Введение
Глава 1. Организация доставки груза автомобильным транспортом
1.1 Виды автомобильных перевозок
1.2 Характеристика транспортных операций при автомобильных перевозках
1.3 Документальное оформление автомобильных перевозок
Глава 2. Порядок перевозки грузов автомобильным транспортом
2.1 Организационно-экономическая характеристика торговой организации «Радуга» ОАО «Табаквинторг»
2.2 Порядок получения грузов при автомобильных перевозках в торговой организации «Радуга» ОАО «Табаквинторг»
2.3 Анализ организации технологических операций при автомобильных перевозках
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Транспорт играет чрезвычайно важную роль в экономике каждой страны, являясь звеном в сложной цепи экономических отношений. Взаимодействуя с оптовой и розничной торговлей, он оказывает существенное влияние на их развитие и эффективность.
Доставляя товары из мест производства в места потребления, транспорт способствует развитию межрайонных товарных связей, что обеспечивает более правильное формирование ассортимента и лучшее удовлетворение спроса населения.
Эффективность торговли, бесперебойность поставок товаров в места потребления также во многом зависят от качества транспорта, которое определяется уровнем удовлетворенности транспортными услугами, скоростью доставки товаров и безопасностью перевозимых товаров.
Своевременная и ритмичная поставка товаров торговым предприятиям зависит от работы транспорта, что, в свою очередь, способствует бесперебойной торговле и равномерному выполнению планов товарооборота.
Четкая организация работы транспорта влияет на улучшение работы предприятий торговли, совершенствование торгово-технологических процессов, скорость товарооборота, объем и структуру товарно-материальных запасов, а в конечном итоге на уровень и структуру издержек обращения.
Актуальностью написания данной работы является то, что транспорт обеспечивает связь между производителем и потребителем, доставляя товары в места потребления. Выполняя эту роль, транспорт обслуживает межрегиональные связи, пространственное перемещение товаров в соответствии с потребностями населения и народного хозяйства. Именно благодаря транспорту населенные пункты своевременно снабжаются товарами, на предприятиях розничной торговли формируется широкий ассортимент товаров. Уровень развития транспортной отрасли оказывает существенное влияние на технологический процесс предприятий торговли, его ритм, производительность труда работников, связанных с обработкой грузов.
Глава 1. Организация доставки груза автомобильным транспортом
1.1 Виды автомобильных перевозок
Интенсивное развитие и широкое использование автомобильного транспорта определено рядом технико-экономических особенностей:
- большая маневренность и подвижность позволяют организовать доставку груза «от двери до двери», что во многих случаях делает этот вид транспорта более предпочтительным по сравнению с железнодорожным, при применении которого возникает необходимость в дополнительных грузовых операциях на участках «железная дорога – склад товарополучателя», «железная дорога – склад грузоотправителя»;
- высокая скорость доставки, особенно при перевозках грузов на короткие расстояния;
- доставка грузов без промежуточных перегрузок в пути от склада грузоотправителя до склада грузополучателя, его сохранность;
- возможность выбора максимально коротких расстояний для доставки грузов;
- небольшие капитальные вложения в освоение малого грузооборота на короткие расстояния [14, c.368].
На автомобильном транспорте можно перевозить грузы небольшими партиями. На малые расстояния груз доставляется достаточно быстро, обеспечиваются надлежащая регулярность и надежность перевозок. Но себестоимость перевозок грузов достаточно высокая, поскольку грузоподъемность автотранспортного средства мала, а затраты на топливо и смазочные материалы высоки. Этот вид транспорта целесообразно использовать для завоза товаров в розничную торговую сеть, для перевозки скоропортящихся товаров. В определенных случаях он применяется для международных перевозок.
Основными направлениями развития автомобильного транспорта являются:
- концентрация автотранспортных средств, повышение эффективности их использования;
- увеличение централизованных перевозок грузов;
- улучшение технико-экономических показателей работы автотранспорта;
- сокращение эксплуатационных расходов;
- обновление автопарка, улучшение его структуры;
- совершенствование организации технического обслуживания и ремонта автомобильного парка [11, c. 431].
Глава 2. Порядок перевозки грузов автомобильным транспортом
2.1 Организационно-экономическая характеристика торговой организации «Радуга» ОАО «Табаквинторг»
Основными видами деятельности ОАО «Табаквинторг» является оптовая и розничная торговля. В собственности ОАО «Табаквинторг» находятся:
- имущество, переданное учредителем(ями) организации в его уставный фонд в виде вкладов;
- имущество, приобретенное организацией в процессе осуществления им предпринимательской деятельности;
- поступления, полученные в результате использования имущества (плоды, продукция, доходы), если иное не предусмотрено законодательством или договором об использовании этого имущества;
- имущество унитарных организаций, учрежденных организацией;
- имущество, приобретенное организацией по другим основаниям, допускаемым законодательством.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности играет важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организации, в её управлении, в укреплении её финансового состояния. Он представляет собой экономическую науку, которая изучает экономику организаций, их деятельность с точки зрения оценки их работы по выполнению бизнес-планов, оценки их имущественно-финансового состояния и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности организаций. Уровень качественного состава управленческого персонала определяет уровень эффективности функционирования организации потому, что от личных свойств работников, их общеобразовательного и квалификационного уровня зависит качество управленческих решений и результаты их реализации.
В приложении А представлена схема организационной структуры управления ОАО «Табаквинторг». Главным управляющим звеном является директор, который подчиняется общему собранию акционеров. Под его непосредственным руководством стоят кадровая служба, юридическая служба, главный инженер, ведущий специалист по охране труда, первый заместитель директора, заместитель директора по розничной торговле, программист, экономический отдел, главный бухгалтер, начальник отдела транспорта.
Заключение
В данной работе был рассмотрен процесс автомобильных перевозок грузов, их сущность, виды, значение. Также были рассмотрены основные операции транспортного процесса и документальное оформление автомобильной перевозки.
На примере магазина «Радуга» ОАО «Табаквинторг» был изучен процесс доставки товаров автомобильным транспортом, операции, которые осуществляются при приемке грузов.
Основной деятельностью магазина «Радуга» ОАО «Табаквинторг» является продажа продовольственных товаров. Выручка от реализации товаров организации в 2017 году в сравнении с 2016 годом возросла за год на 5,6 % в действующих ценах и снизилась на 4,0 % – в сопоставимых. По данным за 2018 год по сравнению с предыдущим годом рост объема реализации товаров магазина «Радуга» составил 19,0 %, в сопоставимых ценах – 12,9 % за год. Это свидетельствовало о наличии тенденции устойчивого роста оборота в организации.
При этом наблюдался устойчивый рост валовой прибыли организации – на 5,8 % в 2017 году и еще на 18,9 % 2018 году – по данным за 2018 год валовая прибыль организации составила 1 563 тыс. руб., увеличившись за три года на 320 тыс. руб. Уровень валовой прибыли в выручке от реализации товаров увеличился за три года на 0,01 п.п. и составил в 2018 году 20,63 %. Уровень расходов на реализацию также возрос на 0,01 п.п. за анализируемый период и составил в 2018 году 8,42%, причем темпы роста расходов на реализацию были ниже темпов роста валовой прибыли в 2017 году и в 2018 году превысили темпы роста валового дохода, однако в организации наблюдался устойчивый рост прибыли от реализации в 2016-2018 гг.
Прибыль от реализации магазина «Радуга» в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличилась на 10,8 %, или на 43 тыс. руб., а в 2018 году – еще на 30,5, или на 134 тыс. руб., и составила в 2018 году 574 тыс. руб. Следствием устойчивого роста прибыли, темпы роста которой превышали темпы роста реализации товаров организации, рентабельность продаж, составившая в 2016 году 6,59 %, в 2017 году увеличилась на 0,32 п.п., а в 2018 году – еще на 0,66 п.п., и составила 7,58 %.
Опережающие темпы роста прибыли от реализации на фоне роста выручки от реализации обусловили рост показателя рентабельности продаж на 0,99 п.п. за три года, в том числе на 0,66 п.п. в 2017 году – до 7,58 % в 2018 году.
Общая стоимость экономических ресурсов увеличилась за три года на 18,0 % и составила в 2018 году 2 281 тыс. руб., а прибыль магазина «Радуга» до налогообложения возросла за три года на 38,6. Это повлекло рост рентабельности экономического потенциала магазина «Радуга» и функционирующего капитала, соответственно, на 4,52 п.п. и 4,46 п.п. за три года – до 30,38 % и 32,41 %. Показатель рентабельности расходов магазин «Радуга» за три года увеличился на 11,66 п.п. и составил в 2018 году 89,97 %.
1 Брагин, Л.А. Организация и управление торговым предприятием: учеб. для вузов / под ред. Л.А. Брагина, Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 303 с.
2 Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учебник/ С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова, 2- издание. – Минск: Вышэйшая школа, 2005. – 351с.
3 Виноградова, С.Н. Организация и технология торговли: учеб. для вузов / [С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова, С.П. Гурская и др.]; под общ. Ред. С.Н. Виноградовой. - Мн.: Выш. шк., 2009. - 464 с.
4 Карпова, Н. П. Инфраструктура логистических процессов / Вестник Самарского государственного экономического университета. — Самара, 2011. – 77 с.
5 Курочкин, Д.В. Транспортная логистика: практ. пособие / Д.В. Курочкин. – Минск: ФУАинформ, 2013. – 256 с.
6 Логистика производства: теория и практика: учебник / В. А. Волочиенко, Р. В. Серышев. – Москва: Юрайт, 2014. – 454 с.
7 Логистика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / В. И. Маргунова [и др.]. – Минск: Вышэйшая школа, 2013. – 507 с.
8 Мельников, В.П. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. - М.: Юрайт, 2014. - 288 с.
9 Молокович, А. Д. Транспортная логистика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по специальностям "Логистика", "Транспортная логистика" / А. Д. Молокович. - Минск: Издательство Гревцова, 2014. - 430 с.
10 Отчет о прибылях и убытках магазина «Радуга» ОАО «Табаквинторг» за 2017 - 2018 гг. – г. Гомель, 2018. – 6 с.
11 Полещук, И.И. Логистика: учебное пособие для вузов / И.И. Полещук. – Минск: БГЭУ, 2015. – 431 с.
12 Сергеев И. В., Веретенникова И. И. Экономика организаций (предприятий): учеб. / под ред. И. В. Сер¬геева. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2015. -560с.
13 Смирнова, Е.А. Управление цепями поставок: учебн. пособие / Е.А. Смирнова. – Спб: Изд-во СПбГУЭФ, 2016. – 120 с.
14 Транспортная логистика: организация перевозки грузов: учебное пособие / А.М. Афонин, В.Е. Афонина, А.М. Петрова, Ю.Н. Царегородцев. – Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. – 368 с.
15 Транспортная логистика: учебник для академического бакалавриата / Ю.М. Неруш, С.В. Саркисов. – М: Издательство Юрайт, 2015. – 351 с.
16 Транспортная логистика: учебное пособие / Л.С. Федоров, В.А. Персианов, И.Б. Мухаметдинов; под общ. ред. Л.С. Федорова. – Москва: КНОРУС, 2016. – 310 с.
17 Управление транспортными системами: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.Д. Герами, А.В. Колик. – Москва: Юрайт, 2015. – 510 с.