Введение
1 Глава 1 Розничная торговля в народнохозяйственном комплексе РБ, задачи перспективного планирования и развития
1.1 Роль и значение розничной торговли в экономике РБ
1.2 Стратегическое планирование развития торговой отрасли
2 Глава 2 Состояние и тенденции развития розничной торговли Республики Беларусь
2.1 Состояние розничной торговой сети
2.2 Развитие розничного товарооборота
2.3 Формы, методы розничной продажи товаров
2.4 Экономические результаты деятельности розничной торговли РБ в целом
2.5 СВОТ-анализ состояния розничной торговли Республики Беларусь
3 Глава 3 Направления развития розничной торговли Республики Беларусь
Заключение
Список используемых источников
ВВЕДЕНИЕ
В результате реформирования экономики Республики Беларусь за последние годы в торговле объективно начали формироваться предпосылки цивилизованных рыночных отношений. В частности, развиваются со-временные формы обслуживания и торговые форматы, начался переход на европейские стандарты в технологии, ассортиментной насыщенности и уровне обслуживания покупателей, выходят на рынок новые отечественные и иностранные предпринимательские структуры.
Рыночные преобразования в торговой деятельности обеспечили развитие потребительского рынка с достаточно высоким уровнем насыщения товарами. Организации торговли получили хозяйственно - финансовую самостоятельность и перешли на рыночную модель функционирования.
Как опорная составляющая развитых экономических отношений розничная торговля способствует решению главной задачи общественного производства - удовлетворение разносторонних потребностей людей. Удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах создает прочную базу для экономической и политической стабильности, обеспечивает морально - психологический климат среди населения.
В настоящее время розничная торговля претерпевает кардинальные изменения. Большинство изменений, происходящих на потребительском рынке не потому, что розничной торговле присуща внутренняя тенденция к изменениям, а именно потому, что ее заставляет это делать окружающая среда.
Возникают новые потребности покупателей, появляются современные торговые форматы, стремительно и масштабно развиваются торговые сети, появляются новые методы торговли.
Именно торговля, реализуя произведенную потребительную стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает баланс между спросом и предложением.
Актуальность выбранной темы заключается в возрастающей важности развития и совершенствования розничной торговли и государственном регулировании этого процесса. Ведь благосостояние современной экономики напрямую зависит от состояния потребительского рынка.
Во - первых, розничная торговля, реализуя произведенную потребительную стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает баланс между спросом и предложением.
Во - вторых, розничная торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя.
ГЛАВА 1 РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ В НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РБ, ЗАДАЧИ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
1.1 Роль и значение розничной торговли в экономике РБ
Торговля выступает самостоятельной отраслью экономики, особым видом хозяйственной деятельности субъектов, занимающихся непосредственным обеспечением потребителей потребительскими товарами и услугами. Как отраслевая экономическая система, торговля представляет собой крупное и важное подразделение экономики. Оно включает совокупность торговых организаций, предприятий и торговых объектов и обладает общностью материально-технической базы, используемых кадров и торгово-технологического процесса [5, с. 210].
В соответствии с законом «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» торговля - предпринимательская деятельность, направленная на приобретение и продажу товаров с оказанием или без оказания услуг, связанных с продажей товаров [6].
В процессе коммерциализации экономики особую значимость при-обретает такая важная форма реализации товаров как, розничная торгов-ля.
Розничная торговля – это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продаже в розничных торговых предприятиях в отличии от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые пред-приятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические формы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.
Розничная торговля - вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.
Розничная торговля является конечной стадией продвижения товара, замыкая ее. В этой сфере деятельности пересекаются интересы многих отраслей, предприятий и населения. Как опорная составляющая развитых экономических отношений торговля способствует решению главной задачи общественного производства - удовлетворение разносторонних потребностей населения. Именно торговля, реализуя произведенную потребительную стоимость
ГЛАВА 2 СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Состояние розничной торговой сети
Основным звеном, завершающим процесс обращения, является розничная торговая сеть, составляющая основную (около 2/3) часть материально-технической базы розничной торговли.
Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых объектов, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.
В ее состав включаются магазины, палатки, павильоны, киоски, торговые автоматы, автомагазины.
Основными функциями розничной торговой сети являются:
- закупка товаров у поставщиков;
- организация завоза товаров в магазины;
- приемка и хранение товаров;
- подсортировка и подготовка к продаже;
- продажа товаров населению и мелкооптовым покупателям;
- наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах и услугах.
Основными требованиями, предъявляемыми к розничной торговой сети, являются:
- реализация товаров народного потребления с наименьшими затратами;
- обеспечение высокой культуры торгового обслуживания;
- сокращение издержек потребления, связанных с приобретением товаров;
- взаимосвязь с развитием сети предприятий культурно-бытового и коммунального обслуживания населения;
- тесная связь с принципами современного градостроительства.
Об экономической эффективности торговой сети можно судить но таким показателям, как:
- общая численность торговых объектов;
- количество торговых объектов и торговой площади, приходящихся на 1000 человек;
- численность населения на одну торговую организацию и на 1 м2 торговой площади;
- удельный вес специализированной торговой сети;
- средний размер торговой площади одного магазина.
Социальная эффективность может определяться:
- средним радиусом обслуживания одного магазина;
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Основной целью развития торговли Республики Беларусь на долго-срочный период является создание условий для стабильного обеспечения платежеспособного спроса населения на высококачественные товары широкого ассортимента, в первую очередь отечественного производства, на основе совершенствования методов управления товарными ресурсами, создания эффективной системы товародвижения при высоком уровне обслуживания, а также развития торговой инфраструктуры и увеличение сопутствующих услуг.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
- создание эффективной системы товародвижения, обеспечение потребителей широким ассортиментом товаров и услуг;
- оптимизация ассортиментной политики торговых организаций для более полного удовлетворения потребностей населения в товарах, стимулирование их приобретения, улучшения структуры потребления продуктов питания на душу населения;
- обеспечение продвижения на внутренний рынок товаров отечественного производства;
- оптимизация импорта, работа с производителями по освоению производства импортозамещающих товаров, достижение положительного сальдо во внешней торговле потребительскими товарами;
- совершенствование организационных структур управления торгов-лей, в том числе за счет создания совместных предприятий и крупных торговых организаций, применяющих сетевые технологии;
- повышение эффективности работы оптовой торговли в товароснабжении розничных торговых организаций и индивидуальных предпринимателей;
- развитие конкурентной среды, в том числе за счет развития малого и среднего предпринимательства, и создание соответствующей инфраструктуры торговли;
- обеспечение защиты прав потребителей, в том числе во взаимодействии с общественными объединениями.
Приоритетными направлениями развития торговли для достижения основной цели станут:
- формирование товарных ресурсов в соответствии с потребностью потребительского рынка республики, организация своевременных поставок производимых товаров по объему и ассортименту;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Торговля является важнейшей сферой формирования и стабилизации потребительского рынка, координирующей звеном в системе межотраслевых, региональных и межрегиональных связей, действенным механизмом удовлетворения социальных потребностей.
Важное значение торговли в том, что она способствует личной материальной заинтересованности людей в повышении производительности труда, в увеличении производства, в более полном удовлетворении потребностей населения обслуживаемого населения.
От уровня организации и развития розничной торговой сети зависит качество торгового обслуживания населения, темпы роста товарооборота, ускорение товарооборачиваемости, прибыльность торговых предприятий.
Показатели работы розничной торговой сети выражают не только экономические отношения, возникающие на конечной стадии движения товаров из среды обращения в личное потребление населения, но и отражают уровень его жизни, пропорции и взаимозависимость между спросом и предложением товарного рынка и денежным обращением.
Одним из основных направлений совершенствования деятельности торговых организаций является также совершенствование ее управления, так как в условиях рыночных отношений процесс управления формированием товарных ресурсов, другой хозяйственной деятельностью претерпел значительные изменения и подвержен влиянию различного рода факторов. Современные формы и методы управления, адекватные условиям рыночных отношений и реалиям экономической ситуации, требуют коренной перестройки взаимоотношений, характера связей в процессе управления деятельностью субъектов хозяйствования. Необходимость новой методологии построения и развития организационных структур управления в сфере об-ращения является одним из основных условий совершенствования ее деятельности в условиях развития рыночных отношений.
Весь спектр, сложных позитивных и негативных процессов, происходящих в экономической и социальной жизни, как страны, так и регионов, находит отражение в торговле.
Розничный товарооборот предприятий торговли в фактически действующих ценах за исследуемый период увеличился на 435,2% и составил в 2014 году 254646,6 млрд. руб. против 47584 млрд. руб. за 2010 г.
Анализ динамики объемов товарооборота по формам собственности показывает рост объемов по всем формам собственности. Наибольшие темпы роста сложились по предприятиям иностранной формы собственности – рост составил 1374,6%. Товарооборот иностранной формы собственности в 2014 году
1. Дашкевич, А. Прилавок будет жить / А. Дашкевич // Торговая газета. – 2010.- 4 февр. – С. 10-12.
2. Дашкевич, А. Новые правила «образцовой» торговли /А. Дашкевич Торговая газета.- 2009.- 5 марта. - С. 6-7.
3. Дубинский, Н. А. тенденции развития Интернет - торговли в Беларуси / К А. Дубинский// Товаровед и торговля. - 2010. - №4.- С. 5.
4. Метод самообслуживания [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ourlife-fzion.liveiournal.com/92065.html - Дата доступа: 08.01.2017г.
5. Организация и технология торговли: учебник / С.Н. Виноградова, О. В. Пигунова, С.П.Гурская [и др.]; под общ. ред. С.Н. Виноградовой.- 2-е изд.,перераб.- Минск: Вышэйшая школа, 2005.- 404-412 с.
6. О государственном регулировании торговли и общественного питания: закон Республики Беларусь от 08 января 2014г. № 128-З - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=h10300231 – Дата доступа: 15.01.2017г.
7. Об утверждении Концепции реализации государственной политики в сфере внутренней торговли и общественного питания на 2011-2015 годы и мероприятий по их выполнению: приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 29 декабря 2011г. № 178- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=h10300231 – Дата доступа: 15.01.2017г.
8. Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 № 703 - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=c20400384– Дата доступа: 23.01.2017г.
9. Правила осуществления розничной торговли по образцам: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009г. № 31 - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=c20900031 – Дата доступа: 20.01.2017г.
10. Платонов, В. Н. Организация и технология торговли: учебник /В. Н. Платонов.- Минск: БГЭУ,2009.- 157-168 с.
11. Повышение эффективности работы магазинов [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.usconsult.ru/for retail.html. - Дата доступа : 15.01.2017г.
12. Правила продажи товаров и особенности обслуживания покупателей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ourlife- fzion.liveiournal.com/92065.html - Дата доступа : 28.01.2017г.
13. Пути повышения эффективности продаж [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://one-umnik,ru/?p=288 - Дата доступа : 15.01. 2017.
14. Харитоненко, И. Почему «зависает» белорусская интернет-торговля /И. Харитоненко // Торговая газета.- 2010.- 24 июня. - С. 11-13.
15. Чечевицына Л.Н., Чуев Н.Н Анализ финансово-хозяйственной деятельности / Л.Н.Чечевицына, Н.Н. Чуев. - М.: Маркетинг, 2004. – 258 с.
16. Экономика предприятия (фирмы) / Под ред О.И. Волкова, О.В. Девяткина– М.: Высшая школа, 2007. – 601 с.