Введение
1 Теоретические аспекты экономического роста: сущность, типы, факторы
1.1 Сущность, цели, основные характеристики экономического роста
1.2 Факторы экономического роста
2 Модели экономического роста
2.1 Неокейсианские модели
2.2 Неоклассические модели
3 Прогнозные модели развития экономики
3.1 Организация государственного прогнозирования социально-экономического развития Республики Беларусь
3.2 Прогнозные оценки показателей экономического роста Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Современное экономическое положение в обществе обеспечивает устойчивый экономический рост. Однако наблюдения учёных-экономистов демонстрируют, что долговременный экономический рост не является равномерной тенденцией, а постоянно изменяется из-за периодов экономической нестабильности. Подъёмы и спады уровней экономической активности, следующие один за другим, принято называть деловым или экономическим циклом.
Экономические циклы встречаются во всей сферах общественной жизни. Если провести глобальное исследование макромира, то мы увидим, что все устроено в виде циклов: наступление дня и ночи, лета и зимы и т.д. Термин «цикла» применяется во многих науках для обозначения таких событий, которые постоянно повторяются, но не обязательно в одинаковом периоде.
Экономическая наука тоже имеет свойство развиваться циклически: у нее есть свои кризисы, подъемы, «бумы». Люди всегда стремятся к пику, «буму» своего благополучия, правительство – к пику развития экономики своего государства.
Однако, экономика страны не всегда находится на высшей стадии своего развития, за ним неизбежно следует спад, кризис. Под этими двумя словами все мы понимаем нечто плохое, от чего нужно поскорей избавиться. Кризис отрицательно влияют практически на все сферы хозяйственного функционирования и поэтому с ними пытаются бороться, однако они неизменно сопровождают всю историю человеческого общества. И даже в таких развитых странах, как США, Великобритания, Франция, Германия и других странах Западной Европы особых успехов в игнорировании и недопущении экономических кризисов мы не видим.
1 Теоретические аспекты экономического роста: сущность, типы, факторы
1.1 Сущность, цели, основные характеристики экономического роста
Под экономическим ростом понимают процесс по увеличению объемов материальных благ, улучшению их качества соответственно структуре возрастающих потребностей. Приведем 2 существенных уточнения к приведенному выше определению:
1 Экономический рост характеризуется не только увеличением объемов производства, но и повышением качества выпускаемой продукции;
2 При анализе показателей экономического роста нужно обязательно учитывать производственный потенциал национальной экономики [6, c.86].
Итак, под экономическим ростом следует понимать стабильный и достаточно длительный рост национального экономического потенциала.
Важным нужно считать тот факт, что при рассмотрении показателей, характеризующих экономический рост, во внимание обычно берутся лишь изменения реального ВВП. Тенденции изменений номинальных показателей не рассматриваются в качестве экономического роста. То есть экономическим ростом можно называть рост реального ВВП за определенный промежуток времени. Экономический рост можно охарактеризовать как материальную предпосылку для последующего экономического и социального развития, аккумуляцию экономического потенциала государства [6, c.89]. Необходимо отличать фактический и потенциальный виды экономического роста.
Фактический рост есть реальный ежегодный рост ВВП и прочих важных макроэкономических показателей.
2 Модели экономического роста
2.1 Неокейсианские модели
Направление неокейнсианства исследовало проблемы эффективного спроса, использование инвестиций и мультипликатора.
Американский экономист Дж. Кейнс утверждал, что стихийный механизм рыночного хозяйствования не является гарантом равновесия спроса и предложения, не исключает безработицу и нестабильность в экономическом развитии [4, c. 368].
Последователями кейнсианского направления считаются Р. Харрод, Н. Калдор, Е. Домар, Э. Хансен, Джоан Робинсон и др. Они, прежде всего, акцентировали внимание на количественной зависимости расширенного воспроизводства и утверждали, что фактором экономического роста является увеличение роста инвестиций [2, c. 208].
Инвестиции оказываются влияние на экономическое развитие в двух направлениях: увеличивают величину национального дохода и увеличивают производственные мощности.
Так как инвестиции являются ключевым фактором увеличения показателей производственной мощности, рост дохода является достаточным для того, чтобы уравновесить увеличение производственных мощностей в обществе, при этом не допуская возникновения недостаточности производственных мощностей предприятия и увеличения уровня безработицы населения.
Зарубежная экономическая литература широко освятила теоретические и методологические аспекты неокейнсианской модели, которая была разработана английским экономистом Р. Харродом и американским экономистом Е. Домаром. Модель получила название «модель Харрода-Домара». Суть её заключается в том, что увеличение национального дохода является функцией накопления капитала при исключении факторов увеличения уровня занятости, степени использования оборудования и организации производства.
3. Прогнозные модели развития экономики
3.1 Организация государственного прогнозирования социально-экономического развития Республики Беларусь
В 2000-х годах Республике Беларусь выбрала инновационный метод развития в качестве основного. Генеральным стратегическим направлением социально-экономического развития Республики Беларусь является освоение использование инноваций.
Основным условием является выбор вектора развития отраслей народного хозяйства Республики Беларусь.
Главной задачей современного этапа экономического развития Республики Беларусь является поиск оптимального сочетания ресурсов и результатов инновационного процесса, исходя из обоснованной модели экономического развития. Подобную задачу трудно осуществить без создания и внедрения системы долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития Республики Беларусь.
В Республике Беларусь создана эффективная система прогнозирования социально-экономического развития при помощи принятого закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития», который предполагает:
- основные концептуальные подходы к разработке прогнозных мероприятий;
- основные методологические подходы к разработке прогнозных мероприятий.
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь была разработана на период до 2020 г. в соответствии с законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.» [8].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа на тему «Теории и модели экономического роста. Прогнозные модели развития экономики» выполнена на основании научных трудов зарубежных и отечественных учёных-экономистов, данных Национального статистического комитета и данных периодических изданий.
Изучение сущности экономического роста позволило установить, что он является иллюстратором экономической системы и демонстрирует, какие параметры в экономике изменяются с течением времени.
Изучение факторов экономического роста позволило установить, что под ними выступают явления, процессы и обстоятельства, которые способны к определению темпов и масштабов долгосрочного роста реальных объемов национального производства.
При макроэкономическом анализе используют разные схемы для классификации факторов экономического роста. По методу воздействия различают прямые и косвенные факторы. Прямые – это факторы, делающие экономический рост возможным физически.
К косвенным факторам можно отнести особые условия, позволяющие использование имеющихся в обществе возможностей экономического роста. Тут сконцентрированы т.н. качественные показатели, а именно факторы, включающие спрос и распределение. К числу косвенных факторов обычно относят налоговый и инвестиционный климат, эффективность функционирования банковской системы, объемы общего спроса, систему по распределению доходов, возможности концентрации и перераспределения имеющихся ресурсов. Для того, чтобы в полном объеме реализовать достижения научно-технического прогресса, нужно иметь адекватную экономическую систему. Современные производительные силы должны находиться в соответствии с современными производственными отношениями.
1 Бондарь, А. В. Макроэкономика: учеб. пособие / А. В. Бондарь; под общ.ред. А.В. Бондарь. – Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.
2 Васильев, В. П. Макроэкономика: учеб. пособие / В. П. Васильев. – М.: ДиС, 2012. – 208 c.
3 Гусейнов, Р. М. Макроэкономика: учеб. пособие для бакалавров / Р. М. Гусейнов, В.А. Семенихина. – М.: Омега-Л, 2014. – 254 c.
4 Журавлева, Г. П. Вводный курс по экономической теории: учеб. пособие / Г. П. Журавлева. – М: Инфра – М: ДиС, 2017. – 368 с.
5 Комков, В. Н. Качество экономического роста в Республике Беларусь / Комков В. Н. // Банковский Вестник, 2011. – № 29. – С. 60
6 Макеева, Т. В. Макроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы. 4-е изд., стер. / Т. В. Макеева. – М.: Экзамен, 2009. – 126 c.
7 Мэнкью, Н. Г. Макроэкономика / Н.Г. Мэнкью, М. Тейлор; Пер. с англ. А.П. Смольский. - СПб.: Питер, 2013. – 560 c.
8 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
9 Новикова И. В. Макроэкономика: учебник для студ. экон. спец. вузов / И. В. Новикова [и др.]; под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. – Минск: Тетра-Системс, 2010. – 384 с.
10 Овчинников, Г. П. Макроэкономика: учеб. пособие / Г. П. Овчинников, Е.Б. Яковлева. - СПб.: Бизнес-Пресса, 2012. – 368 c.
11 Розанова, Н. М. Макроэкономика. продвинутый курс в 2 ч. часть 12-е изд., пер. и доп. учебник для магистратуры / Н.М. Розанова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 283 c.
12 Резник, Г. А. Макроэкономика: практикум: учебное пособие / Г.А. Резник. - М.: Финансы и статистика, 2012. – 216 c.
13 Ромер, Д. Высшая макроэкономика: учеб. пособие / Д. Ромер. – М.: ИД ВШЭ, 2015. – 855 c.
14 Самуэльсон, П. Экономика / П. Самуэльсон. – М.: Вильямс, 2007. – 741 с.
15 Селищев, А.С. Макроэкономика / А.С.Селищев. – СПб.: Изд-во «Питер», 2011. – 448 с.
16 Тарасевич, Л. С. Макроэкономика: учеб. пособие / Л. С.Тарасевич; под общ. ред. Л. С. Тарасевич. – М.: Юрайт-издат, 2009. – 652 с.
17 Туманова, Е. А. Макроэкономика / Е. А. Туманова, Н. Л. Шагас – М.: ИНФРА-М, 2007. – 400 с.
18 Тур, А. Н. Курс экономической теории: учеб. пособие / А.Н.Тур. – Мн.: «Мисанта», 2007 г. – 432 с.