Обеспечение информационных потребностей студентов-медиков на примере республиканской научной медицинской библиотеки Курсовая работа (проект)
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Обеспечение информационных потребностей студентов-медиков на примере республиканской научной медицинской библиотеки»
по дисциплине: «Библиотечное дело»
2018
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Обеспечение информационных потребностей студентов-медиков на примере республиканской научной медицинской библиотеки
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Библиотечное дело
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Анализ литературы по теме исследования
1.2. Информационные потребности как объект изучения: основное понятие, сущность
1.3. Информационные ресурсы медицинской сферы в удовлетворении информационных потребностей студентов медиков
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в XXI веке успешное развитие любой сферы человеческой деятельности невозможно представить без качественного и научно-организованного информационного обеспечения занятых в ней специалистов. Особенно значима и важна роль научной информации в сфере медицине - научно-практической деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья людей.
Информационные ресурсы в сфере медицины в настоящее время разнообразны и велики: как показывает практика, ежегодно объём медицинской информации в мире увеличивается более чем на миллион публикаций [16, с.7].
Поэтому, из-за огромного потока публикаций (информации) перед специалистами-медиками возникает проблема ориентирования в информационном потоке, а также возникает проблема выбора необходимых источников для решения конкретных научных, практических и образовательных задач.
Сегодня очень остро стоит вопрос по удовлетворению информационных потребностей студентов специалистов-медиков, но с этими вопросами справляются современные библиотеки разных видов: это и универсальные научные, это и публичные библиотеки.
Но самой главной в библиотечном деле призвана ведущим учреждением в деятельности информационно-библиотечного обслуживания специалистов медицины и сферы здравоохранения специальных отраслевых библиотек – несомненно медицинские библиотеки.
Ведь современная медицинская библиотека – это одна из важнейших каналов информационного обеспечения медицинской науки и практики.
Современные библиотеки стараются накапливать в своих фондах документные и информационные ресурсы, как в традиционном варианте, так и в электронной форме. Библиотеки стремятся обеспечивать и удовлетворять все потребности своих пользователей, и предоставлять доступ практически всем желающим.
Сегодня медицинская библиотека – это специальная отраслевая библиотека, которая удовлетворяет информационные потребности по медицине и здравоохранению пользователей на основании своего специального фонда и информационно-поискового аппарата, что позволяет сделать вывод о том, что медицинская библиотека – это необходимая составляющая отраслевой структуры, которая находится в тесной взаимосвязи с характером развития отрасли в целом.
Стоит отметить, что медицинские библиотеки прошли долгий и непростой путь по сбору и хранению как рукописных «лечебников» так и до современного всестороннего обслуживания специалистов медиков благодаря мировым информационным медицинским ресурсам.
Сегодня необходимо тщательно изучать информационные потребности специалистов в области медицины, чтобы библиотека могла комплектоваться и работать по тем современным направлениям, по которым работает мировая медицина.
Поэтому исходя из вышеизложенного, нами и была выбрана тема курсовой работы, которая позволит рассмотреть данную проблему более детально.
Цель курсовой работы – выявить обеспеченность информационных потребностей студентов-медиков в Республиканской научно-медицинской библиотеке.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд поставленных задач:
- рассмотреть источниковедческую базу по теме исследования;
- информационные потребности: понятие, сущность;
Объектом исследования выступают – информационные потребности студентов-медиков.
Предметом исследования – обеспечение информационных потребностей студентов-медиков информационными ресурсами Республиканской научной медицинской библиотеки.
Изучения информационных потребностей специалистов медицинской сферы отражаются в работах: Л.Я.Басиас, М.И. Слуховский, К.И. Абрамов, И.Н. Зак, В.П. Зарайская, Л.В. Смирнова, Ю.Н. Дрешер, Е.В. Бескаравайная, Т.Н. Харыбина, М.А. Полищук, Н.Р. Кобзева, О.А. Оганова, Г.И. Сорокина, Р.С. Гиляревский, Т.С. Юхновец, Н.Ю. Вайцехович, О.С. Гук, Л.В. Дмитрикова, А.Ю. Дорский и многие другие.
Источниковедческой базой для написания курсовой работы послужили базы данных: ELIBRARY.RU, КиберЛенинка, электронная библиотека БГУ, Репозиторий БГУКИ; периодические профессиональные журналы: Научные и технические библиотеки, Библиосфера, Библиография и книговедение.
В курсовой работе были использованы следующие методы: анализа, синтеза и обобщения.
ГЛАВА 1 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Анализ литературы по теме исследования
Информационное обслуживание специалистов-медиков на данный момент становится приоритетным направлением в деятельности всех библиотек в целом, как публичных, так и медицинских.
Изучение информационных потребностей студентов-медиков – это основной раздел в работе медицинской библиотеки, т.к. изучение потребностей пользователей позволяет своевременно получить релевантную информацию в соответствии с характером и целями выполняемой работы.
Исследованиями по данному вопросу занимались и продолжают заниматься специалисты библиотечного дела, т.к. данная тема является актуальной и интересной.
Изучением информационных потребностей в Беларуси занимается единичное количество специалистов, как и в области медицины. В России и за рубежом данной проблематике было посвящено и посвящается огромное множество исследований, написано огромное множество публикаций.
Например, автор Р.А. Барышев публикует в 2017 году в периодическом издании «Образование и саморазвитие» статью «Анализ потребностей студентов в информационных ресурсах для учебного процесса и научно-исследовательской деятельности».
В данной статье Барышев Р.А. раскрывает актуальность исследования проблемы потребностей студентов в информационных ресурсах для учебного процесса и научно-исследовательской деятельности, и обусловлена она необходимостью повышения качества обслуживания пользователей библиотеки и активности использования информационных ресурсов в учебном процессе. В связи с этим данная статья направлена на разработку рекомендаций по совершенствованию деятельности библиотек в электронно-образовательной среде университета. Ведущим методом в исследовании данной проблемы является анкетирование, проводимое среди 1096 студентов Сибирского федерального университета. Результаты исследования определили отношение студентов к библиотечным сервисам и информационным ресурсам. На основе теоретического анализа и практического исследования проблемы формирования и развития электронной библиотеки рассмотрена стратегия развития цифровой библиотеки, определены технологии создания и внедрения информационных ресурсов в образовательную среду университета. Представленные в статье рекомендации позволят повысить эффективность использования информационных ресурсов в учебном процессе.
Так же по теме исследования была защищена диссертация С.Н. Бекасова «Информационные потребности студентов как фактор профессионального и личностного развития (на материале цикла педагогических дисциплин) диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук», в которой….
Диссертация направлена на выявление путей повышения информационных потребностей студентов как фактора подготовки к послевузовскому непрерывному образованию, профессионального и личностного развития.
В работе была раскрыта сущность информационных потребностей личности; место информационных потребностей в структуре потребностей студентов; создана типология студентов-потребителей научно-педагогической информации; определена зависимость информационных потребностей от половой дифференциации; разработана и обоснована акмеологическая технология формирования информационных потребностей студентов.
Среди белорусских исследователей можно выделить Вайцехович Н.Ю., которая опубликовала следующие статьи: «Формирование информационной культуры студентов-медиков в условиях университетской библиотеки: экспериментальное исследование» (2012 г.) [4]. Данная статья одна из составляющих диссертации Н.Ю. Вайцехович «Медицинская учебная книга в системе высшего образования». В данной диссертации сделана попытка обоснования теоретических и организационно¬-педагогических основ функционирования медицинской учебной книги в системе высшего образования на основе сочетания книговедческого и педагогического подходов к ее изучению. Рассмотрены информационные потребности студентов-медиков. Так же статья «Функции и принципы деятельности медицинских библиотек в образовательном процессе вуза» (2009 г.). В данной статье анализируются функции и принципы деятельности университетских библиотек в условиях совершенствования системы высшего профессионального образования. Рассмотрены основные подходы к определению ведущих функций вузовских библиотек в современном образовательном процессе, принципы деятельности университетских библиотек, дифференцированные на две категории: принципы создания (формирования) информационных ресурсов и принципы их использования в образовательном процессе вуза. Раскрыты специфические особенности образовательного процесса в медицинском вузе, обусловливающие деятельность университетских библиотек.
1.2. Информационные потребности как объект изучения: основное понятие, сущность
Как и любое слово «информационная потребность», имеет свое четкое определение.
«Информационная потребность» – это ключевое понятие для информационно-аналитической деятельности библиотек, служб научно-технической информации.
Если говорить о проблематике информационных потребностей, то она возникла из практики информационного обслуживания, осуществляемого органами научно-технической информации (НТИ). В середине 60-х годов информационным работникам стало ясно, что без изучения спроса на информацию нельзя рационально и эффективно организовать информационную деятельность. Обобщение накопленного материала, а также знакомство с зарубежным опытом, потребовало введения понятия информационная потребность.
В научных словарях новое понятие трактовалось как «свойство отдельного лица, коллектива или какой-либо системы, отображающее необходимость получения информации, соответствующей характеру выполняемых действий или работы» [39, c.150]. Фактически это определение сводится к тавтологии: информационная потребность – необходимость (т.е. потребность) в информации.
Другие авторы предлагали вместо слова «необходимость» говорить «нужда», «дефицит», «противоречие» и прочее. Очевидно, что все эти вариации не устраняют тавтологию, повторяя на разные лады один и тот же смысл «информационная потребность есть потребность в информации». Причина тавтологии обусловлена неопределенностью общенаучного понятия «потребность».
В силу неопределенности понятия «потребность» нельзя уразуметь сущность информационной потребности. Поэтому, несмотря на усилия талантливых и энергичных исследователей в 80-е годы [25. c. 6; 26.c. 4], так и не удалось разработать убедительную теорию информационных потребностей.
Признавая тупиковую ситуацию, классики научной информатики в 1993 году вынуждены были заявить, что: «Информационная потребность – одно из центральных понятий информационной науки и практики. Однако до сих пор это важное и многоплановое понятие остается недостаточно изученным по существу, хотя информационным потребностям и их эффективному удовлетворению посвящено много специальных исследований. Это парадоксальное положение объясняется тем, что упомянутые исследования проводились с чисто практическими целями, а именно – разработка способов более полного удовлетворения потребностей конкретных категорий и групп ученых и специалистов, и мало затрагивали само содержание информационных потребностей как явления» [8, c. 2.].
Об идейном кризисе свидетельствует удивительно неуклюжее определение, узаконенное в терминологическом ГОСТ 7.73–96 «Поиск и распространение информации»: информационные потребности – «характеристики предметной области, значения которых необходимо установить для выполнения поставленной задачи в практической деятельности». К сожалению, за последние десятилетия специалисты мало продвинулись в познании абстрактной сущности и конкретных явлений информационной потребности.
Проблематика информационных потребностей утратила былую актуальность, и научное сообщество поневоле примирилось с тавтологией: «Информационная потребность – потребность общества и личности в информации» [40, c. 164].
Однако неразгаданность сути потребностей в информации не препятствует широкому использованию словосочетания «информационная потребность» в библиотечно-библиографической сфере. Не случайно в «Библиотечной энциклопедии» есть статья, посвященная информационной потребности, в которой говорится: «информационная потребность – необходимость в информации, требующая удовлетворения и обычно выражаемая в информационном запросе, одно из центральных понятий информатики» [7, c. 419].
1.3. Информационные ресурсы медицинской сферы в удовлетворении информационных потребностей студентов медиков
Как гарант результата обучения медицине выступает оперативность и качественность удовлетворения медицинской информационной потребности, которая строится на основе апробированной современной практики новейшей информации по диагностике и лечению.
Запросы специалистов-медиков самые разнообразные. Одни пользователи ищут практическую медицину, кто-то ищет информацию по хирургии, кто-то по гинекологии и т.д.
Стоит привести примеры запросов и информационных потребностей в области медицины, например: «Острый инфаркт миокарда у пожилых»; «Морфология лимфатических узлов сердца при инфаркте миокарда»; «Хирургия стопы»; «Лекарства, выписываемые детям до трех лет бесплатно»; «Оздоровительная скандинавская ходьба»; «Рак шейки матки»; «Сосудистые поражения головного мозга при сахарном диабете» и многие другие интересные запросы.
Изучение потребностей студентов-медиков показывает, что сегодня они нуждаются как в печатных, так и в электронных документах, поэтому медицинские библиотеки стремятся сформировать фонд качественных электронных ресурсов. Это достигается путем приобретения различных электронных баз данных.
Чтобы качественно, целиком и полностью удовлетворить запросы студентов-медиков, библиотеке необходимо иметь различные базы данных, например: полнотекстовая БД «EBSCO»; БД полнотекстовая на тексты Электронной библиотеки диссертаций Российской государственной библиотеки, которая включает работы и по медицине, и по фармации; БД полнотекстовая Bioone; БД «ASTM CompassAbstract»; через Интернет полные тексты любых документов из фонда ЦНМБ Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова; БД на полные тексты статей из журналов издательства Медиа СФЕРА; БД на электронные книги по медицине издательства Springer; БД на массив правовой информации справочной системы Консультант Плюс.
1. Барышев, Р.А. Анализ потребностей студентов в информационных ресурсах для учебного процесса и научно-исследовательской деятельности / Р. А. Барышев // Образование и саморазвитие. – 2017. – Т. 12. – № 2. – С. 31-41.
2. Бекасова, С.Н. Информационные потребности студентов как фактор профессионального и личностного развития (на материале цикла педагогических дисциплин) диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Санкт-Петербург, 1999.
3. Бескаравайная, Е.В. Изучение информационных потребностей пользователей как необходимый компонент сервиса научной библиотеки / Е.В.Бескаравайная, Т.Н.Харыбина // Информационные ресурсы России. 2017. – № 6 – (160). – С. 6-10.
4. Вайцехович, Н.Ю. Формирование информационной культуры студентов-медиков в условиях университетской библиотеки: экспериментальное исследование / Н. Ю. Вайцехович // Культура. – Минск, 2012. – С. 276-281.
5. Вайцехович, Н.Ю. Функции и принципы деятельности медицинских библиотек в образовательном процессе вуза / Н. Ю. Вайцехович // ВеснікБеларускагадзяржаўнагауніверсітэта культуры і мастацтваў. – 2009. – № 1. – С. 146-153.
6. Гиляревский, Р.С. Информационная потребность / Р.С.Гиляревский, Ю.А.Гриханов // Библиотечная энциклопедия. – Москва : Пашков дом, 2007. – С. 419-420.
7. Гиляревский, Р.С. Информационная потребность / Р.С.Гиляревский, Ю.А.Гриханов // Библиотечная энциклопедия. – Москва : Пашков дом, 2007. – С. 419-420
8. Гиляревский, Р.С. Научные коммуникации и проблема информационной потребности /Р.С.Гиляревский, В.А.Маркусова, А.И.Черный// Научно-техническая информация. – Сер. 1. – 1993. – № 9. – С. 2.]
9. Грабарь, Н.Г. Информационная культура и формирование информационных потребностей личности / Н.Г. Грабарь, Т.Б. Соколовская // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. – 2014. – № 4. – С. 1-8.
10. Грабарь, Н.Г. Современное информационное пространство и формирование информационных потребностей пользователей / Н.Г.Грабарь, Т.Б.Соколовская// Научные и технические библиотеки. – 2012. – № 12. – С. 13-16.
11. Гук, О.С. Информационные ресурсы РНМБ в обслуживании медицинских специалистов / О.С. Гук // Информационные технологии в библиотеках на рубеже веков: проблемы, поиски, решения: материалы междунар. науч.- практ. конф., Минск, 20-22 окт. 1998 г. / Белорус. библ. ассоц., Белорус. ун-т культуры; редкол.: Н. А. Яцевич (гл. ред.) [и др.]. – Минск, 1999. – С. 121-124.
12. Дмитрикова, Л.В. Информационные потребности студентов вуза. в сборнике: инновационная наука и современное общество: сборник статей Международной научно-практической конференции / Л.В. Дмитрикова. – 2014. – С. 132-134.
13. Дмитрикова, Л.В. Информационные потребности студентов школы педагогики ДВФУ / Дмитрикова Л.В. // Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы Сборник научных статей и докладов XI Всероссийской научно-практической конференции. – 2017. – С. 114-119.
14. Дорский, А.Ю. Информационная потребность как атрибут общественности / А. Ю. Дорский, А.А. Дорский // Российская пиарология-2: тренды и драйверы. – 2016. – С. 21-24.
15. Дрешер, Ю.Н. Изучение информационных потребностей и информационного поведения специалистов в структуре деятельности по обеспечению комфортной информационной среды / Ю. Н. Дрешер // Научные и технические библиотеки. – 2005. - № 11. – С. 5-14.
16. Дрешер, Ю.Н. Информационное обеспечение системы здравоохранения/ Ю.Н. Дрешер. – Казань: Медицина, 1999. – 146 с.
17. Дрешер, Ю.Н. Мониторинг информационных потребностей специалистов по обеспечению комфортной среды / Ю.Н. Дрешер // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2008. – Т. 183. – С. 155-163.
18. Ефимова, С.В. Формирование информационных потребностей студентов в условиях самостоятельной работы в вузе / С.В. Ефимова, И.И. Таран, С.В. Богданова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 1 (131). – С. 77-81.
19. Жучкова, Л.В. Формирование информационной потребности студентов университета / Л.В. Жучкова // Педагогическая наука на современном этапе развития образования: сборник научных трудов. Магнитогорский государственный университет. – Магнитогорск, 2002. – С. 29-30.
20. Жучкова, Л.В. Расширение информационного поля студента вуза как условие развития его информационной потребности / Л.В. Жучкова // Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 14 томах. -2015. – С. 58-61.
21. Зубок, О.А. Формы и методы обслуживания специалистов–медиков / О.А Зубок // Науч. и техн. б–ки. – 2008. – № 12. – С. 15–18.
22. Иванушкина, Н.В. Исследование влияния информационной потребности на способность студентов к самообразованию / Н.В. Иванушкина // Среднее профессиональное образование. – 2017. – № 5. – С. 34-36.
23. Карташов, Н.С. Проблема соответствия библиотечных фондов информационным потребностям / Н.С. Карташов // Советское библиотековедение. – 1978. – № 4. – С. 45-58.
24. Кобзева, Н.Р. Внедрение библиотечно-информационных технологий в управление медицинским вузом / Н.Р.Кобзева // Вестник Башкирского университета. – 2008. – Т. 13. – № 2. – С. 419-422.
25. Коготков, С.Д. Некоторые вопросы теории информационных потребностей / С.Д.Коготков// Научно-техническая информация. – Сер. 1. – 1979. – № 2. – С. 1-8.
26. Коготков, С.Д. Формирование информационных потребностей / С.Д.Коготков // Научно-техническая информация. –Сер. 2. – 1986. – № 2.– С. 1–7.
27. Кочукова, Е.В. Информационные потребности учёных и информационный рынок / Кочукова Е.В.// Библиография и книговедение. – 2015. – № 4 – (4). – С. 8-13.
28. Крайнова, О.К. Формирование информационно-образовательных потребностей студентов вуза. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова. Нижний Новгород, 2006.
29. Лопатина, В.А. Библиотека и развитие информационных потребностей студентов / В. А. Лопатина // Макушинские чтения. – 1997. –№ 4. – С. 283-285.
30. Медянкина, И.П. Дистанционные технологии обучения: исследование информационных потребностей студентов / И.П. Медянкина // Вестник НГУЭУ. – 2012. – № 1. – С. 236-246.
31. Меньщикова, С.П. Библиотечно–библиографическое обслуживание медиков / С. П. Меньщикова // Науч. и техн. б–ки СССР. – 1990. – № 5. – С. 22–25.
32. Оганова, О.А. Информационные потребности пользователей ЦНБ УРО РАН / О.А.Оганова, Г.И.Сорокина Г.И. // Библиосфера. – 2008. – № 3. – С. 43-48.
33. Полищук, М.А. Информационные потребности пользователей библиотеки (по результатам социологического исследования) / М.А.Полищук// Вестник Удмуртского университета. – Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2014. – № 1. – С. 54-60.
34. Розенберг, И.Н. Информационные революции и информационные потребности / И.Н. Розенберг // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2017. – № 4. – С. 5-12.
35. Секция медицинских и больничных библиотек: Информационный бюллетень №1(14) / под ред. Ю.Н.Дрешер, О.П.Латыповой . – Казань, 2008. − 38с.
36. Соколов, А.В. Что есть информационная потребность? / А. В. Соколов // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2013. – Т. 197. – С. 7-18.
37. Ступкин, В.В. Информационные потребности и качество интегрированных библиотечно-информационных систем / В. В. Ступкин // Теория и практика общественно-научной информации. – 2011. – № 20. – С. 86-91.
38. Танич, О.И. Обеспечение потребности специалистов медицинской отрасли в информационно-библиотечных ресурсах :автореф. дис. … канд. пед. наук : 05.25.03 / Танич О. И. // Краснод. гос. ун-т культуры и искусств. – Краснодар, 2006. – 23 с.
39. Терминологический словарь по информатике / Международный центр научной итехнической информации. Москва, 1975. – С. 159.
40. Фокеев, В.А. Библиографоведение. Информатика: терминологический словарь / В.А.Фокеев. – Москва : Литера, 2009. – С. 164.
41. Шехурин, Д.Е. Природа и сущность информационных потребностей / Д.Е. Шехурин // НТИ. – Сер. 1. – 1970. - № 6. - С.3-9.
42. Юхновец, Т.С. Информационные ресурсы библиотек в системе удовлетворения информационных потребностей студентов вуза (по материалам социологического исследования) / Юхновец Т.С. // Научные и технические библиотеки. – 2012. – № 4. – С. 12-17.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты