ВВЕДЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Характеристика базовой физической культуры
1.2 Характеристика фоновой физической культуры
ГЛАВА 2 ШКОЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
2.1 Задачи физического воспитания детей школьного возраста
2.2 Содержание уроков физической культуры
2.3 Особенность организации физического воспитания в школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Физическая культура – это совокупность достижений общества в деле создания и рационального использования специальных средств, методов и условий для целенаправленного физического совершенствования человека.
Школьная программа по физической культуре в существующем виде по-прежнему нацелена на формирование преимущественно многочисленных двигательных умений и навыков.
Однако научные исследования (Н.С. Кончиц, Е.П. Бойков), подтвержденные практическим опытом, показывают, что путь становления двигательных умений и навыков, а с ними и достижение оздоравливающего эффекта от физической нагрузки требует значительно большего времени, чем это предусмотрено школьной программой [1].
Общеподготовительное направление (оно представлено в первую очередь обязательным курсом физического воспитания в учреждениях общего среднего образования) обеспечивает, безусловно, необходимый для всех «минимум» всесторонней физической подготовленности, который характеризуется освоением жизненно важного фонда двигательных умений и навыков и достижением определенных показателей разностороннего развития физических способностей.
Общеподготовительное направление уже анализировалось у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований этого направления в сфере физической культуры и спорта [1; 7].
Только поэтому данная тема имеет актуальность и в современном обществе, т.к. является важным этапом в изучении теории и методики физического воспитания.
Цель исследования – изучить содержание общеподготовительных направлений физической культуры.
Основные задачи исследования:
1. Проанализировать научные источники по проблеме общеподготовительных направлений физической культуры.
2. Изучить характерные черты урока и общие требования к уроку физической культуры и здоровья;
3. Рассмотреть особенности содержания урока и особенности его организации в учреждениях общего среднего образования.
Для решения поставленных задач использовались методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных специальной научно-методической литературы.
Структура и объем курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав с разделами, заключения и списка использованных источников. В работе 24 страницы, 1 рисунок, 22 наименования источников.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Характеристика базовой физической культуры
Базовая физическая культура является основным звеном системы физического воспитания и сопутствует практически всем периодам творческой жизни человека, начиная от занятий в дошкольных учреждениях и кончая занятиями в группах здоровья в пожилом возрасте [18].
Содержание базовой физической культуры способствует приобретению основного фонда знаний, жизненно важных двигательных умений и навыков, достижению необходимого в жизни уровня общего разностороннего физического развития, то есть является «базой» для из бранной деятельности (профессиональной, спортивной и др.) и представляет собой базовое физическое воспитание. Базовыми, непременными двигательными навыками являются ходьба, бег, прыжки, метания, плавание. В основе их формирования лежат естественные физические способности: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.
Важнейшей формой базовой физической культуры является школьная, представляющая собой реализацию в педагогическом процессе основных задач физического воспитания в виде учебных занятий. Уроки физкультуры обязательны для всех учащихся, их содержание определяется государственной программой [11].
В зависимости от этапов возрастного развития и условий жизни, а также личных интересов и потребностей отдельных людей содержание базовой физической культуры может изменяться. Ее задачи могут также решаться в форме секционных и самостоятельных занятий по общей физической подготовке. Для базовой физической культуры характерно, что содержание занятий обеспечивает комплексное совершенствование физических возможностей занимающихся. В состав базовой физической культуры включены и элементы спорта, направленные преимущественно на достижение базовой физической подготовленности.
Важными элементами школьной физической культуры являются, в частности:
- «школа движения» (система гимнастических упражнений и правил их выполнения, с помощью которых формируют умение дифференцированно управлять отдельными движениями и развивают способность координировать их в различных сочетаниях);
- система упражнений, рассчитанных на освоение основных способов рационального использования своих сил для перемещения в пространстве, преодоления препятствий и оперирования с предметами (основных способов ходьбы, бега, плавания, передвижения с помощью
ГЛАВА 2 ШКОЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
2.1 Задачи физического воспитания детей школьного возраста
В настоящее время сложилась научно обоснованная система физического воспитания, рассчитанная на приобщение к физической культуре всего подрастающего поколения. Основа этой системы – обязательный курс физического воспитания, осуществляемый по государственной программе. Он сочетается с многообразными формами использования физической культуры в режиме учебного дня и домашнего быта, с эпизодическими массовыми и регулярными физкультурными занятиями по личному выбору учащихся в своём коллективе физической культуры, в детско-юношеских спортивных школах и других внешкольных учреждениях.
Физическое воспитание как учебная дисциплина выполняет важную социальную роль, способствует подготовке высококвалифицированных специалистов. Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид человеческой деятельности, значение которого в развитии общества весьма многообразно [17].
Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного и морально стойкого подрастающего поколения. Система физического воспитания – это совокупность идеологических и научно-методических основ физического воспитания, а также организаций и учреждений, осуществляющих и контролирующих физическое воспитание граждан.
Физическое развитие-процесс изменения и становления естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его индивидуальной и общественной жизни.
Признаками, характеризующими развитие, являются: рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких и др., а также степень развития физических качеств, способностей и функциональных возможностей человека. Практическая реализация задач физического воспитания осуществляется на специально организованных занятиях физической культуры. В ходе занятия воплощаются в жизнь средства, методические принципы и методы физического воспитания [3].
На сегодняшний день формы занятий очень разнообразны. Между тем, изъятие хотя бы одной из форм приводит к нарушению непрерывности педагогического процесса, а так же, снижает качество решения задач физического воспитания. Это обстоятельство обусловливает необходимость всемерного развития и использования всех форм физического воспитания учащихся все зависимости от количества занятий [3].
Социально-педагогическое значение физического воспитания в школьном возрасте заключается в следующем:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сделать следующие выводы:
1. Содержание базовой физической культуры способствует приобретению основного фонда знаний, жизненно важных двигательных умений и навыков, достижению необходимого в жизни уровня общего разностороннего физического развития, то есть является «базой» для из бранной деятельности (профессиональной, спортивной и др.) и представляет собой базовое физическое воспитание.
2. К фоновым видам физической культуры относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности.
3. Урок физической культуры в школе является достаточно сложным образовательным процессом, который имеет множество различных компонентов, свою специфичную структуру и содержание. Он также является основной формой организации занятий по физическому образованию, воспитанию и развитию детей с первого по одиннадцатый классы.
4. Урок оказывает разностороннее влияние на организм и личность учащихся, формирует у них различные мотивы к занятиям физическими упражнениями, которые в некоторой степени влияют на проведение урока в целом.
5. Также на качество проведения урока непосредственно влияет и сама подготовка учителя к нему, его способности организовать детей и урока в целом, вызвать у них интерес к занятиям.
6. Хорошо подготовленный, организованный и проведенный урок является достоянием затраченных сил и стараний учителя, залогом гармоничного развития школьников, без потери здоровья, а с приобретением его, повышение у них интереса к физической культуре и спорту.
7. К урокам физической культуры необходимо тщательно и добросовестно готовиться, особенно начинающим учителям. Без подготовки к уроку нельзя провести его достаточно плодотворно и успешно.
1. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 228 с.
2. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – М.: Гардарики, 2007. – 224 с.
3. Выдрин, В.М. Осмысление интегративной сущности физической культуры – магистральный путь ее теории / В.М. Выдрин. // Теория и практика физической культуры.– 1995.– №5. – С. 59-62.
4. Вопросы физического воспитания студентов вузов: Сб. науч. ст. / Отв. ред. Макаревич С.В. – Минск: БГУ, 2003. – 121 с.
5. Дашинорбоев, В.Д. Теория и методика физической культуры: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.Д. Дашинорбоева. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2001. – 209 с.
6. Еркомайшвили, И.В. Основы теории физической культуры: Курс лекций / И.В. Еркомайшвили. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004. – 191 с.
7. Залетаев, И. Планирование и анализ уроков физической культуры / И. Залетаев. // Практика административной работы в школе – 2005. – №8. – C. 12-24.
8. Ильинич, В.И. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. проф. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 1999. – 448 с.
9. Матвеев, Л.П. Введение в теорию физической культуры: Учебн. Пособие / Л.П. Матвеев. – М.: ФиС, 1983. – 128 с.
10. Матвеев, Л.П. Очерки по теории физической культуры / Л.П.Матвеев / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 248 с.
11. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
12. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. проф. Л.Б. Кофмана. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 496 с.
13. Организация работы по массовой физической культуре и спорту: Учебное пособие для ин-тов физ. культ. – М.: Физкультура и спорт, 1995. – С. 48-79.
14. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техникумов физ. культ. / Под ред. А.А. Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 352 с.
15. Олимпийский спорт и спорт для всех: Сб. пленар. докл. – Минск: БГАФК, 2002. – 152 с.
16. Подшибякин, А.К. Закаливание человека / А.К. Подшибякин. – К.: Здоров'я, 1986. – 21 с.
17. Положение о физическом воспитании учащихся Республики Беларусь № 259 от 12 августа 1993 // Законодательство Республики Беларусь [Режим доступа] – Дата доступа: 25.02.2017.
18. Решетников, Н.В. Физическая культура: Учеб. пособие для вузов/ Н.В. Решетников. – М.: Мастерство, 2002 г. – 152 с.
19. Соловьёв, Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физической культуры: Учеб. пособие / Г.М. Соловьёв. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. – 346 с.
20. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов/ Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.
21. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. – 2 изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
22. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.