с учетом своих интересов подлежат льготному размещению в семьях родственников или в семьях граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих на территории государства. Усыновление является наиболее предпочтительной формой семейного размещения для детей, оставшихся без попечения родителей.
Несмотря на заметную стабилизацию процесса социального сиротства, количество детей, ежегодно передаваемых семьям граждан Республики Беларусь на усыновление, существенно не меняется и составляет чуть более 500 человек в год. В то же время 5000 детей воспитываются в детских интернатных учреждениях республики при условии усыновления по правовому статусу, еще 7 000 детей, подлежащих усыновлению, воспитываются в профессиональных замещающих семьях (приемных семьях, детских домах семейного типа).
Цель исследования: изучить личностные особенности детей подросткового возраста, воспитывающихся в детских домах семейного типа.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) изучить особенности детей, воспитывающихся в приемной семье;
3) провести эмпирическое исследование агрессии и самооценки у детей, воспитывающихся в детских домах семейного типа.
ГЛАВА 1 АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ДОМАХ СЕМЕЙНОГО ТИПА
1.1 Особенности детей, потерявших родителей
Ребенок, который потерял своих родителей, нуждается в семейной среде, наполненной любовью, взаимным доверием и уважением для полного развития. Супруги, которые не могут иметь своих детей, имеют много родительских потребностей, которые остаются неудовлетворенными, и многие родительские чувства, которые остаются невыраженными. Поэтому при принятии встречи возникают неудовлетворенные потребности одной и другой стороны, что позволяет им быстро достичь взаимопонимания. Однако жизнь не всегда идет так гладко, как ей снилось: недавно созданный союз детей и родителей, хотя и благородный, очень хрупкий, поэтому для него так необходимы внимание, помощь и психологическая поддержка. В этом есть определенные опасности, о которых должны знать приемные родители, чтобы своевременно предотвратить их.
Опасность приемных родителей связана с наследственными качествами ребенка. Многие из них боятся «плохой наследственности», и всю свою жизнь они пристально следят за поведенческими особенностями приемного ребенка, ища проявления тех «пороков», которыми их биологические родители наградили их. Конечно, невозможно изменить естественный тип нервной системы и превратить слабые способности ребенка в талант, даже с самыми героическими усилиями и неустанными образовательными усилиями приемных родителей. Но это почти все, что образование не может. На все остальное, что связано с личностью ребенка, на него можно успешно повлиять. Множество вредных привычек, которые ребенок приобрел в прежних условиях, особое поведение, которое он пытался уравновесить эмоциональными ограничениями своей жизни, отсутствие практических знаний и навыков дружеского общения с другими людьми - со всем этим целеустремленным, последовательным и любовным Заполненное образование может справиться очень хорошо. Самое важное, что требуется от приемных родителей, - это терпение и готовность оказать необходимую помощь новому члену семьи, вступившему в его жизнь, к которой он не привык вовремя [17, с. 3].
Часто можно встретить мнение, что наиболее сложные проблемы в ситуации формирования нового семейного союза связаны с особенностями поведения детей. Однако практика показывает, что сами родители являются самым слабым звеном в таком союзе. Иногда они чрезмерно взволнованы долгим ожиданием своих предсказаний, которые по какой-то причине не спешат сбываться, поэтому они стараются спешить и «всколыхнуть» ребенка.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ДОМАХ СЕМЕЙНОГО ТИПА
2.1. Организация, методология и методы исследования
С целью изучения личностных особенностей детей, воспитывающихся в детских домах, было проведено эмпирическое исследование.
Цель эмпирического исследования: выявить особенности самооценки и агрессии личности детей, воспитывающихся в ДДСТ.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение самооценкии агрессии подростков путем тестирования;
3) анализ и интерпретация полученных результатов.
Гипотеза исследования: самооценка и агрессия детей, воспитывающихся в полных семьях, и детей, воспитывающихся в детских домах семейного типа, значимо различаются.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.
Для достижения цели были использованы следующие методики:
1. Методика «Самооценка личности» (О.И. Мотков) Методика позволяет изучать общий уровень самооценки позитивного развития личности, самооценку отдельных факторов и качеств личности, а также ее адекватность или неадекватность. Адекватность самооценки – это степень ее соответствия реальной выраженности личностных качеств, проявляющихся в переживаниях и поведении. Это ее реалистичность. Она обусловливается качеством работы особого личностного механизма - внутреннего программиста и регулятора жизнедеятельности. Реализм в самооценке позволяет человеку строить более точные и более выполнимые планы, стремиться к более осуществимым целям и желаниям. Поэтому адекватность самооценки можно считать одним из показателей гармоничности личности.
Обычно адекватность определяется путем соотнесения самооценки реального состояния личности с оценкой этих же качеств у некоей идеальной личности. Возможно и определение реальной выраженности качеств испытуемых с помощью экспертных оценок степени наличия этих качеств со стороны людей, хорошо знающих респондентов.
В представленном здесь варианте [см. приложение Б] методики испытуемому предлагается список из 24 позитивных качеств личности, которые входят, по моему мнению, в характеристику «идеальной» личности (большинство из этих качеств не совпадает с «качествами личности» из списка Б.А. Сосновского, так как некоторые характеристики в его списке не являются, строго говоря, качествами личности, например, «знания», «умения», и, кроме того, предложенные им качества с трудом поддаются классификации).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Семья как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении. В семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприятия ребенка. В процессе воспитания ребенка в семье родительская позиция приобретает особое значение, в том числе такие компоненты, как особенности эмоционального отношения к ребенку, мотивы, ценности и цели родительства, стиль взаимодействия с ребенком , способы решения проблемных ситуаций, социального контроля и поиска в типе семейного воспитания.
Дети попадают в чужую семью по разным причинам. У них может быть разный жизненный опыт, кроме того, у каждого из них есть свои индивидуальные потребности. Однако каждый из них переживает психологическую травму, нанесенную расставанием с родной семьей. Когда детей отдают на воспитание в приемную семью, их разлучают с людьми, которых они знают и которым доверяют, и помещают в совершенно иную, чужую для них обстановку. Привыкание к новому окружению и новым условиям жизни связано с целым рядом трудностей, справиться с которыми ребенку без помощи взрослых практически не по силам. Если ребенок никогда не испытывал никаких привязанностей, он, как правило, никак не реагирует на расставание с родными родителями. И напротив, если у него была сформирована естественная привязанность к членам своей семьи или людям, их заменяющих, он, скорее всего, будет бурно реагировать на то, что его забирают из семьи. Ребенок некоторое время может испытывать настоящее горе, причем каждый переживает его по-своему.
Замещающая семья является одной из форм замещающей заботы или приема: эти два термина используются для обозначения воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Замещающая семейная забота возникла как альтернатива воспитания ребенка в сиротском учреждении. Одной из форм такой семьи является детский дом семейного типа.
Таким образом, результаты изучения самооценки подростков позволили выявить, что в среднем у детей из полных семей уровень самооценки в среднем выше, чем у детей, воспитывающихся в детских домах семейного типа. Данный результат является статистически значимым.
1. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 512 с.
2. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева. – М.: Наука, 2007. – 309 с.
3. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2001. – 336 с.
4. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
5. Гарбузов, В.И. Нервные дети: Советы врача / В.И. Гарбузов. – Л.: Медицина, 2000. – 176 с.
6. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В.А. Никитина. – М.: Просвещение, 2006. – 247 с.
7. Драгунова, Т.В. Психические особенности подростков / Т.В. Драгунова // Возрастная и педагогическая психология. – 2009. – № 1. – С. 305-317.
8. Злобин, Ю. Д. Психологическая коррекция личности / Ю.Д. Злобин. – Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2003. – 245 с.
9. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 141-145.
10. Клейберг, Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков / Ю.А. Клейберг. – Кемерово: Логос, 2006. – 112 с.
11. Клейберг, Ю.А. Социальные нормы и отклонения / Ю.А. Клейберг. – М. : Вита-Пресс, 2007. – 140 с.
12. Кондрашенко, В.П. Девиантное поведение у подростка / В.П. Кондрашенко. – Минск: Беларусь, 2008. – 204 с.
13. Костяшкин, Э.Г. Индивидуальная работа в школе с трудными подростками / Э.Г. Костяшкин. – М.: Просвещение, 2009. – 205 с.
14. Кочетов, А.И. Перевоспитание подростка / А.И. Кочетов. – М.: Наука, 2002. – 220 с.
15. Кочетов, А.И. Работа с трудными детьми / А.И. Кочетов. – М.: Просвещение, 2000. – 160 с.
16. Краткий словарь социального педагога / Сост. Р.С. Димухаметова, Р.А. Литвак. – Кустанай: КНИСП и П, 2008. – 272 с.
17. Крэйхи, Б. Социальная психология агрессии / Б. Крэйхи. – СПб. : Питер : Питер принт, 2003. – 333 с.
18. Кулагина, И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей / И.Ю. Кулагина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 192 с.
19. Ландова, Л.А. Социологическая теория девиантного поведения / Л.А. Ландова // Социально-политический журнал. – 2003. – № 4. – С. 35-42.
20. Левин, К. Психология личности / К. Левин,Т. Дембо, Л. Фестингер, П. Сирс// Уровень притязаний. Тексты. М.: МГУ, 2002.–С. 86-93.
21. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. – Киев: изд-во Логос, 2001. – 439 с.
22. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание / А.Н. Леонтьев //Личность, 2-е изд. М. : Сфера, 2005. – 165 с.
23. Личко, А.Е. Патахарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования / А.Е. Личко. – М.: НИИПП им. Бехтерова, 2006. – 196 с.
24. Личко, А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – М.: ООО Апрель ПРЕСС, ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 2009. – 416 с.
25. Ломов, Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии / Б.Ф. Ломова // Психологический журнал. – 2001. – №5. – С 3-22.
26. Лоренц, К. Агрессия так называемое «зло» / Пер. с нем. Г.Ф. Швейника. – М. : Прогресс Универс, 2004. – 271 с.
27. Максимова, Н.Ю. О склонностях подростков к аддиктивному поведению / Н.Ю. Максимова // Психологический журнал. – Том 17. – 2006. – № 3. – С. 149-153.
28. Невский, И.А. Предупреждение и преодоление педагогической запущенности школьников / И.А. Невский. – М.: Педагогика, 2002. – 212 с.
29. Патаки, Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения / Ф. Патаки // Психологический журнал. – Том 8. – 2007. – № 4. – С. 92-102.
30. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельчонок. - М., 2014. - 752 с.
31. Психология самоутверждения личности : учебно-методические материалы / Е. А. Киреева, Т. Д. Дубовицкая ; М-во образования и науки Российской Федерации, Стерлитамак. фил. федерального гос. бюджетного образовательного учреждения высш. проф. образования "Башкирский гос. ун-т". - Стерлитамак : Стерлитамакский филиал БашГУ, 2012. – 260 с.
32. Реан, А. А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2009. – 288 с
33. Реан, А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. Пособие / А.А. Реан. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. – 224 с.
34. Реан, А.А. Характерологические особенности подростков / А.А. Реан. // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 139-144.
35. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшидт. – М.: Мир, 2004. – 320 с.
36. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2004. – 720 с.
37. Сафуанов, Ф.С. Психология криминальной агрессии / Ф.С. Сафуанов. – М.: Смысл, 2003. – 299с.
38. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: Флинта, 2003. – 439с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты