Наследие импрессионистов в музеях Парижа Курсовая работа (проект)
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Наследие импрессионистов в музеях Парижа»
по дисциплине: «Всеобщая история»
2018
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Наследие импрессионистов в музеях Парижа
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Всеобщая история
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 44.
Поделиться
Введение
1 Историография и источники
2 Выставки импрессионистов 1874-1886 годов: первый опыт экспонирования
3 Создание музея Орсе
4 Работы импрессионистов в Париже за пределами Орсе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
В XIX веке индустриальное развитие изменило пейзажи, в результате чего они представали перед человеком в новом, непривычном виде. Тяга к естественной природе, стремление противопоставить академическому направлению простые чувства, осознавались еще накануне французской революции. В начале 1870-х годов во Франции начала работать группа молодых художников. Впервые в истории искусства художники начали писать не в мастерской, а под открытым небом: на берегу реки, в поле, на поляне в лесу. Это и были будущие «импрессионисты». Важным принципом импрессионизма был уход от типичности. Картины импрессионистов как будто написаны простым прохожим, гуляющим по бульварам и наслаждающимся жизнью. В группу импрессионистов объединяли художников, которые участвовали в выставках импрессионистов в 1870-х –1880-х годах в Париже. В настоящее время работы импрессионистов ценятся очень высоко.
В отечественной и зарубежной литературе накоплен обширный исследовательский материал. Несмотря на большое количество источников, проблема изучения феномена импрессионизма в широком культурологическом смысле, как своеобразной формы отражения мировоззренческих оснований культуры, остается нерешенной, так как большинство работ затрагивают отдельные аспекты проявления данного явления и носят в основном описательный характер. Современные исследования в области импрессионизма представляют собой искусствоведческий анализ, и не могут дать широкого и исчерпывающего освещения проблемы, что подтверждает актуальность данной темы.
Объектом исследования является импрессионизм, а предметом – культурное наследие импрессионистов в парижских музеях.
Цель работы: показать становление и развитие женского образования в Беларуси в первой половине XIX века. Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть специальную литературу и исторические источники по наследию импрессионистов в музеях Парижа.
2. Проанализировать выставки импрессионистов 1874-1886 годов.
3. Охарактеризовать создание музея Орсе.
4. Определить основные работы импрессионистов в Париже за пределами Орсе
Огромную роль в исследовании отыграли логические (анализ, синтез) и специальные исторические (структурный) методы.
Важным аспектом работы является новизна, которая характеризуется систематизацией информации о становлении и развитии импрессионизма, его основных представителей.
Структура работы подчинена решению поставленных задач и состоит из введения (определена актуальность исследования, поставлены цель и задачи, охарактеризованы методы, сформулированы объект и предмет, а также практическая значимость), четырех глав (рассмотрена специальную литературу и исторические источники по наследию импрессионистов в музеях Парижа, проанализированы выставки импрессионистов 1874-1886 годов, охарактеризовано создание музея Орсе, определены основные работы импрессионистов в Париже за пределами Орсе), заключения (подводятся полученные выводы в результате исследования), списка использованных источников и 13 приложений.
Материалы исследования могут быть использованы для учебных курсов по теории и истории культуры; философии культуры и искусства, эстетике, истории искусства.
1 Историография и источники
Изучение творчества импрессионистов стала предметом внимания многочисленных исследователей.
Впервые данная тема была рассмотрена в мемуарах самих художников-импрессионистов П. Дюран-Рюэля, А. Воллара, Э. Дега, Э. Мане, К. Писсарро. В 1969 году под редакцией А.Н. Изергиной в Ленинграде была опубликован сборник документальных материалов, освещающих историю импрессионизма во французской живописи. Кроме этого, опубликованы письма ведущих мастеров импрессионизма – Моне, Ренуара, Писсарро, Дега и других, адресованные Полю Дюран-Рюэлю. Также в него включены статьи известных критиков того времени, воспоминания Дюран-Рюэля, каталоги выставок импрессионистов.
Ценные сведения о биографии Сезанна, Ренуара, Дега содержат воспоминания Воллара – известного торговца картинами. Воллар рассказывает случаи из жизни художников и коллекционеров картин.
В 1971 году были опубликована книга писем и воспоминаний Эдгара Деги, в которых собраны воспоминания современников о великом французском живописце и содержаться сведения о взглядах художника на искусство. Спустя три года издается сборник, посвященный жизни и творчеству крупнейшего французского художника второй половины XIX – начала XX века Камилю Писсарро. В него вошли письма Писсарро, адресованные товарищам по борьбе за признание нового искусства – К. Моне, П. Синьяку, Ж. Сёра, критикам Т. Дюре, Ф. Фенеону, писателям Э. Золя и О. Мирбо; письма к сыну Люсьену, охватывающие двадцатилетие с 1883 по 1903 год. В этих письмах Писсарро выступает как представитель реализма во французском искусстве. Материалы сборника дают яркую картину художественной жизни того времени.
Изучения творчества художников-импрессионистов было начато в конце 1930-х годов и связано с именами Б.Н. Терновец и Н.В. Яворской. В 1938 году вышла в свет их совместная монография, посвященная художественной жизни Франции второй половины XIX века. Данное исследование дало
возможность любителям искусства познакомиться с важнейшими критическими и программными статьями представителей различных течений изобразительного искусства Франции рассматриваемого периода. Кроме этого, авторами дается оценка каждого из разбираемых направлений
искусства, в том числе импрессионизма [23].
В 1970-1980-х годов продолжается изучение творчества и деятельности художников импрессионистов советскими искусствоведами М.А. Бессоновой, А.Д. Чегодаевым и Л.Г. Андреевой.
Бессоновой принадлежит авторство многих альбомов, каталогов и научных статей по французскому искусству, монографических работ по отдельным художникам импрессионизма и постимпрессионизма. В 1974 году автором была опубликована монография, посвященная столетнему юбилею первой выставки импрессионистов. Основой данного исследования была выставка «Живопись импрессионистов» в Эрмитаже, которая состоялась в этом же году [2].
2 Выставки импрессионистов 1874-1886 годов: первый опыт экспонирования
15 апреля 1874 года в Париже в мастерской фотографа Надара на бульваре Капуцинок в доме №35 открылась выставка, организованная «Анонимным обществом художников, живописцев, скульпторов и граверов». Позже она войдет в историю как первая выставка импрессионистов [10] (Приложение А).
Выставка проходила по 15 мая 1874 года. Там было представлено 30 художников, которые представили 163 работы. Наиболее известной картиной стал холст К. Моне – «Впечатление. Восходящее солнце», написанный в 1872 году. Журналист Луи Леруа в одной из своих статей для выражения своего пренебрежения обозвал группу «импрессионистами» [14, с. 72]. Впоследствии это понятие было принято художниками и закрепилось, потеряв свой первоначальный отрицательный смысл и вошло в широкое употребление [17, с. 109] (Приложение Б).
Экспозиция выставки была скандальной по своему содержанию, так как молодые художники, разрывали со всеми устоявшимися в обществе представлениями о живописи. Они вызывали резкое отторжение у посетителей [22, с. 17].
Каждый участник выставки должен был заплатить по 60 франков, что давало ему право выставить две картины. Однако реально это правило не соблюдалось – за эту сумму каждый выставлял столько картин, сколько хотел. В результате на выставке было выставлено 163 работы (Дега выставил 11 работ, Моризо – 9, Ренуар – 8, Моне – 5).
Часы работы выставки сначала определили с 10 утра до 6 вечера и затем с 8 до 10 вечера, очевидно для того, чтобы выставку могли посетить работающие днем люди. Плату за вход установили в 1 франк. Кроме того был напечатан каталог стоимостью 50 сантимов [20, с. 201].
Несмотря на гибкий график, выставка особой популярности не приобрела. В первый день ее посетило 175 человек, в последний день – всего 54; по вечерам приходило в среднем 15 человек. За все время выставку посетило около 3500 человек. Причем большинство из них приходили на выставку лишь для того, чтобы посмеяться над, как они полагали, , возомнившими себя открывателями нового направления в искусстве.
Общая сумма поступлений от выставки составила 10221 франк: 1800 франков было внесено 30 участниками по 60 франков за право демонстрации своих работ, около 3500 франков поступило за право прохода на выставку, 360 франков поступило в виде комиссионных сборов от продажи картин. Сумма расходов на выставку составила 9272 франка. Таким образом, чистая прибыль от выставки составила 949 франков. Эта сумма была распределена между 30 участниками, то есть по 36 франков [13, с. 38-39].
3 Создание музея Орсе
В 1900 году в Париже проводилась знаменитая Всемирная выставка, к открытию которой наряду с Эйфелевой Башней был возведён вокзал Орсе, выдержанный в смешении набирающего популярность индустриального стиля и классицизма XIX столетия. За изысканным и строгим каменным фасадом здания удачно замаскированы конструкции вокзала из стали и стекла.
Вокзал по своему прямому назначению использовался до 1939 года, он обслуживал поезда, следовавшие в юго-западном направлении французских железных дорог. Тогда стало ясно, что вокзал не соответствует требованиям времени – платформы вокзала оказались слишком короткими для современных железнодорожных составов, Орсе как вокзал был закрыт.
Исторический факт: именно в этом здании в мае 1958 года генералом де Голлем был провозглашён государственный переворот – в результате война Алжира за независимость могла привести к реальной угрозе развала страны, и возвращение де Голля во власть воспринималось для Франции как мессианское значение.
К 1960-м обветшавший вокзал использовал режиссер Орсон Уэллс, это было идеальное место для съемок его фильма «Процесс» по роману Кафки: для создания кошмарного ощущения клаустрофобии, необходимого для фильма, здание было заполнено высокими узкими коридорами и вереницами кабинетов.
Хоти и непродолжительная, но богатая история здания вокзала Орсе не спасало его от печальной участи, были предложения создать на его месте гостиницу или вообще снести, но поднялась волна общественного негодования и сожаления (было свежо в памяти снос исторического Центрального рынка Парижа). Под давлением общественного мнения власти пересмотрели планы и в скором времени здание вокзала Орсе реконструировали и переделали в музей.
Воплощением проекта превращения вокзала в Музей Орсе поручили талантливой женщине-архитектору из Итальянского Милана – Гаэ Ауленти.
В результате после реализации проекта Гаэ Ауленти, вокзал превратился в хорошо сбалансированное и необычайно красивое музейное здание. Отделу импрессионизма было отведено в нём помещение под самой крышей, поэтому самые многолюдные толпы посетителей вынуждены теперь тесниться в сравнительно небольших залах музея [3, с. 274-275].
В 1986 году открылся музей Импрессионистов (Приложение Е). Верхний этаж – царство импрессионизма, экспрессионизма и постимпрессионизма. Здесь можно любоваться произведениями Руссо («Заклинательница змей»), Сёра («Цирк»), Ван Гога («Звездная ночь над Роной», «Портрет доктора Гаше», «Автопортрет»), Также здесь представлены полотна Гогена («Автопортрет с желтым Христом», «Таитянки»), Ренуара («Бал в Мулен де ла Галетт»), К. Моне («Тюльпаны Голландии»), Писсарро («Старая дорога из Аннери в Понтуаз. Заморозки») и других [25, с. 93].
4 Работы импрессионистов в Париже за пределами Орсе
Основными музеями Парижа, кроме Орсе, где хранятся работы импрессионистов являются музеи Мармоттан, Оранжери и сузей Родена.
Основателем музея Мармоттан является Жюль Мармоттан, который в 1882 году приобрел здание у герцога де Вальми и разместил в нем свою коллекцию произведений искусства. В то время его коллекция содержала ценнейшие экземпляры эпохи Возрождения и Средневековья.
Позже дело отца продолжил сын Поль Мармоттан. Однако он решил уделить основное внимание не Ренессансу, а периоду правления Наполеона Бонапарта. После смерти Мармоттана-младшего Художественная Академия, согласно его завещанию, открывает здесь в 1934 году музей Бонапарта.
В 1957 году музей Мармоттана получает неожиданный дар – коллекцию картин известных импрессионистов, собранную доктором Жоржем де Бельо. Спустя еще девять лет происходит событие, окончательно определившее дальнейшую судьбу и род деятельности музея. В 1957 году Мишель Моне, сын знаменитого художника, передает музею коллекцию полотен своего отца. С этого времени музей становится ведущим европейским центром импрессионизма, а в его названии появляется приставка «Моне» [27].
Музей Мармоттан-Моне хорошо знаком всем ценителям. Здесь собраны полотна известных художников-экспрессионистов XIX века, среди которых можно увидеть работы самого Клода Моне, являющегося основоположником этого течения (Приложение Л).
Центральным экспонатом музея считается картина Моне «Впечатление. Восходящее солнце», которая дала название такому художественному направлению как импрессионизм. На полотне художник запечатлел порт Гавра в рассветный час. Работа отличается живостью, насыщенностью красок, особым настроением.
В целом, даже те, кто не очень хорошо знаком с живописью, признают, что в музее Мармоттан атмосфера очень легкая и непринужденная. Сюжеты, воплощаемые в картинах, импрессионисты обычно берут из жизни, поэтому они понятны даже простому обывателю.
Мармоттан-Моне располагает наиболее полной коллекцией полотен Клода Моне. Среди них «Руанский собор», на котором изображено это величественное строение в лучах заходящего солнца. Следует отметить, что у художника есть целая серия картин, посвященных собору в Руане (Приложение М)
Однако знакомство с экспозицией начинается с осмотра частной коллекции Мармоттанов, находящейся на первом этаже. Помимо уникальных предметов искусства здесь можно увидеть, изящную мебель в стиле ампир, скульптуры, предметы быта, относящиеся к эпохе Первой империи во Франции. Здесь же находятся портреты Наполеона Бонапарта, написанные такими известными художниками как Луи Буйи и Дезире Клари.
Второй этаж полностью посвящен работам известных импрессионистов, в частности Берты Моризо – родственницы Клода Моне, Ренуара, Писарро, Дега. Отельный зал музея посвящен книжным миниатюрам средневековых художников из Европы. В Мармоттан-Моне содержится наиболее обширная подборка подобных произведений искусства.
В коллекции музея находится более трехсот полотен импрессионистов и постимпрессионистов. Вы увидите работы, Берты Моризо, Эдгара Дега, Эдуарда Мане, Альфреда Сиселя, Клода Моне, Камилля Писсарро, Поля Гогена, Поля Синьяка и Пьера Огюста Ренуара [15].
Заключение
Таким образом, в полной степени удалось решить поставленные автором задачи.
В результате были сформулированы следующие выводы:
1. Основными источниками изучения творчества импрессионистов являются письма и воспоминания художников-современников – Дюран-Рюэля, А. Воллара, Э. Дега и К. Писсаро. Теоретическую базу исследования составили научные труды советских (Б.Н. Терновец, Н.В. Яворская, М.А. Бессонова, А.Д. Чегодаев, Л.Г. Андреева), российских (Н.В. Бродская, Т.Г. Петровец, Т.М. Котельникова, М.Ю. Герман) и европейских искусствоведов и историков живописи (Д. Ревалд, Ж.П. Криспель, М. и А. Серрюлли, Г. Крепальди, О. Рейтерсверд).
2. С 1874 по 1886 годы было организовано и проведено восемь выставок художников-импрессионистов. Первоначально выставки художников, впоследствии ставшими всемирно известными, не встретили оживленного интереса у общества и критиков искусства. С течением, времени, начиная с четвертой выставки, к художникам пришла долгожданная слава и успех – всемирное признание (Э. Дега, К. Моне, П. Ренуар, П. Сезанн, П. Дюран-Рюэль, П. Гоген и др.). Важно отметить, что на протяжении деятельности выставок, у художников возникали споры и разногласия, которые влияли на их взаимоотношения и развитие импрессионизма в рамках выставок.
3. История строительства здания будущего музея Орсе относится к 1900 году. Именно тогда был построен железнодорожный вокзал Орсе, просуществовавший до 1939 года. Вплоть до 1980-х годов здание вокзала находилось в запустении, и рассматривался вопрос его сноса. В 1986 году был реализован план создания музея импрессионистов на его базе. Сегодня музей является центром мирового импрессионистского искусства.
4. Основными музеями Парижа, за исключением Орсе, где экспонируются работы импрессионистов, являются Мармоттан, Оранжери и музей Родена. В музее Мармоттан и Оранжери представлены картины К. Моне, П. Ренуара, К. Писсаро, Б. Моризо, Э. Мане, А. Сиселя, П. Гогена и других представителей имперссионизма. Наиболее ценными шедеврами музея Мармоттан являются картины К.Моне – основателя импрессионизма («Впечатление. Восходящее солнце» и «Руанский сабор»), музея Оранжери восемь картин К. Моне цикла «Кувшинки». В музее Родена кроме картин художника содержится коллекция скульптур, картинок, фотографий, книг и документов художника. Из наиболее известных шедевров художника в музее хранятся картины «Мыслитель», «Поцелуй» и «Врата Ада».
1. Андреев, Л. Г. Импрессионизм. – Москва: МГУ, 1980. – 249 с.
2. Бессонова, М. А. Живопись импрессионистов: к столетнему юбилею Первой выставки французских художников-импрессионистов (1874-1974). – Москва: Изобразительное искусство, 1974. – 150 с.
3. Бонфанте-Уоррен А. Музей д'Орсе. – Москва: Эксмо, 2008. – 320 с.
4. Бродская Н.В. Импрессионизм. – Санкт-Петербург: Аврора, 2002. – 254 с.
5. Бродская, Н.В. Импрессионизм: открытие света и цвета. – Санкт-Петербург: Аврора, 2009. – 254 с.
6. Вторая выставка. Апрель, 1876 // Импрессионизм. Художественные направления и стили. – 2007. – URL: http://impressionist-artists.blogspot.com/2014/01/The-second-exhibition-April-1876.html (дата обращения: 12.12.2018).
7. Герман, М.Ю. Импрессионизм: основоположники и последователи. – Санкт-Петербург: Азбукаклассика, 2008. – 516 с.
8. Герман, М.Ю. Импрессионисты: судьбы, искусство, время. – Москва: Слово, 2004. – 290 с.
9. Импрессионизм // Музей Орсе. – 2008. – URL: http://www.d-orce.ru/impressionizm.php (дата обращения: 13.12.2018).
10. Исаков А. Первая выставка импрессионистов [Электронный ресурс] // Информационное агенство. – 2013. – URL: https://regnum.ru/news/2404358.html (дата обращения: 12.12.2008).
11. Котельникова Т.М. Импрессионизм. – Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 127 с.
12. Крепальди Г. Импрессионизм: история, эстетика, мастера, шедевры. – Москва: Омега-Пресс, 2008. – 423 с.
13. Креспель Ж. П. Повседневная жизнь импрессионистов 1863-1883. – Москва: Молодая гвардия, 1999. – 301 с.
14. Максимов Ю. Музей на набережной Сены [Электронный ресурс] // Современные художники Башкирии. – 2012. – URL: http://hallart.ru/museums-around-the-world/museum-on-banks-of-seine (дата обращения: 13.12.2018). 15. Музей Мармоттан // Побывай в Париже. – 2009. – URL: https://parisweb.ru/muzei-paris/muzej-marmottan.html (дата обращения: 14.12.2018).
16. Музей Оранжери в Париже // Путеводитель по Парижу. – 2018. – URL: http://paris1814.com/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9-%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B6%D0%B5%D1%80%D0%B8-%D0%B2-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B6%D0%B5 (дата обращения: 12.12.2018).
17. Петровец Т.Г. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма. – Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 320 с.
18. Ревалд Д. История импрессионизма. – Москва: Республика, 1999. – 415 с.
19. Романовский, А. В. Музей Орсе. Париж. – Москва: Белый город, 2012. – 240 с.
20. Серюлль М., Серюлль А. Энциклопедия импрессионизма. – Москва: Республика, 2005. – 296 с.
21. Силина, М. Музей Родена (Париж) . – Москва: Директ-Медиа, 2013. – 98 с.
22. Синельникова Н. А. Импрессионизм. Очарованное мгновение. – Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2014. – 143 с.
23. Терновец Б.Н., Яворская Н.В. Художественная жизнь Франции второй половины XIX века. – Москва: Государственное издательство изобразительных искусств, 1938. – 134 с.
24. Чегодаев А.Д. Импрессионисты, их современники, их соратники. – Москва: Искусство, 1975. – 318 с.
25. Эккерлин П. Париж. – Москва: Аякс-Пресс, 2015. – 144 с.
26. L'installation des Nymphéas // Musee de l' Orangerie. – 2007. – URL: https://www.musee-orangerie.fr/fr/article/linstallation-des-nympheas (date d'appel: 14.12.2018).
27. Marmottan, l’autre «Maison» de Claude Monet // Foundation Claude Monet. – 2009. – URL: http://fondation-monet.com/actualites/marmottan-lautre-maison-de-claude-monet/ (date d'appel: 12.12.2018).
28. Peintures // Musee Rodin. – 2006. – URL: http://www.musee-rodin.fr/fr/collections/peintures (дата обращения: 13.12.2018).
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 44.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты