Введение
1 Историография и источники
2 Легкие САУ
3 Средние САУ
4 Тяжелые САУ
5 Самоходные зенитные установки
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Свое название «Патриот» Парк получил не случайно: здесь все будет пронизано патриотизмом. Мы соберем на территории Парка музей авиации, музей бронетанковой техники, музей артиллерии, спортивные сооружения, спортивные тренажеры, исторические выставки, экспозиции образцов вооружений и техники [24].
В Музее бронетанкового вооружения в подмосковном городе Кубинка представлена одна из лучших мировых коллекций танков, бронемашин и другой подлинной военной техники. На огромной территории 12 гектаров представлены более 350 единиц военной техники из России, Германии, Японии, Англии, Америки и многих других стран. 60 экспонатов остались в единственном экземпляре и не представлены больше нигде в мире! Одна из лучших экспозиций музея павильон зарубежной военной техники, которая представлена самыми известными и уникальными машинами. В павильоне танковой экзотики вы увидите самую элегантную «кошку» Вермахта “Пантеру”, самого крупного в мире "мышонка" 188-тонный танк “Маус”, шагающее чудовище в железных башмаках – противоминный трал. Необыкновенный танк на деревянных колесах и “безбашенный” танк, который крутится на месте быстрей волчка. В музее богатая коллекция техники, поставленной в нашу страну по программе Ленд-лиз.
В 2016 г. на основании указа президента России Владимира Путина из экспозиции музея был возвращён Израилю израильский танк M48A3 Магах, который был захвачен сирийской армией во время Первой ливанской войны в бою у деревни Султан-Яакуб 10 июня 1982 г. и передан СССР[3][4]. Взамен в музей был доставлен однотипный танк с базы хранения БТТ Армии Обороны Израиля, не имеющий какой-либо сентиментальной ценности.
В августе 2018 года музею исполнилось 80 лет. На протяжении всех лет музей хранил уникальные экземпляры бронетехники, на которых лучшие испытатели и конструкторы танков применяли и испытывали новейшие средства вооружения и конструкции, чем, безусловно, внесли огромный вклад в развитие мирового танкостроения.
Искушенный посетитель сможет проследить за полетом инженерной и конструкторской мысли в «живую» на примере представленных экспонатов переходных моделей и уникальных образцов созданных в единичном экземпляре. Молодому поколению и широкому зрителю будет интересно своими глазами увидеть вооружение и технику из 14 стран мира, среди которых такие как танк Т-35, ракетный танк, САУ-100У, танк Pz-VIII “Маус”, мортиру “Карл“, участвовавшую в штурме Брестской крепости в 1941 г и подавлении Варшавского восстания 1944 г.
1 Историография и источники
В связи с 70-летием Великой Победы по-прежнему актуальной и дискуссионной в российской и зарубежной историографии остается проблема готовности СССР к войне с точки зрения военно-промышленного потенциала и оптимальности проводимой в годы первых пятилеток сталинским руководством страны политики по его наращиванию.
В последние десятилетия эта проблема, по нашему мнению, получила всестороннее и объективное освещение в ряде документальных публикаций, а также в монографических исследованиях. И среди них можно выделить как работы российских, так и зарубежных исследователей.
Например, сборники документов по истории создания и развития ВПК России СССР представляют особый интерес. 1901 - 1963 », издано под маркой Российского государственного экономического архива. Второй и третий тома этой серии посвящены строительству военных заводов и военно-промышленной политике в СССР накануне и в годы первых пятилеток. Ранее были опубликованы секретные документы учреждений, возглавлявших оборонную отрасль за рассматриваемый период (СНК, СТО, Комитет обороны, секретариаты И. В. Сталина, В. М. Молотова, Г. К. Орджоникидзе, тяжелые наркотики, оборонная промышленность и т. Д.). Они убедительно свидетельствуют о приоритетности интересов обороны в экономической политике сталинизма в довоенные десятилетия [12, 14].
На эту тему, по нашему мнению, публикации таких современных российских исследователей, как М.Ю. заслуживают самой высокой оценки и внимания широкой общественности. Мухина [8], А.К. Соколова [13], А. М. Маркевич [6], И.В. Быстрой [2], Н.С. Симонова [11], А.С. Степанова [15] и другие.
В них на новых и достоверных архивных материалах рассматриваются вопросы разработки и реализации сталинским руководством программы ускоренной военной модернизации страны: эволюция системы управления советской военной промышленностью, механизм планирования военное производство, финансовая и экономическая поддержка военного строительства и т. д. Авторы показывают все стороны этого процесса, в том числе негативные для советской оборонной промышленности, связанные с последствиями сталинской политики террора и репрессий в 1930-х годах. («Борьба с саботажем», «враги народа» и т. д.) [13, с. 156-157]. Но в то же время все они единодушны во мнении об успешной работе сталинского руководства СССР в течение первых пяти лет по подготовке страны к войне.
2 Легкие САУ
Всего за вторую мировую войну было выпущено 53800 немецких танков и САУ. Основными тактическими соединениями подвижных (танковых) войск Германии были танковые и моторизованные дивизии. Танковая дивизия в сентябре 1939 г. состояла из танковой и моторизованной бригад, артиллерийского полка, мотоциклетно-стрелкового, разведывательного и саперного батальонов, истребительно-противотанкового дивизиона, батальона связи и типовых служб. В ней насчитывалось 11,7 тысяч человек личного состава, 324 танка и 130 орудий и минометов. В ходе второй мировой войны в связи с большими потерями живой силы и техники на советско-германском фронте из дивизии были исключены штабы бригад, два танковых и мотоциклетно-стрелковый батальоны, а включены зенитный и танково-истребительный дивизионы. При этом в ходе войны наблюдалась тенденция сокращения числа танков в дивизии:
в 1939 г. было 324 немецких танка,
в 1941 г. – 150-221,
в 1943 г. – 100-150,
в 1945 г. – 45 единиц.
Советское бронетанковое вооружение и военная техника сосредоточены в четырёх павильонах:
тяжёлые танки и САУ павильон №1;
средние танки и САУ павильон №2;
лёгкие танки, гусеничные БТР, плавающие танки и КШМ на их базе, бронетанковая техника и вооружения воздушно-десантных войск павильон №3;
бронеавтомобили, бронетранспортёры и боевые машины пехоты павильон №4.
В павильоне №5 представлена техника США, Великобритании и Канады.
В павильоне№ 6 представлена бронетанковая техника нацистской Германии.
Также представлена бронетанковая техника Франции, Италии, Чехословакии, Венгрии, Польши, Швеции, Японии и Китая.
Музеем налажено международное сотрудничество по обмену экспонатами с учреждениями аналогичного профиля в британском Бовингтоне, немецком Мунстере и французском Сомюре.
Пропуск и правила поведения в музее регулируются по законам и нормативным актам Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС России), в частности перемещения посетителей и возможности фотографирования ограничены администрацией музея.
3 Средние САУ
Gerät 040, "установка 040" (Приложение Б).
600-мм самоходные минометы «Карл» - крупнейшая из всех самоходных артиллерийских систем, использовавшихся во Второй мировой войне. В 1940-1941 годах было создано 7 транспортных средств (1 прототип и 6 серийных самоходных орудий), предназначенных для разрушения долгосрочных оборонительных сооружений. Проектирование выполнял Rhine-metal с 1937 года. Работой руководил начальник отдела вооружения вермахта генерал артиллерии Карл Беккер. В его честь новая система искусства и получила свое название.
Первый миномет был изготовлен в ноябре 1940 года и получил название «Адам». До середины апреля 1941 года были освобождены еще трое: Ева, Тор и Один. В январе 1941 года была сформирована 833-я артиллерийская дивизия (833 Schwere Artillerie Abteilung), в которую входили две батареи по две пушки в каждой. В начале Второй мировой войны 1-я батарея («Тор» и «Один») была закреплена за группой армий «Юг», а вторая («Адам» и «Ева») - за группой армий «Центр». Последний обстрелял Брестскую крепость, а «Адам» произвел 16 выстрелов. На «Еве» первый выстрел затянулся, и всю установку пришлось перенести в Дюссельдорф. 1-ая Батарея была во Львовской области. «Тор» выпустил четыре выстрела, «Один» не выстрелил, так как потерял трек. В июне 1942 года Тор и Один открыли огонь по Севастополю, выпустив 172 тяжелых и 25 легких противоубойных снарядов. Их огонь подавил советская 30-я береговая батарея [1].
КарлК В конце августа 1941 года в армию вступили еще два миномета, Локи и Зиу. Последний в 638-й батарее в августе 1944 года обстрелял повстанцев Варшаву. Мортира, предназначенная для Парижа, бомбили по железной дороге. Транспортер был сильно поврежден, а пистолет взорван.
В конце Второй мировой войны 600-миллиметровые стволы на трех минометах - это были Odin, Loki и Fernrir (резервная единица, не участвовавшая в военных действиях) были заменены на 540-мм стволы, обеспечивающие дальность стрельбы до 11 000 м. Под этими стволами было изготовлено 75 снарядов весом 1580 кг.
Качающаяся часть 600-мм раствора была установлена на специальном гусеничном шасси. В прототипе ходовая часть состояла из 8 дорожных колес и 8 опорных катков; для серийных автомобилей он состоял из 11 дорожных колес и 6 опорных колес. Наведение минометов осуществлялось вручную. При выстреле ствол откатывался обратно в люльку и всю машину в корпус машины. Из-за большой силы отдачи самоходный миномет Карл был опущен на землю перед корпусом, поскольку шасси не могло поглотить силу отдачи в 700 тонн.
4 Тяжелые САУ
15 cm Panzer-Haubitzer 18/1
auf Fahrgestell GW III/IV Hummel/Sd.Kfz.165/
"Hummel" - "Шмель" (Приложение В)
Самоходная гаубица конструктивно похожа на самоходную противотанковую пушку Nashorn, но вместо 88-мм противотанковой пушки в боевой башне, качающаяся часть полевой 150-мм гаубицы 18/40 с На станке установлена бочка длиной 30 калибров. Гаубица могла стрелять из взрывоопасных снарядов весом 43,5 кг на дальности 13,3 км. Из-за того, что было использовано несколько выстрелов, скорострельность была относительно небольшой. Горизонтальный угол гаубиц составлял 30 градусов, а вертикальный угол составлял 42 градуса.
Чтобы уменьшить силу отдачи, на частях гаубиц были установлены дульные тормоза. Прицелы, обычно используемые в полевой артиллерии, использовались для управления огнем, поскольку самоходная гаубица., Как правило, использовалась в качестве полевой артиллерийской пушки и была вооружена артиллерийскими полками танковых дивизий. Самоходная гаубица выпускалась серийно. В общей сложности более 700 таких самоходных орудий было выпущено в 1943 и 1944 годах [1].
Прототипы орудий были оснащены дульными тормозами, но серийные автомобили выпускались без них - недостаток качественной стали уже давал о себе знать. Кроме того, производство дульных тормозов требовало дополнительного времени и ресурсов, которых там не было. Также конвейер сборки оружия дал о себе знать. Однако А. Шпеер не представлял линию сборки танков как добродетель, заявляя, что «немецкая оружейная промышленность не принимает конвейерный метод Америки и России, но в основном опирается на квалифицированную немецкую рабочую силу». Хотя именно отсутствие крупных предприятий не позволило Германии противостоять конкуренции с танкостроением стран антифашистского блока. Немецкая серийная броня была разделена на несколько групп по толщине и марке стали. Наряду с гетерогенной, более однородной броней все еще производили. Согласно технологии производства, броневые плиты были разделены на равномерно упрочненные и поверхностно упрочненные. С потерей Никопольского бассейна поставки марганца в Германию сократились. Никель доставлялся только с севера Финляндии.
В результате постоянное отсутствие легирующих элементов привело к резкому ухудшению качества серийной брони. Передние листы пантеры и корпуса Royal Tiger часто просто трескались от удара советских 100-мм и 122-мм бронебойных снарядов. Решение было найдено в прикреплении защитных экранов, увеличении толщины и угла наклона листов коричневого цвета. Среди бронированных марок сталей с пониженной легируемостью не было обнаружено конструкционных материалов с удовлетворительным сопротивлением оболочки.
5 Самоходные зенитные установки
Анализ и обобщение свыше двадцати наиболее характерных и поучительных примеров блокирования аэродромов нашими истребителями в годы Великой Отечественной войны показывает, что блокирование аэродромов, как правило, начиналось за 2-5 мин до появления над целью бомбардировщиков или штурмовиков, а состав группы истребителей для блокирования одного аэродрома определялся воздушной обстановкой, поставленной задачей и наличием своих сил.
2-см "Flakpanzer" 38(Т) Auf Selbstfahrlafette 38(T) Ausf.L (Sd.Kfz.140) - 20-мм ЗСУ на шасси танка Pz.Kpfw.38(t), первая германская самоходная зенитная установка на танковом шасси (Приложение Е).
Установка была разработана на шасси легкого чехословацкого танка TKNR фирмы Skoda. Двигатель танка перенесен в среднюю часть корпуса, а в освобожденной задней части его находится боевой отсек, открытый сверху. Установка зенитного орудия производилась с обеспечением кругового вращения, при этом самоходная установка могла вести огонь как по воздушным, так и по наземным целям. На установке были установлены радиостанция и танковый домофон. Одновременно с 20-мм самоходной пушкой на базе танка ТМНР была разработана самоходная зенитная пушка Kleiner Kugelblitz с четырехступенчатой системой зенитных орудий: две 30-мм и две 20-мм. Однако эта установка не покинула стадии проектирования. Самоходные зенитные установки «38» были выпущены в небольших количествах и с 1943 года используются в зенитных взводах танковых подразделений. В связи с острой необходимостью создания ЗГУ с личного согласия Гитлера в 1943 году на шасси Pz.Kpfw.38 (t) была разработана самоходная зенитная пушка с 20-мм пушкой Flak38.
Осенью 1943 года Гитлер одобрил выпуск ЗСУ с 37-мм пушкой на базе танка Т-IV, но отклонил предложение установить четырехствольное 20-мм зенитное орудие на том же шасси. , Но 15 октября 1943 года из-за крайней необходимости в ЗСУ Гитлер согласился на оснащение ЗСУ на базе ПЗ-38 (т), что можно было сделать немедленно. Был получен заказ на 150 ZZU на основе Pz-38 (t), которые должны были быть доставлены до того, как армия получила ZSU на основе Pz-IV в начале 1944 года. ZSU на основе Pz-38 (t) был показан Гитлеру на 16 декабря 1943 года. Большим недостатком 20-мм ЗСУ была низкая эффективность зенитного огня. Последние 10 шасси из заказа были использованы для изготовления 150-мм самоходных орудий.
Заключение
О том, что для СССР главной целью развития военно-промышленного комплекса в годы первых пятилеток была оборона, а не подготовка к нападению, «мировой революции» и т. п., свидетельствует в своих публикациях еще один крупный западный специалист по советской истории — шведский историк Л. Самуэльсон. В главном своем труде — книге, посвященной Челябинскому тракторному заводу и налаживанию на нем производства танков («Танкоград: секреты русского тыла, 1917—1953»), он опровергает распространенную в настоящее время в историографии точку зрения о готовности СССР первым напасть на фашистскую Германию летом 1941 г. Изучив реальное состояние танковой промышленности и других отраслей военной экономики в рассматриваемый период, Самуэльсон пришел к выводу, что такое нападение было технически не подготовлено и поэтому невозможно.
Для немецкого танкостроения периода второй мировой войны было характерно:
использование танков трех типов: легких – весом до 9 т; средних – весом до 26 т; тяжелых – весом от 45 до 70 т;
создание и использование большого количества самоходных артиллерийских установок с широким использованием для этой цели устаревшей и трофейной бронетанковой техники;
использование, начиная с 1942 г., в танках и САУ мощных для того времени артиллерийских систем калибра 75,88 и 128 мм;
использование при создании бронетанковой техники главным образом четырехтактных бензиновых двигателей мощностью до 600 л.с.;
выпуск и широкое применение большого количества бронеавтомобилей, бронетранспортеров различного назначения;
низкая маневренность тяжелых машин на местности, недостаточная надежность ходовой части;
расположение в ходовой части катков с индивидуальной торсионной подвеской в шахматном порядке.
История танков начинается в годы Первой мировой войны. На фронтах довольно быстро установилось равновесие сил. Противники зарылись в землю, опутались колючей проволокой, ощетинились пулемётами. Любая атака стоила огромных людских потерь. Многие военные понимали, что решить эту проблему могли бы бронированные боевые машины.
Решение о постройке танков было принято в 1915 году практически одновременно в Великобритании, Франции и России.
1. Виртуальная энциклопедия бронетехники. – Режим доступа: http://pro-tank.ru/bronetehnika-germany.
2. Тяжелый танк КВ. Часть 1. Приложение к журналу Моделист-конструктор. М.: Моделистконструктор, 2006. 36 с. С. 25.
3. https://topwar.ru/154286-drugoj-lend-lizgvardeec-no-anglijskij-cherchill-no-ne-uinston.html
4. Тактика в боевых примерах. Полк / Под общ. ред. А. И. Радзневского. М.: Воениздат, 1974. с. 25.
5. Тактика в боевых примерах. Полк / Под общ. Ред. А. И. Радзневского. М.: Воениздат, 1974. с. 27.
6. Тактика в боевых примерах. Полк / Под общ. ред. А. И. Радзневского. М.: Воениздат, 1974. с. 28.
7. Тактика в боевых примерах. Полк / Под общ. ред. А. И. Радзневского. М.: Воениздат, 1974. с. 11.
8. Аллен P.C. От фермы к фабрике: новая интерпретация советской промышленной революции / пер. с англ. Е. Володиной. М.: Российская РОССПЭН, 2013. 390 с.
9. Быстрова И.В. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920-е—1980-е гг.: экономические аспекты развития // Экономическая история: Ежегодник. 2003. М.: РОССПЭН, 2004. С. 234-248.
10. Ершов А.И. Боевые действия истребительного авиационного полка, вооруженного самолетами МИГ-15 бис по блокированию аэродромов в наступлении : дис. канд. военных наук. М.: Монино, 1953. 162 с.
11. Нуждин О.И. Уманский котел: Трагедия 6-й и 12-й армий. М.: Яузакаталог, 2015. 384 с.
12. Победное завершение Восточно-Померанской операции. Штурм Гдыни, Данцига и Кольберга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://topwar.ru/69546
13. Под Винницей и Корсунь-Шевченковским, январь-февраль 1944г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.2gvta.ru/doc/oper
14. Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 29. Оп. 49. Д.71. Перевод с французского языка книги К. Ружерона «Уроки воздушной войны в Испании».
15. РГВА. Ф.37977. Оп. 4. Д.402. ВВС в Германо-Польской войне на западе. Докладная записка генерал-майора Юсупова о действиях и выводы по применению боевой авиации.
16. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные дивизии, корпуса, эскадрильи 1941-1945 гг. // Мир авиации: Авиационно-исторический журнал, техническое обозрение. М., 2003. Вып. 31. № 2. С. 25-31.
17. Сборник боевых документов/30/20 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikisource.org
18. Сборник материалов по изучению опыта войны. № 8, август-октябрь 1943 г. М.: Воениздат, 1945. С. 18-43.
19. Январское побоище. Бои между Винницей и Уманью. Или Прохоровский рецедив. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tigerscorner.ru
20. Мозохин О.Б. Противоборство. Спецслужбы СССР и Японии (1918-1945). М.: ООО «Родина-медиа», 2012. 480 с.
21. Алексеев В.В., Старцев О.И. Расход топлива на работу горно-геологического оборудования с приводом от двигателей внутреннего сгорания // Цветная металлургия. 2006. №3. С. 25-36.
22. Дэвис Р.В. Архивы и экономика сталинизма // Экономическая история: Ежегодник. 2007. М.: РОССПЭН, 2008. С. 323-339.
23. Архангельский В.М., Вихерт М.М. и др. Автомобильные двигатели. М.: Мир, 1982.-655 с.
24. Парк «Патриот». – Режим доступа: https://patriotp.ru/o-parke/informatsiya/.