Важнейшая задача компьютерных систем – хранение и обработка данных. Для её решения были предприняты усилия, которые привели к появлению в конце 60-х – начале 70-х годов специализированного программного обеспечения – систем управления базами данных (database management systems). СУБД позволяют структурировать, систематизировать и организовать данные для их компьютерного хранения и обработки. Невозможно представить себе деятельность современного предприятия или учреждения без использования профессиональных СУБД. Несомненно, они составляют фундамент информационной деятельности во всех сферах – начиная с производства и заканчивая финансами и телекоммуникациями.
Курсовая работа посвящена изучению теории и практики разработки и проектирования распределённых баз данных.
В данном курсовом проекте объектом исследования является среда WEB, как платформа приложений баз данных в информационных системах.
Предметом исследования является система организации и ведения распределённых баз данных в Интернет.
Целью курсовой работы является создание базы данных и продающего сайта-каталога ИООО «БелМаркетКомпани».
Курсовая работа предполагает выполнение следующих задач:
1) спроектировать базу данных сайта-каталога с возможностью заказа, описать предметную область, создать концептуальную и логическую модели базы данных;
2) разработать с использованием Вэб–интерфейса, алгоритма работы продающего сайта-каталога товаров ИООО «БелМаркетКомпани»;
3) обосновать и рассчитать экономическую эффективность разработки и внедрения для ИООО «БелМаркетКомпани» продающего сайта-каталога.
В качестве практической части в рамках курсовой работы создаётся продающий сайт-каталог ИООО «БелМаркетКомпани» с использованием технологий языка программирования PHP и СУБД MySQL.
ИООО «БелМаркетКомпани» - крупнейший белорусский ретейлер, работающий под маркой «БелМаркет», магазины открыты во многих городах Беларуси. На 1 апреля 2016 года в Беларуси работает большое количество торговых объектов «БелМаркет» различных форматов. Головной офис компании находится в городе Минск, Беларусь.
В развитие торговой сети было вложено более 700 млн USD, в том числе около 500 млн USD различных кредитов. Более половины (270 млн USD) из них было привлечено за пределами Беларуси.
По данным Министерства финансов Республики Беларусь, в первом квартале 2015 года выручка ИООО «БелМаркетКомпани» от реализации продукции составила 6,7 трлн. рублей (около 450 млн USD) при их себестоимости в 5,1 трлн. рублей (валовая прибыль — 1,6 трлн. рублей). Чистая прибыль составила в первом квартале 2015 года 128,7 млрд. рублей (около 8,5 млн USD). За весь 2013 год выручка от реализации продукции составила 14,6 трлн. рублей (около 1,46 млрд. USD) при чистой прибыли в 465,7 млрд. рублей (около 46,6 млн. USD).
В 2014 году ИООО «БелМаркетКомпани» уплатил в бюджет Беларуси и во внебюджетные фонды 196,8 млн USD налогов и прочих платежей, став одним из крупнейших налогоплательщиков в стране. По данным Министерства по налогам и сборам, в первом полугодии 2014 года компания стала крупнейшим налогоплательщиком среди торговых сетей, а её удельный вес в доходах бюджета составил 0,4%.
Компания в своей деятельности использует мультиформатную модель бизнеса. Это позволяет охватить ключевые сегменты рынка розничной торговли.
Своей миссией компания считает: предложить покупателю оптимальный ассортимент на каждый день по приемлемым ценам для удовлетворения его запросов и повышения качества жизни. Профессионально обслуживать покупателей с помощью лояльных сотрудников.
2 РЕАЛИЗАЦИЯ В ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЕ ИНТЕРНЕТ МОДЕЛИ БАЗЫ ДАННЫХ продающего сайта-каталога ИООО «БелМаркетКомпани» с возможностью заказа
2.1 Построение на языке SQL средствами СУБД MySQL физической модели данных ИООО «БелМаркетКомпани»
Далее необходимо приступить к физическому проектированию базы данных. Любая база данных состоит из таблиц (отношений), поэтому теперь необходимо построить таблицы, основываясь на логической модели базы данных:
1) Объекты становятся таблицами в физической модели базы данных;
2) Атрибуты становятся колонками (полями) в физической модели базе данных. Для каждого атрибута выбирается свой тип данных; Уникальные идентификаторы становятся колонками, не допускающими значение NULL. В физической модели базе данных они называются первичными ключами (primary key) [5, с.101], физическая модель БД приведена на рисунке 2.1.
Все скрипты должны безотказно работать в основных браузерах (Internet Explorer, Netscape и Opera) версии 4.0 и выше.
Сайт должен хорошо смотреться во всех указанных браузерах.
Не должно быть ограничений на разрешающую способность и размер монитора пользователя. (Страницы должны иметь нормальный вид на 15- и 17-дюймовых мониторах при разрешающей способности как 1024 х 768, так и 800 х 600).
Страницы сайта должны нормально восприниматься посетителем, который пользуется браузером в режиме отключения просмотра графики. (С целью ускорения загрузки страниц многие пользователи снимают опцию просмотра рисунков).
Технико-экономические показатели. При продвижении сайта ключевыми словами будут: товары.
Планируется через квартал попасть в рейтинг сайтов Топ 100.
Порядок контроля и приёмки. Заказчик просматривает сайт с помощью разных браузеров, на различных мониторах с различной разрешающей способностью.
С помощью специальных средств проверяется время загрузки графических изображений.
Приложения отсутствуют.
Краткая характеристика. Ключевой целью реализации продающего сайта-каталога товаров будет являться продажа товаров фирмы через Интернет и автоматизация бизнес-процессов. Основные задачи продающего сайта-каталога: увеличение объёма продаж; сокращение издержек на ведение бизнеса; создание положительного современного имиджа фирмы.
Основными покупателями товаров являются юридические лица и физические.
В результате выполнения курсовой работы была спроектирована база данных различных товаров, которая позволяет удобно пользоваться необходимой информацией. Также был написан web-интерфейс на языке PHP и использовалась база данных MySQL. MySQL используется в небольших организациях и на web-узлах. Использование базы данных облегчает управление данными.
В ходе выполнения работы были выполнены следующие задачи:
– изучение особенностей реализации распределённых баз данных;
– проектирование и разработка базы данных в терминах ER-моделирования;
– реализация физической модели базы данных с помощью языка запросов SQL;
– создание динамического web-сайта в интерактивной среде Интернет.
В первом разделе была разработана концептуальная и логическая модель базы данных товаров, проведено проектирование базы данных по заданной тематике в терминах ER-моделирования. Второй раздел включил в себя непосредственно построение физической модели базы данных с использованием системы управления базами данных MySQL и реализацию проектируемой схемы базы данных с использованием Вэб-интерфейса, созданного на языке программирования PHP. В заключительной части курсовой работы была рассчитана экономическая эффективность внедрения продающего сайта-каталога. Был произведён расчёт капитальных вложений, расчёт эксплуатационных расходов и подведен итог от внедрения продающего сайта-каталога. В качестве практической части в рамках курсовой работы создан продающий сайт-каталог товаров.
Из расчёта эффективности видно, совокупный экономический эффект (ЧДД) от предложенных мероприятий за четыре года составит 56 185,98 тыс.руб., ВНД составляет 132%, индекс доходности равен 162,2%, динамический срок окупаемости мероприятий составляет 1 год и 10 месяцев (1,91 года).
Вывод: данные мероприятия по созданию продающего сайта-каталога услуг по продаже различных товаров компании ИООО «БелМаркетКомпани» являются эффективными, что подтвердил приведённый расчёт.
Скриншоты программы
1 Отчёт о прибылях и убытках предприятия ИООО «БелМаркетКомпани» за период 2013-2017 гг.
2 Вишняков, В.А. Вэб-объекты и распределенная обработка в управлении: в 2 ч. Ч.2: учеб.-методический комплекс / В.А. Вишняков. – Минск: Изд-во МИУ, 2010. - 212с.
3 Коннолли, Т. Базы данных. Проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика. 3-е издание: Пер. с англ. – Москва: Издательский дом «Вильямс», 2003. – 1440 с. : ил.
4 Кириллов, В.В. Структурированный язык запросов (SQL). – Санкт-Петербург: ИТМО, 2007. – 80 с.
5 Малыхина, М.П. Базы данных: основы, проектирование, использование. – Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2008. –512 с.: ил.
6 Смирнова, Г.Н., Тельнов Ю.Ф. Проектирование экономических информационных систем. Учебник. – Москва: «Финансы и статистика», 2008. – 485 с.
7 Хансен Г., Хансен Д. Базы данных: разработка и управление. Пер. с англ. – Москва: ЗАО "Изд–во БИНОМ", 2009. –704 с.: ил.
9 Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ Под ред. проф. Г.А. Титоренко – Москва: ЮНИТИ, 2008. - 399 с.
10 Карфилд. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garfield.by/delivery.html – Дата доступа: 09.01.2016.
11 Лабрик. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://labrik.by/ – Дата доступа: Дата доступа: 09.01.2016.
12 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zooboom.by/ – Дата доступа: 09.01.2016.
13 Стоимость создания Интернет-магазина ООО «КасперСистемс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kasper.by/uslugi/sozdanie-saita/programmnye-resheniya/sozdanie-internet-magazina/ – Дата доступа: 09.01.2016.
14 Стоимость интернет-рекламы на проектах TUT.BY. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tutby.com/service/advert/price/. – Дата доступа: 09.01.2016.
15 Стоимость компьютера и принтера на сайте Dlcom. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dlcom.by/catalog/printers/hp-laserjet-pro-400-printer-m401dne-cf399a – Дата доступа: 09.01.2016
16 РУП «Белтелеком» Тарифный план «Безлимитный». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cityline.by/content/service/internet/adsl/org.html – Дата доступа: 09.01.2016