ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕЛЕВОГО РЫНКА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность и понятие целевого рынка
1.2 Анализ стратегий выхода на целевые рынки
1.3 Подходы к позиционированию товаров на целевых рынках
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ ЦЕЛЕВЫХ РЫНКОВ В СП ОАО «СПАРТАК»
2.1 Анализ подходов к выбору целевых рынков в технологии маркетинговой деятельности СП ОАО «Спартак»
2.2 Оценка критериев и методов выбора целевых рынков СП ОАО «Спартак»
2.3 Совершенствование методики выбора целевого рынка в СП ОАО «Спартак»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы вызвана тем, что отправной точкой деятельности любой современной организации должны быть нужды и потребности ее потребителей, что подразумевает наличие рыночной ориентации и использование маркетингового подхода в управлении.
Маркетинговая деятельность организации представляет собой творческую управленческую деятельность, задача которой заключается в развитии рынка товаров, услуг и рабочей силы, путем оценки потребностей потребителей, а также в проведении практических мероприятий для удовлетворения этих потребностей. С помощью этой деятельности координируются возможности производства и распределение товаров и услуг, а также определяется, какие шаги необходимо предпринять, чтобы продать товар или услугу конечному потребителю и получить прибыль.
Часто организации нацелены на освоение всех рыночных сегментов для максимизации прибыли. Однако практика развития современных предприятий показывает, что стратегия «быть всем для всех» как правило оказывается нецелесообразной и приводит к размытию основной деятельности организации. В практической деятельности организации современные управленцы рекомендуют выделять целевые группы, используя результаты проведенного маркетингового исследования, а затем сосредотачиваться на отдельных сегментах рынка, где продукт организации принесет наибольший доход.
Такое определение ее целевого рынка является одним из ключевых аспектов и этапов осуществления маркетинговой деятельности организации. Выбору целевого рынка, на котором организация может реализовать поставленные цели, необходимо уделять серьезное внимание, так как от сделанного выбора в большой мере зависит эффективность всей последующей деятельности организации на выбранном рынке.
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию методики выбора целевого рынка в СП ОАО «Спартак».
Для реализации такой цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы определения целевого рынка организации.
2. Провести анализ подходов к выбору целевых рынков в технологии маркетинговой деятельности организации.
3. Дать оценку критериев и методов выбора целевых рынков в организации и разработать предложения по совершенствованию методики выбора целевого рынка в СП ОАО «Спартак».
Объект исследования – методология выбора целевого рынка в организации.
Предмет исследования – методика выбора целевого рынка в СП ОАО «Спартак».
Теоретической и методологической базой исследования послужили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области маркетинга, среди которых Ф. Барден, С. В., Глубокий, Е. П. Голубков, П. Диксон, Л. В. Кузнецова, Ю. В. Морозов, Н. П. реброва, О. С. Сухарев.
Информационной базой для написания работы послужили данные годовых отчетов СП ОАО «Спартак» о деятельности организации, а также данные публично размещаемой информации на специализированных информационных ресурсах.
Курсовая работа состоит из 2 глав. В первой главе рассматриваются теоретические основы определения целевого рынка организации. Во второй главе проведен анализ подходов к выбору целевых рынков в технологии маркетинговой деятельности организации, дана оценка критериев и методов выбора целевых рынков в организации и разработаны предложения по совершенствованию методики выбора целевого рынка в СП ОАО «Спартак»
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕЛЕВОГО РЫНКА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность и понятие целевого рынка
В современных экономических условиях каждая организация стремится к эффективному управлению своей маркетинговой деятельностью. Ей необходимо знать, как анализировать рыночные возможности, отбирать целевые рынки, разрабатывать эффективные стратегии и успешно управлять ими.
После анализа желаний и характеристик потребителей, моделей поведения потребителей, а также факторов внешней среды организации необходимо выбрать целевой рынок или рынки, то есть те рынки, на которые она будет ориентироваться в своей работе и для которых будет разработана и реализована соответствующая стратегия [6, c. 9].
Понятие целевого рынка в маркетинге ключевое:
- для B2C отрасли целевой рынок означает определенную группу людей, которым вы планируете продать свой товар или услугу;
- для B2B рынка целевой сегмент рынка представляет собой компании, которым вы планируете продать свой товар или услугу [24, c. 96].
Целевой рынок – это наиболее привлекательный участок рынка, на котором организация концентрирует свою маркетинговую деятельность. Для успешной реализации усилий организации на выбранных целевых рынках необходимо различать следующую ступенчатость товарных рынков:
- потенциальный рынок – покупатели, которые интересуются определенным товаром или услугой;
- доступный рынок – покупатели, которые интересуются товаром или услугой, при этом имея доход и доступ к этому товару;
- квалифицированный рынок – покупатели, которые интересуются, имеют доход и право пользоваться определенным товаром или услугой;
- целевой рынок – элемент квалифицированного рынка, на который организация направляет свои действия;
- освоенный рынок – покупатели, которые уже купили определенный товар или услугу [14, c. 178].
Целевой рынок, по мнению И. В. Ильичевой, представляет собой точку приложения маркетинга организации, тот привлекательный участок рынка, на котором она сосредоточивает свою основную деятельность [10, c. 64].
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ ЦЕЛЕВЫХ РЫНКОВ В СП ОАО «СПАРТАК»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика СП ОАО «Спартак»
Крупнейшая кондитерская фабрика Республики Беларусь – СП ОАО «Спартак» – ведет свою историю с 1924 года. В настоящее время «Спартак» представляет собой современную организацию кондитерской отрасли, отличительной особенностью которой является применение только натурального сырья для производства продукции.
Организационная структура управления СП ОАО «Спартак» представлена в приложении А.
Организационная структура управления СП ОАО «Спартак» относится к линейно-функциональному типу, так как функциональный аппарат управления состоит из отделов и служб, работой, которых руководит дирекция во главе с директором, его заместителями и главными специалистами. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.).
На СП ОАО «Спартак» действуют четыре основных производственных цеха:
конфетно-шоколадный;
карамельный;
бисквитный;
вафельный [20].
СП ОАО «Спартак» является крупнейшим в Беларуси производителем кондитерских изделий. Кондитерские изделия, разработанные высококвалифицированными специалистами организации, составляют 99,6 % всей номенклатуры продукции. Отличительной особенностью является то, что организация работает на натуральном сырье.
Ассортимент продукции составляет свыше 340 наименований (карамель, печенье, вафли, конфеты, шоколад, торты), охватывающих все ценовые сегменты покупательского спроса – от самого высокого (категория «премиум») до наименьшего.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целевой рынок представляет собой наиболее привлекательный для организации участок рынка, на котором она концентрирует свою маркетинговую деятельность для получения основной части дохода и прибыли. Процесс выделения целевого рынка включает в себя 3 базовых этапа: сегментирование рынка, выбор целевых сегментов рынка и создание позиционирования продукта. При выборе целевого рынка важным аспектом является выбор стратегии выхода и охвата целевого рынка. В практике современного маркетинга при выходе на целевой рынок организации используют одну из базовых стратегий (стратегия недифференцированного маркетинга, стратегия дифференцированного маркетинга, стратегия концентрированного маркетинга и набирающая популярность стратегия персонализации). Выбор той или иной стратегии зависит от характера и специфики целевого рынка, характера деятельности организации и стратегических целей развития организации на целевом рынке. Завершающим и имеющим важное значение базовым этапом работы организации с целевым рынком является позиционирование товаров на целевых рынках. Позиционирование товара на рынке заключается в том, чтобы, исходя из оценок потребителей позиции на рынке определенного товара, осуществить выбор таких параметров продукта и элементов комплекса маркетинга, которые с точки зрения целевых потребителей обеспечат товару конкурентные преимущества.
Анализ экономического развития СП ОАО «Спартак» в 2015-2017 гг. показывает наличие тенденции ухудшения финансовых результатов работы предприятия, не глядя на незначительный рост объемов реализации продукции и улучшение его ликвидности и платежеспособности.
Маркетинговая деятельность СП ОАО «Спартак» организована путем функционального взаимодействия нескольких структурных подразделений предприятия. Для реализации маркетинговой деятельности на предприятии ежегодно разрабатывается и утверждается план маркетинга, содержащий подробный перечень и бюджет мероприятий в области маркетинговой работы предприятия. СП ОАО «Спартак» реализует активную товарную политику и является одним из ведущих производителей на внутреннем рынке, основным конкурентом для которого выступает только ОАО «Коммунарка».
Процесс отбора целевых рынков в СП ОАО «Спартак» включает в себя проведение исследований, оценки и выбор целевого рынка, причем при оценке целевых рынков применяется достаточно ограниченный набор стандартных критериев отбора.
Оценка критериев и методов выбора целевых рынков показывает, что уровень эффективности и применимости используемых в организации критериев для выбора целевых рынков составляет 4,2 балла из 5-ти (84,0 %), а уровень использования общепринятых методов выбора целевых рынков составляет только 3 балла из 5-ти (или 60,0 %), что является достаточно невысоким показателем. Для СП ОАО «Спартак» целесообразно доработать систему оцениваемых критериев, а также дополнить систему используемых методов для выбора целевых рынков.
Для СП ОАО «Спартак» предложено организовать проведение двухступенчатой оценки и выбора рынка, которая должна включать:
– предварительный страновый отбор целевого рынка на базе двух групп критериев – привлекательности и риска;
– сегментирование и отбор целевых рынков в пределах выбранных стран на базе расширенной системы критериев отбора.
Использование первого этапа позволит организации проводить предварительный отбор потенциальных рынков не только с точки зрения их привлекательности, но и с точки зрения степени риска выхода на конкретный рынок. Использование дополнительных критериев позволит производить оценку рыночного сегмента не только с точки зрения текущей фактически складывающейся ситуации на конкретном рынке, но и давать более углубленную оценку перспектив развития сегмента и оценку дополнительных источников дохода и расходов на каждом конкретном сегменте. Это позволит производить более всестороннюю и взвешенную оценку сегментов, что существенно повысит качество сегментирования и оценки целевых рынков в организации.
1. Барден, Ф. Взлом маркетинга. Наука о том, почему мы покупаем / Ф. Барден. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 267 с.
2. Васильев, Г.А. Рекламный маркетинг: учеб. пособие / Г.А. Васильев, В.А. Поляков. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 276 c.
3. Глубокий, С. В. Маркетинг / С. В. Глубокий. – Минск: Тонпик, 2011. – 188 с.
4. Годовой отчет СП ОАО «Спартак» о результатах работы за 2016 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://spartak.by. – Дата доступа: 26.11.2018.
5. Годовой отчет СП ОАО «Спартак» о результатах работы за 2017 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://spartak.by. – Дата доступа: 26.11.2018.
6. Голубков, Е.П. SWOT-анализ: существующие методики и пути их совершенствования / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – № 1. – С. 9-11.
7. Голубков, Е.П. SWOT-анализ: существующие методики и пути их совершенствования / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – № 2. – С. 11-13.
8. Джобер, Д. Принципы и практика маркетинга: учеб. пособие / Д. Джобер. – пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2013. – 688 с.
9. Диксон, П. Управление маркетингом / П. Диксон. – М.: ЗАО «Изд-во БИНОМ», 2011. – 520 с.
10. Ильичева, И. В. Маркетинговые технологии: учебно-методическое пособие / И. В. Ильичева. – Ульяновск : УлГТУ, 2012. – 158 с.
11. Ковальков, Ю. А. Эффективные технологии маркетинга / Ю. А. Ковальков. – М.: Феникс, 2013. – 250 с.
12. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, А. Гари. – 5-е европейское изд. – М.: Вильямс, 2015. – 752 c.
13. Кузнецова, Л.В. Основы маркетинга: учеб. пособие / Л.В. Кузнецова, Ю.Ю. Черкасова. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2013. – 139 c.
14. Маркетинг: учебник / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов. – М.: Инфра-М, 2013. – 335 с.
15. Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: учеб. пособие / Ю.В. Морозов. – М.: Дашков и К, 2016. – 148 c.
16. Официальный портал «Википедия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wikipedia.ru. – Дата доступа: 26.11.2018.
17. Официальный портал «Всемирный банк: Данные и исследования, статистика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www5.worldbank.org/eca/russian/data/. – Дата доступа: 26.11.2018.
18. Официальный портал для маркетологов «PowerBranding» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://powerbranding.ru. – Дата доступа: 26.11.2018.
19. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. – Дата доступа: 26.11.2018.
20. Официальный сайт СП ОАО «Спартак» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://spartak.by. – Дата доступа: 26.11.2018.
21. Протасеня, В. Г. Определение подходов к распределению и сбыту белорусской промышленной продукции на российском рынке / В. Г. Протасеня // Маркетинг, реклама и сбыт. – 2013. – № 5. – С.69-76.
22. Реброва, Н.П. Основы маркетинга. учебник / Н.П. Реброва. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 277 c.
23. Рожков, И.В. Информационные системы и технологии в маркетинге / И.В. Рожков. – М.: Русайнс, 2014. – 196 с.
24. Савчук Г.А., Управление маркетингом на предприятии, учеб. пособие / Савчук Г.А., Мокерова Ю.В., М, 2014 – 220 с.
25. Сухарев, О.С. Функциональный и интернет-маркетинг: монография / О.С. Сухарев. – М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 352 c.
26. Тарелко, В. В. Расчет экономической эффективности маркетинговой политики предприятия / В. В. Тарелко// Маркетинг, реклама и сбыт. – 2012. – № 3. – С. 59-62.
27. Федько, Н. Г. Маркетинговые коммуникации/ Н. Г. Федько. – Ростов на Дону: Феникс, 2011. – 383 с.
28. Шаталова, Т. Н. Комплекс маркетинга: сравнительная характеристика концепций «4р» и «4с» / Т. Н. Шаталова [Электронный ресурс] // Официальный портал CyberLeninka. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleks-marketinga-sravnitelnaya-harakteristika-kontseptsiy-4r-i-4s. – Дата доступа: 26.11.2018.
29. Шекова, Е.Л. Менеджмент и маркетинг: Практикум: учеб. пособие / Е.Л. Шекова, Г.Л. Тульчинский, В.Н. Евланов. – СПб.: Лань, Планета Музыки, 2012. – 160 c.
30. The World Factbook: CIA Library [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/resources/the-world-factbook/docs/profileguide.html. – Дата доступа: 26.11.2018.