Введение
Глава 1 библиотечно-информационные центры: теоретический аспект
1.1. Законодательство в библиотечно-информационных центрах
1.2. Опыт российских и белорусских библиотек по преобразованию школьных библиотек в библиотечно-информационные центры
1.3. Роль и использование информационных технологий в библиотечно-информационных центрах
Глава 2 создание библиотечно-информационного центра в школьной библиотеке
2.1. Школьная библиотека ГУО «средняя школа № 37» как объект для внедрения библиотечно-информационного центра
2.2. Технология создания библиотечно-информационного центра школьной библиотеки на примере ГУО «средняя школа №37 г.Могилёва»
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Сегодня современная школьная библиотека – это библиотека учебного типа, которая стремится по максимуму обеспечить необходимой информацией и документами учебный процесс; так же школьная библиотека – это еще и специальная библиотека, которая обслуживает весь педагогический коллектив; это и публичная библиотека, которая предоставляет своим учащимся и не только доступ к необходимым информационным ресурсам как для проектной, так и для творческой деятельности. Школьная библиотека – это библиотека, которая старается поддерживать внеклассную и внешкольную работу, причем даже в условиях перехода учреждения образования на полный рабочий день по стандартам второго поколения. Здесь уместно процитировать слова В.А. Сухомлинского про школьную библиотеку, которая должна быть «кабинетом № 1, над предметным кабинетом, где школьники получают целостную карту мира, используя имеющиеся носители информации». На сегодняшний день для нас очевиден тот фак, что деятельность школьной библиотеки, да и библиотек в целом, направлена на гармоническое развитие личности непосредственно читателя, и стремится накоплению и приумножению человеком его личностного капитала (человеческого). И в нашем мире очень сложно найти и даже представить более благородную задачу как эта. Поэтому и бытует мнение и понятие, что библиотека должна содействовать формированию высококультурной, гуманной и нравственной личности, стремиться развивать гражданские качества и учить цивилизованным нормам общения, так же уметь жить в стремительно меняющемся мире в духе и терпимости. Для этого и стремятся современные библиотековеды, специалисты библиотечного дела внедрить в практику и опыт библиотек, школьных библиотек такое направление как информационно-библиотечные центры. Модернизации школьного образования сопутствует изменение информационно-библиотечных услуг, расширение и усложнение функций школьных библиотек. Современная школьная библиотека не только обеспечивает текущий учебный процесс и руководит чтением школьников, но уже сегодня является ресурсной базой обновления школьного образования, информационным центром для учителей. Библиотекарь стал посредником между информационными ресурсами и сложными запросами учителей-предметников. Отсюда и вытекает наша цель курсовой работы – изучение организации библиотечно-информационных центров школьных библиотек.
Глава 1 библиотечно-информационные центры: теоретический аспект
1.1. Законодательство в библиотечно-информационных центрах
В настоящее время происходит процесс модернизации образования, который предполагает пересмотр и переосмысление традиционных направлений деятельности школьной библиотеки.
Сегодня библиотека, как и само образование в целом, должна быть направлена и ориентирована на успешное будущее, которое требует от человека умения работать с огромными потоками информации.
Стоит отметить особенность школьной библиотеки – это ее полу функциональность. Стоит эту особенность объяснить: школьная библиотека – это библиотека учебного и специального, и публичного типа, т.к. обслуживает и педагогический коллектив, и учащихся, и родителей.
Для того, чтобы школьная библиотека на современном этапе претерпела процесс модернизации и появилась в новом облике «информационно-библиотечный центр», необходимо соблюсти ряд законодательных процедур, которые официально закрепят за школьной библиотекой статус «Информационно-библиотечный центр» (ИБЦ).
Стоит рассмотреть законодательные, нормативно-правовые документы, которые необходимы для создания ИБЦ и для дальнейшей её успешной работы.
Основным и самым важным законодательным документом в Республике Беларусь, который регулирует библиотечное дело, являлся Закон «О библиотечном деле», но ему на смену пришёл новый нормативно-правовой документ Кодекс Республики Беларусь «О Культуре» 2016 года. В довесок к данному Кодексу имеется еще и Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых мерах по реализации Кодекса Республики Беларусь «О культуре» от 13 января 2017 года [1].
Следует отметить, что при создании информационно-библиотечного центра в школьной библиотеке организовывается работа с электронными документами, соответственно эта работа подкреплена Законом Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», последняя редакция данного Закона 8 января 2018 года № 96-З.
Выполнение услуг, таких как электронная доставка документов, ксерокопирование, запись на электронные носители и другие услуги могут в ИБЦ выполняться платно, соответственно эта работа подчиняется Закону Республики Беларусь «О ценообразовании», данный документ редактировался 11 июля 2014 года № 192-З.
Глава 2 создание библиотечно-информационного центра в школьной библиотеке
2.1. Школьная библиотека ГУО «средняя школа № 37» как объект для внедрения библиотечно-информационного центра
Решением Могилевского городского исполнительного комитета средняя общеобразовательная школа № 37 была открыта 1 сентября 1985 года, приняв 3185 учащихся (рассчитана на 1400 учащихся). Занятия осуществлялись в 3-х сменном режиме.
С первых дней сформирован мобильный, сплочённый коллектив, комсомольская и пионерская организации, проводились массовые походы по местам боевой и трудовой славы. Построены тир и стадион, соответствующие требованиям того времени, открыта Ленинская комната. 1991 года школа стала участником многих инновационных проектов.
Апробация 10-бальной системы оценивания знаний, умений и навыков учащихся. Внедрение авторской программы эколого-краеведческого обучения и воспитания учащихся «Эколог. патриот». Проекты по апробации методики Н. А. Зайцева, развивающего обучения А. В. Занкова, социально-психологическая модель системы семейно-школьного воспитания «Ориентир» и др.
Результатом следующего этапа истории школы является создание позитивного имиджа через внешнюю атрибутику: гимн, устав, эмблема, которые отражают основные цели образовательного процесса. Девизом школы стали слова великого гуманиста Гааза «Спешите делать добро!».
Пройдя последовательно первые этапы, школа решает новую задачу, которую можно назвать «Школа – центр создания условий для развития высокоинтеллектуальной личности. Были созданы учебные кабинеты, оснащённые самой современной техникой, средствами обучения: компьютерами, теле- и видеоаппаратурой, интерактивной доской, видеотекой, фонотекой, медиатекой. Лучшими в городе признаны: методический кабинет, кабинет биологии, географии, музыки (1 места); кабинет истории, русского языка (2 места); кабинет математики, физики, ИЗО (3 места); кабинет начальных классов (4 место).
На базе школы созданы и эффективно функционируют «Зимний сад», Музей истории Октябрьского района, кабинет идейно-патриотического воспитания, Зал Государственной, областной и городской символики, этнографический комплекс, который включает купаловский дворик «Спадчына» и этнографическую хатку «Хатка с бабулiнай душой», «Пушкинский дворик», сквер, посвящённый 5-летию БРСМ.
Заключение
Современный школьный информационно-библиотечный центр представляет собой информационное пространство, в котором обеспечен равноправный и открытый доступ к качественным источникам информации на любых носителях, в том числе печатным, мультимедийным, цифровым.
Школьный информационно-библиотечный центр - это пространство для культурной, профессиональной и образовательной деятельности всех участников образовательных отношений, место коллективного творчества, центр грамотности. ИБЦ становится пространством развития не только обучающихся, но и педагогических работников, местом обмена актуальными педагогическими методиками.
Важной тенденцией в развитии образования становится предоставление со стороны школьного информационно-библиотечного центра инфраструктуры для электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Школьный информационно-библиотечный центр образовательной организации должен стать фундаментом и необходимым условием для реализации государственных образовательных стандартов.
ИБЦ должен взять на себя не только образовательную, но и воспитательную, информационно-методическую, культурно-просветительскую, профориентационную, обеспечивающую и досуговую функции.
Таким образом, школьный информационно-библиотечный центр образовательной организации становится ключевым элементом инфраструктуры системы непрерывного образования в новую эпоху, поскольку, в отличие от предметных занятий, изначально рассчитан на то, чтобы дать каждому знания, соответствующие его индивидуальным запросам.
Именно школьные библиотеки являются первыми общедоступными библиотеками для юных граждан - будущих пользователей всеми остальными типами библиотек.
Внедрение средств новых информационных технологий в информационно- библиотечный центр способно преобразовать как рутинную работу сотрудника библиотеки, так и внести существенные коррективы в образовательно-воспитательный процесс в ее условиях
Специфика информационно - библиотечного центра предполагает не только проведение достаточно большого количества механической работы: обработки новых поступлений, составления актов поступления и убытия книг, заполнения каталогов и картотек, дневника читателя, написания планов, отчетов и пр., но и организацию широкой воспитательной работы, индивидуальное обслуживание читателей самого разного возраста: от шестилетних ребятишек до широкой возрастной палитры педагогического коллектива.
1. Кодэкс Рэспублікі Беларусь Аб Культуры : Кодэкс Рэсп. Беларусь, 20 ліпеня 2016 г., № 413-З : прыняты Палатай прадстаўнікоў 24 чэрв. 2016 г. : адобраны Саветам Рэсп. Беларусь 30 чэрв. 2016 г.
2. Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России), 15.06.2015 № 715 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://rusla.ru/rsba/association/izdanija/journali/Prikaz%20715%20%D0%BE%D1%82%2015.06.2016.pdf.
3. Агмазова, Д.М. Информационные технологии как средство создания единой библиотечно-информационной среды Республики Узбекистан / Дилдора Мащрабжоновна Агмазова // Макушинские чтения. – 2015. – № 10. – С. 487-490.
4. Александрова, О.И. Библиотека – информационный центр техникума / О.И.Александрова // Образование. Карьера. Общество. – 2016. –№4. – С.6-7.
5. Бердникова, Н.Б. РИБЦ как центр сети школьных информационно-библиотечных центров Иркутской области / Н.Б.Бердникова // Школьные библиотеки нового поколения: сб. материалов Второго межрегион. форума, 8-9 сентября 2017 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Информ. центр «Библиотека имени К.Д. Ушинского» Рос. акад. образования, Ассоц. школьных библиотекарей русского мира (РШБА) ; сост. Д.А. Иванченко. – Москва, 2017. – С.86-91.
6. Березина, И.В. К вопросу об эффективности условий, обеспечивающих пополнение фондов школьных библиотек и создание школьных информационно-библиотечных центров в рамках реализации мероприятия 2.4 ФЦПРО в 2016-2017 году / И.В.Березина, А.И.Тарасенко // Школьные библиотеки нового поколения: сб. материалов Второго межрегион. форума, 8-9 сентября 2017 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Информ. центр «Библиотека имени К.Д. Ушинского» Рос. акад. образования, Ассоц. школьных библиотекарей русского мира (РШБА) ; сост. Д.А. Иванченко. – Москва, 2017. – С. 10-17.
7. Борисенко, Л.А. Инновационные формы работы библиотеки образовательного учреждения / Л.А. Борисенко // Дополнительное образование и воспитание. – 2009. – № 5. – С. 24.
8. Велесевич, Т. Роль информационно-библиотечного центра школы в обеспечении качества образования .../ Т.Велесевич // Библиотечное Дело. – 2016. – № 16. – С. 2–10.
9. Галактионова, Л.А. Возможности моделирования информационно-библиотечного обслуживания инновационной педагогической деятельности / Л.А.Галактионова // Моделирование библиотечно-информационного обеспечения общеобразовательных учреждений. – Москва, 2009. – С. 22–29.
10. Дейнеко, И.В. Новая библиотека для новой школы: позиция методиста / И.В.Дейнеко//Информационный бюллетень. – 2011. № 61. С.53 – 61.
11. Жаглина, О.А. Опыт Воронежской области по созданию информационно-библиотечных центров в рамках реализации мероприятия 2.4 ФЦПРО в 2016-2017 году / О.А.Жаглина // Школьные библиотеки нового поколения: сб. материалов Второго межрегион. форума, 8-9 сентября 2017 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Информ. центр «Библиотека имени К.Д. Ушинского» Рос. акад. образования, Ассоц. школьных библиотекарей русского мира (РШБА) ; сост. Д.А. Иванченко. – Москва, 2017. – С. 77-79.
12. Запольская, Е.Л. Трансформация библиотеки в интегральный библиотечно-информационный центр – медиатеку / Е.Л.Запольская // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. – №11. – С.36-41.
13. Зуева, Е.М. Научное моделирование школьных библиотек как важный этап формирования информационно-образовательного пространства / Е.М.Зуева // Проблемы современного образования. – 2010. – № 1. – С. 48-51.
14. Зуева, Е.М. Современная модель библиотеки общеобразовательного учреждения / Е.М.Зуева // Библиотечное дело – XXI век. – 2008. – №2. – С. 87–126.
15. Игнатьева А.С. Региональный проект по созданию сети информационно-библиотечных центров и модернизации их организационно-технологической инфраструктуры / А.С. Игнатьева, С.В. Чистяков ; Департамент образования Вологодской области, Вологодский институт развития образования. – Вологда : Вологодский институт развития образования, 2016. – 44.
16. Информационный портал школьных библиотек России. www.rusla.ru // Школьная библиотека. – 2009. – № 2. – С. 55.
17. Крук, Н.В. Модель современной школьной библиотеки : автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.В.Крук. – Новосибирск, 2007. – 18 с.
18. Крупницкий, Д.В. Модель школьной библиотеки и проблемы чтения старшеклассников на современном этапе развития Российского общества / Д.В.Крупницкий // Библиосфера. – 2012. – №2. – С.86-90.
19. Логвинова, С.М. Шаг в будущее: инновационные подходы обслуживания пользователей информационно-библиотечного центра / С.М.Логвинова ; ГУО «Средняя школа №12 г. Мозыря». – Мозырь, 2015. – 6 с.
20. Маслокова, М.В. Трансформация школьной библиотеки в библиотечно-информационный центр / М.В.Маслокова, И.В.Бажутина // Динамика систем, механизмов и машин. – 2016. – Т.4. – №1. – С.312-318.
21. Моделирование библиотечно-информационного обеспечения общеобразовательных учреждений: сб. мате-риалов / НПБ им. К.Д. Ушинского РАО; сост. Е.М. Зуева, О.Е. Горянская. – Москва, 2009. – 136 с.
22. Олефир, С.В. Факторы формирования информационно-образовательной среды библиотеки для детей и юношества наукограда: автореф. дис. … канд. пед. наук по специальности «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» / С.В. Олефир. – Москва, 2003. – 18 с.
23. Осипова, А. О деятельности информационно-библиотечного центра как единой информационной среды образовательного процесса / А.Осипова // Бібліятэка прапануе. – 2016. – № 1. – С. 25–27.
24. Осипова, А.И. О деятельности информационно-библиотечного центра как единой информационной среды образовательного процесса / А.И.Осипова // Современное образование Витебщины. –2016. – №3(13). – С.36-38.
25. Пасечник, Т.Ф. Школьная библиотека – информационный центр учебного заведения / Т.Ф.Пасечник // Библиотека школы. – 2014. – №3(15). – С.25-30.
26. Петров, О.Г. Информационно - образовательная среда современной школы как условие реализации ФГОС общего образования / О.Г.Петров //Информатика и образование. – 2012. – № 9. – С.18 – 22. 2011. № 61. С.53 – 61.
27. Петров, О.Г. Информационно - образовательная среда современной школы как условие реализации ФГОС общего образования / О.Г.Петров // Информатика и образование. – 2011. – № 61. – С.53 – 61.
28. Полякова, Т.И. Модернизация школьных библиотек в условиях ФГОС / Т.И.Полякова // Школьная библиотека. – 2013. – № 5. – С.17-19.
29. Проект «Библиотека – информационно-библиотечный центр школы» на 2015-2018 учебный год / Администрация города Костромы ; Комитет образования, культуры, спорта и работы с молодежью ; Средняя общеобразовательная школа № 29 города Костромы. – Кострома, 2015. – 43 с.
30. Пузикова, И.Г. Создание и использование школьной медиатеки на основе распределенного информационного ресурса: автореф. дис. … канд. пед. наук по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (информатизация образования) / И.Г. Пузикова. – Москва, 2005. – 23 с.
31. Редькина, Н.С. Библиотечная технология: история и современность / Н. С. Редькина // Науч. и техн. б-ки. – 2009. – № 6. – С. 36–50.
32. Редькина, Н.С. Эффективные веб-технологии в деятельности библиотеки / Н.С.Редькина // Науч. и техн. б-ки. – 2017. – № 3. – С.15-24.
33. Создание региональной сети информационно-библиотечных центров общеобразовательных организаций: методические рекомендации / Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области "Институт развития образования"; [Светлана Владимировна Карастелина и др.]. – Ярославль : издательский центр ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. – 84 с.
34. Сыркина, Е.С. Республиканский информационно-библиотечный центр как модель развития потенциала образовательных технологий Республики Мордовия / Е.С.Сыркина // Школьные библиотеки нового поколения: сб. материалов Второго межрегион. форума, 8-9 сентября 2017 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Информ. центр «Библиотека имени К.Д. Ушинского» Рос. акад. образования, Ассоц. школьных библиотекарей русского мира (РШБА) ; сост. Д.А. Иванченко. – Москва, 2017. – С.91-97.
35. Толмачёва, Л.П. Конкурс «Читать престижно»! / Л.П.Толмачёва // Школьная библиотека. – 2005. – №8. – С. 30.
36. Школьная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://mogilevschool37.narod.ru/mbiblioteka_all.html.
37. Школьные библиотеки нового поколения: сб. материалов Второго межрегион. форума, 8-9 сентября 2017 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Информ. центр «Библиотека имени К.Д. Ушинского» Рос. акад. образования, Ассоц. школьных библиотекарей русского мира (РШБА) ; сост. Д.А. Иванченко. – Москва, 2017. – 110 с.
38. Яскевич, В. Интернет должен участвовать в образовательном процессе через школьную библиотеку / В.Яскевич // Библиотека в школе. – 2001. – № 1. – С. 5.
39. Ястребцева, Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения / Е.Н.Ястребцева. – Москва : БМЦ, 2001. – 192 с.