Особенности поведения в конфликтной ситуации подростков из неполных семей Курсовая работа (проект)
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности поведения в конфликтной ситуации подростков из неполных семей»
по дисциплине: «Психология»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Особенности поведения в конфликтной ситуации подростков из неполных семей
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник К. Томаса
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты исследования по методике К. Томаса
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты исследования по методике К. Томаса
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретический анализ проблемы поведения личности в конфликтной ситуации в отечественной и зарубежной литературе
1.1 Психологические аспекты поведения личности в конфликте
1.2 Особенности подростковых конфликтов
Глава 2 Поведение подростков из неполных семей в конфликтных ситуациях
2.1 Характеристика личности подростках из неполных семей
2.2 Особенности поведения в конфликтных ситуациях подростков из неполных семей
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В подростковом возрасте, который традиционно считается кризисным возрастом, конфликтные ситуации часто возникают в различных сферах – в семье, школе, кругу сверстников. Процесс социализации подростка во многом зависит от того, как он будет реагировать в этих конфликтных ситуациях, от его стратегии поведения в конфликте. Преобладание того или иного стиля и стратегии во многом определяется не только социальным контекстом, но и индивидуальными психологическими характеристиками личности участника конфликта. Подростки часто не знают, как найти конструктивный выход из конфликтной ситуации и разрешают его в эмоционально-негативных формах, используя словесную, физическую агрессию, уходят из дома и пр.
В этом возрасте, как ключевом этапе в развитии личности, психологической задачей является самоопределение или формирование личности, формируются основные формы адаптации и развития. Особое значение приобретает креативность, которая касается исключительно модификации устоявшихся концепций и точек зрения, представляющих собой набор поведенческих моделей и стереотипов мышления. Развитие и совершенствование креативности позволит подростку развивать навыки поиска эффективных решений проблем, в том числе в конфликтных ситуациях. Сознательное целенаправленное использование своего творчества позволяет человеку достичь желаемого результата и реализовать себя. Все это приводит к мысли, что творчески развитый человек должен достаточно эффективно справляться с трудностями.
Подростковый возраст содержит много острых и потенциально опасных моментов. Ни в одном другом возрасте у некоторых юношей и девушек грань между нормой и патологией не бывает настолько прозрачной, как в ранней юности. Между тем, многие из трудностей, которые смущают молодого человека, могут быть решены с помощью простого откровенного разговора с тактичным и умным взрослым. Одним из условий оказания помощи подростку в его самообразовании является знание образов Я формирующейся личности.
Ключевые слова: повышенная конфликтность, подростковый возраст, конфликт, конфликтное поведение, подросток, сверстник, подростковый возраст, конфликтная ситуация, взрослая жизнь, конфликтное поведение подростков, конфликтное поведение ребенка.
Объектом исследования являются особенности поведения подростков в конфликтной ситуации.
Предметом исследования являются особенности поведения в конфликтной ситуации подростков из неполных семей.
Цель работы: изучить особенности поведения в конфликтной ситуации подростков из неполных семей.
Глава 1 Теоретический анализ проблемы поведения личности в конфликтной ситуации в отечественной и зарубежной литературе
1.1 Психологические аспекты поведения личности в конфликте
Прежде всего, следует выяснить, что подразумевается под словом «конфликт». Толковый словарь С. И. Ожегова предлагает нам общепринятое определения конфликта: «столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов, или субъектов взаимодействия» [28, с. 102]. И.Е. Ворожейкин и А.Я. Кибанов, считают, что «конфликт, исходя из его является одним из типов трудных ситуаций, возникающих в жизни подростка и в его коллективе» [20, с. 202]. По мнению А.А. Реана, «конфликт несет определённый уровень напряженности. Если рассматривать группу людей, то у каждой отдельной личности он будет разным, т. к. это зависит от устойчивости психики индивида» [20, с. 205]. Ученые-исследователи А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов рассматривают конфликтное поведение как «результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и личностью» [4, с. 218].
В то же время социальный конфликт рассматривается как «предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных общностей - классов, наций, государств, социальных групп, социальных институтов и т.п., обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития» [28, с. 108]. Отечественный социолог А.Г. Здравомыслов выразил такую точку зрения, в которой указывал, что «конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями» [16, с. 52]. Известный западный социолог Р. Дарендорф определяет конфликт как «любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные («латентные») или субъективные («явные») противоположности» [28, с. 112].
По словам известных российских психологов А.Я Анцупова и А.И. Шипилова, «под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [4, с. 201].
Глава 2 Поведение подростков из неполных семей в конфликтных ситуациях
2.1 Характеристика личности подростках из неполных семей
Неполная семья представляет собой вариант нуклеарной семьи, в которой один из супругов отсутствует, а дети воспитываются одним из родителей. Неполные семьи возникают по разным причинам: рождение ребенка вне брака, смерть родителя, расторжение брака или разлучение родителей. Соответственно, выделяются основные типы неполных семей: внебрачные, сиротские, разведенные и распавшиеся. В зависимости от того, кто из родителей живет с ребенком после развода, существуют также отцовские и материнские семьи [31, с. 65].
Семья имеет большое значение не только в жизни человека, но и в обществе в целом и выполняет ряд функций:
- образовательные (отцовство и материнство, общение с детьми и их воспитание);
- бытовые (удовлетворение материальных потребностей семьи и укрепление здоровья);
- эмоциональные (симпатия, признание, уважение, психологическая защита, эмоциональная поддержка);
- духовные (или культурно-ценностное общение (совместный досуг), взаимное духовное обогащение);
- сексуально-эротичное (представление о браке).
Результаты исследований показывают, что в семье с одним родителем эти функции не могут быть полностью реализованы, поскольку существует ряд проблем, связанных с семьями с одним родителем, включая социально-экономические, психологические, образовательные и медицинские проблемы [10, с. 216].
Воспитание подростка в неполной семье характеризуется рядом особенностей. Из-за отсутствия одного из родителей, другой родитель должен выполнять множество функций, решать все материальные и бытовые проблемы семьи, заполнять пробел в образовательном воздействии на подростка. Неполные семьи испытывают материальные и бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами [26, с. 63].
Психологический климат неполной семьи в основном связан с болезненными переживаниями, связанными с потерей одного из родителей. В большинстве семей с одним родителем отец покидает семью. По той причине, что многие женщины разочарованы в личной жизни, они иногда бессознательно проецируют свои чувства на ребенка. Часто мать стремится восполнить недостаток отцовской заботы, окружая подростка чрезмерной заботой и уходом. В этом случае воспитательная тактика негативно влияет на формирование личности подростка [26, с. 65].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из актуальных проблем среди родителей и учителей является обострение конфликтов и агрессивность детей-подростков. Подростковый возраст представляет собой один из кризисов, с которым сталкивается ребенок, когда вырастет. Кризис связан с половым созреванием. Дети начинают быстро расти, все системы организма начинают функционировать так же, как и у взрослых. Такая резкая перестройка вызывает у детей дискомфорт и, соответственно, влияет на все психические функции. Чтобы компенсировать внутреннюю дисгармонию, ребенок пытается ее выбросить наружу. По данной причине в этом трудном возрасте у детей возникает протестующий характер по отношению к другим, дисгармония в структуре личности, а также агрессивность, повышенная тревожность и жестокость. То есть в подростковом возрасте из-за сложности и непоследовательности характеристик растущего организма, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного развития, создавая объективные предпосылки для появления и проявления агрессивности и конфликтности.
Конфликт – это такая характеристика взаимодействия, при которой действия, которые не могут сосуществовать, не затрагиваются, действия, они взаимно определяют друг друга и обмениваются друг с другом, что требует особой организации. В то же время любой конфликт представляет собой актуализированное противоречие, то есть противоположные ценности, установки, мотивы, воплощенные во взаимодействии. Можно считать совершенно очевидным, что для разрешения этого противоречия оно обязательно должно быть преобразовано в действия, при столкновении. Только через столкновение действий, буквальных или мыслимых, проявляется само противоречие. Конфликт характеризуется противодействием в форме общения, поведения или действий, направленных на защиту интересов человека путем ограничения деятельности противника, причинения ему морального или материального ущерба, а также негативного отношения друг к другу. Эмоции доминируют в определении поведения и моделей общения. В результате стресса все ресурсы мобилизованы для достижения победы над врагом. Конфликт состоит из противоположно направленных действий его участников. Эти действия реализуют процессы, скрытые от внешнего восприятия в ментальной, эмоциональной и волевой сферах противников. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов противника, составляет очевидную социальную реальность конфликта.
Подростковый возраст конфликтный. Все физиологические особенности подросткового возраста тесно связаны с развитием психики. Появление психических новообразований связано с трудностями перехода из состояния детства во взрослую жизнь. Подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, нестабильностью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, проявляют эмоциональность и нестабильность, что приводит к усилению агрессии и конфликтности, что связано со специфическим развитием этого возрастного периода.
1. Авдулова, Т.П. Психология подросткового возраста / Т.П. Авдулова. – М.: «Академия», 2012. – 100 с.
2. Андреев, В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешение конфликтов / В.И. Андреев. – М.: Народное образование, 1995. – 128 с.
3. Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб., 2005. – 244 с.
4. Анцупов, А.Я. Словарь конфликтолога: 2-е изд. / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. . – СПб.: Питер, 2006. – 526 с.
5. Артур Б., Кемме М. Дети и семейные конфликты / Б. Артур, М.Кемме. . – М.: Просвещение, 1999. – 113 с.
6. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
7. Волков, Б.С.. Конфликтология: Учебное пособие для студентов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 144 с.
8. Ган, М.П. Я сама: В помощь неполной семье / М.П. Ган, М.Э. Черепанова. – М.: Академия, 2002. – 325 с.
9. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.
10. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б, Гиппенрейтер. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 279 с.
11. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с
12. Дементьева, И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И.Ф. Дементьева // Социс. – 2001. – № 11. – С. 25-29.
13. Джиоева, О.Ф. Влияние неполной семьи на личностное развитие ребенка / О.Ф. Джиоева, М.Р. Калабекова // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. – 2015. – № 5-3. – С. 76-79.
14. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 542 с.
15. Зуев, К.Б. Психологические особенности подростков из неполных семей / К.Б. Зуев // Вестник ТГУ. – 2009. – № 324. – С. 54-58.
16. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликтов / А.Г. Здравомыслов.М. Аспект-Пресс, 1996. – 317 с.
17. Иванченко, В.А. Внешние и внутренние детерминанты процесса социализации подростков из неполных семей: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.05 / В.А. Иванченко. – Ярославль: ЯрГУ, 2012. – 24 с.
18. Кармин, А.С. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Издательство Лань, 1999. – 448 с.
19. Кон, И. Современное отцовство: мифы и проблемы / И. Кон // Семья и школа. – 2003. – №4. – С. 17 – 20.
20. Корнилова, Т.В. Подростки групп риска / Т.В. Корнилова. – СПб.: Питер, 2005. – 336 с. 17.
21. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с.
22. Курагина, Г.С. Особенности социализации детей из неполных семей / Г.С. Курагина // Академия профессионального образования. – 2015. – № 7. – С. 47-52.
23. Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1993. – 43 с.
24. Митина, Л.Л. Особенности психического развития личности ребенка в полной и неполной семье / Л.Л. Митина // Академический журнал Западной Сибири. – 2012. – № 5. – С. 6-7.
25. Мухина, В.С. Возрастная психология : учебник для студ. высш. учеб. заведений. - 10-е изд., перераб. и доп./ В.С.Мухина. – М.: Академия, 2006. – 608 с.
26. Слепкова, В.И. Психология семьи / Авт.-сост. В.И. Слепкова. – Минск: Харвест, 2006. – 496 с.
27. Сухопарова, А.А. Психологические особенности воспитания детей в полной и неполной семье / А.А. Сухопарова // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 3 (40). – С. 215-217.
28. Фельдштейн, Д.И. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Педагогика, 1987. – 240 с.
29. Хасан, Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность / Б. И. Хасан. – Красноярск : Фонд ментал. здоровья, 1996. – 157 с.
30. Эйдемиллер, Э. Психология и психотерапия семьи / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2008. – 672 с.
31. Юлусова, О.В. Актуальные проблемы социального воспитания ребенка в неполной семье / О.В. Юлусова // Вестник МГОУ. – 2012. – № 1. – С. 64-69.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник К. Томаса
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты исследования по методике К. Томаса
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты исследования по методике К. Томаса
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты