ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Сущность, цели и направления социальной политики
1.2 Модели социально политики и их результативность
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ основных показателей социальной политики Республики Беларусь
2.2 Основные направления социальной политики Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Любое государство, вне зависимости от политического строя, имеет свою социальную политику. Социальная политика является одной из наиболее важных составляющих деятельности общества и находится в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества злободневными. Совершенствование в этом направлении системы социально-экономических отношений, повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.
Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества злободневными. Совершенствование в этом направлении системы социально-экономических отношений, повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.
Вместе с тем улучшение социального обеспечения, совершенствование системы здравоохранения и образования, уменьшение социального неравенства требуют стабильных темпов экономического роста, повышения эффективности экономики как материально-финансовой основы преобразований в социальной сфере.
Для Республики Беларусь вопрос социальной политики, политики социальных гарантий и защиты, политики регулирования доходов населения является как никогда актуальным. Согласно Конституции РБ наше государство является социальным, что подразумевает высокие социальные расходы государства на нужды общества.
Актуальность данной темы очевидна, т.к. социальная политика государства самым непосредственным образом касается каждого из нас, и наше благополучие зависит от нее.
Цель данной работы – отразить суть социальной политики, основные направления реализации и совершенствования социальной политики в Республике Беларусь.
Задачами курсовой работы являются:
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Сущность, цели и направления социальной политики
Государственная социальная политика определяет основные цели и направления работы государства по регулировке социальной сферы.
Согласно определению, данному в учебнике макроэкономики под редакцией Э.А.Лутохиной, социальной политикой определяются направления становления и развития целого комплекса общественных процессов и отношений, форм общения людей друг с другом. Социальную политику можно рассматривать и как акцентированное воплощение интересов и потребностей людей в области общественных отношений, а также как критерий их жизнедеятельности [8, c.112].
Социальная политика включает в себя всю совокупность основных, общепризнанных критериев и способов, применяемых государством по регулировке социально-экономических процессов в жизни общества и отношений между его социальными группами и отдельными членами. [8,с. 113]
Б.Е.Бродский определяет социальную политику как систему мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов. С его точки зрения, различают:
- социальную политику в области образования, здравоохранения, занятости и социально-трудовых отношений;
- культурную, жилищную, семейную, пенсионную, женскую и молодежную социальную политику [12, c.119].
Т.Ю.Матвеева считает, что социальная политика – это система мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.
Также, на ее взгляд, Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку
ГЛАВА 2
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ основных показателей социальной политики Республики Беларусь
В условиях замедления экономического роста и снижения доходов государства, когда возникают угрозы резкого снижения уровня доходов населения и свертывания социальных программ, особую актуальность приобретают вопросы прочности социальной системы и поиска путей экономии государственных средств.
Согласно Закону Республики Беларусь “О республиканском бюджете” государство финансирует расходы на здравоохранение, образование, спорт, на выплату пенсий, пособий по нетрудоспособности, уходу за детьми, инвалидности и другие.
В 2016 г. сохранялся курс на социальную направленность бюджета. Значительную часть бюджетного финансирования составляли расходы на оплату труда, пенсии, пособия, стипендии, другие выплаты, средства на выполнение государственных социальных стандартов, снижение внешнего государственного долга путем исполнения обязательств по нему за счет внутренних источников, финансовую поддержку модернизации реального сектора экономики и экспорта, укрепление обороноспособности и безопасности страны и др.
Расходы республиканского бюджета на 2016 г. были утверждены Законом № 341-З в сумме 163 418 млрд руб. (16,4 % ВВП). Темпы роста расходов республиканского бюджета в 2016 г. составили 106,9 % по отношению к ожидаемому исполнению расходов предыдущего года и 133,1 % — к уровню 2014 г. (табл. 2). Удельный вес расходов в ВВП за этот период практически не претерпел существенных изменений: 16,41; 17,25 и 15,77 % соответственно в 2016, 2015 и 2014 гг., что в основном обусловлено разницей в эти годы в темпах роста расходов бюджета и ВВП [2].
Наиболее высокие темпы роста расходов республиканского бюджета в 2016 г. по сравнению с 2015 г. в разрезе разделов и подразделов бюджетной функциональной классификации предусматривались на финансирование: физической культуры, спорта, культуры и СМИ — 122,6 %, из них физической культуры и спорта — 134,9 %, культуры — 113,7 %, СМИ — 111,9 %; здравоохранения — 120,1 %, в т. ч. медицинской помощи населению — 119,8 %; судебной власти, правоохранительной деятельности и обеспечения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная политика определяет направления развития всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми. Социальную политику следует рассматривать и как концентрированное воплощение потребностей, интересов людей в области социальных отношений и условий их жизнедеятельности.
Основные функции социальной политики можно свести к следующим:
- стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения всех групп населения;
- поддержание и стимулирование экономической и социальной активности населения;
- гарантирующая функция, т.е. создающая основу для обеспечения нижнего порога материальных возможностей жизнедеятельности и др.
Социальная политика осуществляется на разных уровнях:
- микроуровень — социальная политика фирмы (корпорации) в отношении ее работников;
- макроуровень — региональная и государственная социальная политика в отношении регионов;
- интеруровень — межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, ликвидацией бедности и отсталости некоторых стран.
Применительно к историческому периоду XX–начала XXI вв. можно говорить о существовании трех основных моделей государственной социальной политики: монетаристская, патерналистская модели и модель социальной политики государств «всеобщего благосостояния».
На данный момент выделяют следующие основные модели социальной политики: социал-демократическая, консервативная, либеральна. Также выделяют модель социальной политики в центрально-управляемых экономиках.
Современное общество, поставившее задачу построения социального государства, переживает этап развития, на котором проблема формирования научно обоснованной государственной социальной политики приобретает особую актуальность.
Основные направления и задачи социальной политики Республики Беларусь предусматривают усиление государственной поддержки социально уязвимых слоев и групп населения, повышение эффективности социальных программ и рациональное использование выделяемых государством средств на социальную защиту.
1. Беларусь. Факты/ сост. и науч. ред. С.П. Самуэль. – Мн.: Высшая школа, 2011. – 288 с.
2. Бюджет на 2016 год: вопросы формирования и исполнения [Электронный ресурс] / Планово-экономический отдел. Режим доступа: http://peomag.by/number/2016/3/Byudzhet_na_2016_god_voprosy_formirovaniya_i_ispolneniya/. Дата доступа: 19.03.2017.
3. Государственное регулирование экономики: учебник / Антонова Н.Б. – Мн.: Академия управления при президенте Республики Беларусь, 2008 г.-775 с.
4. Государственная программа о социальной защите и содействии занятости в Республике Беларусь на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. Режим доступа:http://www.mintrud.gov.by/system/extensions/spaw/uploads/files/Gosudarstvennaja-programma-na-2016-2020-1.pdf/. Дата доступа: 16.02.2017.
5. Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах». Минск, 2013. – 347 с.
6. Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах». Минск, 2014. – 347 с.
7. Лемешевский, И.М. Макроэкономика / И.М.Лемешевский, В.И.Донцова. – Мн.: МИУ, 2014. – 256 с.
8. Лутохина, Э.А. Экономическая система общества: структура, социальная ориентация, белорусская модель: учебное пособие / Э.А.Лутохина. – Мн.: Академия при Президенте Республики Беларусь, 2009. – 204 с.
9. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова [и др]. Минск : БГЭУ, 2014. 430 с.
10. Макроэкономика. Экспресс-курс. / Марыганова Е.А., Шапиро С.А. М.: Кнорус. 2010. 302 с..
11. Министерство по труду и социальной защите Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / официальный сайт министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/. – Дата доступа: 16.02.2017.
12. Макроэкономика: продвинутый уровень: курс лекций / Б.Е.Бродский. – М.: Магистр: ИНФРА-М. – 2012. 336с.
13. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику. Учебное пособие. 2-е изд. — М.: издательский дом ГУ ВШЭ. — 2010. — 511 с.
14. Национальная стратегия устойчивого развития РБ на период до 2030 года [Электронный ресурс] / Министерство экономики РБ. Режим доступа: http://www.economy.gov.by/dadvfiles/001251_55175_NSUR.pdf. Дата доступа: 19.03.2017.
15. Номинальная начисленная средняя заработная плата рабочих и служащих Республики Беларусь за 2013-2015 гг. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/naselenie/trud/operativnaya-informatsiya_8/nominalnaya-nachilennaya-srednyaya-zarabotnaya-lata-rabochih-i-sluzhaschih-respubliki-belarus-s-2013-po-2014-gg/. – Дата доступа: 16.02.2017.
16. Республика Беларусь в контексте мировой социальной политики/ Под общ. ред. А.Б. Чищевина. – Мн.: ИСПИ, 2010. – 220 с.
17. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: Учеб. для вузов по экон. специальностям / Л.С.Тарасевич, М.: Юрайт-издат, 2009. 652 с.
18. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: Учеб. для вузов по экон. специальностям / Л.С.Тарасевич. М.: Юрайт-издат, 2012. 686 с.
19. Экономическая теория: учебник / Н.И.Базылев, С.П.Гурко, М.Н.Базылева и др.; Под ред. Н.И.Базылев, С.П.Гурко. 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2010. – 640 с.
20. Электронный портал Министерства образования Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / официальный сайт Министерства образования РБ. – Режим доступа: http://edu.gov.by/main.aspx?guid=2271/. – Дата доступа: 16.02.2017.
21. Электронный портал Национального статистического комитета Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / официальный сайт Национального статкомитета РБ. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/. – Дата доступа: 16.02.2017.
22. Электронный национальный правовой портал [Электронный ресурс] / Право.бай. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=C20601475&p2={NRPA}.– Дата доступа: 16.02.2017.
23. Электронный портал Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / официальный сайт Министерства архитектуры и строительства РБ. – Режим доступа: http://www.mas.by/ru/koncec_zhilischn_politiki/.– Дата доступа: 16.02.2017.