Введение
В Республике Беларусь происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители фирм находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления фирмами и рычагов повышения конкурентоспособности.
Беларусь придает конкурентоспособности своих товаров и услуг приоритетное значение. Завоевание подобающего места в мировой экономике в современных условиях необходимо для обеспечения устойчивого развития страны, роста благосостояния ее граждан, расширения взаимовыгодного сотрудничества в мире.
На современном этапе развития производственного процесса одной из важных составляющих конкурентоспособности предприятия является качество производимой товарной продукции или оказываемых услуг. Конкурентоспособность товара в условиях развивающейся рыночной экономики является одним из объектов, на который направлено основное внимание менеджеров всех уровней управления на предприятии. Наиболее существенным фактором, влияющим на повышение конкурентоспособности, является действующая система менеджмента качества.
Основной проблемой в сфере качества является выбор системы управления качеством, а также правильное определение целей и задач системы контроля качества. Также стоит отметить, что руководство многих предприятий и организаций рассматривает процесс управления качеством как отдельную систему, которая необходима лишь на начальной стадии разработки и утверждения производства.
Между тем контроль качества должен осуществляться постоянно и оперативно для оптимизации производственного процесса, качества выпускаемой продукции и для возможности быстро и четко реагировать на изменения производственного процесса и требований к нему.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что каждая организация стремиться к максимизации прибыли. Данная прибыль получается в результате продаж продукции, товаров и услуг, которые предоставляет и изготавливает организация. Главным критерием при покупке для потребителей является качество продукции и цена. Поэтому все организации стремятся к оптимальному соотношению «цена-качество».
Объектом исследования настоящей работы является ОАО «Гомельский жировой комбинат».
Предметом исследования является управление качеством и конкурентоспособностью продукции.
1 Теоретические основы качества и конкурентоспособности продукции
1.1 Качество продукции: основные понятия и показатели
Проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и так далее.
Качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Международные стандарты последних лет определяют качество продукции как степень, с которой совокупность свойств и характеристик выполняет требования потребителей к качеству продукции. При этом различают следующие классы соответствия характеристик продукции [3, с.176]:
- физические (например, механические, электрические; химические или биологические характеристики);
- органолептические (например, связанные с запахом, осязанием, вкусом, зрением, слухом);
- эргономические (например, физиологические характеристики или характеристики, связанные с безопасностью человека);
- функциональные (например, максимальная скорость самолета).
Понятие «качество» можно рассматривать на двух уровнях. На первом уровне так называемое техническое качество формируется на стадиях исследований, разработок и производства. Управление качеством на этом уровне включает мероприятия по соблюдению необходимых качественных и количественных требований к продукту. Качество второго уровня – коммуникативное качество – формируется на стадиях пред- и послепродажного обслуживания. Обеспечение качества на этом уровне сводится к осуществлению мероприятий по всестороннему удовлетворению запросов покупателей.
Как экономическая категория качество продукции выполняет функции [3, с. 179]:
- меру удовлетворения потребностей;
- важнейшего свойства товара или услуги, без которого невозможно получить признание потребителей;
определителя уровня таких показателей деятельности предприятия, как себестоимость, прибыль, рентабельность, цена, конкурентоспособность
2 Оценка качества и конкурентоспособности продукции на рынке
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Гомельский жировой комбинат»
Открытое акционерное общество «Гомельский жировой комбинат» осуществляет производственно-хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь на основании зарегистрированного Гомельским областным исполнительным комитетом Устава организации за № 400078303, распоряжением № 275р от 26 сентября 2008 г.
Годом образования комбината можно считать 1930 г., когда было начато строительство Гомельского маргаринового завода. Завод был введен в эксплуатацию 1 июля 1932 г. В 1935 г. начал работу мыловаренный завод мощностью 30 тыс. тонн мыла в год, в апреле 1936 г. вошел в строй гидрогенизационный завод производительностью 18 тыс. тонн саломаса в год. Вышестоящей организацией для ОАО «Гомельский жировой комбинат» является Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром». Форма собственности – государственная.
ОАО «Гомельский жировой комбинат» является крупнейшей организацией по производству масложировой продукции. Основными направлениями деятельности ОАО «Гомельский жировой комбинат» являются:
- производство маргариновой продукции (проектная мощность – 15,0 тыс. тонн/год);
- производство майонеза (проектная мощность – 10,0 тыс. тонн/год);
- производство фасованного растительного масла (проектная мощность – 10,2 тыс. тонн/год);
- производство мыла хозяйственного (проектная мощность – 12,8 тыс. тонн/год);
- производство мыла туалетного (проектная мощность – 7,0 тыс. тонн/год);
- производство саломаса (проектная мощность – 15,3 тыс. тонн/год).
Целью организации является повышение конкурентоспособности продукции за счет расширения ассортимента выпускаемой продукции, улучшения ее потребительских качеств, установление конкурентоспособных цен путем их снижения за счет применения энергосберегающих технологий и увеличения объема выпуска продукции.
Стратегия развития организации предусматривает последовательное проведение работ по реконструкции и техническому перевооружению организации, направленное на внедрение современных технологий производства
3 Пути улучшения качества и конкурентоспособности продукции организации
Конкурентоспособность продукции характеризуется экономической составляющей, включающей выгодность или невыгодность данного товара с точки зрения расходов на его использование и утилизацию: количество и стоимость потребляемых сырья и материалов, топлива и энергии, расходы и сроки осуществления ремонтных работ и снабжения запчастями, количество рабочих, требуемых для обслуживания данного товара, расходы на их заработную плату, обучение и повышение квалификации и др.
Бесспорно должен изучаться вопрос со стороны промышленной фирмы о собственных возможностях обеспечения такого объема производства товара, который позволил бы овладеть запланированными долями намеченного рынка в целях обеспечения рентабельности производства и сбыта. Очень важен вопрос ресурсного обеспечения организации – возможностей приобрести необходимые материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, привлечь требуемые финансовые ресурсы н необходимые с соответствующим уровнем квалификации кадры. Конкурентов является своевременное обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых видов продукции.
В результате оценки качества и конкурентоспособности продукции могут быть приняты следующие пути повышения конкурентоспособности решения:
- изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции продукции;
- изменение порядка проектирования продукции;
- изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;
- изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;
- изменение порядка реализации продукции на рынке;
- изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;
- изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
- изменение системы стимулирования поставщиков;
- изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.
Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии фирмы. Объектами прогнозирования являются показатели
Заключение
Таким образом, качество выпускаемой продукции является такой характеристикой продукции, которая непосредственно влияет на уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции. От его значения будет завесить как объем реализации продукции в краткосрочной периоде и соответственно прибыль, получаемая предприятием, так и риск потери рынков сбыта продукции в долгосрочной перспективе, что в условиях жесткой конкуренции в данной отрасли может привести к полному финансовому краху организации и его банкротству.
Проблема организации контроля качества является очень актуальной на сегодняшний день, как для отечественных, так и для иностранных предприятий по всему миру, так как очень большое значение для успешного бизнеса организации имеет контроль качества выпускаемой продукции. Организация контроля качества – это система и административных мероприятий, направленных на обеспечение производства продукции, полностью соответствующей требованиям нормативно-технической документации.
Под контролем качества понимается проверка соответствия количественных или качественных характеристик свойств продукции или процесса, от которого зависит соответствие качества продукции установленным техническим требованиям.
От качества выпускаемой продукции зависят конечные результаты функционирования любого организации, выпускающего продукцию. Именно качественный товар будет пользоваться спросом у потребителей, завоевывать новые рынки сбыта и в более полной мере удовлетворять потребности населения.
Комбинат является крупнейшим предприятием по производству масла растительного, маргарина и жиров, майонеза и кетчупов, хозяйственного и туалетного мыла, саломаса, жирных кислот. Фасованная продукция выпускается как под собственными узнаваемыми брендами, так и в потребительской упаковке заказчика.
Для информационного обеспечения в области качества на договорной основе с ОАО «Гомельский жировой комбинат» приобретаются и поддерживаются в рабочем состоянии технические нормативные правовые акты (ТНПА) внешнего происхождения – ГОСТы, СТП и др. Для поддержания фонда внутренних ТНПА в организации ежегодно разрабатывается план по стандартизации. Фонд внутренних ТНПА состоящий из 124 наименований регулярно актуализируется.
Рассмотрев количество уволенных и стаж рабочих цеха №1 можно сделать вывод, что отработав распределение, получив квалификацию, рабочие уходят с предприятие в связи с низкой заработной платой.