Введение
1 Особенности внимания у младших школьников с трудностями в обучении
1.1 Сущность внимания и его свойств в современных психолого-педагогических исследованиях
1.2 Нарушения внимания у младших школьников с трудностями в обучении
2 Методические аспекты диагностики и коррекции свойств внимания младших школьников с трудностями в обучении
2.1 Методы и приемы диагностики внимания детей с трудностями в обучении
2.2 Основные направления, принципы и средства коррекции нарушений внимания у учащихся младших классов с трудностями в обучении
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Введение.
Внимание представляет собой особое условие благополучия сознательной деятельности, прежде всего познавательной. Для работы дефектолога проблема внимания очень значима, так как внимание включено во все психические процессы и без его достаточного уровня развития педагогический процесс затрудняется.
Физиологические основы внимания исследовались следующими авторами: И. П. Павловым, И. М. Сеченовым, А. А. Ухтомским и Л. С. Выготским.
В специальной психологии особенности внимания обучающихся с трудностями в обучении рассматривались И. В. Беляковым, М. С. Певзнер, В. Г. Петровой, С. Я. Рубинштейном, С. Д. Забрамной, а также проблема внимания освещалась в трудах И. Л. Баскаковой, С. В. Лиепиня.
Перечисленные авторы описывают особенности внимания детей с трудностями в обучении, а также способы его коррекции, оказывающие помощь в обучении и воспитании детей данной категории.
В психологии обучающегося с трудностями в обучении внимание относится к числу наиболее глубоко разработанных вопросов. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что у детей с трудностями в обучении отмечаются значительные нарушения в развитии внимания, снижение показателей его свойств, следовательно, их познавательная деятельность крайне затруднена, что усложняет процесс обучения. Также отмечается, что коррекция внимания детей с трудностями в обучении наиболее эффективна именно в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Цель исследования заключается в изучении специфики диагностики и коррекции нарушений внимания у учащихся младших классов с трудностями в обучении.
Объект исследования: свойства внимания у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении.
Предмет исследования: проведение работы дефектолога по диагностике и коррекции внимания у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении.
1 Особенности внимания у младших школьников с трудностями в обучении.
1.1 Сущность внимания и его свойств в современных психолого-педагогических исследованиях.
Большинство исследователей в области психологии внимания сходятся во мнении, что внимание – это направленность психической составляющей личности, сознания на определенный объект, который имеет устойчивую либо ситуативную значимость для самой личности. Через внимание происходит повышение функциональных резервов сенсорных процессов, памяти и интеллектуальных способностей личности [1, с. 410].
Внимание – это сознательное или полусознательное сосредоточенность на одной информации, поступающей через органы чувств при игнорировании другой.
Внимание имеет двустороннюю направленность: как на внутриличностные процессы и явления, так и предметы, и явления вовне.
Объектами внимания может быть всё, что угодно: предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.
Через внимание происходит положительная задержка активности и сосредоточение на том или ином явлении. Установка определяет выбор разнообразных впечатлений, процессов, событий и направленность на них психологической энергии личности.
Внимание служит для трансформации тех или иных установок импульсивного поведения и является сквозным перцептивным процессом, так как выступает только в качестве характеристики определённого вида деятельности, а не самостоятельное явление [2, с. 161].
2 Методические аспекты диагностики и коррекции свойств внимания младших школьников с трудностями в обучении.
2.1 Методы и приемы диагностики внимания детей с трудностями в обучении.
Для изучения свойств внимания у детей младшего школьного возраста существуют различные методы и методики, например, такие, как тест Бурдона, таблицы Шульте, методика «Большие и малые числа», тест Мюнстерберга, счет по Э. Крепелину, метод рисунка треугольников, тест
Тулуз-Пьерона, методика «Запомни и расставь точки», корректурная проба (кольца Ландольта), методика «Найди и вычеркни», методика «Шифровка», устойчивость внимания по Риссу, тест Торндайка, методика «Проставь значки», тест Кюсси, методика «Сложение чисел с переключением» и т. д.
В данном экспериментальном исследовании были использованы следующие методы и методики: метод рисунка треугольников, тест Тулуз-Пьерона, тест Мюнстерберга, методика «Запомни и расставь точки».
1.Метод рисунка треугольников.
Автором метода является М. П Кононова. Цель метода – это выявление особенностей переключаемости внимания обучающихся младшего школьного возраста с трудностями в обучении [15].
2.Тест Тулуз-Пьерона.
Тест Тулуз-Пьерона является одним из вариантов корректурной пробы, общий принцип которой был разработан Бурдоном. Целью является исследование таких свойств внимания, как концентрация, устойчивость, распределение и переключаемость [16].
3.Тест Мюнстерберга.
Автором является Г. Мюнстерберг, цель методики – это изучение избирательности внимания обучающихся младшего школьного возраста с трудностями в обучении [17].
4.Методика «Запомни и расставь точки».
Автором переработанного вида методики, который использовался при экспериментальном исследовании, является В. Богомолов. С помощью данной методики оценивается объем внимания обучающихся младшего школьного возраста [18].
Таким образом, выше представленные методики позволяют во всей полноте исследовать основные особенности внимания, такие как переключаемость, распределение, избирательность, объем, концентрация и устойчивость, у обучающихся младшего школьного возраста с трудностями в обучении.
Заключение.
Развитое внимание есть одно из самых главных условий формирования познавательной деятельности, так как именно в результате нарушения внимания появляется необходимость коррекции внимания путем методически разработанной и целенаправленной деятельности дефектолога.
Во время подготовки исследования был рассмотрен и проанализирован психолого-педагогический и научно-исследовательский материал. Проблема развития внимания в научной и методической литературе является довольно изученной, но в то же время не лишенной актуальности поиска и улучшения методов и приемов развития внимания у детей с трудностями в обучении.
Внимание как психический процесс обладает рядом свойств и представлено целым спектром видов, основные из которых- произвольное и непроизвольное.
В результате высокой концентрации внимания у людей очень занятых, углубившихся целиком в свою деятельность, может иметь место так называемая мнимая рассеянность. В силу этого, человек неадекватно реагирует на отвлекающие его воздействия.
Недостатки внимания детей с трудностями в обучении в значительной мере связаны с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью, которые особенно характерны для детей с органической недостаточностью центральной нервной системы.
Разные формы трудностей в обучении у детей сопровождаются нарушением произвольного внимания. Типичным является снижение его концентрации, которое отрицательно сказывается на процессе обучения. Недостатки внимания обусловлены функциональными или органическими нарушениями центральной нервной системы и приводит к неспособности сосредотачиваться на выполнении заданий игрового или учебного характера.
У учащихся с трудностями в обучении встречается повышенная истощаемость, что выражается в кратковременной продуктивности при выполнении заданий с быстрым нарастанием ошибок по мере достижения цели. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в постоянном переключении внимания на различные объекты. Многократные проявления недостатков произвольного внимания в учебном процессе характерны для детей с трудностями в обучении.
1. Иовенко, Е. Ю. Внимание как психологический ресурс / Е.Ю. Иовенко // Молодой ученый. – 2012. – № 12. – С. 409 – 412.
2. Гиппенрейтер, Ю.Б., Романов, В.Я. Психология внимания/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – М.: ЧеРо, 2001. – 858 с.
3. Психология детства. Учебник / Под редакцией А. А. Реана. – СПб.: Питер, 2003. – 368 с.
4. Осипова, А.А., Малашинская, Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5 - 9 лет [Текст] /А.А.Осипова. – М.: Академия, 2004. – 126 с.
5. Баскакова, И.Л. Внимание. Методы его изучения и развития: Методические рекомендации/ И.Л. Баскакова. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. –187 с.
6. Рутман, Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе /Э.М. Рутман // Вопросы психологии. – 1990. – № 4. – С. 161−167.
7. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов /А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2007. – 589 с.
8. Белых, В. А. Наблюдалки. Игры и упражнения для развития внимания / В.А. Белых. – М.: Феникс, 2015. – 81 c.
9. Крутецкий, В.А. Психологические особенности младшего школьника // Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов / Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Времечко, 2001. – 260 с.
10. Большой психологический словарь / Сост. и общ.ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 672с.
11. Психология: Учебное пособие / под. Ред. И.В. Дубровина. – М.: Гардарики, 2006. – 176 с.
12. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
13. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.
14. Лебединский, Л.Л. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М.,2003.
15. Кононова, М. П. Руководство по психологическому исследованию психически больных детей школьного возраста [Текст] / М. П. Кононова. – М. : Медгиз, 1963. – 176 с.
16. Ясюкова, Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций [Текст] : методическое руководство / Л. А. Ясюкова – СПб. : ГП «ИМАТОН», 1997.
17. Мюнстерберг, Г. Основы психотехники. Первая общая часть [Текст] / Г. Мюнстерберг ; пер. с нем. ; под редакцией и с предисловием Б. Н. Северного и В. М. Экземплярского. – М. : Русский книжник, 1922. – 135 с.
18. Богомолов, В. Тестирование детей [Текст] / В. Богомолов. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2004. – 352 с.
19. Осипова, А. А. Общая психокоррекция [Текст] : учебное пособие / А. А. Осипова. – М. : Сфера, 2002 – 510 с.
20. Дубровина, И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина ; под ред. И. В. Дубровиной. – М. : Академия, 1998. – 160 с.