Введение
В современном экономическом мире инновации выступают одним из ключевых факторов, определяющих перспективы социального и экономического развития организаций.
Сегодня конкурентоспособность на отечественном и мировом рынках все больше зависит от той продукции, в основе которой лежит новое знание. И если в прошлом успех и развитие организации во многом зависели от доступа к природным ресурсам, то сегодня они нуждаются в науке, нововведениях и образовании работающих.
Радикальное повышение роли инноваций на этапе перехода белорусской экономики к устойчивому развитию предопределяет активизацию инновационной деятельности предприятий, как наиболее приоритетного направления укрепления конкурентоспособности на основе повышения эффективности производства и улучшения качества продукции и услуг. Этому отвечает неуклонное совершенствование управления инновационным развитием первичных звеньев всех сфер и отраслей национального хозяйства.
В настоящее время вся ответственность по осуществлению инноваций легла на плечи руководителей отдельных хозяйствующих субъектов. Однако сегодня не только правильная оценка и выбор, но и успешная реализация инновационных проектов позволяют организациям занимать лидирующие позиции в отрасли и обеспечивают стабильную основу для дальнейшего роста.
Разработка прогрессивных моделей управления инновационным развитием предприятий должна исходить из интенсивности инновационных процессов, сокращения сроков создания инноваций, а также изменений функций и состава участников инновационной деятельности. Новые подходы к его формированию определяются изменениями, обусловленными снижением управляющей роли государства в инновационном развитии многих отраслей, с одной стороны, и выдвижением предприятий и фирм в качестве главных участников данного процесса, с другой. При этом главной задачей политики предприятия становится рост инновационной активности в целях повышения конкурентоспособности. Вместе с тем, вхождение в международные рынки, осуществляющие отбор конкурентоспособных технологий, обостряет проблему модернизации и формирования инновационных систем на предприятиях, которые вынуждены встраиваться в глобальную систему инноваций. Имеются и другие проблемы подобного рода.
В сложившихся условиях при решении задачи совершенствования управления инновационным развитием предприятия возрастает значение организационно-управленческих аспектов, направленных на эффективное обеспечение комплексного осуществления инновационной деятельности. Это обуславливается общим положением, что динамика инновационного развития предприятий находится в непосредственной зависимости от организации эффективных форм взаимодействия государства, бизнеса и науки, а также
1 Теоретические основы управления инновационной деятельностью предприятия
1.1 Сущность и содержание инноваций и инновационной деятельности
Качественные сдвиги в современной экономике демонстрируют тот факт, что произошла значительная перегруппировка факторов и источников, определяющих экономическое развитие. Сужающиеся возможности традиционных ресурсов экономического роста связаны как с приближением физических пределов их использования, так и со снижающейся эффективностью и увеличением затрат на природоохранные мероприятия. Это означает, что доминантой в становлении модели экономического роста в XXI в. должна стать система инновационных процессов, научных знаний, новых технологий, продуктов и услуг.
Активизация экономических процессов, ограниченность ресурсов экстенсивного роста определяют переход предприятий на инновационный тип развития, позволяющий обеспечить устойчивое функционирование компании за счет эффективного использования собственных потенциальных возможностей, повышения роста продуктивности производственных ресурсов, сосредоточения усилий по развитию сферы науки и техники и др.
В современном экономическом мире инновации выступают одним из ключевых факторов, определяющих перспективы социального и экономического развития организаций.
В настоящее время отсутствует общепринятая терминология в области инновационной деятельности. Ключевыми понятиями являются научно-технический прогресс (НТП), новшество, нововведение, инновация.
НТП – взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, проявляющееся, с одной стороны, в постоянном воздействие науки, открытий и изобретений на уровень техники и технологии, с другой – в применении новейших приборов и оборудования в научных исследованиях. На уровне организации НТП реализуется в виде инноваций [16, с. 52].
Под инновацией (англ. «innovation» – нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия [8, с.78].
Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание «нововведение» в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом [17, с. 86].
2 Исследование управления инновационной деятельностью в ОАО «Гомельский жировой комбинат»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Гомельский жировой комбинат»
Открытое акционерное общество «Гомельский жировой комбинат» осуществляет производственно-хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь на основании зарегистрированного Гомельским областным исполнительным комитетом Устава организации за № 400078303, распоряжением № 275р от 26 сентября 2008 г.
Годом образования комбината можно считать 1930 г., когда было начато строительство Гомельского маргаринового завода. Завод был введен в эксплуатацию 1 июля 1932 г. В 1935 г. начал работу мыловаренный завод мощностью 30 тыс. тонн мыла в год, в апреле 1936 г. вошел в строй гидрогенизационный завод производительностью 18 тыс. тонн саломаса в год. Вышестоящей организацией для ОАО «Гомельский жировой комбинат» является Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром». Форма собственности – государственная.
ОАО «Гомельский жировой комбинат» является крупнейшей организацией по производству масложировой продукции. Основными направлениями деятельности ОАО «Гомельский жировой комбинат» являются:
- производство маргариновой продукции (проектная мощность – 15,0 тыс. тонн/год);
- производство майонеза (проектная мощность – 10,0 тыс. тонн/год);
- производство фасованного растительного масла (проектная мощность – 10,2 тыс. тонн/год);
- производство мыла хозяйственного (проектная мощность – 12,8 тыс. тонн/год);
- производство мыла туалетного (проектная мощность – 7,0 тыс. тонн/год);
- производство саломаса (проектная мощность – 15,3 тыс. тонн/год).
Целью организации является повышение конкурентоспособности продукции за счет расширения ассортимента выпускаемой продукции, улучшения ее потребительских качеств, установление конкурентоспособных цен путем их снижения за счет применения энергосберегающих технологий и увеличения объема выпуска продукции.
Стратегия развития организации предусматривает последовательное проведение работ по реконструкции и техническому перевооружению организации, направленное на внедрение современных технологий производства продукции.
В октябре 2011 г. проведена реорганизация ОАО «Гомельский жировой комбинат» путем присоединения к нему ОАО «Краснобережский крахмало-паточный завод», находящегося в д. Красный Берег Жлобинского района Гомельской области, построенного и пущенного в эксплуатацию в 1931 г.,
3 Предложения по совершенствованию организации управления инновационной деятельностью ОАО «Гомельский жировой комбинат»
Инновационная деятельность – сравнительно новое понятие как в научно-теоретической области, так и в практике хозяйствования и предпринимательства в Республике Беларусь.
Однако значение инновационной деятельности для экономики предприятия определяется следующими моментами:
- является фактором конкурентоспособности продукции; обеспечивает эффективность использования производственных ресурсов;
- повышает степень адаптивности предприятия к изменяющимся условиям внешней среды;
- расширяет возможности предприятия по выходу на внешние рынки продукции;
- создает предпосылки для долгосрочной стабильности.
Реализация обозначенных возможностей предполагает создание эффективных систем управления инновационной деятельностью предприятия.
На сегодняшний день в Республике Беларусь развитие бизнеса сопровождается рядом типовых трудностей, среди которых можно выделить отсутствие взаимосвязи между стратегией компании и инвестиционной политикой, недостаточную проработку стандартов инвестиционного планирования, субъективизм при отборе инвестиционных проектов в программу. Кроме того, заинтересованность компаний в привлечении дополнительных инвестиций ставит перед топ-менеджерами дополнительную задачу – обеспечить реальную финансовую прозрачность инвестиционного процесса.
Непосредственные участники инновационной деятельности также сталкиваются с множеством технических проблем, например, данные по проектам регистрируются несколько раз в сложных для заполнения формах, отсутствует постоянный доступ к актуальной информации, система согласования представляет длительный и трудоемкий процесс.
Отсутствие инструментов мониторинга и анализа реализации инвестиционных и инновационных проектов не позволяет в полной мере контролировать инвестиционный процесс.
Для создания благоприятного инновационного климата и совершенствования управления инновационной деятельностью ОАО «Гомельский жировой комбинат» на мой взгляд, необходимы следующие меры:
- разработка концепции развития инновационной деятельности;
- формирование нормативно-правовых основ инновационной деятельности;
- информационное обеспечение в виде единого и доступного инновационного банка данных;
- развитие образования и подготовка кадров для инновационной деятельности.
В целях совершенствования управления инновационными процессами на предприятии необходима систематизированная программа действий
Заключение
Инновация означает изменения в экономике, промышленности, обществе, в поведении покупателей, производителей, работников. Инновация – это разработка и освоение производства новых или усовершенствованных продуктов, технологий и процессов, повышающих развитие и производство предприятия. Поэтому она всегда должна ориентироваться на рынок, руководствоваться его потребностями.
Для осуществления предприятием инновационной деятельности оно должно иметь такую структуру и такой настрой, которые способствовали бы созданию атмосферы предпринимательства, атмосферы восприятия новых благоприятных возможностей. Инновационная деятельность очень важна на предприятии, так как в современных условиях успешная деятельность предприятий невозможна без инноваций. Это подтверждается развитием предприятия ОАО «Гомельский жировой комбинат», где повышению эффективности производства способствуют нововведения.
В результате инновационной деятельности рождаются новые идеи, новые и усовершенствованные продукты, новые или усовершенствованные технологические процессы, появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и ее структурами.
Инновационная деятельность является мощным рычагом, который помогает преодолеть спад, обеспечить структурную перестройку и насытит рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.
Современный менеджмент должен быть менеджментом инновационного типа, то есть обладать определенным инновационным потенциалом. В условиях рыночной экономики характерны тенденции ускорения развития, уплотнения времени, увеличения количества и разнообразия изменений, характеризующих условия функционирования предприятия. Управление должно поспевать за изменениями, реально происходящими в действительности. И фактором такого соответствия управления тем изменениям, которые происходят в экономической жизни, науке и технике, является инновационный потенциал управления, который формируется в работе с персоналом, подготовке менеджеров, организации управления, ориентированной на динамику.
Для достижения своих целей по созданию и производству инноваций предприятие осуществляет инновационную деятельность.
Анализ основных показателей деятельности показала, что при располагающих возможностях и предоставленных условиях ОАО «Гомельский жировой комбинат» рационально использует все ресурсы и приложило все усилия для выполнения социально-экономических показателей в срок и качественно, сохраняя положительные темпы роста. В целом динамика показателей финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Гомельский жировой комбинат» за 2013-2015 гг. имеет положительную тенденцию. Однако можно сделать вывод о снижении эффективности работы организации в 2015 г.
Организационная структура ОАО «Гомельский жировой комбинат» построена рационально. Это подтверждается тем, что нижестоящее звено в
1 АСУ–Инвест // ГК «Проектная ПРАКТИКА» [Электронный ресурс]. – 2008–2015. – Режим доступа: http://www.pmpractice.ru/it/asu_invest/ ?detailedtext. – Дата доступа: 03.02.2015.
2 Афонин, И.В. Инновационный менеджмент : учеб. пособие для вузов / И.В. Афонин. – М.: Гардарики, 2007. – 224 с.
3 Брутян, М.М. Некоторые особенности стратегического управления инновационной деятельностью / М.М. Брутян // Креативная экономика. – 2013. – № 12 (84). – С. 56–60.
4 Ермасов, С.В. Инновационный менеджмент : учеб. для вузов / С.В. Ермасов, Н.Б. Ермасова. – М.: Высш. образование, 2007. – 505 с.
5 Журавкова, В.И. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия / И. В. Журавкова, В. М. Власова, Э. И. Крылов. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 256 с.
6 Ивасенко, А.Г. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]: электрон. учеб. курс / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, А.О. Сизова. – Электрон. дан. и прогр. – М.: КноРус, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD–ROM).
7 Ильенкова, С.Д. Инновационный менеджмент: учеб. / С. Д. Ильенкова. – М.: Юнити, 2010. – 251 с.
8 Инновационная деятельность и венчурный бизнес: научно-метод. пособие / И. В. Войтов, В. М. Анищик, А. П. Гришанович. – Минск: ГУ «БелИСА», 2011. – 188 с.
9 Инновационная деятельность как объект управления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mjob.by/innov-proj/136. Дата доступа: 01.02.215.
10 Кезинова, Н.С. Эффективные формы управления инновационной деятельностью предприятия / Н.С. Кезинова // // Креативная экономика. – 2010. – № 12 (48). – С. 87–90.
11 Кожухар, В.М. Инновационный менеджмент : учеб. пособие для вузов / В.М. Кожухар. – М.: Дашков и К, 2012. – 292 с.
12 Кретов, С.И. Инновационная деятельность как предмет научного анализа / С.И. Кретов // Креативная экономика. – 2011. – № 7 (55). – С. 52–57.
13 Маннапов, А.Р. Система управления инновационной деятельностью в организации / А.Р. Маннапов // Проблемы теории и практики управления. – 2013. – № 6. – С. 98–104.
14 Маховикова, Г.А. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / Г.А. Маховикова, Н. Е. Ефимова. – М.: ЭКМО, 2009. – 208 с.
15 Мясникович, М. В. Инновационная деятельность в Республике Беларусь: теория и практика / М. В. Мясникович. – Минск: Аналитический центр НАН Беларуси, ИООО «Право и экономика», 2011. – 178 с.
16 Никитенко, П. Г. Инновационная деятельность / П. Г. Никитенко. – Минск: Новое знание, 2010. – 336 с.
17 Основы инновационного менеджмента: теория и практика: учеб. пособие / П.Н. Завлина [и др.]. – М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 2010. – 632 с.
18 Пономаренко, В.С. Методологический аспект стратегического управления инвестиционными процессами / В. С. Пономаренко // Финансы Украины. – 2012. – № 10. – С. 3–8.
19 Попова, И. Н. Как эффективно управлять инновационными процессами? / И.Н. Попова // Народное образование. – 2014. – № 5. – С. 109–115.
20 Рыковский, И.М. Аудит инновационного менеджмента / И.М. Рыковский // Наука и инновации. – 2012. – № 11. – С. 47–50.
21 Сайфуллина С.Ф. Проблемы инновационного развития предприятий / С.Ф. Сайфулина // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 3 – С. 171–173.
22 Сапелкин, В.Е. Инновационная деятельность предприятий как объект управления // Управление в научно–инновационной сфере: Материалы республиканской научно–методической конференции (Минск, 16–17 декабря 2004 г.) / Под ред. Болбаса М.М., Ивашина Э.Я., Сторожилова А.И., Арсенева В.В. – Минск: УП «Технопринт», 2009. – С. 106–110.
23 Сорокин, А. П. Управление инновациями: курс лекций /А. П. Сорокин – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2010. – 154 с.
24 Фасхиев, Х. А. Модель управления инновационной деятельностью предприятия / Фасхиев Х. А. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2013. – № 4. – С. 11–28.
25 Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: учеб. / Р.А. Фатхудинов. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
26 Федотова, Н. В. Мотивы и инструменты инновационной деятельности / Н. В. Фетодова. – М.: КНОРУС, 2011. – 256 с.
27 Хотяшева, О.М. Инновационный менеджмент : учеб. пособие для вузов / О.М. Хотяшева. – СПб : Питер, 2005. – 318 с.
28 Черняк, В.З. Инновации: управление и экономика [ Электронный ресурс] : электрон. учеб. курс / В.З. Черняк. – Электрон. дан. и прогр. – М. : КноРус, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD–ROM).