Тема данной курсовой работы «Возможности сервисов Google Analytics и Яндекс в интернет-маркетинге».
Анализ состояния электронной коммерции показывает, что интернет-реклама как часть комплекса интернет-маркетинга на сегодняшний день является важнейшим фактором развития традиционной и сетевой форм экономики. Более того, интернет-реклама может использоваться в обоих видах коммерции – традиционной и электронной, являясь наиболее высокобюджетным и высокоэффективным способом продвижения товаров и услуг в Интернет. Факторами эффективности в данном случае являются запоминаемость, интерес, формальная и содержательная привлекательность применительно к разным целям – например, для повышения интереса к продукту или выработки осведомленности о торговой марке.
Вместе с тем рекламодатели в Интернет, несмотря на большие преимущества интернет-рекламы по сравнению с традиционными приемами, не имеют средств прогнозирования результатов и оценки эффективности рекламных мероприятий. Основным подходом к измерению эффективности рекламных кампаний является либо сравнение затрат и рекламного отклика (рост продаж, числа клиентов), характерный для традиционных приемов, либо подмена эффективности рекламной кампании эффективностью рекламного сообщения (показатель СТR – Click Through Rate: число кликов / число показов).[24]
Таким образом, актуальность темы определяется необходимостью выявления основных факторов, характеризующих успешное применение интернет-рекламы, и разработки на их основе методики оценки и повышения экономической эффективности рекламных кампаний в сети Интернет с применением математических моделей рекламных процессов в разрезе восприятия рекламных сообщений посетителями интернет-сайтов. Одно из направлений повышения эффективности рекламных сообщений реализуется на основе персонализации интернет-рекламы по типам восприятия текста и предполагает создание инструментария для фокусировки рекламных показов.
Цель работы изучить принципы и эффективность работа систем по сбору интернет-статистики Google Analytics и Яндекс.Метрика.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить статьи по данной теме;
- изучить практическое применение данной технологии и его результаты.
Google Analytics — это современный набор профессиональных инструментов. Сервис является продолжением аналитической системы Urchin Software Corpopration с апреля 2005 года. Начиная с августа 2006 года, система отслеживания посетителей стала доступной для каждого желающего веб-мастера. Первая бета-версия этого продукта корпорации Google вышла в октябре 2007 года со своим неповторимым интерфейсом.
Вся статистика собирается на специальном сервере компании с помощью специального счетчика Гугл Аналитикс. Код счетчика (написан на языке Javascript) размещается на всех страницах исследуемого веб-ресурса. Принцип работы всей аналитической системы предоставлен на следующем рисунке:[3]
Рисунок 1.1 - принцип работы аналитической системы Google Analytics
1. Посетители сначала попадают на Ваш сайт или блог. Они могут придти различными путями — из поисковых систем по заданному ключевому запросу, из ссылок на других веб-ресурсах, по рассылке, по указаниям в различных информационных продуктах, напрямую, набрав адрес и т.д. Как только они появляются на странице сайта с кодом Гугл Аналитики, начинается отслеживание информации о действиях посетителя и о самом посетителе (например, URL страницы, временные данные, разрешение экрана посетителя и т.д.) — создается специальный набор cookie-файлов для идентификации пользователя.
2. Код отслеживания посетителя счетчика Google Analytics пересылает информацию на серверы сбора данных корпорации за считанные доли секунды.
3. Через определенные промежутки времени (обычно для небольшого сайта объемом до 50 000 страниц это время равно одному часу) компания обрабатывает данные и соответственно обновляет пользовательские отчеты Google Analytics. Отчеты могут не сразу появиться, а с некоторым опозданием (от 3-х до 24-х часов в зависимости от нагрузки).
Чтобы эффективно делать бизнес в интернете, нужно постоянно оттачивать и оптимизировать онлайновую маркетинговую стратегию, систему навигации сайта и содержание страниц. Неэффективно работающий сайт не позволит получить адекватный возврат на инвестиции (ROI) и может повредить бренду. Но для начала нужно понять, что такое неэффективная работа — это связано с таргетированием маркетинговых кампаний или со способностью веб-сайта к конверсии[5].
Веб-аналитика предоставляет инструменты для сбора информации о том, что происходит на веб-сайте, и позволяет оценить результаты.
Интернет-аналитика (веб-аналитика) в успешном интернет-маркетинге.
Статистические методы получения и обработки данных о поведении посетителей на сайте существенно расширили сферу применения аналитических инструментов маркетинга для увеличения продаж и оптимизации расходов.
Интернет-аналитика (веб-аналитика) – это наука, изучающая статистику и динамику посещений сайта и поведение посетителей, обнаруживающая тенденции в изменениях данных и позволяющая прогнозировать реакцию посетителей на изменения в дизайне и функционале ресурса.
Интернет-аналитика является частью цифровой аналитики (digital analytics) – науки, прогнозирующей будущее на основании массива данных, собранных по интерактивным каналам – в интернете, через опросы и сбор данных, например, анализ спроса на новый товар, в СМИ, например, о реакции телезрителей на новый сериал. Интернет-аналитика, как и цифровая аналитика, встала на службу бизнесу, обеспечивая основу принятия решений, повышающих его прибыльность.
Технологии веб-аналитики
Первая задача, которая решается интернет-аналитикой – это сбор данных. Сбор данных осуществляется с помощью счетчиков систем статистики (например, LiveInternet) или с помощью специальных программ – лог-анализаторов. Самые популярные в России системы статистики – это Яндекс.Метрика, Google Analytics, LiveInternet. Установив счетчики этих систем на сайт, можно получить данные о важнейших параметрах посещения сайта и информацию о посетителях и их поведении на сайте.
Системы интернет-статистики позволяют получить информацию о количестве посещений сайта и их усредненных параметров. Кроме времени визита и его продолжительности, географии и половозрастному составу посетителя, просмотренных страниц и переходам на сайте, некоторые системы статистики позволяют отследить движения курсора единичного пользователя (функция «Вебвизор» в Яндекс.Метрика).
В заключение приведем сравнение двух рассмотренных систем по сбору интернет-статистики.
Каждая из систем имеет как свои преимущества, так и недостатки. Если говорить в целом, то функциональные возможности вышеупомянутых систем примерно одинаковы. Основные же различия заключаются в следующие: Яндекс Метрика:
- универсальный, интуитивно понятный интерфейс без лишних деталей;
- данные обновляются каждые пять минут в режиме реального времени;
- если на сайте системы возникают технические неполадки, у пользователя есть возможность sms- доставки отчетов;
- отчеты Яндекс Метрики дают возможность получить информацию о том, какие элементы страницы наиболее привлекательны для пользователя, а на какие они не обращают внимание с помощью карты кликов. Это один из лучших инструментов Яндекс.Метрики.
Особенности Google Analytics:
- стандартный и улучшенный режимы сегментации входящего трафика;
- огромное количество режимов, настроек и фильтров. Однако такой интерфейс будет слишком сложным для новичков;
- возможность расширенной работы с многоканальными последовательностями и социальными сетями;
В интернет есть описание как посредством инструментов веб аналитики GoogleAnalytics и Яндекс.Метрика был проведен анализ собранной информации, обозначены проблемы, нуждающиеся в решение и сделаны лаконичные выводы. Первая проблема это неэффективное распределение рекламных бюджетов. Проект заказывал онлайн рекламу в поисковых системах Google и Яндекс и анализ рекламных кампаний производился в данных системах.
Обе системы выявили, что у проекта есть серьезные проблемы с определением и выбором целевой аудитории. Бюджет распределялся в большей степени на страны западной Европы, где стоимость одного рекламного обращения значительно выше, нежели в странах СНГ, где имелся аналогичный спрос на продукт. Это проблема была устранена. Второй обнаруженный нюанс - наличие запросов с нулевой ценностью для бизнеса. Проекту интересны только те посетители, которые хотят или собираются оставить заявку на заказ предварительного плана лечения. Системы веб аналитики определили, что на сайте порядка 23% аудитории приходит по информационным запросам. Это означает, что они не собираются совершать целевое действие (конверсию). Соответственно затраты на привлечение такой аудитории были исключены.
1. Авинаш Кошик Веб-аналитика 2.0 на практике. Тонкости и лучшие методики = Web Analytics 2.0: The Art of Online Accountability and Science of Customer Centricity. — М, 2011. — С. 528
2. Акулич, И. Л. Маркетинг: учебник для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям / И. Л. Акулич. – Минск: Вышэйшая школа, 2010. – 524 с.
3. Билсберри, Дж. Эффективный менеджер. Взгляды и иллюстрации. Хрестоматия: пер. с англ. / Дж. Билсберри. – Москва: Мимлинк, 2001. – 413 с.
4. Белоусова, С. Н. Маркетинг: учебное пособие по специальностям экономики и управления / С. Н. Белоусова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 381 с.
5. Борушко, Н. В. Маркетинговые коммуникации: курс лекций / Н. В. Борушко. - Минск: БГТУ, 2012. - 306 с.
6. Брайан Клифтон Google Analytics для профессионалов, 3-е издание = Advanced Web Metrics with Google Analytics, 3rd ed., 2012. — 608 с.
7. Годин, А. М. Маркетинг: учебник для экономических вузов по направлению "Экономика" и специальности "Маркетинг" / А. М. Годин. – Москва: Дашков и Кº, 2010. – 671 с.
8. Дурович, А.П. Маркетинг: курс интенсивной подготовки: [учебное пособие] / А. П. Дурович. – Минск: Современная школа, 2010. – 253 с.
9. Казущик, А. А. Основы маркетинга: учебное пособие / А. А. Казущик. - Минск: Беларусь, 2011. - 246 с.
10. Карпеко, О. И. Промышленный маркетинг: учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности "Маркетинг" / О. И. Карпеко. – Минск: БГЭУ, 2010. – 414 с.
11. Кобелев, О. А. Электронная коммерция: учебное пособие для студентов / О. А. Кобелев. - Москва: Дашков и Кº, 2011. – 682 с.
12. Котлер, Ф. Основы маркетинга: краткий курс: [перевод с английского] / Филип Котлер. - Москва [и др.]: Вильямс, 2012. - 488 с.
13. Маркетинг. Менеджмент: экспресс-курс / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Мир книг, 2012. - 479 с.
14. Маркетинг: учебное пособие для магистров, аспирантов и специалистов, осуществляющих маркетинговую деятельность / [И. М. Синяева и др.]. - Москва: Вузовский учебник: Инфра-М, 2013. - 383 с.
15. Маркетинг в коммерции: учебник: для студентов / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев. - Москва: Дашков и Кº, 2011. – 543 с.
16. Маркетинговые коммуникации: учебник: для высших учебных заведений по специальности "Маркетинг" / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев. – Москва: Дашков и К°, 2011. – 323 с.
17. Маркетинг в вопросах и решениях: учебное пособие для студентов / И. В. Захарова, Т. В. Евстигнеева. – Москва: КноРус, 2011. – 303с.
18. Маркетинг: учебник для студентов / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов. – Москва: Инфра-М, 2013. – 335 с.
19. Маркетинг: учебное пособие по направлению 080500 "Менеджмент" / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. – Москва: Инфра-М, 2010. – 420 с.
20. Маркетинг: [перевод с английского] / Роман Хибинг, Скотт Купер. – Москва: Эксмо, 2010. – 846 с.
21. Маркетинговые исследования: учебное пособие для студентов / Т. Г. Зорина, М. А. Слонимская. – Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2010. – 410 c.
22. Майкл Миллер, YouTube для бизнеса. Эффективный маркетинг с помощью видео / Миллер. М., – Москва: Иванов и Фербер, 2012 – 6387c.
23. Оптимизация сайта под социальные сети, Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронный ресурс ]- URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/YouTube- Дата доступа 14.12.2016г
24. Севостьянов О.И., Гроховский, Леонид Продвижение порталов и интернет-магазинов /О.И. Севостьянов, -– Санкт-Петербург: Питер, 2014; – 224с;