Введение
1 Теоретические основы государственного регулирования сельскохозяйственного производства
2 Анализ развития государственного регулирования сельскохозяйственного производства в Республике Беларусь
3 Пути совершенствования государственного регулирования сельскохозяйственного производства
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Сельскохозяйственное производство представляет собой обширную и жизненно важную отрасль экономики Республики Беларусь. Оно является основным источником обеспечения населения страны продуктами питания, дает основную массу сырья для легкой и пищевой промышленности, оказывает большое влияние на уровень и темпы развития тяжелой промышленности страны. Потребляя огромное количество средств производства, сельское хозяйство активно воздействует на развитие тракторного, сельскохозяйственного и мелиоративного машиностроения, автомобилестроения, химической промышленности и др.
Сельское хозяйство является самой многочисленной отраслью. В ней занято около 22% работников народного хозяйства страны и создается более 19% всего национального дохода страны.
То есть, сельскохозяйственное производство Республики Беларусь, являясь важным показателем развития всего общества, функционирует под воздействием активного, целенаправленного и организованного руководства и управления на основе разработанной руководством страны аграрной политики.
Объективная необходимость государственного регулирования в сельском хозяйстве обусловлена тем, что только государство сможет обеспечить проведение аграрной реформы, рациональное использование земли в сельскохозяйственном производстве, стабильность рынка сельскохозяйственной продукции; гарантировать развитие предпринимательства, производство качественных продуктов питания.
Актуальность темы обусловлена специфичностью роли сельского хозяйства – производством продуктов питания как основы жизнедеятельности людей и воспроизводством рабочей силы, производством сырья для многих видов непроизводственных товаров и продукции производственного назначения. По существу, уровень развития сельского хозяйства во многом определяет уровень экономической безопасности страны.
Цель данной курсовой работы – изучить государственное регулирование сельскохозяйственного производства в Республике Беларусь.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Государственное регулирование в области сельскохозяйственного производства – это целенаправленное, регламентированное законодательством воздействие государственных органов (должностных лиц) на участников аграрных правоотношений с целью обеспечения устойчивого развития сельскохозяйственного производства [19].
Государственное регулирование сельскохозяйственного производства рассматривается чаще всего как воздействие со стороны государства на систему аграрного предпринимательства, функционирующую преимущественно на рыночной основе с применением методов экономического регулирования (цен, налогов, кредитов, пошлин), а в случае необходимости и административных методов управления сельским хозяйством (государственных заказов, квот, лицензий и др.). Учитывая, что государственное регулирование осуществляется посредством использования правового механизма и в соответствующих правовых формах, к элементам государственного регулирования относят также принятие законов и других нормативных актов, регулирующих аграрные отношения, осуществление мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства, создание системы и определение компетенции органов управления в данной сфере [23].
Объективная необходимость государственного регулирования сельскохозяйственного производства обусловлена тем, что только государство может обеспечить проведение аграрной реформы, рациональное использование земли в сельском хозяйстве, стабильность рынка сельскохозяйственной продукции; гарантировать развитие предпринимательства, производство качественных продуктов питания.
Основными задачами государственного регулирования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на современном этапе являются:
– повышение эффективности агропромышленного производства с целью достижения его устойчивого развития;
– обеспечение продовольственной безопасности страны;
– удовлетворение потребностей населения в качественных продуктах питания, а промышленности в сельскохозяйственном сырье;
– достижение экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики;
– поддержка и защита отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства на внутреннем и внешнем рынках [19].
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Республиканским органом государственного управления в области сельскохозяйственного производства является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (далее – Минсельхозпрод). Основная задача Минсельхозпрода – проведение единой государственной политики, осуществление государственного управления и регулирования в области сельского хозяйства [11].
В систему Минсельхозпрода входят комитеты по сельскому хозяйству и продовольствию областных исполнительных комитетов (далее – облисполком). Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию (далее – облсельхозпрод) является структурным подразделением облисполкома с правами юридического лица.
Облсельхозпрод осуществляет управление в области сельского хозяйства и общее руководство агропромышленным комплексом области. Для коллективного обсуждения наиболее важных вопросов и выработки решений по ним в облсельхозпроде образуется коллегия. Количественный и персональный состав коллегии утверждаются распоряжением председателя облисполкома. Решения коллегии оформляются протоколом. В свою очередь в систему облсельхозпрода входят управления сельского хозяйства и продовольствия районных исполнительных комитетов (далее – райисполком) [11].
Управление сельского хозяйства и продовольствия райисполкома (далее – райсельхозпрод) является структурным подразделением районного исполнительного комитета. Основной задачей райсельхозпрода является проведение единой экономической, технической, финансовой и технологической политики в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции, оказании услуг сельскохозяйственным организациям, обслуживающим сельское хозяйство. С целью выполнения возложенных задач осуществляет руководство сельскохозяйственными организациями района всех форм собственности.
В Республике Беларусь с целью поддержания сельскохозяйственного производства начина с 2005 года осуществляется реализация государственных программ.
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
В продовольственной сфере Беларуси сохраняется ряд проблем, важнейшими из которых являются:
- уровень рентабельности сельскохозяйственного производства не позволяет обеспечить расширенное воспроизводство продовольствия даже с учетом значительной государственной поддержки;
- все обостряющийся у сельхозпроизводителей дефицит собственных инновационно-инвестиционных ресурсов, необходимых для своевременного обновления на качественно новой основе и в должном объеме основных и оборотных фондов, вследствие чего наблюдается их технико-технологическое отставание от мирового уровня;
- неуклонное возрастание кредиторской задолженности сельскохозяйственных организаций, обусловливающее существенное удорожание продукции растениеводства и животноводства, что все более отрицательно сказывается на конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на мировом агропродовольственном рынке;
- низкий уровень заработной платы сельскохозяйственных работников, не позволяющий задействовать в аграрной экономике надлежащий мотивационный механизм и обеспечить закрепление кадров, особенно молодых специалистов, в сельском хозяйстве;
- медленные темпы социального развития сельских территорий и обусловливаемое ими сокращение сельской поселенческой сети, что, в свою очередь, является причиной непрекращающегося оттока из села трудоспособного населения и в конечном итоге ведет ко все большему ухудшению социально-демографической ситуации в сельской местности;
- конкурентоспособность отечественной продукции по цене недостаточна для эффективного сбыта на рынках товаров, произведенных в лучших природно-климатических условиях и имеющих более высокий уровень экспортной поддержки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимость государственного регулирования в сельскохозяйственном производстве обусловлена тем, что только государство может обеспечить проведение аграрной реформы, стабильность рынка сельскохозяйственной продукции и производство качественных продуктов питания. Регулирование сельского хозяйства осуществляется посредством административных, экономических, программно-целевых методов.
Республиканским органом государственного управления в области сельскохозяйственного производства является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Основная задача министерства – проведение единой государственной политики, осуществление государственного управления и регулирования в области сельскохозяйственного производства.
В целях повышения экономической эффективности работы агропромышленного комплекса, качества и конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, а также формирования рыночных основ хозяйствования в агропромышленном производстве, утверждена Государственная программа развития аграрного бизнеса на 2016 – 2020 гг. Указом Президента Республики Беларусь № 347 определен новый механизм реализации государственной поддержки сельскохозяйственных производителей страны, при этом механизм функционирует в соответствии с принципами Всемирной торговой организации и условиями Соглашения о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства.
Посредством поддержки сельскохозяйственных производителей государство стремится обеспечить собственную продовольственную безопасность. При этом государственная поддержка осуществляется путем предоставления субъектам сельского хозяйства прямых и косвенных мер поддержки.
1. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З (с изм. от 18.10.2016 № 430-З) // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2018. — № 2/1509.
2. О государственной аграрной политике: Указ Президента Республики Беларусь от 17 июля 2014 г., № 347 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2014. — № 1/15160.
3. О выплатах на единицу реализованной и (или) направленной в обработку (переработку) сельскохозяйственной продукции: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 января 2017 г. № 29 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2017. – № 5/43219.
4. О государственной программе возрождения и развития села на 2005-2010 годы: Указ Президента Республики Беларусь, 25 марта 2005 г., №150 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2005. — № 1/6876.
5. О Государственной программе развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы и внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. № 585: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 марта 2016г. № 196 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2016. — № 5/41842.
6. О Государственной программе устойчивого развития села на 2011-2015 годы: Указ Президента Республики Беларусь, 1 августа 2011 г., № 342 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 201. — № 1/12739.
7. О мерах по повышению эффективности работы организаций агропромышленного комплекса: Указ Президента Республики Беларусь от 17 июля 2014 г. N 348 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2014. — № 1/15161.
8. О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций: Указ Президента Республики Беларусь от 4 июля 2016г. № 253 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2016. — № 1/16520.
9. О реорганизации колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов): Указ Президента Республики Беларусь № 349 от 17 июля 2014 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2019.
10. О финансировании мероприятий Государственной программы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы и ее подпрограмм: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 апреля 2016 г. № 321 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2016. – № 5/42960.
11. Положение о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.06.2011 № 867// Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2016.
12. Анализ зарубежного опыта государственной поддержки агропромышленного комплекса / З. Базаров // Журнал "BIZNES-ЭКСПЕРТ". – 2017. – №2(110)-2017. – с. 4-7.
13. Ковалев М. М. Прогнозирование развития белорусского агропромышленного комплекса до 2030 г. на фоне глобальных агротрендов // Журнал Белорусского государственного университета. Экономика. 2017. № 2. С. 120 –139
14. Бизнес-Инфо [Электронный ресурс]. - Аналитическая правовая система. – Режим доступа: http://www.business-info.by. Дата доступа:
15. Бычков Н. А. Структурные предобразования сельскохозяйственных организаций Республики Беларусь // Вести Национальной академии наук Беларуси. Серия аграрных наук. 2017. №1. С. 7-20.
16. Корбут, Л.В. Система государственной поддержки сельскохозяйственных производителей/ Л.В. Корбут // Науч. тр. Белорус. гос. экон. ун-та. Вып. 7 / М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. экон. ун-т; редкол.: В.Н. Шимов (пред.) [и др.]. — Минск: БГЭУ, 2014. — С. 217—222.
17. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.mshp.gov.by/ru/. Дата доступа:
18. О проблемах развития и направлениях реформирования АПК Беларуси на современном этапе // Доклад межведомственной рабочей группы по решению проблемных вопросов в агропромышленном комплексе, созданной распоряжением Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2014 г. № 34 рп. — Минск: Беларусь, 2014. — 128 с.
19. Президент Республики Беларусь [Электронный ресурс].- Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь. – Режим доступа: http://president.gov.by/ru/. Дата доступа:
20. Основные направления перспективного экономического развития агропромышленного комплекса Беларуси / А. П. Шпак [и др.]. – Минск : Ин-т систем. исслед. В АПК НАН Беларуси, 2016. – 78 с.
21. Сельское хозяйство Беларуси заходит в тупик, несмотря на огромные денежные вливания [Электронный ресурс] / AFN.by – Режим доступа: http://afn.by/news/i/96855. – Дата доступа:
22. Статистический сборник «Сельское хозяйство Республики Беларусь» – Минск, 2018г. – 230 с.
23. Харитонова, Л. В. Экономика и организация сельскохозяйственного производства: курс лекций / Л. В. Харитонова. – Горки : БГСХА, 2016. – 116 с.
24. Чуйко, П. Бюджетные риски гектара / П. Чуйко // Советская Белоруссия. – 2017. – 11 августа. – с. 12.