Введение
1. Понятие и роль менеджера в системе управления организацией
1.1 Понятие «менеджер» и его качества
1.2 Задачи и функции менеджера в системе управления организацией
1.3 Роль и место менеджера в системе управления организацией
2. Специфика деятельности менеджера в системе управления организацией туристической индустрии
2.1 Понятие и сущность туристической индустрии
2.2 Основные понятия организации и управления в туристической индустрии
2.3 Специфика деятельности менеджера в туристической индустрии
Заключение
Список использованных источников
Введение
Туризм является одной из важнейших сфер современной экономики. Данный вид деятельности направлен на удовлетворение потребностей людей в ознакомлении с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями различных стран и их народов.
Сфера туризма является важнейшей и составной частью экономики любого демократического государства, а в наших условиях имеет ключевое значение в социально - экономических преобразованиях, направленных на либерализацию экономического развития. Недооценка необходимости использования новых технологий для организации сферы туризма, приведет к утрате возможностей использования этого сектора в приросте богатства и благосостояния наших стран, укреплении экономики.
В различных странах и регионах туризм становится важной сферой деятельности и оказывает благотворное влияние на развитие других секторов экономики, включая гостиничное хозяйство, транспорт и коммуникации, строительство, сельское хозяйство, розничную торговлю, производство и торговлю сувенирами и другие, являясь катализатором их развития.
В области менеджмента перед туристическими организациями стоит сегодня двуединая задача:
– в полной мере внедрить в практику работы рыночные отношения, т.е. наполнить менеджмент туризма рыночным содержанием;
– адаптировать ноу-хау в области туризма к условиям нового века, т.е. максимально полно учесть мировые изменения в этом отношении.
Индустрия туризма отличается от любой другой тем, что продукт, который предлагается потребителю – это не вещь, а совокупность товаров и услуг. Высокий уровень конкуренции требует творческий и уникальный подход в туристической деятельности. Чтобы быть успешным в данной сфере, необходимо постоянно совершенствовать продвижение и маркетинг, создавать интерес в широком масштабе, действенными способами.
1. Понятие и роль менеджера в системе управления организацией
1.1 Понятие «менеджер» и его качества
Менеджер – это человек, который постоянно занимает руководящую должность, он наделен рядом полномочий, позволяющих ему принимать решения относительно определенных видов деятельности организации.
В рамках организации понятие «менеджер» широко применимо. Это может быть, как руководитель предприятия или его подразделения, так и специалист по управлению производством или администратор любого уровня управления, или же член руководящего состава и тому подобное [1].
Менеджеры традиционно делятся на три уровня: низший, средний и высший.
К менеджерам низшего уровня относятся младшие начальники, которые руководят рабочими и другими работниками.
Менеджеры среднего уровня осуществляют контроль и координацию младших начальников. Такие менеджеры чаще всего руководят крупными подразделениями и являются своеобразным буфером между руководителями высшего и низшего уровня.
Менеджеры высшего уровня принимают важные решения для организации. Их деятельность связана с значительным риском. Таких менеджеров высоко ценят и их труд хорошо оплачивается.
На сегодня, по данным исследований, современный успешный менеджер помимо высокого уровня знаний должен быть отличным организатором, психологом и социологом.
К менеджеру любого уровня всегда предъявляется целый ряд требований. Он должен обладать следующими основными качествами:
- иметь достаточно большой объем знаний в области его управления;
- уметь оценивать и владеть ситуацией на рынке;
- уметь принимать и обосновывать компетентные решения в условиях высокой неопределенности и динамичности;
- иметь практический опыт и знания в области анализа ситуации на определенных рынка, их сегментах.
2. Специфика деятельности менеджера в системе управления организацией туристической индустрии
2.1 Понятие и сущность туристической индустрии
В XXI веке индустрия отдыха и туризма стала одной из ведущих отраслей экономики многих стран, выйдя в лидерство по доходности во внутри-валовый продукт на международном рынке. Прибыльность данной отрасли проигрывает только доходам нефтяной и автомобильной промышленностям. Туристическая отрасль напрямую или косвенным образом связана с более 30 отраслями экономики. Индустрия отдыха и туризма на сегодняшний день играет большое значение в направлении устойчивого развития общества и, по мнению Генеральной ассамблеи ООН, является исключительно важным инструментом для усовершенствования экономико-социального положения стран [9].
В современном мире, при сложившемся ритме жизни, человеку необходим отдых, смена территориального пространства, получение новых впечатлений и развлечений, что приводит к росту потребностей в туристических услугах. Одной из главных государственных задач представляется регенерация работоспособности, поддержание и укрепление здоровья граждан.
Говоря об индустрии отдыха и туризма, необходимо рассмотреть основные понятия, характеризующие эту отрасль. Путешествия и туризм – это комплекс родственных сфер бизнеса, которые служат путешествующим тем или иным образом. Очевидно, что наиболее близкой к туризму является работа туристских агентств, сюда привлечены также авиакомпании, железные дороги, гостиницы, рестораны и многое другое. Вся эта группа представляет собой инфраструктуру туризма, или туристскую индустрию.
Существует несколько точек зрения относительно состава туристической индустрии. Европейские специалисты по туризму делят всю систему предпринимательства в туризме да две части: туристическая индустрия и индустрия гостеприимства.
Заключение
В заключение о проделанной работе, проанализировав основные требования к менеджеру любой организации и подразделения, можно говорить, что хороший менеджер должен быть не только максимально компетентен в области своей деятельности, но и быть теоретически подкованным во многих других сферах. Ко всему прочему, хороший менеджер должен уметь организовать благоприятную психологическую атмосферу на рабочих местах своих подчиненных и мотивировать их на продуктивную деятельность. Это общие принципы и требования к современному менеджеру.
Являясь сложной социально-экономической системой, туризм подвержен влиянию со стороны многочисленных факторов, роль которых в каждый момент может быть различна. На эффективное функционирование системы туризма оказывают влияние развитие туристической индустрии и разработка туристической политики.
Менеджмент в туризме следует понимать, как управление социально-экономическими явлениями и процессами, происходящими в индустрии сервиса и туризма. Управление в сфере туризма приобретает ярко выраженные особенности, которые позволяют выделить его специфику.
Проблема низкого уровня развития сферы туризма в Республике Беларусь нашла отражение в ряде программ и нормативно-правовых актов. Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года «сегодняшнее состояние туризма в стране характеризуется недостаточным уровнем развития внутреннего и въездного туризма <...>, крайне медленно осуществляется переход на принятые в международной практике стандарты качества туристических услуг и обслуживания туристов».
Термины «турагент» и «туроператор» определяют направление предпринимательской деятельности туристической фирмы или компании.
Основные различия между туроператором и турагентом заключаются в следующем:
1. Система доходов. Туроператор покупает определенный набор туруслуг. Его прибыль формируется из разницы между иеной покупки п ценой продажи. Часто туроператор приобретает отдельные услуги, из которых затем формирует комплексный турпродукт со своим механизмом ценообразования. Турагент действует как розничный продавец, и его прибыль складывается из комиссионных за продажу произведенного туроператором турпродукта.
2. Принадлежность турпродукта. Туроператор имеет запас турпродукта для продажи, а турагент запрашивает определенный продукт или услугу только тогда, когда клиент выражает заинтересованность в покупке.
1 Мескон М., Альберт Л., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1997. – 704 с.
2 Файоль А., Эмерсон Г., Тэйлор Ф., Форд Г. Управление - это наука и искусство. - М.: Республика, 1992. – 349 с.
3 Файоль А. «Общее и промышленное управление» в переводе Б.В. Бабина. - М., 1923.
4 Десслер, Гари. Управление персоналом [Текст]: учебное пособие / под ред. Р.И. Шленова. — М.: Издательство «БИНОМ», 2014. — 432 с.
5 Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник. – 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2003. – 528 с.
6 Басовский Л.Е. Менеджмент: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 216 с.
7 Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник. – 4-е изд. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010. – 512 с.
8 Джерард Ван Шаик. Как подготовить менеджера XXI века [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vasilievaa.narod.ru/4_1_98.htm.
9 Шпилько СП. Шангели Н.О. Концепция развития туризма в Российской Федерации. Труды Академии наук туризма. - СПб.: Олбис, 1995.
10 Биржаков М. Б. Введение в туризм / М. Б. Биржаков. – 9-е изд., перераб. и дополн. СПб: Издательский дом Герда, 2009. 576 с.
11 Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности / В.Г. Гуляев. – М.: Нолидж, 2006. – 312 с.
12 Косолапов А. Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности / А. Б. Косолапов. – М.: КНОРУС, 2008. – 288 с.
13 Чудновский А. Д., Жукова В.С. Управление индустрией туризма / А.Д. Чудновский, – М.: КНОРУС, 2011 – 500 с.
14 Мазилкина, Е.И. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности : учеб. для вузов / Е.И. Мазилкина. – Ростов нД : Феникс, 2012. – 332 с.
15 Дурович, А.П. Маркетинг туризма : учеб. пособие для вузов / А.П. Дурович. – Минск : Соврем. шк., 2010. – 320 с.
16 Абабков, Ю.Н. Маркетинг в туризме : учеб. для вузов / Ю.Н. Абабков, М.Ю. Абабкова, И.Г. Филиппова ; под ред. Е.И. Богданова. – М. : ИНФРА–М, 2012. – 214 с.
17 Саак, А.Э. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учеб.пособие / А.Э. Саак, Ю.А. Пшеничных. – СПб.: Питер, 2015. – 512 с.
18 Замедлина, Е.А. Экономика отрасли: туризм: учебное пособие / Е.А. Замедлина, О.Н. Козырева. – Москва: Альфа–М: ИНФРА–М, 2013. – 204 с.
19 Менеджмент туризма : учебник / А. Д. Чудновский, Н. В. Королев, Е.А. Гаврилова, М. А. Жукова, Н. А. Зайцева. – М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. – 576 с.
20 Цыринова Н. С. Маркетинг в туризме // Молодой ученый. – 2016. – №27.2. – С. 43-45.
21 Скобкин, С.С. Менеджмент в туризме / С.С. Скобкин. – М.: Магистр, 2011. – 447 с
22 Бикташева, Д.Л. Менеджмент в туризме: учеб. пособие / Д.Л. Бикташева, Л.П. Гиевая, Т.С. Жданова. – М.: Альфа М: ИНФРА-М, 2007. – 272 с.