Современные исследования рекламы представляют собой комплексную систему изучения всех аспектов рекламной коммуникации, они обеспечивают взаимодействие рекламодателей, рекламных агентств, каналов коммуникации, целевых аудиторий потребителей товаров и услуг. Любая рекламная кампания предполагает, что в ее разработку и сопровождение вовлечено большое количество людей, которым в непрерывном режиме приходится принимать большое количество решений, определяющих в конечном итоге эффективность самой кампании. Объем задействованной информации тем больше, чем сложнее и более комплексна разрабатываемая рекламная кампания, и опыта отдельного человека недостаточно для принятия верных и эффективных решений во всех случаях и на всех этапах кампании. Именно в связи с этим повышается актуальность исследований. Реклама как индустрия, отрасль деятельности предполагает некую последовательность более или менее стандартных формализованных технологических действий, и каждому этапу соответствует такой же стандартный набор данных и показателей, дающих ориентиры рекламным менеджерам и позволяющих принять эффективное решение или оценить эффективность принимаемого решения.
Сегодня необходимость тщательного планирования рекламных кампаний осознает все большее число рекламодателей. Безусловно, правильный выбор каналов распространения рекламы позволит повысить эффективность рекламы. Именно к этому и стремится каждый рекламодатель – достичь оптимального соотношения затрат на проведение рекламной кампании и ее количественных и качественных результатов.
В самом общем виде измерение эффективности рекламной кампании выражается в изучении не только степени знакомства целевой аудитории с информацией о фирме и ее товарах, но и того, что именно известно о них потенциальным потребителям, какой образ компании и товаров у потребителей сформировался и каково их отношение к нему. При оценке эффективности рекламной кампании важно учитывать весь комплекс создавшихся на рынке условий и факторов, благоприятствующих или препятствующих решению задач рекламной кампании.
Таким образом, вышеизложенное подчеркивает высокую актуальность исследования рекламных кампаний, этапов их разработки и методов оценки эффективности.
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ организации, проведения и оценки эффективности рекламных кампаний.
Предмет исследования – рекламная кампания.
Исходя из цели работы, были поставлены и решены следующие задачи:
‒ изучена сущность рекламной кампании, ее виды, этапы и участники;
Изучение понятия «рекламная кампания» показало, что авторы предлагают различные определения, среди которых можно выделить следующие:
Рекламные кампании – комплекс рекламных мероприятий, направленных на решение конкретной проблемы, имеющих определенную протяженность во времени и предусматривающих использование различных рекламных средств [1, с.31].
Рекламная кампания – совокупность рекламных мероприятий для продвижения конкретного товара, объединенных одной целью, охватывающих определенный период времени и распределенных во времени так, чтобы одно дополняло другое [11, с.261].
Рекламная кампания – комплекс рекламных мероприятий, разработанный в соответствии с программой маркетинга и направленный на потребителей рекламируемого товара, представляющих соответствующие сегменты рынка, с целью вызвать их реакцию, способствующую решению рекламодателем, своих стратегических или тактических задач [3, с.254].
Рекламная кампания − это комплекс рекламных мероприятий, связанных единой концепцией и рекламной идеей, направленных на достижение конкретной маркетинговой цели в рамках маркетинговой стратегии рекламодателя [15, с.21].
Рекламная кампания представляет собой комплекс взаимосвязанных рекламных мероприятий, разработанный в соответствии с программой маркетинга, которые объединены одной целью и направлены на какой-либо сегмент рынка [22, с.47].
Следует отметить, что рекламная кампания органично включает в себя все элементы системы управления рекламной деятельностью – и планирование, и организацию, и контроль, и информационное обеспечение [15, с.21].
Рекламная кампания включает одно или несколько рекламных мероприятий (акций), объединенных одной целью (целями), охватывающих определенный период времени и распределенных в логической и хронологической увязке так, чтобы одно рекламное мероприятие дополняло другое и повышаю эффективность рекламной деятельности. Таким образом, рекламные мероприятия в кампании зависят, прежде всего, от маркетинговых стратегий, которыми могут быть, например: захват рынка в целом, его доли, сегмента; внедрение в определенную нишу, удержание захваченных позиций и др. При этом обязательно учитываются маркетинговая инфраструктура, уровень работы маркетинговых коммуникаций, наличие и состав людских и технических ресурсов, сезонность, экономические, социальные, географические и другие показатели.
Таким образом, рекламная кампания представляет собой плановое действие, осуществляемое в рамках маркетинговой стратегии на определенном рыночном пространстве, характеризуется многоступенчатостью и многокомпонентностью [3, с.254].
Рекламные кампании отличаются разнообразием и зависят от ряда факторов, к которым относятся масштаб проведения, степень дифференциации к потенциальным потребителям, охват рынка, сроки проведения, направленность, средства рекламы, интенсивность воздействия и т. п. [15, с.22].
Рекламные кампании имеют следующие разновидности:
1. по объекту рекламирования:
‒ реклама товаров и услуг;
‒ реклама фирм-производителей в целом;
2. по отношению к объекту рекламирования;
‒ кампании, планируемые относительно уже существующего товара;
‒ кампании, планируемые, когда товар находится на стадии разработки;
3. по поставленным целям:
‒ вывод на рынок нового продукта;
‒ увеличение сбыта продукта;
‒ поддержание сбыта продукта;
4. по охвату:
‒ международные;
‒ национальные;
‒ региональные;
‒ локальные;
5. по интенсивности воздействия:
‒ ровные (рекламное воздействие одинаково распределено во времени);
‒ увеличивающиеся (рекламное воздействие постепенно наращивается);
‒ уменьшающиеся (рекламное воздействие постепенно спадает);
6. по продолжительности:
‒ краткосрочные (до 1 месяца);
‒ среднесрочные (1-6 месяцев);
‒ долгосрочные (больше 6 месяцев);
7. исходя из целевой аудитории рекламного сообщения:
‒ ориентированные на потребителей;
‒ на продавцов и дилеров;
‒ на конкурентов;
2 МЕТОДЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ
Расчеты экономической эффективности рекламных мероприятий являются важным этапом оценки эффективности проведения той или иной рекламной кампании [11, с.262].
Реклама требует больших затрат, поэтому чрезвычайно важно проводить оценку эффективности рекламной деятельности. Это позволяет:
‒ получить информацию о целесообразности рекламы:
‒ выявить результативность отдельных средств ее распространения:
‒ определить условия оптимального воздействия рекламы на целевые аудитории.
Абсолютно точно определить эффективность отдельных средств рекламы, рекламной кампании в целом в большинстве случаев не представляется возможным [6, с.352].
Количественная неопределенность эффективности рекламной кампании обусловлена рядом причин.
Во-первых, реклама является одним из многих факторов, определяющих результативность маркетинга. Помимо нее на реализацию товара оказывают влияние другие элементы комплекса маркетинга и коммуникаций. При одновременном воздействий множества маркетинговых факторов весьма сложно определить вклад (соответственно и эффект) именно рекламных мероприятий К примеру, если предприятие поставило себе цель завоевать долю рынка в 15 % и для ее достижения повышает качество товаров, снижает на 10 % цены, реорганизует и расширяет сбытовую сеть, проводит ряд мероприятий по стимулированию сбыта и удваивает рекламный бюджет, то определить, каков вклад в обеспечение достижения запланированной доли рынка собственно рекламы, невозможно.
Во-вторых, поведение конкретного потребителя представляет собой своеобразный «мерный ящик». Процессы, протекающие внутри него, изучены недостаточно. Более того, одни и те же стимулирующие воздействия (в том числе и реклама) нередко приводит к различным результатам.
В-третьих, при осуществлении рекламной деятельности очень часто необходимо проводить качественные исследования, позволяющие получить ответ на вопрос: «Почему?». Например, почему в конкретном случае следует воздействовать на эмоции, а не на разум потребителей) Почему в радиорекламе стоит использовать классическую, а не поп-музыку (иди наоборот)?
В-четвертых, успех рекламы в огромной степени зависит от обоснованности и разработанности рекламной кампании, а также от содержания и качества рекламных материалов.
В-пятых, результат рекламной деятельности зависит от внешних факторов, на которые не влияют действия рекламодателя, рекламного агентства (конъюнктура рынка, поведение конкурентов, изменения н поведении потребителей, мода и т.д.). Кроме того, рыночная ситуация динамична и изобилует различного рода случайными событиями, которые могут определить успех или неудачу рекламируемого товара.
В-шестых, существует эффект запаздывания. Реклама дает два противоположных результата: в течение некоторого времени с начала рекламной кампании она почти не привлекает новых покупателей. Чем дольше длится хорошая кампания, тем больше косвенных результатов она приносит (например, стимулирует покупателей поделиться своей удовлетворенностью от покупки со знакомыми, для которых это как бы рекомендация экспертов. Этот «косвенный» результат очень важен в рекламе).
Рассматривая (факторы, ограничивающие определенность оценки эффективности рекламной кампании, отметим следующее. Невозможность получения абсолютно точных данных не говорит о нецелесообразности определения эффективности рекламы вообще [6, с.352-354].
Определение эффективности рекламных кампаний как важного контролирующего элемента рекламной деятельности является проблемой, актуальной и для рекламодателей, и для рекламопроизводителей. Однако до сих пор не найдена точная зависимость между суммами, затраченными на конкретные рекламные кампании, и их результатами из-за наличия множества побочных факторов [15, с.24].
Можно выделить два основополагающих подхода к проблеме оценки эффективности рекламной кампании.
При первом подходе за основу берется рассмотрение рекламы как инструмента сбыта, главная цель которого – продажи. Естественно, эффективность рекламной кампании в этом случае измеряется на основе осуществленных после нее продаж, т е оценивается экономический или торговый эффект.
При втором подходе опенка эффективности рекламной деятельности дается на основе коммуникативной функции рекламы. В этом случае эффективность рекламной кампании можно определить, оценив степень влияния, которое она оказала на потребителя, рассмотрев качественную и количественную стороны этого влияния.
В обоих подходах, по существу, нет противоречий, потому что рекламная кампания включает в себя оба названных аспекта. Таким образом, при оценке рекламной кампании необходимо учитывать, как ее экономическую, так и коммуникативную эффективность [6, с.355].
По мнению Г.А. Васильева и В.Л. Полякова, независимо от продолжительности и интенсивности исследования рекламной кампании оно обязательно должно быть оформлено в виде отчета, содержащего как минимум шесть следующих разделов.
I. Раздел. Определение цели исследования. В нем указывается, что рекламные исследования проводились с целью получить исчерпывающую информацию о рекламном продукте и планируемых мероприятиях по реализации этого продукта, т.е. определялись цель сбыта, планируемая доля сбыта, пределы (емкость) рынка, формы и методы сбыта, уже достигнутая собственная доля рынка, действующие конкуренты, рыночная доля конкурентов, формы и методы сбыта, практикуемые конкурентами, товары и услуги для сбыта, предложения конкурентов, собственные цены на товары и услуги, цены конкурентов, предполагаемые покупатели, предполагаемые мотивы покупок, уже применявшиеся фирмой средства рекламы, средства рекламы конкурентов, размеры расходов на рекламу фирмы и сравнение их с расходами конкурентов.
В данном разделе необходимо раскрыть сущность, структуру, динамику будущей рекламной кампании, приводя в качестве доводов известные статистические данные, показать связи исследуемого явления с рыночными отношениями, макроэкономическими и микроэкономическими проблемами, с экономической политикой, показать, какие существуют возможные направления решения проблемы, обосновать свою позицию по оценке проблемы и ее решению.
II. Раздел. Разработка подходов для решения проблемы рекламного исследования. Сначала представляется информация по структуре и содержанию проекта исследования, раскрываются применявшиеся методы маркетинговых исследований, приводятся данные о назначении и объеме выборки. Затем обосновывается выбор проекта исследования: изыскательский, описательный или причинно-обусловленный. Указываются конкурентные преимущества проведенного маркетингового исследования. Приводятся ссылки на авторов и источники использованных методов. Рекламодатель должен понять, как были собраны и обработаны маркетинговые данные, почему именно этот, а не другой метод обработки информации был использован.
III. Раздел. План и технология исследований. Он отражает детали проведения рекламных исследований, необходимую информацию, технологию сбора данных, определение выборки. Соответственно, здесь же обосновывается правильность выбранных методов. Обычно структура плана исследований такова: методы исследований; сбор данных из вторичных источников; сбор данных из первичных источников; методы шкалирования; разработка анкеты; определение выборки; полевые исследования.
В общем случае в отчете необходимо дать исчерпывающие ответы на вопросы: что было взято за основу маркетинговых исследований, по какому принципу производился анализ выборочных единиц, как производилась выборка, какие единицы выборки использовались, какие проблемы стояли в работе с выборочными единицами и чем определялся объем выборки?
Необходимо представить, как проводилось исследование, какая квалификация исследователей, какой уровень значимости привлекаемых экспертов, какие виды контроля использовались для утверждения достоверности представленных данных. Технические детали (таблицы, схемы, описания) включаются в приложение.
IV. Раздел. Анализ данных. В разделе описывается анализ данных и обосновываются применяемые методы с указанием: на какой информационной базе (первичных или вторичных документов) производился маркетинговый анализ; что принималось в качестве информационной базы; какие методы или приемы анализа информации использовались. Затем обосновывается выбор способа обработки информации, раскрываются недостатки или слабые стороны исследования, указываются причины этого явления.
Обработка информации включает ее выбор, классификацию, анализ и обобщение для включения в исходные модели решения задачи конкретной рекламной кампании или акции.
V. Раздел. Результаты и выводы. Это важный раздел отчета, поскольку на его основе принимается решение о направлении, структуре, методологии и времени проведения рекламной кампании. Результаты необходимо излагать в определенной последовательности, исходя из порядка задач, включенных в задание на исследования, или из логики обработки маркетинговой информации, но так, чтобы были понятны все разъяснения, интерпретации и оценки результатов. Исследователь не должен ошеломлять количеством и изощренностью использованных им статистических методик. Эго только застывает. Надо представить основные результаты, нужные руководству для принятия главных, насущных маркетинговых решений.
Любое описание результатов должно сопровождаться табличными данными и рисунками (графики, схемы, диаграммы). Каждая таблица и рисунок должны отражать стоящую задачу и раскрывать ее содержание. Таблицы целесообразно использовать для подчеркивания и надежной демонстрации того важного, что обнаружено в результате исследования. Конструкция рисунка (графика) должна выбираться в соответствии с требованиями к исследованиям и для убедительности представления результатов. Излишние по информационной насыщенности рисунки и таблицы должны быть перенесены в приложение.
Наиболее целостным и общим определением рекламной кампании представляется следующее: «Рекламная кампания – это комплекс взаимосвязанных, скоординированных действий, разрабатываемых для достижения стратегических целей и решения проблем компании, и являющихся результатом общего рекламного плана для различных, но связанных друг с другом рекламных обращений, размещенных в различных рекламных носителях в течение определенного периода времени. Рекламные кампании можно классифицировать по разным признакам, например, по рынкам, по использованным рекламным носителям, по срокам, по целям и т.д. Рекламная кампания представляет собой процесс, включающий несколько последовательных этапов, начиная с постановки целей и заканчивая анализом эффективности.
Решению о проведении рекламной кампании должен предшествовать анализ нескольких важнейших вопросов:
1. Четкое обоснование ее необходимости для конкретных видов товаров (услуг).
2. Наличие определенных соображений по поводу ее возможных результатов.
3. Исследование реальных примеров организации подобных кампаний.
4. Представления о масштабах планируемых мероприятий.
5. Примерная оценка необходимого кадрового и материального потенциала.
6. Уверенность в возможности полноценного финансирования предполагаемой рекламной кампании.
7. Наличие обоснованных методических подходов к оценке результативности отдельных стадий рекламной кампании.
В основу разработки любой рекламной кампании независимо от ее задач, уровня и продолжительности должен быть положен маркетинговый план, который включает: увязку рекламных целей с маркетинговой стратегией, ситуационный анализ, SWOT-анализ, финансовый анализ, маркетинговые исследования. При этом необходимо обеспечить тесную связь рекламы с товаром и маркетингом.
Независимо от сроков проведения каждая рекламная кампания включает три этапа: подготовительный, кульминационный и заключительный.
Рассматривая факторы, ограничивающие определенность оценки эффективности рекламной кампании, отметим следующее. Невозможность получения абсолютно точных данных не говорит о нецелесообразности определения эффективности рекламы вообще.
1. Аксенова, К.А. Реклама и рекламная деятельность: Конспект лекций / К.А. Аксенова. – М: Приориздат, 2005. – 96 с.
2. Большов, А. Итоговый отчет по рекламной кампании / А. Большов // Энциклопедия маркетинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/tactics/final_report.htm. – Дата доступа: 26.12.2016.
3. Васильев, Г.А. Основы рекламы: учеб. пособие / Г.А. Васильев, В.Л. Поляков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 719 с.
4. Джафаров, К.А. Исследования в рекламе / К.А. Джафаров // Refdb.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://refdb.ru/look/1534204.html. – Дата доступа: 26.12.2016.
5. Джефкннс, Ф. Реклама: учеб. пособие для вузов / Пер. с англ, под ред. Б.Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2008. – 543 с.
6. Дурович, А.П. Практика маркетинговых исследований. В 2 кн. Кн. 2. Среда. Рынок. Товары. Конкуренты. Потребители. Коммуникации / А.П. Дурович. – Минск: Изд-во Гревцова, 2008. – 400 с.
7. Захаров, С.В. Маркетинг: учебник / С.В. Захаров, Б.Ю. Сербиновский, В.И. Павленко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 361 с.
8. Каймакова, М. В. Коммуникации в организации / М. В. Каймакова. – Ульяновск: УлГТУ, 2008. – 73 с.
9. Колеснёва, Е.П. Рекламная деятельность: учеб. пособие / Е. П. Колеснёва, П. Б. Любецкий. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 256 с.
10. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг. – 12-е издание: пер. с англ. – М.: Вильямс, 2009. – 1072 с.
11. Кулибанова, В. В. Прикладной маркетинг / В.В. Кулибанова. – СПб.: Нева, 2003. –272 с.
12. Ламбен, Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Пер. с англ, под ред. В.Б. Колчанова. – СПб.: Питер, 2007. – 800 с.
13. Маркетинг: общий курс / под ред. Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона. – 4-е изд., стер. – М.: Омега-Л. 2010. – 476 с.
14. Маркетинговые коммуникации / под общ. ред. О. Н. Романенковой. – М.: Юрайт, 2014. – 456 с.
15. Маркетинговые коммуникации / Т.М. Братенкова, В.А. Усевич. – Минск: БГТУ, 2013. – 72 с.
16. Мозер, К. Психология маркетинга и рекламы / К. Мозер; пер. с нем..– Х.: Гуманитарный Центр, 2004. – 380 с.
17. Основы маркетинга: учебное пособие / Под ред. Ф.Л. Шарова. – Изд. 3-е, доп. и перераб. – М.: МИЭП, 2010. – 200 с.
18. Панкрухин, А.П. Маркетинг / А.П. Панкрухин; Гильдия маркетологов. – 3-е изд. – М.: Омега-Л, 2005. – 656 с.
19. Песоцкий, Е. Современная реклама / Е. Песоцкий. – М.: Феникс, 2003. – 134 с.
20. Романов, А.А. Маркетинг: учебное пособие / А. А. Романов, В. П. Басенко, Б. М. Жуков. – М.: Дашков и К°, 2012. – 440 с.
21. Романов, А.А. Маркетинговые коммуникации / А.А. Романов, А.В. Панько. – М.: Эксмо, 2006. – 432 с.
22. Романов, А.А. Реклама. Интернет-реклама / А.А. Романов. – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2003. – 168 с.
23. Синяева, И.М. Маркетинг в коммерции: учебник / И.М. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синяев; под ред. Л.П. Дашкова. – 3-е изд. – М.: Дашков и К°, 2011. – 548 с.
24. Старкова, Н.А. Маркетинговые коммуникации и организация рекламной деятельности / Н. А. Старкова. – М.: БИБКОМ, 2013. – 236 с.