Введение
Тема данной курсовой работы «Анализ ценовой политики» актуальна, так как ценообразование играет важную роль в хозяйственной деятельности предприятия. Основные задачи ценовой политики фирмы на выбранном рынке - это обеспечение устойчивой запланированной прибыли и устойчивой конкурентоспособности ее продукции. Разработка ценовой политики начинается еще до запуска товара в производство и продолжается на всех этапах жизненного цикла товара на рынке. Ценовая политика должна быть ориентирована на издержки, на спрос и на цены конкурентов.Если в цену продукции не заложен определенный уровень рентабельности, то на каждой последующей стадии кругооборота капитала предприятие будет обладать все меньшими денежными средствами, что в конечном итоге скажется и на объемах производства, и на финансовом состоянии предприятия. Если на себестоимость продукции предприятие может влиять лишь в очень небольших пределах, поскольку гибкость предприятия ограничена, как правило, разбросом цен на сырье, материалы, полуфабрикаты и рабочую силу, а также внутренними резервами производства по снижению материалоемкости продукции, то цену реализации на свою продукцию предприятие может устанавливать в практически неограниченных пределах. Однако возможность установления неограниченной цены не влечет за собой обязательств потребителя приобретать продукцию предприятия за назначенную им цену. Таким образом, ценовая стратегия предприятия - суть решение дилеммы между высокой ценой реализации и большими объемами продаж. Попробуем рассмотреть различные варианты действия предприятия по установлению цен на реализуемую продукцию.
Когда компания выходит на новый рынок, в первую очередь следует четко понять, чем она будет заниматься. Именно от сегмента, в котором организация планирует работать, зависит ее стратегия. Очевидно, что если компания ориентирована на потребителей с низким уровнем дохода, то стоимость предлагаемых товаров или услуг будет невысокая. Предприятию придется использовать другие конкурентные преимущества, чтобы заинтересовать клиента. Если же компания планирует обслуживать клиентов с высоким уровнем дохода, то, соответственно, и подход к формированию стоимости товара будет совершенно иным. В данном случае предприятию не обойтись без хорошей рекламы, качественного сервиса, профессионального персонала и т.д. Выбор ценовой политики целиком зависит от потребителя, которого стремится привлечь компания.
Обоснованная и квалифицированно реализуемая политика ценообразования не только значительно улучшает общий менеджмент на предприятии и качество принимаемых управленческих решений, но также сокращают сферу сопряженной с такими решениями коммерческой и социальной угрозы.
1 Ценовая политика, как важная составляющая эффективной сбытовой деятельности на предприятии.
1.1 Понятие ценовой политики, ее значение и вид
Ценовая политика – это комплекс мероприятий по установлению исходной цены на товар и дальнейшая корректировка в зависимости от рыночных условий, возможностей предприятий, стратегических целей и задач. [1]
Суть ценовой политики состоит в том, чтобы определить, какие цены необходимо установить на товары (услуги), чтобы завладеть частью рынка, обеспечить конкурентоспособность данного товара по ценовым показателям и определить объем прибыли.
Для работающих на рынке производителей (независимо от форм организации собственности) вопрос о цене товара (услуги) имеет огромное значение. Цена находится в тесной связи со многими определяющими маркетинга. От нее зависит рентабельность предприятия, финансовая стабильность и жизнеспособность. Проводя определенную ценовую политику, предприятие активно воздействует как на объем продаж, так и на размер получаемой прибыли. Обычно организация не ставит целью получение сиюминутной прибыли, реализуя товар (услугу) по максимальной цене. На размер цены оказывают влияние внешние факторы (сектор потребителей, рыночная среда, уровень конкуренции, поставщики и посредники, экономическая ситуация в стране (регионе), государственное регулирование цен) и внутренние факторы (цели фирмы, стратегия маркетинговой политики, политика ценообразования). Общими целями любой коммерческой организации, влияющими на ценообразование, являются: получение максимальной прибыли, «захват» максимальной части рынка, лидерство по качеству продукции. Правильная методика определения цены, осуществление разумной ценовой политики, выбор обоснованной ценовой стратегии являются важными составляющими успешной деятельности любого предприятия в условиях рынка.[2]
Существуют следующие виды ценообразования:
- дискриминационное образование – это продажа товара (услуги) по разным ценам независимо от издержек. Установление дискриминационных цен осуществляется в зависимости от:
1) покупательского сегмента, т. е. разные покупатели готовы платить за один и тот же товар различные цены;
2) варианта товара, т. е. разные версии товара (услуги) продаются по разным ценам вне зависимости от издержек;
3) местонахождения товара, т. е. цены на товар в разных местах устанавливаются разные, даже, если издержки одинаковые;
4) времени, т. е. размер цены зависит от сезона.
- ценообразование по психологическому принципу – это определение цены не только с экономической стороны, но и учитывая психологические факторы.
Как показывают многие социологические исследования, многие потребители воспринимают уровень цены товара как уровень качества (чем выше цена, тем лучше качество).
- стимулирующее ценообразование – это снижение цены (даже ниже себестоимости) на некоторое время с целью повышения уровня продаж в краткосрочном периоде. Применяется для снижения запасов товара.
- ценообразование по географическому принципу – это установление разного уровня цен в зависимости от удаленности от производителя. В основном это применяется для покрытия транспортных издержек. [3]
Ценообразование является решающим инструментом маркетинга, а уровень цен – это своеобразный индикатор функционирования конкуренции. Ценовая конкуренция существует не только между товаропроизводителями, но и среди торговцев. Производитель хочет контролировать две цены: оптовую и розничную, так как его выручка во многом зависит от первой цены, а от второй зависит позиционирование товара. Однако на уровне закона закреплено право формирования розничной цены за организациями розничной торговли, что ограничивает возможности производителя, которому остается лишь догадываться, какую цену назначит продавец на основе его оптовой цены и торговой наценки.[4]
Таким образом, ценообразование оказывает непосредственное воздействие на производственно-сбытовую деятельность фирмы, а следовательно, предопределяет ее коммерческие результаты.[5]
1.2 Разработка ценовой стратегии, ее разновидности
Механизм ценообразования состоит из 6 этапов:
1) постановка целей и задач ценообразования, основными задачами могут быть: выживаемость на рынке, максимизация прибыли, завоевание лидерства по качеству товара, ориентация на существующие положение на рынке.
2) определение спроса на товар – на данном этапе необходимо установит зависимость между ценой и спросом (эластичность), предел увеличения или снижения цены и количественную зависимость между спросом и ценой (коэффициент эластичности).
3) оценка издержек (постоянные, переменные, валовые).
4) анализ цен и товаров конкурентов.
5) выбор метода ценообразования: методы, основанные на издержках производства; методы, основанные на качестве и потребительских свойствах продукции; методы, основанные на спросе и уровне конкуренции.
6) установление окончательной цены, на основе системы скидок или наценок.[5]
2 Анализ ценовой политики ОАО «Савушкин продукт»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Савушкин продукт»
Начало деятельности организации ОАО «Савушкин продукт» начинается с 1939 года. После воссоединения западных и восточных областей Беларуси, Брестский молочный комбинат, среднее для того времени организация, перерабатывает 7 тонн молока в смену. Однако во время немецко-фашистской оккупации организацию полностью разрушают.
Год 1944. Войска Красной Армии освобождают Брест, и уже в январе следующего года Брестский молочный комбинат, восстановленный силами работников, начинает снова выпускать молочную продукцию.
Начало 70-х гг. В это время принимается решение о создании в Бресте современной молочной организации. Его строительство длится 44 месяца: с мая 1973 по декабрь 1976 года. И, 30 декабря 1976 года новые корпуса молочного завода вводятся в эксплуатацию. Через два года работы, организация перерабатывает уже 560 тонн молока в сутки.
Год 1982. Коллектив Брестского молочного комбината награждают переходящим Красным знаменем Министерства мясомолочной промышленности СССР и ЦК профсоюзов, коллектив организации признается победителем во Всесоюзном соцсоревновании, а организации присуждается диплом 1 степени — по итогам всесоюзного смотра санитарно-технического состояния.
Год 1994. Государственная организация «Брестский молочный комбинат» преобразовывают в открытое акционерное общество, а через 11 лет переименовывают в ОАО «Савушкин продукт».
Социальная ответственность бизнеса — один из основных приоритетов деятельности ОАО «Савушкин продукт».
Заботясь о здоровье населения Республики Беларусь, в 2005 году ОАО «Савушкин продукт» начала реализацию широкомасштабного проекта «Савушкин продукт» за здоровье нации», главная цель которого — популяризация принципов здорового питания и развитие культуры потребления молока и молочных продуктов.
В 2006 и 2008 году в рамках профессионального конкурса «Брэнд года» компания была награждена золотой медалью в номинации «Социально ответственный брэнд».
Логическим продолжением и развитием программы «Савушкин продукт» за здоровье нации» стал проект «Монтик - лучший друг детей / Школьное молоко».
В ноябре 2006 года ОАО «Савушкин продукт» стала участником Инициативы ООН «Глобальный Договор». Участие в «Глобальном договоре» значит не только приверженность ОАО «Савушкин продукт» десяти международным принципам в области прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и противодействия коррупции, но также является доказательством открытости и прозрачности ведения бизнеса.
В октябре 2009 года сотрудники организации стали инициаторами Республиканской акции «Преврати Беларусь в вишневый сад». В рамках акции вокруг Детских социальных приютов во всех областных центрах и крупных городах нашей страны вырастут прекрасные вишневые сады. Начало этому уже положено в Бресте и Могилеве.
Сегодня ОАО «Савушкин продукт» — один из наиболее известных в Беларуси производителей молочной и соковой продукции.
ОАО «Савушкин продукт» знают не только в Беларуси, но и за рубежом. Продукция компании уже хорошо известна российскому покупателю, а также экспортируется в Казахстан, Армению, Азербайджан, Украину, Молдову, ОАЭ и другие зарубежные страны.
Чтобы продукция организации неизменно оставалась натуральной, сырье для ее производства поступает из экологически чистых районов, прилегающих к национальному парку «Беловежская пуща», а в процессе производства не используются консерванты.
В 2008 году целый ряд продуктов, производимых в организации, получил право на маркировку продукции знаком «Натуральный продукт». Это ещё раз подтверждает, что продукция ОАО «Савушкин продукт» изготовлена без применения генномодифицированных источников. Кроме того, организация использует закрытый тип производственного процесса (контакт персонала с продукцией сведен к минимуму); весь производственный участок разделен на зоны (зеленая, желтая и красная), попасть в которые может персонал только со специальным разрешением, и уделяет особое внимание соблюдению требований гигиены. В области технологий и оборудования партнерами организации выступают широко известные и заслуживающие доверия фирмы из Швейцарии, Австрии, Польши, Швеции и Германии.
«Савушкин продукт» всегда учитывает желания и потребности своих конечных покупателей. Поэтому у продукции разные вкусы и удобная упаковка, а ассортимент отличается таким разнообразием (более 300 наименований). Сегодня в портфеле компании 6 торговых марок: «Савушкин», «СуперКид», «На100ящий» «Брест-Литовск», «Ласковое лето» — среди которых каждый сможет найти что-нибудь для себя.
Ниже более подробно можно увидеть анализ сбытовой деятельности ОАО «Савушкин продукт».
Основные финансово-эконмические показатели характеризуют, насколько эффективно предприятие действует на рынке.
3 Предложения по совершенствованию ценовой политики на ОАО «Савушкин продукт»
3.1 Внедрение системы контроля доступа для снижения потерь рабочего времени
На ОАО «Савушкин продукт» предлагается ввести автоматизированную систему, которая позволит исключить влияние человеческого фактора при проверке пропусков и регистрации нарушений трудового распорядка, практически сводя к нулю возможность ошибок и злоупотреблений.
Система контроля доступа отслеживает все перемещения сотрудников по территории предприятия. С помощью компьютера формируются отчеты об опоздавших, не вышедших на работу или ушедших раньше за любой промежуток времени.
Сущность системы заключается в следующем: проходная оснащается преграждающим устройством (замками, турникетами) и считывателями карт доступа. Все эти устройства подключаются к контроллерам системы - ее интеллектуальной части, которые объединяются в сеть и подключаются к компьютеру.
Для идентификации людей в системе, применяют бесконтактные пластиковые карты с индивидуальным кодом, используемые сотрудниками в качестве пропусков. При поднесении карты к считывателю, установленному в точке прохода, система сопоставляет информацию, хранящуюся в контроллере, с кодом карты и определяет, разрешен ли доступ владельцу карты.
Система запоминает все проходы персонала, и эта информация используется для организации учета рабочего времени и контроля над дисциплиной.
Основной принцип работы такой системы – это учет общего количества отработанных каждым сотрудником часов, проводит учет командировок, отгулов, больничных, отпусков. В любой момент система позволяет получать отчеты по всем вышеперечисленным параметрам.
Основные функциональные возможности системы контроля доступа:
– защита от доступа нежелательных лиц на предприятие. Организация электронной проходной позволяет значительно повысить эффективность контроля для предотвращения несанкционированного доступа посторонних на территорию предприятия. Для быстрого и беспрепятственного прохода персонала в проходной устанавливаются электромеханические турникеты. Сотрудники проходят через турникет, предъявляя считывателю карту доступа, что позволяет исключить влияние человеческого фактора при проверке пропусков и регистрации опозданий на работу, практически сводя к нулю возможность ошибок и злоупотреблений. Защита от передачи попуска другому лицу реализуется следующим образом: система не позволит дважды войти на предприятие по одному пропуску без совершения выхода;
– защита материальных ценностей информации. Система позволяет разрешить доступ каждому сотруднику только в те помещения, где он имеет право находиться в соответствии со своими служебными обязанностями, и только в положенное ему время. В реальной жизни сложно добиться, чтобы сотрудники постоянно запирали двери, уходя даже на короткое время. Система легко решает эту проблему – покидая помещение, сотрудник просто захлопывает дверь, а возвращаясь, простым поднесением карты открывает замок. Для усиления режима контроля доступа и защиты от попыток воспользоваться чужой картой возможна многоуровневая идентификация личности входящего – организация доступа при условии «предъявление карты плюс набор секретного кода»;
– контроль за трудовой дисциплиной. Система контроля доступа отслеживает все перемещения сотрудников по территории. Отчеты об опоздавших, не вышедших на работу или ушедших с работы раньше времени могут формироваться как ежедневно, так и за любой промежуток времени;
– учет рабочего времени. Программный модуль учета рабочего времени обеспечивает автоматизированный учет рабочего времени при организации многосменных и скользящих графиков любой сложности. Программное обеспечение (ПО) автоматически формирует табель установленной формы, в соответствии с индивидуальным графиком работы каждого сотрудника;
– кадровый учет и выдача пропусков. Программные модули кадрового учета и выдачи пропусков позволяют сократить объем рутинной работы в учетной системе предприятия. Модуль выдачи пропусков позволяет оформить карту доступа в виде пропуска – с фотографией, ФИО, должностью, названием подразделения.
Традиционно принято считать, что система контроля доступа это инструмент обеспечения безопасности. Действительно, сегодня это один из самых эффективных способов предотвратить проникновение нежелательных лиц на территорию предприятия. Система контроля доступа помогает на современном уровне решать актуальные для каждого предприятия задачи, как защита от проникновения посторонних, сохранность материальных ценностей, предотвращение убытков, что касается эффективного управления, то здесь можно отметить повышение дисциплины, автоматизация учета, комфортные условия труда и как следствие рост эффективности труда.
Как показывает практика эксплуатации, средний срок окупаемости системы контроля доступа составляет от 2 до 4 месяцев.
Помимо прямого экономического эффекта, система контроля доступа обеспечивает соответствие предприятия современным корпоративным стандартам, увеличивая инвестиционную привлекательность предприятия и его конкурентоспособность в условиях рыночной экономики.
В зависимости от потребностей конкретного предприятия и количества работающих на нем есть различные модели систем контроля доступа.
Заключение
Цена является таким параметром, от которого во многом стало зависеть благополучие предприятия, размеры его доходов и расходов. Этот параметр главным образом задается рыночной ситуацией, а именно поэтому предприятие обязано осуществлять продуманную политику ценообразования с учетом конъюнктуры конкретных товарных рынков сейчас, завтра и в более отдаленной перспективе.
На выбор ценовой политики влияют как внешние факторы, так и внутренние. Стратегия ценообразования тесно связана с общими целями предприятия. Она может ставить в качестве своих непосредственных задач увеличение сбыта продукции, максимизацию прибыли или сохранение стабильного положения на рынке.
Уровень цен внутренне противоречив. Высокая цена способствует высоким доходам предприятия, но в тоже время покупатель может оставаться равнодушным к предлагаемому товару. И наоборот, низкая цена привлекает внимание потребителя, но малоприбыльна для предприятия. Поэтому производителю необходимо организовать свою деятельность таким образом, чтобы цены удовлетворяли обе стороны.
Ориентация цены на максимальную прибыль имеет место в тех случаях, когда предприятие рассчитывает на покупателей, которые приобретают товар в силу его качества, уникальности и престижа, не особо интересуясь ценами. Данная политика ценообразования может принести успех, если продукт конкурентоспособен и существует контроль над поставщиками сырья. Стратегия ценообразования, исходящая их сохранения стабильного положения предприятия на рынке, ставит своей целью избегать резких спадов уровня своей доходности и прибыльности и сократить до минимума вмешательство в её деятельность конкурентов, правительства, прочих маркетинговых агентов.
«Савушкин продукт» всегда учитывает желания и потребности своих конечных покупателей. Поэтому у продукции разные вкусы и удобная упаковка, а ассортимент отличается таким разнообразием (более 300 наименований). Сегодня в портфеле компании 6 торговых марок: «Савушкин», «СуперКид», «На100ящий» «Брест-Литовск», «Ласковое лето» — среди которых каждый сможет найти что-нибудь для себя.
Выручка от реализации продукции и прибыль в 2015 г. по сравнению с 2013 г. увеличилась 178,43% и 269,3 % соответственно, а себестоимость произведенной продукции в 2015 г. по сравнению с 2013 г. увеличилась на 182,2 %.
Затраты на производство продукции выросли в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 4,77%. Материальные затраты снизились на 90,52%, прочие затраты увеличились на 59,26%, затраты на оплату труда – на 3,89%, амортизация – на 43,96%. В 2015 году по сравнению с 2014 годом снижение затрат на производство продукции составило 84,74%.
1 Акулич И.Л., 2002 – 2-е изд., перераб. и доп.: Высшая школа, 2012. – 447 с.
2 Баев И.А., Варламова З.Н., Васильева О.Е. и др. Экономика предприятия: Учебник для вузов, 4-е изд. Под ред. акад. В.И. Семёнова. – СПб.: Питер, 2015. – 384с.
3 Брижашева О.В. Маркетинг торговли: учебное пособие /О.В. Брижашева. – Ульяновск : УлГТУ, 2007. – 320с.
Герасименко, В.В. Ценовая политика фирмы / В.В. Герасименко. – М.: Эксмо, 2012. – 352 с.
4 Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. М: Издательство «Финпресс» / Е. П. Голубков. – 2013. – 656 с.
5 Головачев А.С. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие / А.С. Головачев. – Минск: Вышэйшая школа, 2015. – 688 с.
6 Лапицкая Л.М. Экономика организации (предприятия): учеб.-метод. пособие / Л.М. Лапицкая, В.И. Станкевич. – Бобруйск, 2014. – 22 с.
7 Лебедева, С.Н. Экономика и организация труда / С Н Лебедева, Л В Мисникова. – Минск: Новое знание. 2008. – 330с.
8 Лиференко, Г.Н. Финансовый анализ предприятия: учеб. пособие / Г.Н. Лиференко.– М: Издательство Экзамен, 2011. – 360 с.
9 Панкрухин.А.П. Маркетинг: учеб.для студентов, обучающихся по специальности 080111 – «Маркетинг» / А. П. Панкрухин. – 5-е изд., стер. – Москва: Омега – Л, 2007. – 656с.
10 Станкевич, В.И. Экономика организации (предприятия) : учебно-методический комплекс / В.И. Станкевич, Л.М. Лапицкая. – Бобруйск, 2014. – 320 с.
11 Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. Спб.: Питер, 2012, – С. 88.
12 Цены и ценообразование: Учеб. Пособ./ Т.В. Емельянова, Н.Я. Скорик, В.В. Куриленко. – Гомель: Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, 2012. – 112 с.
13 Шеремет, А Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / А Д Шеремет. – М.: Высшее образование, 2009. – 592 с.
14 Шеремет, А Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих предприятий: Учебник / А Д Шеремет, Н А Негашев. – М.: Инфа-М , 2015. – 428 с.