Введение
1 Министерство финансов Республики Беларусь, его задачи и функции
1.1. Структура Министерства финансов Республики Беларусь, его место в системе органов управления финансами в Республике Беларусь
1.2. Задачи и функции Министерства финансов Республики Беларусь
2 Система управления финансами Республики Беларусь и место в ней Министерства финансов Республики Беларусь
2.1. Бюджетная и налоговая политика Республики Беларусь
2.2. Анализ результатов финансовой деятельности Республики Беларусь за 2018 год
3 Перспективы развития финансовых органов Республики Беларусь в управлении финансами
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Бюджетная политика обычно относится к целенаправленной деятельности государства при определении основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета и управления государственным долгом. Бюджетная политика является частью экономической политики государства и служит для достижения ее наиболее важных социально-экономических целей и параметров.
Среди наиболее важных направлений бюджетной политики можно выделить следующие: получение и расходование бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом. Эффективность бюджетной политики обычно оценивается на основе эффективности исполнительных органов власти в этих областях, а также достигнутых социальных и макроэкономических показателей.
Государственный бюджет, который является основным финансовым планом государства, а также основные средства накопления финансовых ресурсов, позволяет осуществлять прямую реализацию бюджетной политики. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта. Таким образом, бюджетная политика, объединяющая основные финансовые категории (государственный кредит, налоги, государственные расходы), играет важную экономическую и политическую роль в любом современном обществе, что делает работу актуальной.
Цель данной курсовой работы состоит в анализе устройства, функций и компетенции Министерства финансов Республики Беларусь.
В соответствии с целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
– изучить задачи и функции Министерства финансов Республики Беларусь;
– изучить систему управления финансами Республики Беларусь и место в ней Министерства финансов Республики Беларусь;
– выявить перспективы развития финансовых органов Республики Беларусь в управлении финансами.
Объектом курсовой работы является экономика Республики Беларусь.
Предметом курсовой работы является Министерство финансов Республики Беларусь.
При написании курсовой работы использовались следующие методы: теоретический анализ, анализ и синтез, индуктивные и дедуктивные методы, методы статистического анализа и другие.
В курсовой работе использованы данные научной и методической литературы, а также периодические печатные издания и материалы из сети Интернет. Данная тема достаточно широко рассмотрена следующими авторами: А.В. Аносовой, И.А. Ким, С.Ф. Серегиной, О.Н. Антипиной, Н.А. Миклашевской и др. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
1 Министерство финансов Республики Беларусь, его задачи и функции
1.1. Структура Министерства финансов Республики Беларусь, его место в системе органов управления финансами в Республике Беларусь
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. №1585, к территориальным органам Министерства финансов относятся главные управления Министерства финансов Республики Беларусь по Брестской, Витебской, Гродненской, Гомельской, Минской, Могилевской областям и г.Минску.
Положения о территориальных органах Министерства финансов Республики Беларусь утверждены приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 1 марта 2012 г. №54 (с изменениями и дополнениями).
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ территориальных органов Министерства финансов:
• обеспечение эффективного использования финансов в целях увеличения национального дохода;
• эффективное проведение бюджетно-финансовой политики на территории областей (г.Минска),
• контроль за соблюдением финансовых интересов государства;
• государственный надзор и контроль за страховой деятельностью на территории областей и г.Минска;
• контроль и надзор за выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ Главных управлений по областям:
• осуществляют контроль за своевременным поступлением и полным поступлением доходов, соблюдением бюджетного законодательства, а также законодательства, предусматривающего использование бюджетных средств, в том числе за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых из бюджетов и государственных внебюджетных фондов по всем направлениям и видам расходов, государственными органами, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, другими организациями и индивидуальными предпринимателями, применяют меры принуждения за нарушение бюджетного законодательства;
• осуществляют совместно с главными финансовыми управлениями облисполкомов контроль за работой финансовых отделов рай(гор)исполкомов областей, по составлению и исполнению местных бюджетов;
• осуществляет кассовые операции со средствами, аккумулированными на счетах главных управлений.
2 Система управления финансами Республики Беларусь и место в ней Министерства финансов Республики Беларусь
2.1. Бюджетная и налоговая политика Республики Беларусь
Основой формирования бюджетов в Республике Беларусь служат разработанные и утвержденные Министерством финансов Правила составления и использования республиканского и местных бюджетов, поступления средств в государственные внебюджетные и бюджетные целевые фонды и их использования (1998). Правила разработаны в соответствии с действующей в республике законодательной базой: Законами Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» (1998); «О бюджетной классификации Республики Беларусь» (1998); «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» (1993); «О внешнем государственном долге Республики Беларусь» (1998); «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» (1991); Постановление Совета Министров «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь» и др.
Бюджет Республики Беларусь основывается на принципах единства бюджетной системы и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему, полноты, реальности, гласности. Принцип единства обусловливает единую бюджетную систему в государстве, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации и обеспечивается единой законодательной базой. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет. Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и поступления. Принцип реальности требует правдивого отражения в бюджете доходов и расходов государства исходя из объема реально поступающих доходов и средств. Принцип гласности обязывает информировать население об основных расходах и источниках доходов бюджета через средства массовой информации [7, c. 82].
Государство через бюджет может регулировать рыночную экономику. С этой целью в процессе формирования и использования доходов и расходов применяются различные методы, из них наиболее важные:
- налоги, влияющие на развитие производства, спрос и предложение на отдельные виды услуг, товаров, работ;
- прямое бюджетное финансирование общегосударственных программ, обеспечивающих расширение общественного воспроизводства, совершенствование его структуры (к ним относятся крупные природоохранительные, инвестиционные программы, программы приватизации, конверсии военных заводов, развития топливно-энергетического комплекса, создания новых рабочих мест на основе расширения малого бизнеса или общегосударственных работ, фундаментальных научных исследований).
3 Перспективы развития финансовых органов Республики Беларусь в управлении финансами
Реформа фискальной политики направлена на достижение прозрачности бюджетов, надежности и предсказуемости нормативной базы, снижение налогового бремени при широкой налоговой базе, сокращение неэффективных государственных инвестиций и улучшение структуры государственных расходов. Бюджетная политика исходит из бездефицитности бюджетов всех уровней и выполнения государством своих обязательств перед гражданами и юридическими лицами. Прозрачность бюджетов всех уровней обеспечивается за счет введения законодательной нормы обязательной периодической публикации бюджетной отчетности по республиканскому и местным бюджетам по всем разделам бюджетной классификации, а также нормы предоставления информации СМИ по реализации государственных программ и работ органов государственного управления. Для достижения высокой степени согласованности общесистемных реформ необходимо усилить централизацию финансовых ресурсов в государственном бюджете, что предполагает отмену внебюджетных фондов и четкое распределение полномочий и обязанностей бюджетов разных уровней.
Анализируя структуру доходов государственного бюджета, становится очевидным, что доля прямых налогов (подоходного налога с предприятий и доходов предприятий и подоходного налога) в общем объеме государственных доходов продолжает снижаться. Доля налога на прибыль, НДС также уменьшается. Это может быть утверждал, что уровень прямых налогов в соответствии с международными стандартами действительно низок, а доля косвенных налогов в доходах государственного бюджета возросла.
Поступление доходов в бюджет связано со многими факторами:
- планирование поступления подоходного налога напрямую связано с увеличением облагаемого фонда оплаты труда;
- в основу расчета налогов на прибыль и доходы заложены прогнозные объемы ВВП и прибыли до налогообложения, представленные Министерством экономики, динамика поступлений налогов за текущий год, а также изменения налогового законодательства;
- расчет поступлений НДС производится исходя из прогнозируемого роста номинального валового внутреннего продукта, уровня изъятия налога по отношению к ВВП, динамики поступлений, валютного курса, темпов роста импорта и средней налоговой ставки;
- акцизы относятся к группе косвенных налогов, которыми облагается ограниченный перечень товаров, работ, услуг не первой необходимости. Посредством регулирования ставок акцизов государство воздействует на производство, импорт, потребление отдельных товаров и обеспечивает более семи процентов поступлений доходов в бюджет Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основой формирования бюджетов в Республике Беларусь служат разработанные и утвержденные Министерством финансов Правила составления и использования республиканского и местных бюджетов, поступления средств в государственные внебюджетные и бюджетные целевые фонды и их использования (1998). Правила разработаны в соответствии с Законами Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» (1998); «О бюджетной классификации Республики Беларусь» (1998); «О внешнем государственном долге Республики Беларусь» (1998); «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» (1991) и др.
Бюджетная финансовая политика Республики Беларусь с каждым годом становится эффективней. Это связано с усовершенствованием её механизма. Механизм бюджетно-финансово политики позволяет аккумулировать денежные средства в бюджет и наиболее рационально распределять их.
Проводимая бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь в 2018 г. была направлена на поддержание устойчивости бюджетной системы посредством создания стабильной доходной базы за счет совершенствования налоговой системы и повышения эффективности налогового администрирования, а также оптимизации бюджетных расходов за счет концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и секторах экономики.
К сожалению, налогово-бюджетная политика Республики Беларусь пока не решает таких злободневных проблем, как, например, выравнивание доходов населения. Точнее, доходы выравниваются, но в меньшую сторону. В принципе, на наш взгляд, Республика Беларусь на текущий момент находится на грани банкротства, поэтому правительство начинает выдумывать разного рода налоги и сборы, чтобы продлить в большей степени свое, а не народа существование.
Налоговая реформа должна включать также следующие меры:
- уменьшение налогового бремени до уровня не более 35% совокупных ставок налогов на добавленную стоимость, прибыль и оплату труда;
- снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
- унифицировать терминологию в законодательных актах, с последующей оптимизацией мер по контролю и наказанию за правонарушения в области налогообложения;
- усиление налогообложения социально и экологически вредных видов деятельности.
1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: Учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: МФПУ Синергия, 2013. – 560 c.
2. Аносова, А.В. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / А.В. Аносова, И.А. Ким, С.Ф. Серегина. − М.: Юрайт, 2014. − 521 c.
3. Антипина, О.Н. Макроэкономика: Учебник / О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская. - М.: ДиС, 2013. - 496 c.
4. Ачаповская, М. З. Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках: учеб. наглядное пособие / М. З. Ачаповская. – Минск : Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2014. – 147 с
5. Булатов, А.С. Национальная экономика: Учебное пособие / А.С. Булатов. − М.: Магистр, ИНФРА-М, 2013. − 304 c.
6. Бычкова, И.М. Макроэкономика: Учебное пособие для вузов / И.М. Бабук. – Минск: ИВЦ Минфина, 2015. – 327 с.
7. Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь в системе макроэкономического регулирования публичных финансов / Е.Ф. Киреева // Публичные финансы в ХХI веке. – 2017. – С. 82-84.
8. Дейко, А. К. Налоговая система в социально-экономическом развитии Республики Беларусь / А. К. Дейко // Информационный бюллетень Администрации Президента Респ. Беларусь. – 2014. – № 2. – С. 76-86.
9. Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Макроэкономика -1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций: Учебник / Г.П. Журавлева. - М.: Дашков и К, 2016. - 920 c.
10. Киреева, Е. Ф. Налоговая политика в условиях реформирования национальной экономики / Е. Ф. Киреева // Белорусский экономический журнал. – 2017. – №3. – С. 22–29.
11. Колпина, Л.Г. Финансы и кредит: Учебное пособие для вузов / Л.Г. Колпина, Г.И. Кравцова, В.Л. Тарасевич; под ред. Л. Г. Колпина – Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2015. – 336 с.
12. Лемешевский, И.М. Макроэкономика / И.М.Лемешевский. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2012. – 576 с.
13. Лысенко, Д.В. Макроэкономика: Учебник / Д.В. Лысенко. – Москва: Инфра-М, 2015. − 319 с.
14. Макроэкономика: социально ориентированный подход : учебник для студентов экон.специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / Э. А. Лутохина [и др.] ; под ред. Э. А. Лутохиной. – 2-е изд., перераб.и доп. – Минск : ИВЦ Минфона, 2013. – 442 с.
15. Макроэкономика: Учебное пособие / М.И. Ноздрин-Плотницкий, Э.И. Лобкович, Л.Н. Новикова и др. / под ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. – Минск: Амалфея: Мисанта, 2014. – 312 с.
16. Микроэкономика и макроэкономика: Пособие для подготовки к экзаменам и госэкзаменам / под общей редакцией М.И. Ноздрина-Плотницкого. – Минск: Амалфея: Мисанта, 2014. – 296 с. С. 236-249.
17. Официальная статистика министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] /Минфин РБ. - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/.
18. Проблемы сбалансированности бюджета Республики Беларусь / Я.В. Мялик, А.В. Павловец // Финансы России в условиях глобализации. – 2017. – С. 120-124.
19. Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс] /Минфин РБ. - Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/pdp2016_2020.pdf.
20. Розанова, Н.М. Макроэкономика. продвинутый курс в 2 ч. Часть 1: Учебник для магистратуры / Н.М. Розанова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 283 c.
21. Руднев, В.Н. Макроэкономика. Экспресс-курс / В.Н. Руднев. - М.: КноРус, 2013. - 384 c.
22. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. - М.: Юрайт, 2013. - 686 c.
23. Электронный портал Минфина РБ: основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики РБ на 2018-2020 гг. [Электронный ресурс] / Минфин РБ. - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/ taxpolitic/27092017.pdf.
24. Электронный портал Национального статистического комитета Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/.