Введение
1 Роль и место маркетинга в деятельности промышленного предприятия
1.1 Сущность, содержание и основные факторы маркетинговой деятельности предприятия
1.2 Методы исследования маркетинговой деятельности промышленного предприятия
2 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Гомельский ЛВЗ «Радамир»
3 Анализ комплекса маркетинга ОАО «Гомельский ЛВЗ «Радамир»
3.1 Товарная политика
3.2 Ценовая политика
3.3 Политика распределения
3.4 Коммуникационная политика
3.5 Программа по энергосбережению
4 Направления совершенствования хозяйственной деятельности ОАО «Гомельский ЛВЗ «Радамир» посредством использования инструментов маркетинга
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
В настоящее время ни одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без маркетинговой службы на предприятии. И полезность маркетинга возрастает с каждым моментом. Это происходит потому, что потребности людей безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждое предприятие имеет свои требования,которые не всегда соответствуют высокому качеству. Каждый требует своего индивидуального подхода. Таким образом, в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Это способствует маркетингу.
Интерес к такой многогранной и сейчас столь актуальной теме, как маркетинг, и следует отметить, что с каждым годом он становится все более, если не глобальным, растет не только внутри одной страны, но и в мире в целом. Это происходит потому, что маркетинг затрагивает интересы каждого из нас в любой день нашей жизни. Продам автомобиль, Ищу работу, собирая средства на благотворительные нужды или пропагандируя идею, мы занимаемся маркетингом. Нам нужно знать, что такое рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его требования.
Таким образом, актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период маркетинг является одной из важнейших экономических дисциплин. От того, насколько хорошо выстроена маркетинговая система, зависит эффективное функционирование всей национальной экономики.
Цель курсовой работы – определить направления совершенствования хозяйственной деятельности ОАО «Гомельский ЛВЗ «Радамир» посредствам использования инструментов маркетинга.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
– определить сущность, содержание и основные факторы маркетинговой деятельности предприятия;
– описать методы исследования маркетинговой деятельности промышленного предприятия;
– дать характеристику состояния, специфики и тенденции развития отраслевого рынка алкогольной продукции Республики Беларусь;
– провести оценку хозяйственной деятельности и характеристику экономических показателей ОАО «Гомельский ЛВЗ «Радамир»;
– провести анализ маркетинговой деятельности ОАО «Гомельский ЛВЗ «Радамир»;
–– определить направления совершенствования маркетинговой деятельности ОАО «Гомельский ЛВЗ «Радамир» посредствам использования инструментов маркетинга.
Предмет исследования – теория и практика организации маркетинговой деятельности на предприятии.
Объект исследования – инструменты маркетинга, применяемые ОАО «Гомельский ЛВЗ «Радамир».
Теоретической и информационной основой исследования курсовой работы послужили научные труды отечественных и зарубежных менеджеров и экономистов, бухгалтерская и статистическая отчетность и другие материалы, полученные в результате исследования деятельности ОАО «Гомельский ЛВЗ «Радамир». Методической базой курсовой работы явились Законы Республики Беларусь, Декреты и Указы Президента Республики Беларусь, постановления правительства, инструкции министерств и ведомств, а также учебные пособия и данные периодической печати.
Тема курсовой работы достаточно широко освещена в учебной и методической литературе. Наиболее информационно емкими являются исследования следующих авторов: Акулич И.Л., Березин И.С., Голубков Е.П., Киселёв В.М., Котлер Ф., Келлер К.Л., Ламбен Ж.Ж. и др. Опубликованные работы этих авторов характеризуются многогранностью и глубиной исследования рассматриваемых проблем. Оценивая результаты этих исследований, следуем отметить, что многие аспекты изучаемой проблемы еще не решены, некоторые требуют детализации, научной доработки.
В процессе исследования применялись общенаучные методы исследования, такие как синтез, индукция, дедукция, системный подход. Из специальных методов проведения маркетингового анализа были использованы методы анализа документов, методы опроса потребителей, экспертные оценки, экспериментальные методы и экономико-математические методы.
Курсовая работа состоит из трех глав, введения и заключения. В первой главе рассмотрена роль и место маркетинга в деятельности промышленного предприятия на современном этапе; во второй главе составлено исследование состояния микросреды ОАО «Гомельский ЛВЗ «Радамир»; и проведено исследование состояния макросреды предприятия с помощью качественных и количественных методов анализа; в третьей главе разработаны предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности ОАО «Гомельский ЛВЗ «Радамир».
1 Роль и место маркетинга в деятельности промышленного предприятия
1.1 Сущность, содержание и основные факторы маркетинговой деятельности предприятия
Появление маркетинга как определенной системы хозяйствования, метода решения производственно-рыночных проблем – это ни что иное, как ответная реакция хозяйственной единицы, на такие процессы, как усложнение проблемы производства и реализации товаров вследствие стремительного расширения их ассортимента, быстрого обновления, небывалого ранее возрастания производственных возможностей, частых сдвигов в характере и структуре рыночного спроса, его конъюнктурных колебаний, все большего обострения конкуренции на рынке [35, c. 18].
Термин «маркетинг» возник в США на рубеже 20 века, а как ведущая функция управления, маркетинг стал рассматриваться с 50-ых годов.
Маркетинг – явление сложное, многоплановое и динамичное. Этим объясняется невозможность в одном универсальном определении дать полную, адекватную его сущности, принципам и функциям характеристику маркетинга [22, c. 35].
В термин «маркетинг» специалисты вкладывают двоякий смысл: это и одна из функций управления, и цельная концепция управления в условиях рыночных отношений.
В качестве функции управления маркетинг имеет не меньшее значение, чем любая деятельность, связанная с финансами, производством, научными исследованиями, материально-техническим снабжением и т.д. [32, c. 25].
В качестве концепции управления (философии бизнеса) маркетинг требует, чтобы компания рассматривала потребление как «демократический» процесс, при котором потребители имеют право «голосовать» за нужный им продукт своими деньгами. Это определяет успех компании и позволяет оптимально удовлетворить потребности потребителя [3, c. 56].
Из сущности маркетинга вытекают основные принципы. Однако в отечественной и зарубежной литературе под «принципами маркетинга» понимаются достаточно различные вещи. Рассмотрев позиции различных авторов, сравнив их, выделим следующие основополагающие принципы:
1 Тщательный учет потребностей, состояния и динамики спроса и рыночной конъюнктуры при принятии экономических решений.
2 Создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса (причем исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы).
3 Воздействие на рынок, на покупателя с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы [31, c. 47].
2 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Гомельский ЛВЗ «Радамир»
ОАО «Гомельский ЛВЗ »Радамир» сегодня – современное высокомеханизированное общество с производственной мощностью более 1.4 млн. декалитров в год.
В состав общества входят: спиртовой завод – филиал КПП «Полесье», 4 линии розлива водки и ликеро-водочных изделий, линия по розливу коньяка, сети фирменных магазинов «Садко» и «Полесский сувенир».
Ассортимент представлен более, чем 60 наименованиями продукции: водки классические и особые, бальзамы, настойки сладкие и горькие, ликеры, бренди, коньяк, джин, виски.
Ассортимент продукции, предлагаемый сегодня филиалом КПП «Полесье»:
- спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья «Люкс»;
- спирт этиловый ректификованный класса «Премиум» – «Полесье»;
- эфиро-альдегидная фракция;
- двуокись углеродная газообразная и жидкая;
- конценрат квасного сусла;
- концентрат кваса;
- солод.
Успешная производственная деятельность общества, прежде всего, связана с активным внедрением передовых технологий и обновлением производственного оборудования. Общество гарантирует неукоснительное следование рецептурам и сохранение строгой последовательности в процессе производства продукции.
Качество изделий по многим показателям не имеет себе равных. Они уникальны еще и потому, что в производстве продукции удивительным образом сочетаются современные технологии и оригинальные рецептуры, основанные на бережно хранимых старинных традициях.
Сертификация продукции на международном уровне позволяет обществу активно развивать свой экспортный потенциал по поставкам в страны ближнего и дальнего зарубежья.
В условиях жесткой конкуренции продукция Гомельского ЛВЗ неизменно пользуется стабильно высоким спросом, что свидетельствует о ее великолепном качестве и намерении общества осваивать новые рынки сбыта.
Качество продукции ОАО «Гомельский ЛВЗ »Радамир» по многим показателям не имеет себе равных. Ее уникальность обеспечивается использованием в производстве современных технологий и оригинальной рецептуры, основанной на бережно хранимых старинных традициях. Залогом экологической чистоты и безопасности продукции предприятия является
3 Анализ комплекса маркетинга ОАО «Гомельский ЛВЗ «Радамир»
3.1 Товарная политика
Маркетинговой деятельностью в ОАО «Гомельский ЛВЗ «Радамир» занимается отдел маркетинга. Отдел маркетинга в ОАО «Гомельский ЛВЗ «Радамир» возглавляется начальником отдела, который непосредственно подчиняется заместителю директора по коммерческим вопросам.
В ОАО «Гомельский ЛВЗ «Радамир» структура, функции и задачи сотрудников отдела маркетинга представлены в Положении об отделе маркетинга (Приложение Г).
Основными задачами отдела маркетинга являются:
–постоянный анализ ситуации на рынках;
– разработка маркетинговой стратегии общества, координация деятельности служб, отделов и производственных подразделений общества по реализации маркетинговой политики;
– координация деятельности структурных подразделений общества с целью реализации продукции, в том числе на экспорт.
Функции, выполняемые отделом маркетинга:
– маркетинговая деятельности, в том числе маркетинг международный;
– внешнеэкономическая деятельность;
– договорная работа;
– организация сбыта готовой продукции, в том числе на экспорт;
– рекламная деятельность;
– логистическая деятельность.
В качестве стратегии целевого маркетинга ОАО «Гомельский ЛВЗ «Радамир» ориентируется на маркетинг дифференцированный (множественно сегментированный).
Продуктовая стратегия – стратегия на разработку и предложение видов продукции для отдельных рынков или сегментов.
Ассортимент выпускаемой заводом продукции насчитывает более 60 наименований и ориентирован не только на любителей крепких напитков (95% всей продукции – водки и водки особые). Выпускаются также настойки горькие и сладкие, ликеры, коньяки, виски. Ассортимент предприятия ежегодно расширяется. Виды алкогольной продукции завода изготавливаются без всяких искусственных ароматизаторов с применением натурального растительного и плодово-ягодного сырья, редких трав, которые изыскиваются на просторах СНГ службой снабжения.
Все виды продукции разработаны непосредственно работниками предприятия. Ассортимент продукции ежегодно расширяется. Специалисты заводской лаборатории, имеющие огромный опыт работы в отрасли, ведут неустанный поиск оригинальных рецептур, разработку и освоение новейших
4 Направления совершенствования хозяйственной деятельности ОАО «Гомельский ЛВЗ «Радамир» посредством использования инструментов маркетинга
Основная идея: ОАО «Гомельский ЛВЗ «Радамир» объявляет систему скидок для оптовых покупателей, в частности для ресторанов и кофе. При покупке продукции от 100 тыс. руб. (в деноминированных рублях) и более в год, оптовый покупатель получает скидку 3% от объема продаж. Оптовым покупателем может быть не один покупатель, а несколько, в случае их объединения (с целью получения скидки от производителя). Рынок Республики Беларусь является одним из основных в сбытовой деятельности ОАО «Гомельский ЛВЗ «Радамир».
Анализ маркетинговых исследований и опыт участия в конкурсных торгах, позволяют сделать вывод, что рынок алкогольной продукции достаточно насыщен. Ассортимент выпускаемой многими предприятиями продукции аналогичен. В связи с этим, на первый план в конкурентной борьбе выходит вопрос стоимости и качества продукции. В данном случае оптовыми покупателями ОАО «Гомельский ЛВЗ «Радамир» являются из областных центров Республики Беларусь.
Для рассмотрения данного мероприятия примем во внимание таких оптовых покупателей как «Чисто пивной ресторанчик» и развлекательный центр «Континент» г.Гомеля. Для выполнения программы совместных закупок с получением скидки в размере 3%, покупателям необходимо в год приобрести товары на сумму от 100 тыс. руб. (таблица 4.1).
Из полученной таблицы 4.1, следует, что «Чисто пивной ресторанчик» и развлекательный центр «Континент» г.Гомеля приобретают продукцию на сумму 100,47 тыс. руб., при этом получают скидку в размере 3%. В результате этого объем закупки составил 98,47 тыс. руб.
После плодотворной работы коммерческого отдела в 2015 г. были найдены новые рынки сбыта с общим объемом 10% от текущих объемов продаж, что привело к увеличению загрузке производственных мощностей, отгрузке продукции, увеличение выручки от реализации продукции и к повышению заработной платы сотрудников предприятия. А также согласно расчетам экономистов планово-экономического отдела, что за счет предоставления скидки общий объем реализации увеличится на 10% (10+10 = 20%).
Заключение
Появление маркетинга как определенной системы хозяйствования, метода решения производственных и рыночных проблем – это не более чем ответная реакция хозяйственной единицы на такие процессы, как усложнение проблемы производства и реализации товаров вследствие стремительного расширения их ассортимента, быстрого обновления, небывалого увеличения производственных возможностей, частых сдвигов в характере и структуре рыночного спроса, его конъюнктурных колебаний, усилением конкуренции на рынке
Выбор правильного метода анализа является очень важной и серьезной задачей, поскольку от него зависят результаты анализа, на основе которых принимаются все дальнейшие решения по управлению маркетинговой деятельностью предприятия. При рассмотрении различных источников, как правило, существует несколько направлений анализа маркетинговой деятельности, в то время как в рассмотренных теоретических работах отсутствует четкое соответствие между направлениями и методами анализа маркетинговой деятельности. Некоторые авторы выделяют такие основные направления исследований, как рынок и его прогнозирование, структура участников рынка, потребители и спрос, товары и ассортимент, цена товара, конкуренты и внешняя среда, стимулирование сбыта и реклама, внутренняя среда и ее возможности, движения товара и каналов сбыта. Другие авторы считают, что рынок, конкуренты, потребители, цены, внутренний потенциал предприятия должны быть подвергнуты исследованию.
Модель SWOT-анализа может быть использована в качестве метода оценки внутреннего состояния и наличия потенциала развития предприятия.
SWOT-анализ является необходимым элементом исследований, обязательным предварительным этапом при составлении любого уровня стратегических и маркетинговых планов. Данные, полученные в результате ситуационного анализа, служат основными элементами при разработке стратегических целей и задач организации.
Объект исследования – инструменты маркетинга, применяемые ОАО «Гомельский ЛВЗ «Радамир».
ОАО «Гомельский ЛВЗ «Радамир» в настоящее время – производитель водки и ликероводочных изделий, бренди, коньяка, виски, спирта этилового ректификованного из пищевого сырья, концентрата квасного сусла, солода ржаного ферментированного и неферментированного, углекислоты.
Предприятие в течение нескольких десятилетий удовлетворяет потребности потребителей в алкогольной продукции. Ассортимент предприятия ежегодно расширяется и в настоящее время насчитывает около 60 наименований, из которых более половины – водки и водки особые. Также выпускаются бальзамы, ликеры десертные, настойки горькие и сладкие, бренди, коньяки, виски. Продукция завода изготавливается с применением натурального растительного и плодово-ягодного сырья, редких трав.
Проведенный анализ хозяйственной деятельности показал, что объем товарной продукции в действующих ценах за рассматриваемый период увеличился, а именно на 2017 г. объем производства составил 33,31 тыс. руб., что на 3,4% больше по сравнению с прошлым 2016 г.
Выручка от реализации продукции на протяжении двух последних лет снижается, и на 2017 г. составила 28,40 тыс. руб., что на 12,2% меньше по сравнению с 2016 г., снижение связано со снижением спроса на выпускаемую продукцию предприятием.
Себестоимость реализованной продукции в течение трех лет увеличивается в связи с увеличением производства промышленной продукции. Прибыль от реализации продукции на 2017 г. составляла 7,94 тыс. руб., что больше на 84,0% к аналогичному периоду 2016 г. Чистый убыток составил на 2017 г. 2,64 тыс. руб., что больше к 2016 г. Рентабельность реализованной продукции на ОАО «Гомельский ЛВЗ «Радамир» положительная в течение трех лет, на 2017 г. составила 51,4%. Среднесписочная численность основного вида деятельности снизилась в течение трех лет и на 2017 г. составила 932 человек.
Оборотные активы за рассматриваемый период увеличились и составили на 2017 г. 35,65 тыс. руб., что на 5,5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. Собственный капитал в течение двух последних лет снижается, и на 2017 г. составил 16,86 тыс. руб., что на 15,1% меньше значение 2016 г. Долгосрочные кредиты и займы предприятия в 2017 г. составили 1,16 тыс. руб., что на 63,0% меньше по сравнению с 2016 г.
Основные средства на 2017 г. составили 23,04 тыс. руб., что на 4,5% больше по сравнению с 2016 г. Коэффициент оборачиваемости активов и оборачиваемости основных средств имеет тенденцию к снижению на протяжении трех лет. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала, инвестиционного капитала в течение трех лет снижается.
Среднесписочная численность персонала на предприятии в течение трех лет снижается. Объем товарной продукции в действующих ценах за рассматриваемый период растет. Фондоотдача составляет на 2017 г. 1,45 руб. и наблюдается ее снижение, фондоемкость растет, фндовооруженность увеличивается. Снижение показателя фондоотдачи свидетельствует о снижении эффективности использования основных средств предприятия.
Маркетинговой деятельностью в ОАО «Гомельский ЛВЗ «Радамир» занимается отдел маркетинга.
Основными задачами отдела маркетинга являются: постоянный анализ ситуации на рынках, разработка маркетинговой стратегии общества, координация деятельности служб, отделов и производственных подразделений общества по реализации маркетинговой политики, координация деятельности структурных подразделений общества с целью реализации продукции, в том числе на экспорт.
В качестве стратегии целевого маркетинга ОАО «Гомельский ЛВЗ «Радамир» ориентируется на маркетинг дифференцированный. Ассортимент представлен более, чем 60 наименованиями продукции: водки классические и особые, бальзамы, настойки сладкие и горькие, ликеры, бренди, коньяк, джин, виски.
Специалисты принимают участие в специализированных выставках и дегустациях в Минске, Москве, Ялте, Санкт-Петербурге, Сочи, Риге и других городах. Участие предприятий и организаций в выставках и ярмарках является одним из наиболее эффективных инструментов маркетинговой политики.
В ходе SWOT-анализа было выявлено, что сильные стороны: квалифицированный труд, большой ассортимент продукции, наличие передовой технологии и современного оборудования, собственных компонентов (производственного цикла, от закупки сырья, приготовления ароматных спиртов для производства водки и ликероводочных изделий и заканчивая выпуском готовой продукции), отходы производства спирта продаются сельскохозяйственные предприятия для животного питания, и побочных продуктов продаются как на внутреннем рынке и на внешнем рынке, долгосрочные рыночные отношения в зарубежных странах, выгодные условия поставок.
А слабые стороны: недостаток оборотного капитала, зависимость от импортного сырья (коньяк, виски, сувенирная бутылка), слабая политика стимулирования продаж и продвижения товаров.
В качестве мероприятий направлений совершенствования маркетинговой деятельности было предложено:
- совершенствование системы стимулирования оптовых покупателей ОАО «Гомельский ЛВЗ «Радамир»;
- оценка эффективности закупок у поставщиков;
- предоставление скидки постоянным покупателям ОАО «Гомельский ЛВЗ «Радамир».
1 Акулич, И.Л. Маркетинг / И.Л. Акулич. – Мн.: Новое значение, 2015. – 511 с.
2 Аренда помещений в Гомеле [Электронный ресурс] / OLX.by. – Режим доступа: http://olx.by/obyavlenie/sdaetsya–magazin–v–arendu–v–tsentre–gomelya–prospekt–lenina–32–1–ID4x2Ax.html#7238e79cf3 – Дата доступа: 13.12.2018.
3 Баркан, Д.И. Управление продажами / Д.И. Баркан. – Спб.: СПбГУ, 2014. – 908 с.
4 Березин, И.С. Маркетинговый анализ / И.С. Березин. – М.: Вершина, 2013. – 369 с.
5 Важенина, И.С. Стратегический маркетинг в условиях кризиса / И.С. Важенина // ЭКО. – 2018. – № 11. – С. 131–144.
6 Важенина, И.С. Методика SWOT– анализа деятельности промышленных предприятий / И.С. Важенина // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2018. – № 2. – С. 129–142.
7 Все для оформления мест продаж [Электронный ресурс] / POSbel.by. – Режим доступа: http://posbel.by/index.php– Дата доступа: 13.12.2018.
8 Гага, В.А., Николаенко В.С. Создание службы маркетинга промышленного предприятия / В.А. Гага, В.С. Николаенко // Вестник Томского государственного университета. – 2017. – № 374. – С. 137-140.
9 Головачев, А.С. Экономика предприятия (организации): учеб. пособие / А.С. Головачев. – Минск: Вышэйшая школа, 2016. – 464 с.
10 Голубков, Е.П. Маркетинг / Е.П. Голубков. – М.: Финпресс, 2015. – 704 c.
11 Голубков, Е. П. SWOT–анализ: существующие методики и пути их совершенствования // Маркетинг в России и за рубежом. – 2017. – № 1. – с. 9–11.
12 Динамика объема промышленного производства Республики Беларусь за 2005–2015 гг. [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya–statistika/realny–sector–ekonomiki/promyshlennost/graficheskii–material–grafiki–diagrammy_11/dinamika–promyshlennogo–proizvodstva/– Дата доступа: 13.12.2018.
13 Дохолян, С.Б., Овсянникова Т.С. Основы маркетинга / С.Б. Дохолян, Т.С. Овсянникова. – М.: Проспект, 2013. – 272 c.
14 Егорова, М.М., Логинова Е.Ю. Маркетинг / М.М. Егорова, Е.Ю. Логинова. – М.: Эксмо, 2015. – 160 с.
15 Захаров С.В., Сербиновский Б.Ю. Маркетинг / С.В. Захаров, Б.Ю. Сербиновский. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 361 с.
16 Ивашкова, Н.И. Управление маркетингом / Н.И. Ивашкова. – М.: Омега, 2010. – 176 с.
17 Индексы потребительских цен по Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya–statistika/ makroekonomika –i–okruzhayushchaya –sreda/tseny/operativnaya–informatsiya_4/indeksy–potrebitelskih–tsen–po–respublike–belarus/ – Дата доступа: 06.12.2018.
18 Киселёв, В.М. Эмпирический маркетинг / В.М. Киселёв, Л.В. Плющева, Р.Р. Гайфулина. – Кемерово: Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2009. – 172 с.
19 Коньков, А. Диагностика сильных и слабых сторон компании / А. Коньков // Промышленный маркетинг. – 2016. – № 5. – с. 28-31.
20 Коробкин, А.З. Экономика организации отрасли: учеб. пособие для вузов / А.З. Коробкин. – Минск: изд – во Гревцова, 2013. – 288 с.
21 Котлер, Ф. Маркетинг 3.0. От продуктов к потребителям и далее – к человеческой душе / Ф. Котлер, Х. Картаджайя, А. Сетиаван; пер. с англ. А. Заякина. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. – 240 с.
22 Котлер, Ф. Основы маркетинга: краткий курс / Ф. Котлер. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2014. – 362 с.
23 Котлер, Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер, К.Л. Келлер. – СПб.: Питер. – 2014. – 412 с.
24 Лада [Электронный ресурс] / официальный сайт ОАО «АвтоВАЗ». – Режим доступа: http://www.lada.ru/ – Дата доступа: 13.12.2018.
25 Ламбен, Ж.–Ж. Менеджмент / Ж.–Ж. Ламбен. – СПб.: Питер, 2013. – 795 с.
26 Ламбен, Ж.Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж.–Ж. Ламбен // Маркетинг в России и за рубежом. – 2018. – № 1. – С 35-38.
27 Литовченко, В.П. Финансовый анализ: учеб. пособие для вузов / В.П. Литовченко. – М.: Дашков и К, 2013. – 216 с.
28 Лифиц, И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг / И.М. Лифиц. – М.: Амалфея, 2009. – 464 с.
29 Михалева, Е.П. Маркетинг / Е.П. Михалева. – М.: Альфа, 2010. – 224 с.
30 Михарева, В.А. Стратегический маркетинг: учеб. пособие / В.А. Михарева. – Мн.: Изд–во Гревцова, 2015. – 208 с.
31 Нагапетьянец, Н.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / Н.А. Нагапетьянец. – М.: МГТУ, 2013. – 272 с.
32 Николайчук, Н.Е. Маркетинг и менеджмент услуг. Деловой сервис / Н.Е. Николайчук. – СПб.: Питер, 2014. – 608 с.
33 ОАО «Гомельский ликеро-водочный завод «Радамир» [Электронный ресурс] / официальный сайт ОАО «Гомельский ликеро-водочный завод «Радамир». – Режим доступа: http://radamir.by/index.php. – Дата доступа: 13.12.2018.
34 Официальный курс белорусского рубля по отношению к иностранным валютам, устанавливаемый Национальным банком Республики Беларусь ежедневно, на 13.12.2018 [Электронный ресурс] / Национальныq банк Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/ statistics/rates/ratesdaily.asp – Дата доступа: 13.12.2018.
35 Панкрухин, А.П. Маркетинг: учебник для студентов /А.П. Панкрухин. – М.: Омега–Л, 2014. – 656 с.
36 Прайс на услуги «Русское радио» [Электронный ресурс] / официальный сайт «Русское радио». – Режим доступа: http://www.rusradio.ru/ – Дата доступа: 13.12.2018.
37 Промышленность Республики Беларусь. Статистический сборник / И.В. Медведева. – Мн: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2018. – 268 с.
38 Световые короба [Электронный ресурс] / «БелВнешРеклама». – Режим доступа: http://bzr.by/service/svetovye–koroba.html?gclid= CMK5tufO1sw CFS QW0 wod OqcAaw – Дата доступа: 13.12.2018.
39 Структура обрабатывающей промышленности Республики Беларусь за 2016–2017 гг. [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya–statistika/realny–sector–ekonomiki/promyshlennost/graficheskii–material–grafiki–diagrammy_11/struktura–obrabatyvayuschei–promyshlennosti–po–vidam–ekonomicheskoi–deyatelnosti–po–oblastyam–i–g–minsku–v–2014–g/. – Дата доступа: 13.12.2018.
40 Тетушкин, В.А. Эффективность управления качеством в сервисе и маркетинге / В.А. Тетушкин // Наука и бизнес: пути развития. – 2017. – № 10 (28). – С. 141–145.
41 Толстяков, Р.Р. Инструменты формирования маркетинговой стратегии, ориентированной на конкурента / Р.Р. Толстяков, К.В. Феногенов // Социально-экономические явления и процессы. – 2018. – № 8. – С. 13–18.
42 Черняховская, Т.Н. Маркетинговая деятельность предприятия / Т.Н. Черняховская. – М.: Вершина, 2015. – 533 с.
43 Шихвердиев, А.П. Управление конкурентоспособностью в малом и среднем бизнесе: монография / А.П. Шихвердиев. – Сыктывкар, 2014. – 149 с.