ВВЕДЕНИЕ
Быть здоровым и по возможности реже болеть – естественное желание и стремление человека, его неосознанная потребность. Здоровье – основа всех наших дел и начинаний, трудовых и творческих свершений, ожиданий, надежд на будущее. «Здоровье – наибольшая ценность», так как отсутствие здоровья – полное или частичное – забирает у человека много повседневное радости, активности жизни, работы, любви, захватывающих путешествий. Поэтому во все времена здоровье было и остается основной сущностью человеческого существования.
Осанка является комплексным показателем состояния здоровья детей, и безобидные функциональные нарушения могут привести к стойким деформациям опорно-двигательного аппарата с тяжелыми последствиями. Воспитание правильной осанки у детей в основном проблема педагогическая, как и формирование всех жизненно необходимых двигательных навыков. Многие исследователи приходят к единому мнению, что именно школа может и должна быть местом профилактики нарушений осанки.
В работах с более глубоким изучением этого показателя физического состояния детей, связанных с оценкой здоровья, отмечается, что до 88,7% детей школьного возраста имеют различные отклонения в физическом развитии, в том числе заболевания костно-мышечной системы и соединительной ткани, которые по данным Министерства Здравоохранения Республики Беларусь занимают 3 место. Современный уровень физического развития школьников оценивается как низкий. Необходимо отметить, что физическое развитие, являясь одним из основных показателей здоровья, тесно связано с осанкой детей, являясь, с одной стороны, как бы его следствием, с другой влияя на его дальнейшее развитие. Общепринятым является то, что правильная осанка непременное условие нормального функционирования органов и систем, развития организма в целом. Выраженность изгибов позвоночника, формирующихся у детей и подростков в процессе роста и развития, имеет большое физиологическое и биологическое значение в связи с опорной и рессорной функциями организма.
Во всех исследованиях, выполненных в этом направлении, отмечается снижение показателей внешнего дыхания (снижение жизненной емкости легких на 8-15%, уменьшении экскурсии грудной клетки, учащение дыхания) как за счет снижения функциональной способности мышц, участвующих в дыхании, так и за счет деформации грудной клетки. Уменьшение колебания внутригрудного давления неблагоприятно отражается на деятельности сердечнососудистой системы. У детей с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, соответственно нарушены и адаптивные реакции, что делает детей с аномалиями осанки предрасположенными к заболеваниям легких и сердца. Вместе с тем в работе отмечается, что дети с нарушениями осанки в большей степени подвержены различным инфекционным заболеваниям, т.е. у них снижены защитные силы организма.
ГЛАВА 1
Анализ научно-методической литературы
1.1 Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы у детей. Понятие об осанке
Возникновение многих патологических процессов в позвоночнике становится понятнее, если исходить из так называемой физиологической нормы, которая у растущего организма является весьма относительной. Существует большое разнообразие форм и вариантов строения позвоночника, которые сами по себе до определенного времени не вызывают патологических симптомов.
Формирование позвоночника занимает значительный временный промежуток, заканчиваясь только к 20-22-летнему возрасту, в результате чего позвоночник ребенка по ряду анатомических и функциональных показателей существенно отличается от позвоночника взрослого человека. Эти отличия обуславливают ряд особенностей клинических проявлений и течения заболеваний позвоночника, а также требуют учета при проведении дифференцированного диагноза между нормой и патологией.
Анатомически позвоночник состоит из 24 (иногда 25) отдельных позвонков и крестца (рис. 1). Стабильность или устойчивость позвоночника обеспечивается дисками и мощным связочным аппаратом, соединяющим тела, дужки и остистые отростки позвонков.
С помощью связочного аппарата, мышц спины, передней брюшной стенки, тазового и плечевого пояса отдельные позвонки соединяются в один орган опоры и движения, который придает форму туловищу, несет на себе тяжесть всего тела в вертикальном положении и обеспечивает многообразную функцию движения.

В грудном отделе к позвонкам с помощью сочленений крепятся ребра. При вращении позвонка, которое происходит при сколиозе, ребра и боковые части тел позвонков с поперечными отростками следуют за позвоночником, поворачиваясь вокруг вертикальной оси как одно целое. В детском возрасте под влиянием торсирующих сил ребра легко деформируются.
1.2 Этиология и патогенез сколиоза
Сколиоз (от греческого, scolios – «изогнутый, кривой») представляет собой тяжелое прогрессирующее заболевание, характеризующееся дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости и скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси – торсия (torsio). Главное отличие истинного сколиоза от нарушений осанки во фронтальной плоскости – наличие торсии позвонков. Кроме деформации позвоночника при сколиозе наблюдается деформация таза и грудной клетки. Эти негативные изменения приводят к нарушению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта и многих других жизненно важных систем организма больного.
Сколиоз встречается у 3-4% детей, но тяжесть заболевания различна.
В настоящее время установлено ряд факторов, позволяющих распознать прогрессирующие формы сколиоза и индивидуально выбрать наиболее рациональную тактику лечения каждого больного:
1. возраст проявления сколиоза. Чем в более раннем возрасте проявляется сколиоз и клинически определяется прогрессирование деформации, тем больше возможность увеличения искривления и тем хуже прогноз;
2. локализация первичной дуги – тип сколиоза. Наиболее злокачественным течением отличается грудной и комбинированный сколиоз;
3. пубертатный период, во время которого происходит бурный рост скелета. Этот период можно считать «злейшим врагом» ребенка, страдающего сколиозом. С его началом течение сколиоза резко ухудшается. При отсутствии лечения скорость прогрессирования искривления позвоночника в пубертатном периоде увеличивается в 4-5 раз, что объясняется интенсивным ростом скелета;
4. выраженность торсии. Даже при небольшой дуге искривления позвоночника, особенно у маленьких детей, торсия 100 и более прогностически неблагоприятна;
5. выраженность диспластических черт развития, так называемая «доза диспластичности». Чем больше признаков диспластичности выявлено у ребенка, тем тяжелее прогноз;
6. контрактура подвздошно-поясничной мышцы. Наличие контрактуры свидетельствует о прогрессирующей форме сколиоза;
7. нестабильность позвоночника. Нестабильность с индексом Казьмина менее 0,8 и с разницей углов искривления на рентгенограммах, снятых в положении лежа и стоя, более 100, является прогностически неблагоприятным признаком;
8. уплощение физиологического грудного кифоза – лордоз грудного отдела позвоночника;
9. ригидность позвоночника;
ГЛАВА 2
Методы и организация исследования
2.1 Методы исследования
2.1.1 Анализ научно-методической литературы
Начало любого исследования связано со сбором и первичной систематизацией материалов исследований. Методика сбора и изучения источников литературы предусматривает решение следующих задач:
- выявление источников литературы по теме исследования и их регистрация (составление картотеки);
- добывание и изучение литературы с критическим осмыслением ее содержания;
- систематизация и обобщение собранных данных, завершающееся составлением обзора литературы по теме исследования.
2.1.2 Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент – научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы, наблюдение исследуемого педагогического явления в созданных и контролируемых исследователем условиях. Это преднамеренная организация обучения и воспитания, вызывающая необходимые сдвиги в развитии личности, группы обучаемых, коллектива. Педагогический эксперимент – метод сбора информации о воспитательных, учебных, организационных, социально-педагогических факторах, так или иначе воздействующих на изменение состояния тех или иных педагогических явлений, объектов, процессов. Это социальный эксперимент, имеющий нацеленность на преобразование.
В отличие от наблюдения эксперимент характеризуется вмешательством исследователя в положение изучаемых объектов, активным воздействием на предмет исследования с помощью различных приборов и экспериментальных средств [16, с. 39].
Педагогический эксперимент в нашем случае включал три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
ГЛАВА 3
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Анализ физических показателей учащихся с диагнозом «сколиоз»
Для оценки состояния силы нами была кистевая динамометрия при кистевого динамометра. По средние показатели силы кисти у мальчиков 12-15 лет - 18,4 - 40 у девочек - 15,7 27,3 кг, показатели силы кисти обычно 5 - кг меньше.
Любой показатель тесно связан массой тела. при оценке динамометрии важно как основную силу, так и Она выражается процентах. Для показатель силы руки умножается 100 и на показатель тела. Средние относительной силы мальчиков - 60 - массы тела, девочек - 35 -
Проводилось измерения - поочередно правой левой рукой, данные заносятся протокол. Методом статистики был показатель динамометрии правой руке. исследований приведены таблице 3 и на 3.1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ проведенного нами позволил нам сделать выводы
1. Показатели для правой до проведения реабилитационных мер равны у девочек – 19-21, мальчиков – 28-22 П проведения комплекса ЛФК курсов массажа, показатели в степени выросли. показатели динамометрии руки после - от 29 до 35.
2. По динамометрии для левой до проведения комплекса мер были равны у девочек – 18-21, у мальчиков – 24-27. После проведения упражнений ЛФК курсов массажа в значительной степени Средние показатели после - 18-27.
3. Средний становой силы проведения реабилитации мальчиков равен 5 кг, после 60; девочек – реабилитации – 41 кг, – 52 кг.
4. После проведения реабилитационных мероприятий показатели физического состояния организма по способности задерживать дыхание у мальчиков и девочек с диагнозом «сколиоз» существенно улучшились, для девочек в 1,2 раза, для мальчиков – в 1,1 раза.
5. Полученные данные гониометрии до реабилитации у девочек в среднем составили 1,3±0,04 балла, а в конце – 1,8±0,04 балла. У мальчиков эти же показатели до реабилитации в среднем составили – 1,7±0,04 балла, а после эксперимента – 2,0±0,04 балла.
6. Показатели состояния мышц спины до реабилитации у девочек в среднем составили 1,2±0,05 балла, а в конце –1,8±0,04 балла. У мальчиков эти же показатели до реабилитации в среднем были – 1,6±0,04 балла, а после – 1,7±0,04 балла.
Таким образом, после проведения комплекса мероприятий наблюдается динамика в как физического, так психического состояния детей.
По окончанию были проведены о соблюдения рационального дня и достаточном отдыхе. проведен анализ возникновения осанки, составлены меры и рекомендации по ведению жизни, контролю физического и использования реабилитации.
Нами проведена и система составленной реабилитации для детей в 12-14 лет. Программа была на полное физических функций спины.
1. Алексеева Л.М. Комплексы общеразвивающей гимнастики. – н/Д: Феникс, – 208 с.
2. П.К. Очерки физиологии функциональных / П.К. – М.: 1975. – с.
3. Апанасенко Г.Л. развитие детей подростков / Апанасенко. – Здоровье, 1985 188 с.
4. Аршавский Физиологические и закономерности развития (основы негэнтропийной теории / И.А. – М.: 1982. – с.
5. Ашмарин Б.А. Теория и педагогических исследований физическом воспитании Б.А. Ашмарин - М.: Физкультура спорт, 1978 - 224 с.
6. Ахмедов К.Б. Методические указания исследованию физической человека / Ахмедов, В.В. Трунин - Алма-Ата: Изд. 1975. - 284 с.
7. Бальсевич В.К. Физическая культура всех и каждого / Бальсевич М.: ФиС 1988 – с.
8. Бальсевич В.К. физическое воспитание: и технология. рекомендации / общ. р д. п. профессора Лубышевой Л.И. М.: НИЦ «Теория практика физической культуры спорта», 2006 – с.
9. Барчуков И.С. Физическая и спорт: теория, практика: учеб. пособие студ. высш учеб. заведений И.С. Барчуков, Нестеров; под ред. Н.Н. – 3-е – М.: центр «Академия», – 528 с.
10. А.А., Кафаров К.А. Средства работоспособности спортсмена А.А. Бирюков. М: Физкультура спорт, 1984. 152 с.
11. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического и спорта Я.С. Вайнбаум. – М.: издательский центр 2002 – 240 с.
12. Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. основы методики тренировки / Гандельсман, Смирнов. – Физкультура и 1970. – с.
13. Гимнастика и Учебник Г48 институтов культуры / Под В.М. Смолевского. - Изд. 3-е, перераб. доп. - М.: и спорт, - с.
14. Гончарова Ю.А. Возрастная анатомия, и гигиена. пособие. - Воронеж: Воронежский университет, 2005. - 40 с.
15. Гутько И.П. Азбука / И.П. Гутько, В.А. К.К. Забаровский - 1988. - С. 118-119.
16. Дибнер Синельникова, Э.М. Возраст. Здоровье Р.Д. Дибнер Э.М. Синильникова – М., и спорт», - с.
17. Епифанов В.А. физическая культура. пособие. Изд. – М.: «ГЭОТАРМедиа 2006 – с.
18. Значение спорта Под ред. Солнцева. – Педагогика, 2000 214 с.
19. Железняк Ю. Петров П.К. научно-методической деятельности физической культуре спорте / Железняк и – М.: центр «Академия», – 264 с.
20. Казначеева В.П. Теория методы физического / В.П. – М.: 2003 – с.
21. Калюжнова Перепелова О.В. физкультура – изд-е-Ростов Феникс, 2010 349 с.
22. Косилов Леонова Л.А. человека и его повышения. - С.А. – М.: – 50 с.
23. Котешова И.А. Нарушение лечение и – М.: 2004. – с.
24. Крестовников А.Н. по физиологии упражнений / Крестовников. - М.: Физкультура спорт, 1951. - 513 с.
25. физическая культура ред. проф. В.А.) // – М.: 2004. – с.
26. Милюкова И.В., Едемская Т.А. гимнастика и осанки у – СПб.: Сова; М.: 2003. – с.
27. Мирская Н.Б. Нарушения осанки, ситуации. – М.: пруды, 2005. – с.
28. Орлов Ноздрачёв А.Д. Нормальная физиология: – М.: 2009. – с.
29. Павлова Н.Б., Баршая В.М. с методикой – М.: 1985. – С. 50-54.
30. Разумов Ромашин О.В. Оздоровительная физкультура восстановительной медицине. М.: Изд. и школа», – 167 с.
31. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия физиология человека. Учеб. пособие студ. сред. пед. учеб. – 3-е изд., – М.: Академия, – 448 с.
32. Солодков Сологуб Е.Б. человека. Общая. Возрастная: Учебник А.С. Солодков Е.Б. Сологуб - М.: Олимпия Пресс, - с.
33. Серова Н.Б. резерва здоровья средних классов физической культуры Н.Б. Серова. М.: Знание, – 214 с.
34. Тихвинский С.Б. Роль воспитания в подростка / Тихвинский. – Педагогика, 1987 138 с.
35. Холодов Кузнецов B.C. и методика воспитания и Учебное пособие студентов высших заведений / Холодов, B.C. – М.: центр «Академия», – 345 с.
36. Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика воспитания и спорта. М. АСАДЕМА, 2001 С. 333-335.
37. Черноусов О.Г. Физическая культура О.Г. Черноусов Томск: Томский центр дистанционного 1999. – с.
38. Фурманов А.Г., Кривцун-Левшина Л.Н. Оздоровительная физическая Понятие структура Тез. докл. Респ науч.- практ. конф «Проблемы оздоровления средствами физической в новых условиях». - Минск, 1996. - 27 с.
39. Цинкер В.М. Лабораторные по физиологии упражнений: Учебное для студентов физической культуры Под ред. Крылова. - Улан-Удэ: БГУ, - с.
40. Чусов Ю.Н. Физиология человека: Пособие / Чусов - М.: 1981. - С. 123-239.