Введение
1 Теоретические и методические основы учета движения товаров и тары
1.1 Объекты учета в общественном, их экономическая сущность
1.2 Цель, задачи и принципы бухгалтерского учета товаров и тары в общественном питании, их роль в повышении эффективности использования товарных запасов
1.3 Формирование и контроль за ценами на продукты, товары и тару в общественном питании
2 Организация и методика учета движения продуктов. товаров и тары
2.1 Документальное оформление движения продуктов, товаров и тары в КУП «Гомельский городской комбинат школьного питания»
2.1.1 Документальное оформление продуктов, товаров и тары в кладовой
2.1.2 Документальное оформление продуктов, товаров на кухне и в буфете..
2.2 Отчетность материально ответственных лиц, ее значение в повышении эффективности использования товаров и тары в КУП «Гомельский городской комбинат школьного питания»
2.3 Синтетический и аналитический учет движения продуктов, товаров и тары в КУП «Гомельский городской комбинат школьного питания»
2.4 Пути совершенствования бухгалтерского учета движения продуктов, товаров и тары в КУП «Гомельский городской комбинат школьного питания»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, наверное, не существует человека, не пользующегося услугами ресторанов, баров, кафе. В данной сфере действует огромное количество организаций и индивидуальных предпринимателей, различающихся между собой по типам предприятий, по видам услуг, а также по масштабам своей деятельности: от мелких закусочных - до ресторанов класса люкс. Все эти заведения входят в так называемую систему общественного питания, которая должна подчиняться специальным правилам и соответствовать определенным требованиям.
Следует заметить, что услуги общественного питания являются одним из видов предпринимательской деятельности, связанной с удовлетворением потребностей людей в питании и проведении досуга. Поэтому организациям и индивидуальным предпринимателям, занимающимся подобной деятельностью, не обойтись без надлежащего бухгалтерского и налогового учета.
От объема реализации продукции собственного производства и покупных товаров зависят многие показатели эффективности работы организаций общественного питания (чем выше товарооборот, тем, как правило, ниже издержки обращения, выше рентабельность, устойчивее финансовое положение организации), поэтому учет и анализ процесса реализации занимают важное место в системе управления субъектом хозяйствования.
Правильно организованный учет реализации имеет огромное значение как для самой организации общественного питания в части определения результатов от ее хозяйственной деятельности, так и для государства в целом, получающего налоги от реализованной продукции и товаров, которые уплачивают субъекты хозяйствования. Налаженная же система товарооборота позволяет выявлять резервы увеличения его объема и принимать обоснованные управленческие решения по повышению эффективности работы организаций.
Целью данной курсовой работы является изучить особенности движения продуктов, товаров и тары на предприятиях общественного питания.
Основными задачами учёта производства продукции являются:
1) охарактеризовать объект учета общественного питания;
2) сформулировать цель, раскрыть задачи и принципы учета продуктов, товаров и тары в общественном питании;
3) изучить порядок формирования и контроля за ценами на продукты, товары в общественном питании;
4) изучить документальное оформление поступления и выбытия продуктов, товаров и тары;
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ И ТАРЫ
1.1 ОБЪЕКТЫ УЧЕТА В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ, ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ
Предприятия общественного питания производят обеденную продукцию, кулинарные и кондитерские изделия, полуфабрикаты, консервированную и прочую готовую продукцию, осуществляют реализацию собственной продукции и покупных товаров населению и другим субъектам хозяйствования, организуют обслуживание и досуг посетителей. От производственных предприятий они отличаются тем, что произведённая ими продукция реализуется преимущественно населению через сеть собственных торговых объектов общественного питания.
Показателем, характеризующим объём деятельности общественного питания, является товарооборот, состоящий из оборота по реализации продукции собственного производства и оборота по продаже покупных товаров.
Продукция собственного производства - это готовые изделия и полуфабрикаты, полученные в результате кулинарной и первичной обработки сырья и продуктов.
К продукции собственного производства относят обеденную продукцию, холодные и горячие закуски, кулинарные и кондитерские изделия. Готовая продукция и полуфабрикаты предприятий общественного питания, реализованные населению и другим субъектам хозяйствования, включаются в оборот по реализации продукции собственного производства. Товары, реализуемые покупателям без технологической обработки, включаются в оборот по реализации покупных товаров.
Товарооборот общественного питания подразделяется на розничный и оптовый. В розничный товарооборот включается продажа товаров для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
В оптовый товарооборот включается продажа готовых изделий и полуфабрикатов собственной выработки, покупных товаров юридический лицам в целях последующего их использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным и домашним потреблением.
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА УЧЕТА ДВИЖЕНИЯ ПРОДУКТОВ, ТОВАРОВ И ТАРЫ
2.1 ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ПРОДУКТОВ, ТОВАРОВ И ТАРЫ В КУП «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ КОМБИНАТ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ»
В КУП «Гомельский городской комбинат школьного питания» товары поступают от изготовителей, оптовых баз и других посредников. На поставку товаров организация розничной и оптовой торговли заключают с поставщиками договоры и контролируют их выполнение. Порядок приемки товаров и тары и его документальное оформление зависит:
от места приемки: от перевозчика на станции железной дороги, на складе поставщика или на складе получателя;
от вида и состояния товарных мест в опломбированной, открытой, поврежденной таре;
от вида приемки: по количеству мест, по количеству товарных единиц, комплектности и качеству.
За качество и достоверность первичных документов ответственность несут их составители. Особый контроль осуществляется за бланками строгой отчетности, перечень которых определяется специальным реестром и учетной политикой организации.
Документальное оформление приемки товаров от станции железнодорожной дороги. При предварительной оплате товаров до их отправки поставщик выписывает на имя покупателя счет-фактуру в двух экземплярах, которой указывает наименование, количество, отпускную цену, ее обоснование, налог на добавленную стоимость и стоимость товаров. Срок ее действия 10 дней. Первый экземпляр счета-фактуры вручают покупателю, на основании которого он выписывает платежное поручение в трех экземплярах, затем сдает в обслуживающие отделение банка для оплаты. После получения оплаты поставщик производит отпуск товаров с выпиской товарной накладной на отпуск и оприходовании товарно-материальных ценностей формы № ТН-2 в двух экземплярах. При последующей оплате поставщик выписывает товарную накладную в двух экземплярах, сдает груз станции железной дороги в обмен на грузовую квитанцию для отправки получателю, а затем выписывает на имя покупателя платежное требование в трех экземплярах. Поступившие от поставщиков платежные требования бухгалтерия организации оптовой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью курсовой работы было исследование особенностей бухгалтерского учета движения продуктов, товаров и тары на предприятия общественного питания. В результате всестороннего изучения данной темы можно сделать несколько выводов.
Особенности бухгалтерского учет на предприятиях общественного питания заключаются в том, что с одной стороны, он призван отражать процессы производства (приготовление пищи), а с другой - процессы торговли (реализации).
Наряду с продукцией собственного производства (закусками, первыми, вторыми, третьими блюдами, полуфабрикатами, кулинарными изделиями и т.п.) реализуются без кулинарной обработки некоторые покупные товары (соки, хлеб, кондитерские изделия и др.).
Документальное оформление и учет поступления сырья и товаров зависит от способа их получения на склад предприятия. На предприятия общественного питания продукты и товары поступают от поставщиков (предприятий пищевой промышленности), а также в порядке собственных закупок на рынках и в магазинах.
Основными документами, служащими основанием для оприходования товарно-материальных запасов на склад предприятия являются: счет-фактура, товарно-транспортная накладная, накладная и документы, выписанные материально ответственным лицом, принявшим товар, а именно акты о приемке, акты о недостаче и т.д.
На основе изучения экономической литературы, действующей практики, согласно учетной политике исследуемой организации в работе изучено документальное оформление движения продукции, товаров и тары, а в частности:
- порядок поступления товаров, заключение договоров и оформление всей необходимой документации;
- порядок реализации, списания и прочего выбытия товарных ресурсов, а также документальное отражение этих операций.
Бухгалтерский учет наличия и движения сырья и продуктов питания в кладовых ведут на активном синтетическом счете 41/1 «Товары на складах». По дебету этого счета отражается поступление товаров на склад, а с кредита они списываются в производство (на кухню) или в буфеты.
Учет сырья и товаров в кладовой ведет материально ответственное лицо (кладовщик).
1 Акулич, В.В. Оценка розничного товарооборота и товарных запасов // Планово-экономический отдел. - 2010. - 20 февраля (№ 2) - с.61-65.
2 Андросов, А.М. Бухгалтерский учет: учеб. пособие / А.М. Андросов, Е.В. Викулова. - М.: Андросов, 2000. - 1024 с.
3 Астахов, В. П. Бухгалтерский учет в торговле / В.П. Астахов. - М.: Феникс, 2016. - 384 c.
4 Бабаев, Ю. А. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании / Ю.А. Бабаев, А.М. Петров. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2013. - 352 c.
5 Бухгалтерский учёт в общественном питании: пособие/ Г.Г. Завилейский, Н.В. Мартынов, М.И. Стона, Ф.Н. Гордович.- Мн.: Амалфея, 2005.- 272 с.
6 Бухгалтерский учет: / Н.И. Ладутько, П.Е. Борисевский, А.В.Крупнова, Е.Н. Ладутько; Под общ. ред. Н.И. Ладутько. 5-е изд., перераб и доп. Мн.: ООО «ФУАинформ». 2005. 742 с.
7 Брыкова, Н. В. Основы бухгалтерского учета на предприятиях торговли. Учебник / Н.В. Брыкова. - М.: Academia, 2014. - 144 c.
8 Иванова, Н. В. Бухгалтерский учет на предприятиях торговли / Н.В. Иванова. - М.: Academia, 2013. - 256 c.
9 Ивашкин, Б.Н. Бухучет в торговле / Б.Н. Ивашкин. - М.: Дело и Сервис; Издание 5-е, перераб. и доп., 2015. - 576 c.
10 Инструкция по бухгалтерскому учету запасов. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 (с изм. и доп.). НРПА № 8/23181
11 Кравченко, Л.И. Бухгалтерский учёт в торговле и общественном питании: учебно-практическое пособие: 3-е издание, переработанное и дополненное / Л.И. Кравченко. - Минск: «ФУАинформ», 2014. 792 с.
12 Ладутько Н.И., Борисевский П.Е., Крупнова А.В., Ладутько Е.Н. Бухгалтерский учёт: учебно-практическое пособие: 5-е издание, переработанное и дополненное / Н.И. Ладутько [и др.]. - Минск: ООО «ФУАинформ», 2015. - 742 с.
13 Ерофеенко, В.Ф. Справочник работника общественного питания / В.Ф. Ерофеенко [и др.]. - Минск: Бел. ассоц. кулинаров. 2006. - 440 с.
14 Завилейский Г.Г., Мартынов Н.В. Бухгалтерский учёт в торговле: Пособие/Завилейский Г.Г., Мартынов Н.В. Мн: Амалфея, 2005. 132 с.
15 О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Респ. Беларусь, 12 июля 2013 г., № 57-З // Национальный интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа 01.12.2018.
16 О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь: утв. постановлением М-ва экономики Респ. Беларусь от 25 февр. 2011 г. № 72) // Нац. экон. газ. - 2011. - № 5. - С.26-31.
17 О торговле: закон Респ. Беларусь от 28 июля 2003 г., № 231-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2003. - 7 авг. (№ 87). - С.11-18.
18 О порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета: постановление Министерства финансов Респ. Беларусь, 29 июня 2011 г., № 50 // Национальный интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа 30.11.2018.
19 О ценообразовании: Закон Респ. Беларусь от 10 мая 1999 г., № 255-3 (в ред. Закона от 25 февраля 2011 г. № 72) // Консультант Плюс. Технология 3000 [Электроны ресурс] / ООО "ЮрСпектр". - Мн., 2012.
20 Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки»: постановление Министерства финансов Респ. Беларусь, 10 дек. 2013 г. № 80 // Национальный интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа 30.11.2018.
21 Об утверждении типовых форм первичной учетной документации ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» и инструкции по заполнению типовых форм первичной учетной документации ТТН-1 «Товарнотранспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная». Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 192 (с изм. и доп.). НРПА № 8/20328
22 Решение Минского городского исполнительного комитета от 23.08.2007 г. № 1900 «О порядке формирования цен, включая применение наценок, в торговых объектах общественного питания г. Минска» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. № 306. 9/12281
23 Стражева Н.С., Стражев А.В. Бухгалтерский учет. Учебно-методическое пособие. 11-е изд., перераб. и доп. Мн.: Книжный Дом. 2005. 608 с.