Введение
1. Цели, инструменты и виды монетарной политики
2. Сравнительный анализ целей, инструментов результативности монетарной политики в странах СНГ
3. Направления совершенствования монетарной политики в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в любом государстве денежно-кредитная политика относится к одним из мощнейших рычагов макроэкономического регулирования национальной экономики. С точки зрения истории, эта форма экономического регулирования появилась одной из первых. Во время мирового кризиса 30-х годов и проявились возможности данного рычага. Макроэкономические показатели напрямую зависят от денежных переменных, что подтверждено теоретическими исследованиями. Следовательно, на процессы производства, обмена и потребления может повлиять изменение количества денег в обращении. Инфляция после Второй мировой войны была спровоцирована экспансионистской денежно-кредитной политикой при низких процентных ставках, а ограничительная политика выявила признаки ее сдерживания.
К наиболее важному аспекту управления экономикой относится проведение последовательной и сбалансированной денежно-кредитной политики. Именно от этого во многом будет зависеть устойчивость развития экономической системы.
Теоретические и методологические исследования по содержанию, проведению государственной денежно-кредитной политики и проблемам денежно-кредитного регулирования экономики выявили многие грани и разнообразие этих категорий. Их взаимосвязи с другими методами государственного регулирования экономики также разнообразны: финансовая политика, валютная политика и т. д.
Денежно-кредитная политика служит основным средством достижения баланса в экономической системе. Исходя из этого, необходимо отметить актуальность рассматриваемой темы, поскольку данная проблема считается весьма важной для экономики любой страны. Поскольку реализация многочисленных программ экономического и социального развития страны, социальной защиты населения, урегулирования различных экономических процессов зависит главным образом от проведения денежно-кредитной политики центрального банка и эффективности его деятельности в целом.
Цель курсовой работы: изучить теоретические основы реализации денежно-кредитной политики, рассмотреть реализацию денежно-кредитной политики стран СНГ и Беларуси.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы денежно-кредитной политики, ее роли и места в экономике государства;
- рассмотреть виды, инструменты и основные показатели денежно-кредитной политики;
- провести анализ разработки и реализации денежно-кредитной политики стран СНГ.
1. Цели, инструменты и виды монетарной политики
Денежно-кредитная политика в экономической литературе чаще всего определяется, как политика центрального банка, воздействующая на количество денег в обращении. Монетарная политика определятся им, как «управление денежным предложением или создании условий для доступа экономических субъектов к кредитам и (или) под процентную ставку, соответствующую определенным экономическим целям». В отличие от первого определения, второе подчеркивает возможность влияния денежно-кредитной политики не только на сферу обращения, но и на сферу производства.
В зарубежной литературе денежно-кредитная политика подразделяется на «узкую», обеспечивающую стабильность национальной валюты посредством проведения валютных интервенции, изменения уровня учетной ставки. А также других инструментов, оказывающих влияние на состояние национальной денежной единицы. И «широкую», непосредственно воздействующую на объем денежной массы в обращении. Эти меры должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены [2].
Реализация мер денежно-кредитной политики преследует цели, к которым большинство авторов относят низкий уровень инфляции и безработицы, стабильный экономический рост. Но не все экономисты так единодушны в определении целей монетарной политики. Например, наиболее общая формулировка целей денежно-кредитной политики приводится Макконнеллом К.Р. и Брю Л.С.. По их мнению, основополагающей целью денежно-кредитной политики является «помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции». Другие авторы к конечным целям денежно-кредитной политики (кроме перечисленных выше) относят устойчивый платежный баланс [3].
Поскольку в основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая, в том числе, процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом, постольку содержание той или иной концепции денежно-кредитной политики напрямую зависит от того, в рамках какого направления современной экономической мысли она сформирована.
К числу современных направлений экономической мысли принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX – начале XX веков. А именно:
- маржинализм;
- монетаризм;
- неолиберализм.
2. Сравнительный анализ целей, инструментов результативности монетарной политики в странах СНГ
Проведем сравнительный анализ монетарной политики в странах СНГ на примере России и Казахстана.
Нынешняя денежно-кредитная политика, проводимая Центральным банком России и Национальным банком Казахстана, несмотря на заявленные цели - содействие экономическому росту - фактически не достигает своих целей.
С ростом инфляции происходит дальнейшее повышение процентных ставок и удорожание ресурсов, уменьшение денежной массы, сокращение кредитования реального сектора, уменьшение его размера и, как следствие, отсутствие столь необходимого экономического роста, который значительно осложняется геополитической ситуацией и международной экономической ситуацией.
Однако в России и Казахстане инфляция носит неденежный характер, в связи с этим борьба не приводит к желаемому результату. Более того, в нынешней ситуации в экономике она несет больше угроз, чем выгод, что ведет к финансовой нестабильности. Последнее усугубляет положение бизнеса и оказывает давление на экономический рост. На данном этапе целесообразно сместить акцент в области денежно-кредитного регулирования с таргетирования инфляции на достижение экономического роста.
Денежно-кредитное регулирование в России осуществляется на основе денежно кредитной политики. Денежно-кредитная политика государства (далее - ДКП), или монетарная политика - это политика, направленная на регулирование количества денег в обращении. Её главные цели - обеспечение стабильности цен, максимальная занятость населения, рост реального производства, устойчивый платежный баланс. Денежно-кредитная политика реализовывается Центральным банком государства. Посредством монетарной политики осуществляется воздействие на различные процессы макроэкономики, такие как инфляция, экономический рост, безработица.
Денежно-кредитная политика Банка России направлена на достижение целей его деятельности, в первую очередь, на достижение финансовой стабилизации, а затем и на её сохранение, а также на укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платёжного баланса страны. При этом получение прибыли не является целью деятельности Банка России [1].
3. Направления совершенствования монетарной политики в Республике Беларусь
Основными инструментами реализации денежно–кредитной политики Республики Беларусь являются ставка рефинансирования и норма обязательных резервов.
Оценим их влияние на денежно–кредитную политику Республики Беларусь.
Ставка рефинансирования - это ставка Национального банка Республики Беларусь (НБРБ), которая является основным инструментом регулирования уровня процентных ставок на денежном рынке и служит основой для установления процентных ставок по ликвидности банков.
Ставка рефинансирования необходима для понимания стоимости денег; она может быть назначена или определена методом отбора и использована в качестве показателя денежно-кредитной политики Национального банка.
Это позволяет изменить уровень доходности ценных бумаг, что приводит к стабилизации ценовой политики и регулирует рост инфляции.
На практике такое регулирование происходит следующим образом: центральный банк снижает ставку рефинансирования, а коммерческие банки используют сравнительно дешевый кредит, что снижает стоимость их собственных кредитов. В результате процентная ставка по кредиту уменьшается, а количество потребительских кредитов увеличивается и спрос на товары растет.
С ростом спроса цены также растут, что отражается на уровне инфляции: он увеличивается. Это связано с повышением ставки рефинансирования. Физических и юридических лиц не привлекают ставки по кредитам, они предпочитают не пользоваться кредитами в этот период, поэтому инфляция замедляется [12].
Повышение и понижение ставок Национальным банком напоминает циклический процесс и используется в качестве инструмента управления инфляцией и денежно-кредитной политикой страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе были рассмотрены теоретические основы реализации денежно-кредитной политики, а также ее инструменты.
Денежно-кредитная политика в экономической литературе чаще всего определяется, как политика центрального банка, воздействующая на количество денег в обращении. Монетарная политика определятся им, как «управление денежным предложением или создании условий для доступа экономических субъектов к кредитам и (или) под процентную ставку, соответствующую определенным экономическим целям». В отличие от первого определения, второе подчеркивает возможность влияния денежно-кредитной политики не только на сферу обращения, но и на сферу производства.
Денежно-кредитная политика государства традиционно рассматривается как важнейшее направление государственного регулирования экономики.
Высшая цель денежно-кредитной политики государства заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема ВВП. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. В связи с этим текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанные выше глобальные задачи, например, на фиксацию количества денег, находящихся в обращении, определение уровня обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования коммерческих банков и т.п.
В мировой практике используются следующие инструменты:
• Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами;
• Политика учетной ставки (дисконтная политика), т.е. регулирование процента по ссудам коммерческих банков у Центрального банка;
• Изменение норматива обязательных резервов, устанавливаемых Центральным банком для коммерческих банков.
Для оздоровления экономики и достижения приемлемых темпов роста в рамках денежно-кредитного регулирования необходимо, первоначально, ориентироваться на механизм рефинансирования, оказывать влияние на его объем, а также на уровень процентных ставок, которые непосредственно коррелируют с потребностями экономики. Именно эти инструменты являются основными рычагами в ведущих странах и позволяют серьезно влиять не только на финансовые рынки, но и на экономику страны в целом.
1 Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. М.: Финансы, ЮНИТИ. 2016. – 564 с.
2 Банковский кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 25 октября 2000 года, с измен. и доп. на 13 июля 2016 г. №441-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.
3 Бикалова Н. А. Денежно-кредитная политика Банка России как составная часть экономической политики государства / Н. А. Бикалова // Символ науки. 2016. – № 7–1 (19). – С. 21–23.
4 Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики. 2014
5 Данилова И.В., Резепин А.В. Формирование режима денежно-кредитной политики в российской экономике // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Сер.: Экономика и менеджмент. 2016. № 30. С. 1–12.
6 Дворецкая, А. Е. Деньги, кредит, банки : учебник для академического бакалавриата / А. Е. Дворецкая. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 480 с.
7 Деньги как опережающий индикатор инфляции в Беларуси и их роль в монетарной политике [Электронный ресурс].
8 Деньги, кредит, банки : учебник / коллектив авторов ; под ред. О.И. Лаврушина. — 12-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2015. — 448 с.
9 Деньги. Кредит. Банки / под ред. О.И. Лаврушина. М.: КноРус. 2016. – 329 с.
10 Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 157-З «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь
11 Моисеев С. Р. Денежно-кредитная политика. Теория и практика / С.Р. Моисеев. - М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2015. 784 c
12 Моисеев С.Р. Формализация, макроэкономика и денежно-кредитная политика // Финансы и кредит. 2015. № 3. С. 22–31.
13 Монетарное и инфляционное таргетирование в Республике Беларусь в условиях ЕАЭС [Электронный ресурс].
14 Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) на период до 2020 года [Электронный ресурс].
15 Нормативы обязательных резервов [Электронный ресурс].
16 Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь 2018 год [Электронный ресурс].
17 Перспективы перехода к режиму инфляционного таргетирования в Республике Беларусь [Электронный ресурс].
18 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы [Электронный ресурс].
19 Селищев А. С. Деньги. Кредит. Банки : учебник / А.С. Селищев. — 2-е издание. — Москва : Проспект, 2016. — 303 с.
20 Соколов Ю. А. Организация денежно-кредитного регулирования: учеб. пособие / А. Ю. Соколов. – Флинта, Наука; Москва, 2017 – 262 с.
21 Специальный стандарт распространения данных. Метаданные [Электронный ресурс].
22 Ставка рефинансирования [Электронный ресурс].
23 Стратегия развития финансового рынка Республики Беларусь до 2020 года [Электронный ресурс].
24 Указ Президента Республики Беларусь 03.10.2016 № 359 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2017 год» [Электронный ресурс].
25 Указ Президента Республики Беларусь 18.12.2015 № 505 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2016 год» [Электронный ресурс].
26 Указ Президента Республики Беларусь 20.12.2018 № 484 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2019 год» [Электронный ресурс].
27 Указ Президента Республики Беларусь 31.12.2017 № 470 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2018 год» [Электронный ресурс].
28 Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 07.03.2018) [Электронный ресурс].
29 Фетисов Г.Г. Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации: национальный и региональный аспекты. М.: Изд. «Экономика». 2015
30 Бертаева К.Ж. Казахстанский валютный рынок: этапы формирования и тенденции развития в условиях глобализации мирового валютного рынка. Ценные бумаги. 2018. С.85