Современность отмечена серьезными изменениями в экономике, системах управления, бизнес-процессах во всех странах мира – стираются старые и привычные понятия, вырисовываются новые принципы и подходы.
Интернет является новым, самым быстрорастущим и невероятно привлекательным для любого вида бизнеса виртуальным рынком сбыта товаров и услуг. Вобрав в себя характеристики многих традиционных средств коммуникации и, в то же время, не являясь их суммой, Интернет представляет собой не копию, а альтернативу реальному миру.
Революционное влияние Интернета на современное общество и, в том числе на маркетинг, невозможно переоценить. Оставаясь самой быстро развивающейся технологией, Интернет коренным образом меняет установившиеся представления о практике маркетинга, и перед маркетологами открываются новые горизонты. Сочетая в себе функции средства массовой коммуникации, средства межличностного общения, инструмента финансовых операций и, частично, канала дистрибуции, Интернет привлекает все больше пользователей со всего мира, которые представляют привлекательный коммерческий потенциал для любого вида бизнеса.
Рассматривая рынок как негомогенную, неоднородную структуру, которая может меняться под влиянием как потребительских свойств товара, так и состава групп потребителей на рынке можно осуществить дифференциацию этой структуры. Сегментация и выступает средством, методом осуществления дифференциации рынка на основе изучения и учета индивидуальных потребностей каждой группы покупателей, благодаря чему рынок преобразуется в совокупность сегментов, для которых может представляться соответствующий товар и комплекс маркетинга.
Сеть Интернет – это источник появления новой электронной экономики, отличающейся мобильностью, инновационными возможностями для производственной и деловой активности, изменения структуры рынка труда и капитала. Электронная торговля реальными (и виртуальными) товарами и услугами использует способы традиционной торговли, но на принципиально новом уровне. Она позволяет снизить стоимость, расширить потенциал рынка, более полно удовлетворить запросы потребителей за счет тесного сотрудничества.
Большинство фирм в Республике Беларусь уже занимаются электронной торговлей в Интернет, так как прямая продажа своей продукции через Интернет является самым привлекательным направлением применения Интернет-технологий в бизнесе. Поэтому проблемы сегментации Интернет-рынка в Республике Беларусь являются актуальными.
Среди основных черт, определяющих лицо современной цивилизации, одно из первых мест занимают новые возможности информационных технологий, особенно разработок в области сети Интернет. Совершенствование интернет-технологий не может не оказывать значительного влияния на современный бизнес, стремительно изменяя принципы его ведения, структуру, условия развития и факторы успеха. Интернет-технологии могут выступать в качестве эффективного маркетингового инструмента, использоваться для осуществления платежей или передачи информации, а также быть внедрены в общую систему менеджмента компании с целью ее совершенствования.
Если изначально интернет-среда представляла собой только средство аккумуляции и передачи информации, то в настоящее время информационная концепция Сети начинает отходить на второй план. На первое место выходит концепция «сетевой экономики», согласно которой Интернет рассматривается как быстроразвивающийся глобальный виртуальный рынок, предоставляющий его участникам дополнительные возможности повышения эффективности их деятельности.
Таким образом, на сегодняшний день Интернет является рыночной средой, поскольку создает пространство, в котором осуществляется взаимодействие между отдельными субъектами или группами. Чтобы функционировал виртуальный рынок, в интернет-среду привлекаются потребители и производители (реально существующие), которые создают с помощью информационных технологий особую систему экономических отношений. Взаимодействия хозяйствующих субъектов в Интернете являются «виртуальными», т. е. основанными только на восприятии информации, выраженной в виде вербальных или визуальных символов.
Однако следует подчеркнуть, что интернет-рынок обладает не только традиционными атрибутами рынка, но и весьма специфическими чертами:
- глобализация, выраженная в пространственной удаленности участников друг от друга и взаимодействие их посредством использования компьютерных сетей;
- диктат потребителя и свободное ценообразование;
- снижение затрат на взаимодействие и ускорение бизнес-процессов за счет сведения к минимуму времени на совершение сделок;
- прозрачность рыночных трансакций и равный доступ к информации для всех участников;
- персонификация предложения;
- диалоговый режим общения и круглосуточность [4, с. 56].
По мнению Т.Г. Осадчей, [19, с. 112] именно перечисленные признаки и делают этот рынок виртуальным, т. е. создают эффект реального присутствия всех его участников в одном месте. Особенности функционирования виртуального рынка позволяют говорить не просто о кастомизации обслуживания потребителей, а о создании особых отношений, которые могут быть охарактеризованы как «экономический симбиоз» потребителя и производителя. Креативность потребителя, его активность и готовность к обмену информацией позволяют создавать дополнительные выгоды от взаимодействия, выражающиеся как в снижении издержек обеих сторон, так и в повышении ценности в результате персонализации предложения.
Сегментирование рынка (market segmentation) – термин в теории маркетинга, использующийся для описание процесса разделения целого рынка или отрасли на однородные части (сегменты) по определенным признакам [9, с. 66].
Целью проведения сегментирования рынка является распределение потребителей по группам таким образом, чтобы минимизировать различия внутри их и максимизировать межгрупповые отличия. Выделяя рыночные сегменты с одинаковыми потребностями, желаниями, запросами, можно создать продукты, непосредственно соответствующие той или иной группе. Конечной целью сегментации является максимальное удовлетворение потребителя, позволяющее получать достойную прибыль [12, с. 70].
Такие важные понятия в маркетинге как сегментирование, позиционирование, дифференцирование, рыночное окно, ниша применимы в интернет-маркетинге.
Сегментирование интернет-рынка и позиционирование для его целевых сегментов определенных товаров и услуг могут быть осуществлены с помощью интернет-маркетинга.
Изучение поведения покупателей и потребителей интернет-рынка имеет первостепенное значение для компаний, которые занимаются бизнесом в Интернете. Здесь необходимо выявить те факторы, которые влияют на покупательское поведение в Интернете, исследовать процесс принятия решения о покупке в Интернете, рассмотреть возможности адаптирования для интернет-пользователей существующих теорий мотиваций, разработки их модификаций, обоснованных для интернет-рынка, или создания новых.
Интернет устроен таким образом, что буквально «каждый чих» пользователя фиксируется. В результате все действия, поведение в целом и даже мотивы действий пользователей можно довольно легко изучить.
В Интернете созданы превосходные системы анализа, которые дают нам точный прогноз будущей эффективности рекламы, выявляют проблемные точки, измеряют результат каждого отдельного маркетингового действия. Кроме того, на базе анализа поведения пользователей созданы системы, позволяющие показывать рекламу, основываясь на интересах пользователя, его социально‑демографических характеристиках и проч. То есть человек, не попадающий в целевую аудиторию, рекламу просто не увидит.
Торговля через Интернет по своей природе интернациональна. Чтобы максимально охватить целевую аудиторию всю целевую аудиторию принято сегментировать – разделять на более узкие группы путем включения дополнительных критериев. Чем четче определены сегменты целевой аудитории, тем выше будет отклик от мероприятий, направленных на каждый сегмент.
Процесс сегментации пользователей сети Интернет должен включать деление рынка пользователей сети по основным и сопряженным потребностям, что позволяет фирме более четко структурировать представляемую в сети Интернет информацию. В свою очередь, пользователи Интернет, выделенные по основным и сопряженным потребностям, могут быть дополнительно разбиты на более мелкие группы с использованием традиционных признаков сегментации рисунок 2.1 [20].
Интернет-рынок – это рынок товаров и услуг, предоставляемый через Интернет.
Интернет-маркетинг включает в себя все составляющие маркетинговой деятельности, а именно: исследования рынка, покупателей и внешней среды, продвижение продукции, брендинг, работу с посредниками, организацию торгово-сбытовой деятельности. Тем не менее, электронный маркетинг обладает особой спецификой, которая, в первую очередь, заключается в появлении новых инструментов проведения маркетинговой кампании. Таким образом, происходит объединение традиционных методов маркетинга и новейших информационных технологий.
Изучение поведения покупателей и потребителей интернет-рынка имеет первостепенное значение для компаний, которые занимаются бизнесом в Интернете. Здесь необходимо выявить те факторы, которые влияют на покупательское поведение в Интернете, исследовать процесс принятия решения о покупке в Интернете, рассмотреть возможности адаптирования для интернет-пользователей существующих теорий мотиваций, разработки их модификаций, обоснованных для интернет-рынка, или создания новых.
Предприятиям, работающим на различных интернет-площадках необходимо знать количество потенциальных клиентов, имеющих доступ в Интернет для того, чтобы понимать с помощью каких инструментов интернет-продвижения привлекать посетителей сайтов.
Рекламодателям же в процессе продвижения своих услуг и товаров в Интернете необходимо понимать, кто является потребителем их информации, т.е. знать социо-демографические данные пользователей.
Только после тщательного анализа и оценки перечисленных факторов, компания, принявшая решение о выходе на электронный рынок и работе в сети Интернет, должна разработать свою маркетинговую стратегию для работы в Интернете.
1. Авдошин, С.М. Информатизация бизнеса. Управление рисками / С.М. Авдошин, Е.Ю. Песоцкая. – М. : ДМК Пресс, 2011. – 176 с.
2. Акулич, М. В. Эффективная реклама в интернете: таргетинг и ретаргетинг / М.В. Акулич // Маркетинг: идеи и технологии. – 2014. – № 10. – С. 38–43.
3. Алексунин, В.А. Электронная коммерция и маркетинг в Интернете : учеб. пособие для вузов / В.А. Алексунин, В.В. Родигина. – М.: Дашков и К", 2006. – 214 с.
4. Гаврилов, Л.В. Электронная коммерция : учеб. и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л.В. Гаврилов. – М. : Юрайт, 2016. – 363 с.
5. Галицкий, Е.Б. Маркетинговые исследования. Теория и практика: учеб. для вузов / Е.Б. Галицкий, Е.Г. Галицкая. – М.: Юрайт, 2015. – 570 с.
6. Глушаков, В.Е. Результативный маркетинг: как найти, создать и удержать клиентов компании. (Конкретные решения приоритетных задач в белорусских реалиях) / В.Е. Глушаков. – Минск : Колорград, 2016. – 207 с.
7. Годин, А.М. Интернет–реклама : учебное пособие / А.М. Годин, В.М. Комаров. – М. : Дашков и К, 2010. – 168 с.
8. Голик, В. С. Концепция использования электронного бизнеса и интернет–маркетинга / В.С. Голик, Л. Чжунхуа // Наука и инновации. – 2014. – № 12. – С. 47–50.
9. Готовцева, Е. А. Маркетинговые разработки на основе сегментации и таргетинга / Е. Готовцева // Маркетинг: идеи и технологии. – 2016. – № 4. – С. 6–9.
10. Енин, Ю.И. Основы Интернет-Маркетинга: учеб-метод. комплекс. / Ю.И. Енин, В.С. Голик, А.П. Ковалев. – Минск: Изд-во МИУ, 2013. – 159 с.
11. Зиссер, Ю.А. Маркетинг on–line. Как превратить сайт компании в эффективный инструмент продаж / Ю.А. Зиссер. – Мн. : Изд–во Гревцова, 2007. – 304 с.
12. Интернет-маркетинг : учеб. для академического бакалавриата / под ред. О.Н. Романенковой. – М. : Юрайт, 2016. – 288 с.
13. Климченя, Л. С. Электронная коммерция : учеб. пособие / Л. С. Климченя. – Минск : Вышэйшая школа, 2004. – 191 с.
14. Кобелев, О.А. Электронная коммерция : учеб. пособие для вузов / О.А. Кобелев ; под ред. С.В. Пирогова. – М. : Дашков и К, 2015. – 684 с.
15. Красильников, О.Ю. Теоретические основы Интернет–экономики: монография / О.Ю. Красильников. – Саратов: Изд–во «Научная книга», 2007. – 111 с.
16. Мир электронной коммерции (eCOMMERCE WORLD) [Электронный ресурс] – Режим доступа: – Режим доступа : http://www.intranetoffice.ru. – Дата доступа : 03.01.2017.
17. Мицкевич, С. М. Система Интернет в рекламной деятельности предприятий / С. Мицкевич // Наука и инновации. – 2015. – № 6. – С. 54–57.
18. Новикова, К.В. Интернет–маркетинг и электронная коммерция: учеб.–метод. пособие / К. В. Новикова, А. С. Старатович, Э. А. Медведева; Перм. гос. нац. исслед. ун–т. – Пермь, 2013. – 78 с.
19. Осадчая, Т.Г. Особенности маркетинговой деятельности в условиях виртуализации современной экономики / Т.Г. Осадчая // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – № 5. – С. 112-117.
20. Форматы сегментации рынка как инструмент целевого маркетинга в интернете [Электронный ресурс] – Режим доступа: – Режим доступа : http://grebennikon.ru/article–d2cr.html. – Дата доступа : 03.01.2017.
21. Чередниченко, Ю.В. Маркетинг в Интернете: сайт, который зарабатывает / Ю.В. Чередниченко. – СПб. : Питер, 2013. – 176 с.
22. Шаврук, Е. Ю. Маркетинговые возможности сети Интернет / Е.Ю. Шаврук // Новая экономика. – 2015. – № 1. – С. 141–145.
23. Электронная коммерция: основы организации и ведения бизнеса: учебное пособие / А.Л. Денисова, Н.В. Молоткова, М.А. Блюм. – Тамбов: Изд–во ФГБОУ ВПО "ТГТУ", 2012. – 88 с.
24. Электронный маркетинг : учеб. пособие для вузов / под ред. Т.П. Данько, Н.Б. Завьяловой, О.В. Сагиновой. – М.: ИНФРА–М, 2013. – 377 с.