Одна из главных ролей на современном этапе в системе государственного регулирования экономики принадлежит денежно-кредитной политике, основополагающей целью которой является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильным уровнем цен. Денежно-кредитная политика проводится центральным банком страны, который контролирует денежную массу, уровень процентной ставки, объем кредитов, валютный курс и другие важнейшие макроэкономические параметры.
Необходимым условием устойчивого равновесного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика государства очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса.
Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Несмотря на всю ее скромность, задача эта достаточно сложная.
Опыт развивающихся стран показал, что ошибки денежно-кредитного регулирования обходятся экономике дорого, могут привести как к инфляции, так и к спаду производства. Поэтому важно понимать сущность и логику, механизм реализации денежно-кредитной политики, уметь оценивать ее эффективность, знать основные инструменты и их влияние на деловую активность.
ГЛАВА 1
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Денежно-кредитная политика – совокупность мер, проводимых центральным банком в области денежного обращения и кредитнаых отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития. Механизм регулирования включает методы, инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской ликвидностью на макро- и микро уровне [8, с. 20–24].
Под денежно–кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.
Денежно-кредитная политика является важнейшим методом государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.
ГЛАВА 2
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЗА РУБЕЖОМ
Денежно-кредитная система оказывает самое непосредственное влияние на такие важные макроэкономические показатели, как валовой внутренний продукт, занятость, уровень цен.
Денежно–кредитная политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово–экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно–кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях %ных ставок, обменном курсе национальной валюты.
Основополагающей целью денежно–кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно–кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.
Денежно–кредитная политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово–экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации.
ГЛАВА 3
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Современное состояние экономики Республики Беларусь можно с достаточной точностью охарактеризовать как кризисное, причем этот процесс охватывает практически все сферы экономической жизни общества, в том числе и денежно–кредитную систему. В то же время бездействие старой и отсутствие новой концепции макроэкономического регулирования экономики, несостоятельность попыток трансформации в рыночное хозяйство, спад производства и рост инфляции заставляют вести поиски в области создания теории переходного периода с выстраиванием и обоснованием определенной иерархии целей, как долгосрочных, так и на ближайшее время.
Различные варианты между этими крайними позициями показывают Национальному банку возможность выбора степени влияния как на изменение спроса на деньги и норму %, так и на объем обращающейся денежной массы.
Отдельные государственные деятели, экономисты и чиновники оценивают проводимую в стране денежно–кредитную политику как жесткую, т.е. ограничивающую возможности развития производства.
Глубокий кризис, поставивший народное хозяйство страны на грань развала, сегодня, как никогда раньше, со всей остротой и неотвратимостью поставил вопрос о безотлагательной необходимости разработки и реализации программы стабилизации экономики республики на основе рыночных преобразований [11].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания данной курсовой работы были сделаны следующие выводы.
Денежно-кредитная политика – совокупность мер, проводимых центральным банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития. Механизм регулирования включает методы, инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской ликвидностью на макро- и микро уровне.
Основной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, для чего необходимо обеспечить экономический рост и свести инфляцию к минимуму. Государство стремится к этому, проводя фискальную и монетарную политику. Цель денежно-кредитной политики - контролировать денежную массу и уровень ссудного процента. Это делается для регулирования денежной массы в стране.
В ходе анализа развития денежно–кредитной сферы Республики Беларусь было установлено, что для нее характерен ряд слабых сторон, обусловленных как влиянием внешних факторов, так и факторами внутреннего порядка. Однако предполагается, что в результате продуманной политики Национального банка Республики Беларусь и системы разработанных мер будет обеспечено стабильное и эффективное развитие кредитного рынка и кредитных отношений в Республике Беларусь. В Республике Беларусь сформировалась система денежно–кредитной политики. Определены основные и промежуточные цели денежно–кредитной политики, что позволяет четко и последовательно проводить денежно–кредитную политику.
1. Указ Президента Республики Беларусь Об утверждении Основных направлений денежно–кредитной политики Республики Беларусь на 2015 год [Электронный ресурс] / Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp–2017.pdf. – Дата доступа: 08.08.2017.
2. Банковский кодекс РБ [Электронный ресурс] / Официальный сайт Кодексы Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://kodeks.by/bankovskij–kodeks–rb/ Статьи 25–26. – Дата доступа: 10.08.2017.
3. Глазунова, Л.А. Деньги, кредит, банки: практическое пособие для слушателей экономических специальностей ИПК и ПК. Гомель: ГГУ, 2006.
4. Давыденко, Л.Н. Экономическая теория / Л.Н. Давыденко. – Минск: Выш. шк., 2007. – 352 с.
5. Жуков, Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки./ Е.Ф. Жуков. – М.: 2011. – 783 с.
6. Зарубежный опыт реализации денежно-кредитной политики [Электронный ресурс] / Научные статьи. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-realizatsii-denezhno-kreditnoy-politiki. – Дата доступа: 08.08.2017.
7. Купчинова, О. Система банковского кредитования в Республике Беларусь: тенденции развития и современность/ О. Купчинова // Банкаусювеснк. – 2009. – № 7.
8. Маркусенко, М. Денежно–кредитная система Беларуси / М. Маркусенко // Финансовый директор. – 2009. – № 9. – с. 20–24.
9. Министерство статистики и анализа Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.by. – Дата доступа: 07.08.2017.
10. Мировая экономика [Электронный ресурс] / Официальный сайт Статистика Мировой экономики. – Минск, 2017. – Режим доступа: http:// www.ereport.ru. – Дата доступа: 08.08.2017.
11. Нацбанк повысил норматив обязательных резервов для банков резервов [Электронный ресурс] / Официальный сайт Май фин. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://myfin.by/stati/view/5156–nacbank–povysil–normativ–obyazatelnyh–rezervov–dlya–bankov. – Дата доступа: 07.08.2017.
12. Норматив обязательных валютных резервов [Электронный ресурс] / Официальный сайт Национального Банка Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://belarusbank.by/ru/press/business_news/ 30923. – Дата доступа: 10.08.2017.
13. Олейникова, И.Н. Деньги, кредит, банки: учебное пособие / И.Н. Олейникова. – Москва, 2011 – с. 126–151.
14. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/EcTendencies/rep_2017_01_ot.pdf. – Дата доступа: 07.08.2017.
15. Официальная статистика Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.nbrb.by. – Дата доступа: 08.08.2017.
16. Полонский, В. Развитие финансово–кредитной системы / В. Полонский // Банковский весник. – 2011 – № 3. – с. 9–13
17. Поляка, Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит. / Г.Б. Полякова. – М.: 2008 – 639с.
18. Понятие, сущность и структура современной кредитной системы [Электронный ресурс] / Студопедия. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://studopedia.ru/13_44481_ponyatie–sushchnost–i–struktura–sovremennoy–kreditnoy–sistemi.html. – Дата доступа: 07.08.2017.
19. Тихонов, А.О. Деньги, денежно–кредитная политика и экономическая трансформация: макродинамический подход /А. О. Тихонов – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – 2012.
20. Тихонов, А. О. Денежно–кредитная система Республики Беларусь: ретроспективный анализ / А.О. Тихонов // Банковский весник. – 2009. – № 13. –с. 26–32.