Введение
В эпоху глобальных перемен современная инновационная политика становится важнейшим инструментом создания долгосрочных конкурентных преимуществ, сохранения национальных ориентиров, обеспечения устойчивости и стабильности развития. Не случайно с инновационной деятельностью все теснее связываются перспективы развития государств и повышения качества жизни населения планеты. Научные исследования и разработки в области инноваций позволяют расширить перспективы использования имеющихся технических возможностей, повысить эффективность производства и управления.
Современный экономический рост характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса. На долю новых знаний, воплощенных в технологиях, оборудовании, человеческом капитале, организации производства, в развитых странах приходится от 80 до 95% прироста ВВП. Инновации как фундамент научно-технического прогресса определяют конкурентные преимущества как фирмы, так и страны в целом.
В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. В рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, снижению себестоимости продукции, притоку инвестиций, повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних. Особую роль играют инновации в повышении конкурентоспособности организаций.
В современном мире пробуждается новая система ценностей, отвечающей требованиям формирующейся постиндустриальной эпохе. Движущей силой данных преобразования является инновационный характер капитала, базирующийся на быстром освоении эффективных технологий, новых схем управления, вбирающих достижения современной науки. Результатом взаимодействия технологического уровня развития капитала, зрелости гражданских прав и свобод, в том числе, развитости социальной организации в обществе становится процесс аккумуляции общественного богатства, основанного на знаниях, на инновациях.
Задача повышения эффективности функционирования экономики страны тесно связана с ускоренным развитием инновационной сферы. Активизация инновационной деятельности способствует подъему и эффективному развитию экономики, ее технологической и социальной модернизации. При помощи инноваций создаются новые и расширяются действующие производства, появляются дополнительные рабочие места, обеспечиваются освоение и выход на рынок новых товаров и услуг.
1 Инновационная деятельность как объективное требование к современному уровню экономического развития организации
1.1 Инновационно-ориентированные организации региона как важнейший элемент экономического потенциала
Инновационный потенциал представляет собой систему, включающую капитал, собственные инновации, заемные инновации и проекты, взаимодействие которых направлено на эффективное развитие техники и технологии производственной системы. Основной задачей потенциала является формирование необходимой структуры инноваций, достаточной для обеспечения целенаправленного роста капитала, который реализуется технологией управления проектами [6].
Подобно термину «инновация», понятие «инновационный потенциал» также не получило однозначного толкования в современной российской практике, что в первую очередь связано с отсутствием федерального закона, конституционирующего базовую терминологию данной сферы. Однако принятые на территории отдельных субъектов федерации законы об инновационной деятельности не рассматривают «инновационный потенциал» в качестве базовой категории, опираясь лишь на содержание понятий инновационной деятельности, инновационной политики и отдельных объектов, составляющих инновационную инфраструктуру. Тем не менее, именно наличие инновационного потенциала является основой для осуществления инновационных процессов. В связи с этим обратимся к определениям данного понятия, предложенным в трудах отечественных ученых.
В зависимости от выделяемых сущностных характеристик, в современной литературе инновационный потенциал чаще всего рассматривают с точки зрения отдельных уровней экономики (отдельного предприятия, муниципального образования, региона или национальной экономики), либо с позиции институциональных форм, составляющих данное явление. Так, М.О. Данько под инновационным потенциалом понимает «накопленное определенное количество информации о результатах научно-технических работ, изобретений, проектно-конструкторских разработок, образцов новой техники и продукции». Представляется, что данная трактовка несколько ограничивает содержание понятия, поскольку устанавливает акцент лишь на информационном ресурсе как наиболее приоритетном, не принимая во внимание другие важные компоненты инновационного потенциала, а также не отражает цель формирования и использования указанных знаний. Трактовка понятия «инновационный потенциал» как «способности различных отраслей народного хозяйства производить наукоемкую продукцию, отвечающую требованиям мирового рынка» также сужает сферу его применения, поскольку рассматривает данное понятие лишь с точки зрения инновационной активности отдельных отраслей и не может выступать критерием, определяющим инновационную активность макроэкономической системы.
2 Оценка вклада инновационно-ориентированных организаций в экономический потенциал
2.1 Краткая экономическая характеристика
Инновационное развитие национальной экономики как государственный приоритет определено Законом Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» от 10 июля 2012 г. № 425-З [8], Законом Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики», Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы [6].
Целью государственной инновационной политики в Республике Беларусь является создание благоприятных социально-экономических, организационных и правовых условий для инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики [8].
Основными задачами государственной инновационной политики являются:
- обеспечение экономического и социального развития Республики Беларусь за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;
- обеспечение правового регулирования, стимулирующего инновационное развитие национальной экономики;
- формирование и комплексное развитие национальной инновационной системы, обеспечение ее интеграции в мировую инновационную систему с учетом национальных интересов;
- создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности, в том числе для вложения инвестиций в данную сферу;
- стимулирование авторов (соавторов) инновации;
- стимулирование создания и развития юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность, а также стимулирование деятельности индивидуальных предпринимателей в инновационной сфере [8].
Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется в форме:
- принятия (издания) нормативных правовых актов в сфере инновационной деятельности;
- подготовки и реализации программ инновационного развития;
- организации прогнозирования технологического развития;
- осуществления технического нормирования и стандартизации;
- в иных формах, предусмотренных законодательством.
3 Мероприятия, направленные на увеличение количества инновационно-ориентированных организаций и прогнозирование их эффективности в Республике Беларусь
На современном этапе перед Республикой Беларусь стоит важнейшая задача – переход экономики на инновационный путь развития. Её решение является одним из основных способов достижения динамичного развития страны в долгосрочной перспективе и повышения уровня жизни ее жителей.
Республика Беларусь имеет мощный научно-технический потенциал, значительные достижения в различных отраслях науки и техники, заделы в фундаментальных исследованиях. Вместе с тем следует отметить, что инновационная деятельность в республике на стадии становления.
Основными причинами такого состояния являются, по мнению А.Г. Шумилина [26]:
1) экономическая ситуация в республике;
2) отсутствие у большинства руководителей и научных работников знаний в области менеджмента, маркетинга;
3) недостаточность собственных средств у организаций;
4) ограниченные возможности финансовой поддержки государства;
5) недостаточная развитость финансово-кредитной системы.
Негативные тенденции в научной и научно-технической сфере:
- уменьшение объемов научно-исследовательских работ и численности исследователей;
- отток из научной среды специалистов среднего возраста;
- устаревание материально-технической базы.
Главная причина низкой инновационной активности субъектов хозяйствования в стране связана с недостатком финансовых ресурсов и, соответственно, ограниченным доступом к ним.
К типичным проблемам, испытываемым субъектами инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь, можно отнести:
- несовершенство законодательных основ их деятельности;
- отсутствие эффективного механизма финансового обеспечения их деятельности, особенно на начальном этапе;
- отсутствие отлаженной системы взаимодействия между действующими субъектами инновационной инфраструктуры;
- недостаточная обеспеченность кадровыми ресурсами, особенно в регионах Беларуси;
- недостаточная инновационная активность научных организаций;
- низкая инновационная восприимчивость промышленных предприятий.
Долгосрочные негативные тенденции в науке и инновационной сфере Республики Беларусь сохраняют актуальность и в настоящее время. В числе важнейшей проблемы функционирования национальной инновационной системы следует выделить критически низкий уровень наукоемкости ВВП. В
Заключение
На основании вышеизложенного в курсовой работе материала можно сделать следующие выводы.
Инновация – это прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного и иного характера.
В Брестской и Витебской областях работают по два научно-технологических парка: ООО «Технопарк Полесье» и ЗАО «Брестский научно-технологический парк»; РИУП «Научнотехнологический парк Витебского государственного технологического университета» и РИУП «Научнотехнологический парк Полоцкого государственного университета». В качестве центра трансфера технологий также функционирует ОДО «Витебский бизнес-центр».
В Гомельской области в качестве научнотехнологических парков действуют два предприятия: КУП «гомельский научно-технологический парк» и ГП «Агентство развития и содействия инвестициям» и один центр трансфера технологий: РУП «Центр научно-технической и деловой информации».
В Гродненской области осуществляют деятельность субъекты инновационной инфраструктуры КПУП «Научно-технологический парк Гродно» и ООО «Апсель».
В инновационную инфраструктуру Могилевской области входит ЗАО «Технологический парк Могилев».
В Минской области осуществляют деятельность КПТУП «Минский областной технопарк».
В инновационную инфраструктуру г. Минска входят: РИУП «Научно-технологический парк БНТУ «Политехник», ООО «Минский городской технопарк» и центр трансфера технологий Закрытое акционерное общество «Строй- изыскания».
Главными направлениями деятельности резидентов технопарков являются: приборостроение, машиностроение, электроника; информационные технологии, разработка программного обеспечения; медицина, фармацевтика, производство медицинского оборудования; энергетика и др.
В целом можно выделить следующие основные проблемы существующей инновационной системы Беларуси:
- отсутствие четко структурированной законодательной базы для осуществления всех стадий инновационной деятельности, для мер ее государственной поддержки, а также нормативной правовой базы, регулирующей условия создания предприятий и нормы взаимоотношений между субъектами инновационной инфраструктуры;
- ограниченный платежеспособный спрос на внутреннем рынке на передовые технологии и нововведения, отсутствие сложившегося рынка инновационной продукции;
1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: Учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: МФПУ Синергия, 2013. – 560 c.
2. Анисимов, А.А. Макроэкономика. Теория, практика, безопасность. Учебное пособие. / А.А. Анисимов, Н.В. Артемьев. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 599 c.
3. Аносова, А.В. Макроэкономика. Сборник задач и упражнений: Практическое пособие / А.В. Аносова, И.А. Ким .– М.: Юрайт, 2013. – 154 c.
4. Базилевич, А. И. Инновационный менеджмент: учебник / А. И. Базилевич. – М., 2014. – 171 с.
5. Басовский, Л.Е. Макроэкономика: Учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 202 c.
6. Беляев, О.Г. Методика комплексной оценки инновационного потенциала региона/ О.Г. Беляев // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nntu.ru/trudy/2011/03/281-288.pdf - Дата доступа: 16.09.2017.
7. Васильев, В.П. Макроэкономика. Учебное пособие / В.П. Васильев. – М.: ДиС, 2012. – 208 c.
8. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
9. Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gknt.gov.by/opencms /opencms/ru/nis. – Дата доступа: 16.09.2017.
10. Гусакова, В.Г. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2015 года: Аналитический доклад / В.Г. Гусакова. – Минск: ГУ «БелИСА», 2015. – 216 с.
11. Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 425-З «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
12. Киреев, А.П. Международная макроэкономика: Учебник / А.П. Киреев. – М.: МО, 2014. – 592 c.
13. Кузнецов, Б.Т. Макроэкономика. Учебное пособие. / Б.Т. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ, 2014. – 463 c.
14. Кульков, В.М. Макроэкономика: Учебник и практикум / В.М. Кульков, И.М. Теняков. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 375 c.
15. Матвейкин, В.Г.Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития: монография / В.Г.Матвейкин, С.И.Дворецкий, Л.В. Минько, В.П. Таров, Л.Н. Чайникова, О.И. Летунова. – М.: «Издательство Машиностроение-1», 2007. – с. 9
16. Перро, Ш. Макроэкономика. Экспресс-курс / Ш. Перро, Я.и В. Гримм. – М.: КноРус, 2013. – 304 c.
17. О государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. –2016. – № 64. – 5/33864; 2012. – № 20. – 5/35225.
18. Официальный сайт Национального Статистического Комитета Республики Беларусь / Официальная статистика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/nauka-i-innovatsii/osnovnye-pokazateli-za-period-s-__-po-____gody/– Дата доступа: 16.09.2017.
19. Пригожин, А. И. Нововведения: стимулы и препятствия: соц. проблемы инноватики / А. И. Пригожин. – М.: Политиздат, 2013. – 271 c.
20. Розанова, Н.М. Макроэкономика.продвинутый курс в 2 ч. часть 2 2-е изд., пер. и доп. учебник для магистратуры / Н.М. Розанова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 382 c.
21. Скрябин, О.О. Макроэкономика: Учебное пособие / О.О. Скрябин, А.Ю. Анисимов, Ю.Ю. Костюхин. – М.: МИСиС, 2013. – 88 c.
22. Слобцов, И.А. Микроэкономика. Макроэкономика (для бакалавров) / И.А. Слобцов, О.В. Шашкова. – М.: КноРус, 2013. – 472 c.
23. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – М.: Юрайт, 2012. – 686 c.
24. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – М.: Юрайт, 2013. – 686 c.
25. Шумилин, А. Г. Реализация потенциала отечественной науки для инновационного развития Республики Беларусь / А.Г. Шумилин // Проблемы управления – 2015. – № 3. – С. 33-36
26. Шумилин, А.Г. Национальная инновационная система Республики Беларусь : монография / А.Г.Шумилин. – Минск : Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2014. – 255 с.
27. Щемелева, Е. В. Анализ развития инновационного потенциала Республики Беларусь / Е. В. Щемелева // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2016. – № 2. – С. 43-48.
28. Экономика и управление инновациями : пособие / авт.-сост. : Н. Н. Козырева, Т. В. Жукова, И. А. Ефименко. – Гомель : УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2010. – 252 с.
29. Экономика инноваций: учеб. для вузов / под ред. В.Я. Горфинкеля. – М. : Вузовский учеб., 2009. – 416 с.