ВВЕДЕНИЕ
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что в условиях развития экономики и интенсивного развития производства важное место отводиться рационализации хозяйственных связей торговли и промышленности.
Для насыщения торговли широким ассортиментом товаров, удовлетворяющих спрос практически всех слоев населения, необходимо наладить долгосрочные хозяйственные связи с большим кругом поставщиков, продукция которых конкурентоспособна и пользуется повышенным спросом. При этом должна быть обеспечена выгодность от сотрудничества с поставщиками той или иной группы товаров, планомерность и ритмичность по-ставки, и соблюдение договорной дисциплины.
В условиях перехода к рыночной экономике устраняется излишняя регламентация хозяйственных связей между поставщиками и покупателями, уступая место самостоятельному их регулированию. Все это повышает роль договора, который является единственным правовым и экономическим документом, определяющим права и обязанности сторон по поставке товаров.
Современный этап развития экономики Республики Беларусь характеризуется интенсивным развитием производства товаров народного потребления, увеличением количества предприятий, занимающихся непосредствен-но производством товаров и оптовых посредников, различных форм собственности. При этом возрастает конкуренция между ними за источники сбыта собственной продукции. Перед торговлей же открывается множество вариантов источников поступления товаров. Выбор осуществляется на основе сравнения преимуществ отдельных поставщиков, анализа выгодности работы с определенным поставщиком и конкурентоспособности предлагаемой им продукции.
Организация хозяйственных связей с поставщиками товаров занимает особое место среди инструментов коммерческой деятельности предприятия. Все операции по организации торгово-оперативных процессов и управлению ими с целью достижения высокой экономической эффективности работы торгового предприятия связаны, прежде всего, с рациональной организацией хозяйственных связей с поставщиками товаров, которые способствуют планомерному выполнению планов поступления, сбалансированности спроса и предложения, своевременному товароснабжению розничной торговой сети. В связи с этим исследование процессов установления хозяйственных связей и разработка их методического обеспечения имеют важное научно-практическое значение.
Множество проблем в организации хозяйственных связей возникает у предприятий потребительской кооперации. Это связано с нестабильным финансовым положением многих предприятий, отсутствием собственных обо-ротных
1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ ТОРГОВЛИ С ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ, ИХ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
В процессе обмена материальными ресурсами между поставщиками и потребителями продукции возникают определенные хозяйственные связи. Они представляют собой совокупность организационных, экономических и правовых взаимоотношений, возникающих между потребителями и поставщиками сырья, материалов, топлива и т. п. Рациональная структура хозяйственных связей в значительной, а иногда и в решающей мере определяет эффективность производства.
Содержание хозяйственных связей образует материальные (имущественные) и организационные действия предприятий по реализации продукции, оказанию услуг, выполнению работ. В их рамках происходит взаимный обмен результатами производственно-хозяйственной деятельности организаций.
Важную роль в совершенствовании хозяйственных взаимоотношений торговли и промышленности призвана сыграть система хозяйственных связей по поставкам товаров. Система хозяйственных связей включает такие рычаги экономического воздействия торговли на производство, как заявки на потребность и производство товаров, заказы на производство и поставку, договоры поставки.
Систему хозяйственных связей по характеру и последовательности взаимодействия промышленности и торговли можно условно разделить на три этапа: подготовительный, документального оформления поставки, исполнения (функционирования). Хозяйственные связи на поставку товаров различаются по своей структуре, числу участников, сроком действия, ведомственной подчиненности, нормативной типизации.
По своей структуре хозяйственные связи могут быть простыми и сложными.
При простой структуре договоры на поставку заключаются непосредственно между предприятиями-изготовителями товаров и различными торговыми предприятиями и организациями. Так заключаются договоры на многие продовольственные товары, физико-химические свойства которых требуют реализации товаров в свежем виде (хлеб, хлебобулочные изделия и молочные продукты, безалкогольные напитки и др.) [3].
Для сложной структуры характерно участие в хозяйственных связях одного или нескольких посредников оптовых баз. По количеству посредников различают одно-, двух- и многозвенные связи. При участии в хозяйственных связях одного или нескольких посредников снижается оперативность планирования
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ С ПОСТАВЩИКАМИ ТОВАРОВ
2.1 Организационно-экономическая характеристика торговой организации
Гомельское райпо расположено на территории Гомельского района, занимающего территорию 2,1 тыс. км2 . Гомельский район – один из наиболее густонаселенных районов области. На его территории площадью 2,0 тыс.кв. км размещено 186 населенных пунктов, в них проживает около 69,9 тыс. человек.
Административно район разделен на 20 сельских Совета: Бобовичский, Грабовский, Долголесский, Зябровский, Красненский, Марковичский, Поколюбичский, Приборский, Прибытковский, Руднемаримоновский, Улуковский, Урицкий, Терюхский, Тереничский, Терешковичский, Шарпиловский, Черетянский, Ченковский, Ереминский и поселковый Совет Большевик.
Гомельский район расположен в юго-восточной части Гомельской области. Граничит с Репкинским и Городнянским районами Республики Украина, с Лоевским, Речицким, Буда-Кошелевским, Ветковским и Гомельским районами Гомельской области.
Промышленность Гомельского района представлена 7 организациями, из них 2 – республиканской собственности или ее долей, 1 – областной коммунальной собственности, 3 – открытых акционерных общества с долей коммунальной собственности и 1 частной формы собственности. Наибольший удельный вес – 83,0 % в общем объеме продукции промышленности занимает ОАО «Гомельагрокомплект». Кроме того, работают 2 лесхоза.
Основа экономики Гомельского района – сельское хозяйство. Сельскохозяйственные предприятия специализируются на выращивании зерновых культур, картофеля, овощей, льна, занимаются производством молока и мяса.
В состав агропромышленного комплекса района входит 47 хозяйств, в том числе: шесть сельскохозяйственных производственных кооперативов, четыре коммунальных сельскохозяйственных унитарных предприятия, два республиканских сельскохозяйственных унитарных предприятия, три ОАО, одно республиканское дочернее сельскохозяйственное унитарное предприятие, одно сельскохозяйственное унитарное предприятие, 30 фермерских хозяйств.
Торговое обслуживание населения Гомельского района осуществляют 72 субъекта хозяйствования различных форм собственности, сеть которых составляет 206 магазинов и 72 организации общественного питания, в том числе 28 объектов общественного питания общедоступной сети.
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ С ПОСТАВЩИКАМИ КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ. КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
В ходе сбора информации для проведения анализа хозяйственных связей, были выявлены существенные недостатки в области организации учета поступления товаров. Огромный массив данных по поставкам товаров представлен только в первичных документах, а именно, товарно-транспортных накладных.
Учет хозяйственных связей также призван обеспечивать не только отражение и систематизацию объемов поступления, но и одновременный учет выполнения договорных обязательств в разрезе отдельных поставщиков.
Современное программное обеспечение позволяет с наименьшими за-тратами времени и ресурсов организации обеспечивать систематизацию и интеграцию различных экономических данных и показателей как хозяйственно-экономической деятельности в целом, так и, в частности, данных, характеризующих организацию хозяйственных связей по поставкам товаров. В качестве массивов информации, включаемой в учет по хозяйственным связям, могут выступать:
- фактические объемы поступления продукции в натуральном и денежном выражении;
- фактические объемы поставок в ассортиментном разрезе по каждому поставщику;
- объемы поставок, в том числе и по ассортиментным группам, предусмотренные договором в разрезе поставщиков;
- данные о поставщиках (цены на продукцию, удаленность и др.);
- условия поставки продукции и т.д.
Систематический учет данных позволит гибко реагировать на изменения, происходящие в хозяйственных отношениях между организациями, поставляющими колбасную продукцию, и организацией-заказчиком путем оперативного расчета системы показателей эффективности хозяйственных связей, их анализа и выработки на этой основе экономически обоснованных управленческих решений.
Организация хозяйственных связей по поставкам товаров, их анализ по различным направлениям, выявление проблем и разработка конкретных управленческих решений, способствующих повышению эффективности взаимодействия с поставщиками продукции, не представляются возможными без разработки оптимальной системы учета информации по хозяйственным связям.
В ходе проведения анализа хозяйственных связей по поставкам продукции в Гомельское райпо были выявлены следующие проблемы:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях рыночной экономики одним из ключевых элементов организации бизнеса является система организации коммерческой деятельности. Что касается важности этой области деятельности предприятий, то это не требует особых доказательств, поскольку роль и значимость коммерческой деятельности понятна любому предпринимателю. Хозяйственные связи по поставкам продукции – неотъемлемая часть коммерческой деятельности, экономические, организационно-правовые, финансовыми отношениями между сторонами.
Гомельское райпо расположено на территории Гомельского района, занимающего территорию 2,1 тыс. км2 . Гомельский район – один из наиболее густонаселенных районов области. На его территории площадью 2,0 тыс.кв. км размещено 186 населенных пунктов, в них проживает около 69,9 тыс. человек.
Промышленность Гомельского района представлена 7 организациями, из них 2 – республиканской собственности или ее долей, 1 – областной коммунальной собственности, 3 – открытых акционерных общества с долей коммунальной собственности и 1 частной формы собственности. Наибольший удельный вес – 83,0 % в общем объеме продукции промышленности занимает ОАО «Гомельагрокомплект». Кроме того, работают 2 лесхоза.
Основа экономики Гомельского района – сельское хозяйство. Сельскохозяйственные предприятия специализируются на выращивании зерновых культур, картофеля, овощей, льна, занимаются производством молока и мяса.
Торговое обслуживание населения Гомельского района осуществляют 72 субъекта хозяйствования различных форм собственности, сеть которых составляет 206 магазинов и 72 организации общественного питания, в том числе 28 объектов общественного питания общедоступной сети.
Основной целью создания Гомельского райпо является удовлетворение материальных (имущественных) и иных потребностей членов Гомельского райпо и обслуживаемого населения.
К положительным моментам в деятельности Гомельского райпо можно отнести: рост товарооборота как в действующих ценах, так в 2016 году по сравнению с 2015 товарооборот увеличился на 4,9% и составил 340824 млн р. Также положительным моментом можно назвать ускорение товарооборачиваемости за анализируемый период.
Коммерческие функции в райпо выполняют специалисты торгового от-дела, который состоит из 6 человек, трое из них имеют высшее образование, двое средне специальное, и один работник имеет среднее образование.
Но имеются и негативные моменты в работе: с ростом доходов организации возросли и расходы на реализацию товаров, что привело к снижению прибыли от реализации товаров и снижению рентабельности данной организации и получению убытка.
1. Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учебник/С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. – 3-е изд., испр. – Минск; Выш.шк., 2008. – 364 с.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь
3. Дроздовская, К. К вопросу о взаимоотношениях производителей с розничной торговой сетью / Кэтрин Дроздовская // Юрист. – 2016. – №6. – С. 71–73.
4. Капитонов, А. Грядёт революция…в работе с покупателями: Технология радиочастотной идентификации в цепи поставок товаров // Гермес. – 2015. – №4. – С. 57–59
5. Климченя, Л. Способ рейтинговой оценки поставщиков и возможности его использования в розничной торговле / Людмила Климченя, Светлана Флерко, Виталий Поляк // Продажи. – 2013. – №2 (апрель). – С. 11–15.
6. Минько, Э.В. Основы коммерции: учеб. пособие для вузов/Э.В. Минько, А.Э. Минько. – М.:Юнити-дана, 2007. – 512 с.
7. Михаловский, А. Оптимизация подготовки проектов договоров сэкономит время / Алексей Михаловский // Юрист. – 2014. – №1. – С. 69–74.
8. Памбухчиянц, О, В. Организация и технология коммерческой деятельности: учебник/ О.В. Памбухчиянц; – М.: Дашков и Ко, 2001. – 450 с.
9. Половцева, Ф.П. Коммерческая деятельность: учеб. Для вузов/Ф.П. Половцева. – М.:Инфра-М, 2001. – 248 с.
10. Разу, М.Л. Договорная работа: организация, технология, управление: учеб.-практ. пособие/ М.Л. Разу, И.В. Цветков. – М: ФБК-Пресс, 2005. – 224 с.
11. Статистический ежегодник РБ/ Нац. стат. комитет РБ. – Мн.: 2011. – 635 с.
12. Стрельцов, В.В. Поставка продукции: качество и количество / Владимир Владимирович Стрельцов, Алла Петровна Тимошенко // Экономика. Финансы. Управление. – 2015. – №11. – С. 114–123.
13. Шахлевич, Е. Правила хорошего торга в условиях кризиса / Елена Шахлевич; фото константина Пухова, Алексея Смольского // Дело. – 2014. – №5. – С. 48–51.
14. Щур, Д.Л. Основы торговли. Розничная торговля: настольная книга руководителя, главбуха и юриста/ Д.Л. Щур, Л.В. Труханович. – М.:Дело и сервис, 1999. – 704 с.
15. Ярцев, А.И. Распределение товаров: Учеб. Пособие для вузов/ А.И. Ярцев. – МН.: БГЭУ, 2002. – 195 с.