ВВЕДЕНИЕ
1 Сущность и социально-экономическое значение доходов от реализации товаров торговой организации
1.1 Сущность экономической категории «доход»
1.2 Методика анализа доходов от реализации товаров торговой организации
2 Экономический анализ доходов от реализации торговой отрасли Новогрудского филиала Гродненского ОПО
2.1 Краткая социально-экономическая характеристика деятельности Новогрудского филиала Гродненского ОПО
2.2 Экономический анализ образования и использования доходов от реализации в торговле
3 Основные направления увеличения доходов от реализации торговой отрасли Новогрудского филиала Гродненского ОПО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Главной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной работы ее организаций, что требует кардинального улучшения работы в условиях функционирования потребительского рынка. Поэтому торговой организации необходимо постоянно проводить анализ хозяйственной деятельности для принятия эффективных управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, существенное место в которой занимают доходы от реализации и прибыль от реализации товаров в торговле.
В этих условиях важным фактором дальнейшего развития любой организации является поток поступающих денежных средств, превышающих платежи. От наличия или отсутствия доходов от реализации товаров будет зависеть, в конечном счете, возможность функционирования организации, ее конкурентоспособность и финансовое состояние.
Основной источник доходов от реализации товаров организации торговли – выручка от реализации товаров, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на реализацию товаров. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта – получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии и расходования средств и наиболее эффективного их использования. Совокупность данных обстоятельств обуславливает актуальность избранной темы курсовой работы.
Прибыль организации основной источник экономического развития, как самой организации, так и общества в целом. Кроме всего выше изложенного, прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим организацию от угрозы банкротства. Конечно, угроза может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности организации, но все-таки гораздо успешнее организация выходит из кризиса при высоком потенциале генерирования прибыли.
Актуальность данной темы курсовой работы является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием, распределением и использованием доходов от реализации товаров и прибыли организации. В связи с этим соответственно растет и ответственность за своевременность, и качество принимаемых решений.
Целью курсовой работы является разработка основных направлений увеличения доходов от реализации товаров торговой организации.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
- раскрыта экономическая сущность и роль доходов от реализации
1 Сущность и социально-экономическое значение доходов от реализации товаров торговой организации
1.1 Сущность экономической категории «доход»
Результатом деятельности любой организации является валовая прибыль (доход). Доходами признается увеличение экономических выгод организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и погашения обязательств, приводящих к увеличению его капитала. Они также являются основным источником формирования прибыли торговых организаций.
Доходы – увеличение экономических выгод в течение отчетного периода путем увеличения активов или уменьшения обязательств, ведущее к увеличению собственного капитала организации, не связанному с вкладами собственника ее имущества (учредителей, участников) [10, с. 1].
Расходы – уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода путем уменьшения активов или увеличения обязательств, ведущее к уменьшению собственного капитала организации, не связанному с его передачей собственнику имущества, распределением между учредителями [10, с. 1].
В экономической литературе, в нормативных законодательных актах Республики Беларусь, в зарубежной теории и практики нет единого мнения по трактовке понятий «доходы» и «расходы». Существуют также определенные противоречия между нормативным регулированием бухгалтерского учета финансовых результатов и законодательством по налогообложению. Различные подходы к определению данных понятий в экономической теории и бухгалтерском учете.
Доходы от реализации товаров являются важным качественным показателем торговой деятельности, так как в них отражается уровень хозяйствования, результаты коммерческой, финансовой и экономической работы организации.
В соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов, выделяют следующую группировку доходов [10, с. 2]:
– текущая деятельность – основная приносящая доход деятельность организации и прочая деятельность, не относящаяся к финансовой и инвестиционной деятельности;
– инвестиционная деятельность – деятельность организации по приобретению и созданию, реализации и прочему выбытию основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные активы,
2 Экономический анализ доходов от реализации торговой отрасли Новогрудского филиала Гродненского ОПО
2.1 Краткая социально-экономическая характеристика деятельности Новогрудского филиала Гродненского ОПО
Потребкооперация Гродненской области является многоотраслевой системой и включает отрасли торговли, общественного питания, промышленности, заготовок, рынков, строительного комплекса и транспорта.
Главная цель хозяйственной деятельности облпотребобщества - наиболее полное удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков и обслуживаемого населения.
Торговое обслуживание осуществляют 944 торговых объектов с торговой площадью 103 тыс. кв. м., из них в сельской местности расположено 652 торговых объектов. Торговлю промышленной группой товаров осуществляет 132 магазина, продовольственной – 812.
На развитие материально-технической базы системы облпотребобщества за период 2011-2016 гг. направлено 71,4 млн р. инвестиций, в том числе за 2016 год – 3,3 млн р.
За 2016 год через объекты торговли и общественного питания реализовано населению товаров на 282 млн р. Удельный вес потребительской кооперации в области в обороте официально учтенных торговых предприятий составил 8,7%.
Реализация мер по стимулированию продаж товаров белорусских производителей позволила сохранить высокий удельный вес товаров отечественного производства в товарообороте, который за 2016 год составил 94,5%.
Одним из главных приоритетов в работе облпотребобщества наряду с обеспечением качественного торгового обслуживания населения, является полное освоение излишков сельскохозяйственной и дикорастущей продукции у населения, стимулирование развития личных подсобных хозяйств граждан. Так, за 2016 год населению за сданную сельскохозяйственную продукцию выплачено 15,6 млн р. Заготовлено от сельхозпроизводителей 4,4 тыс. тонн картофеля, 5,9 тыс. тонн овощей, 11,4 тыс. тонн плодов и ягод, 654 тонны дикорастущей продукции, 9,2 тыс. тонн мяса и мясопродуктов.
Промышленными предприятиями потребительской кооперации за 2016 год произведено 13,4 тыс. тонн хлеба и хлебобулочных изделий, 267 тонн кондитерских изделий, 1,9 тыс. тонн колбасных изделий и полуфабрикатов, 72 тонны рыбной продукции, 60 тыс. дал. безалкогольных напитков, 462 тонны
3 Основные направления увеличения доходов от реализации торговой отрасли Новогрудского филиала Гродненского ОПО
В современный период рыночная конкуренция должна быть более жесткой, но не за счет фактора цены, а в результате появления более изощренных, тонких методов и форм соперничества торговых предприятий на рынке. Выживание предприятия все чаще обуславливается действием факторов более досрочного порядка, нежели просто экономия на каких-либо видах издержек.
Необходимо, чтобы Новогрудского филиала Гродненского ОПО гораздо больше времени уделяло таким сферам, как увеличение доходов, снижение затрат. Так как нужды и запросы потребителей быстро распространяются по всему свету, то они становятся чрезвычайно индивидуализированными, а рынки очень разнообразными по своей структуре руководство Новогрудского филиала Гродненского ОПО, если оно стремится к преуспеванию на рынке, должно неукоснительно следовать правилу: делать прежде всего ставку на увеличение доходов, а не на снижение затрат (хотя они и взаимосвязаны).
Для увеличения доходов от реализации товаров Новогрудского филиала Гродненского ОПО необходимо провести ряд мероприятий по следующим направлениям:
1. Снижение закупочных цен на товары. Это позволит не повышать размер торговой надбавки, формировать эффективную ценовую политику, что соответственно увеличит размер оборота торговли. Это потребует:
- сокращения числа посредников при закупке товаров, не требующих длительного периода хранения. Наиболее низкий уровень цены может быть обеспечен при закупке товаров у непосредственных производителей;
- использования системы ценовых скидок в процессе предоставления услуг, в первую очередь, скидок постоянным клиентам;
- закупки партий товаров на сезонных и предпраздничных распродажах по существенно сниженным ценам.
2. Умеренное увеличение уровня цен на некоторые товары, позволит сформировать рациональный ассортимент и увеличить размер получаемых доходов. Для этого необходимо:
- осуществление эффективно разработанной ценовой политики организации на рынке сбыта;
- обеспечение своевременной корректировки цен в необходимых случаях;
- использование благоприятной торговой конъюнктуры на отдельных этапах планового периода, особенно при реализации товаров сезонного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономический анализ доходов организации является важнейшим элементом системы управления ими и имеет своей целью выявить резервы и пути повышения доходов от реализации товаров предпринимательской деятельности. Описанная в данном вопросе методика анализа формирования и распределения доходов является базой для практического осуществления анализа с целью выявления направления совершенствования процесса управления доходами организаций.
Торговой организацией для эффективной реализации предоставленного им права самостоятельно формировать доходы от продажи товаров нужно кардинально изменить практику управления эффективностью закупок товаров и подходы к ценовой политике на торговые услуги, а также повысить эффективность работы самой организации путем автоматизации процесса и применения современных методов планирования деятельности.
В работе был проведен анализ доходов от реализации товаров в торговле на материалах Новогрудского филиала Гродненского ОПО. Доход в данном случае выступают критерием успеха. Без прибыли любая организация не может рассчитывать на продолжительное существование и дальнейшее развитие.
Предметом методика формирования и распределения доходов Новогрудского филиала Гродненского ОПО.
Проведенный анализ доходов показал, что по Новогрудскому филиалу Гродненского ОПО доход возрос в 2016 году по сравнению с 2014 годом на 91,2 тыс. р. или на 3,1%, а по сравнению с 2015 годом наблюдается снижение – на 69,8 тыс. р. или на 2,2%.
Основную долю общего дохода Новогрудского филиала Гродненского ОПО составляет доход от реализации продукции, а точнее в 2016 году – 90,76%. На протяжении всего анализируемого периода филиал имел доходы от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Однако, отметим отрицательный момент, это снижение уровня доходов от реализации, так в 2016 году по сравнению с 2015 годом уровень снизился на 1,0%, но по сравнению с 2014 годом наблюдалось снижение на 0,45%.
Снижение наблюдается по доходам от текущей деятельности, так в 2016 году по сравнению с 2014 годом снижение составило – на 21,6 тыс. р. или на 8,5%, а по сравнению с 2015 годом снижение составило – на 1,6 тыс. р. или на 0,7%. Также стоит отметить рост доходов по инвестиционной деятельности, так в 2016 году по сравнению с 2014 годом рост составил – на 7,7 тыс. р. или на 33,0%, а по сравнению с 2015 годом – на 18 тыс. р. или в 2,38 раза.
1 Акулич, В.В. Прибыль организации : оцениваем и управляем / В.В. Акулич // Планово-экон. отдел. – 2013. – № 1. – С. 103-107.
2 Акулич, В.В. Эффективность функционирования торговой организации: анализ и оценка основных показателей / В.В. Акулич // Планово-экон. отдел. – 2012. – № 11. – С. 61-68.
3 Аносов, В.М. Проблемы повышения эффективности управления оборотными средствами на современном этапе / В. М. Аносов // Планово-экон. отдел. – 2010. – № 5. – С.55-59.
4 Валевич, Р.П. Экономика организаций торговли: учеб. пособ. / Р. П. Валевич, Г. А. Давыдова. – Минск: БТЭУ, 2010. – 671 с.
5 Гражданский кодекс Республики Беларусь 7 декабря 1998 г. № 218-З: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г. – Минск. : Интерпрессервис, 2003. – 516 с.
6 Ерчак, А. И. Обоснование тактических ценовых мероприятий для торговых организаций, функционирующих на потребительском рынке / А. И. Ерчак // Маркетинг в России и за рубежом. – 2 016. – № 5. – С. 66-75.
7 Ермолович, Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Л.Л. Ермолович [и др.] под ред. Л.Л. Ермолович. – Мн.: Современная школа, 2010. – 800 с.
8 Ермак, Д. Издержки росли, рентабельность падала / Д. Ермак // Финансы, учет, аудит. – 2013. – № 3. – С. 39-42.
9 Зарецкий, В. Экономическое содержание и методика расчета показателей рентабельности / В. Зарецкий // Финансовый директор. – 2011. – № 5. – С.28-40.
10 Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов : утв. Постановлением М-ва фин. Респ. Беларусь от 30 сент. 2011, № 102 / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2012. – № 8.
11 Инструкция о порядке составления бухгалтерской отчетности: утв. Постановлением М-ва фин. Респ. Беларусь от 31.10.2011 г. № 111 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2012. – № 10.
12 Кравченко, Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учеб. для вузов / Л.И. Кравченко. – Минск: Новое знание, 2010. – 488 с.
13 Коробкин, А.З. Совершенствование анализа расходов на реализацию в организациях торговли / А.З. Коробкин // Бух. учет и анализ. – 2011. – № 7. – С. 24-30.
14 Коробкин, А.З. Современные подходы к определению резервов роста прибыли и рентабельности / А.З. Коробкин // Бух. учет и анализ. – 2013. – № 10. – С. 26-30.
15 Коробкин, А.З. Экономика организации отрасли / А.З. Коробкин. – М.: Издательство Гревцова, 2013. – 288 c.
16 Лапченко, Д.А. Планирование прибыли на основе факторной модели / Д.А. Лапченко // Планово-экон. отдел. – 2013. – № 6. – С. 60-67.
17 Лапченко, Д. Прибыль. Факторная модель. / Д. Лапченко // Главный экономист. – 2015. – № 6. – С. 42-45.
18 Материалы сайта Национального статистического комитета Республики Беларусь / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.minstat.gov.by. – Дата доступа: 10.09.2017.
19 Мишкова, М. П. Анализ эффективности использования финансовых ресурсов компании / М.П. Мишкова // Финансовый директор. – 2012. – № 10. – С. 46-51.
20 Мищенко, А. В. Оптимизация модели управления финансовыми ресурсами предприятия / А. В. Мищенко, М. А. Перцева // Экон. анализ: теория и практика. – 2012. – № 29 (август). – С. 49-59.
21 Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов: Постановление Министерства финансов Респ. Беларусь от 30.09.2011 г. № 102 (в ред. Постановления от 31.12.2013 г. № 96) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
22 Об утверждении мероприятий по утверждению Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы: пост. Совета Министров Республики Беларусь от 12.01.2017 № 1 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2017.
23 Об утверждении Концепции реализации государственной политики в сфере внутренней торговли и общественного питания на 2011-2017 годы, Концепции реализации государственной политики в сфере бытового обслуживания населения на 2011-2017 годы и мероприятий по их выполнению от 29.12.2011 №178 Приказ Мин-ва торговли Респ. Беларусь // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2012. – №8. – С.60-62.
24 Повышение эффективности использования ресурсов в торговле: монография / Е.Е. Шишкова [и др.]. – Гомель : УО «БТЭУ ПК», 2010. – 424 с.
25 Смольский, А.П. Оценка экономического потенциала предприятия на основе анализа его имущественного положения / А.П. Смольский // Планово-экон. отдел. – 2013. – № 4. – С. 67-81.
26 Толкачева, Е.Г. Методика анализа формирования прибыли в условиях реформирования бухгалтерской отчетности / Е.Г. Толкачева // Потреб. кооп. – 2012. – № 2. – С. 31-36.
27 Толкачева, Е. Г. Методика анализа выручки от реализации товаров как объекта финансового анализа в розничной торговле / Е. Г. Толкачева // Развитие бухгалтерского учета, анализа и аудита в условиях международной экономической интеграции: теория, методология, методики : сборник научных статей международной научно-практической конференции, Гомель, 15-16.10.2015 г. : в 2 ч. / Белкоопсоюз, Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации. – Гомель, 2015. – Ч. 1. – С. 295-301.
28 Шишкова, Е. Е. Повышение эффективности использования ресурсов в торговле / Е. Е. Шишкова и [и др.], под общ. ред. Е. Е. Шишковой. – Гомель: УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2010. – 424 с.
29 Экономика торговли: учебник / Н.С. Шелег [и др.]; под общ. ред. Н.С. Шелег, Р.П. Валевич. – Минск: Вышэйшая школа, 2012. – 559 с.
30 Экономический анализ в торговых организациях: учеб. пособие для вузов / О. В. Медведева [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 376 с.