Введение
1. Теоретические аспекты проверки состояния бухгалтерского учёта в системе управления организацией
1.1. Экономическая сущность, значение учётной политики в системе управления организацией
1.2. Цель, задачи, принципы, субъекты и объекты проверки состояния бухгалтерского учёта
1.3. Оценка организации системы внутреннего контроля субъекта хозяйствования
2. Проверка состояния бухгалтерского учёта, направления её совершенствования
2.1. Нормативное информационное обеспечение проверки состояния бухгалтерского учёта организации
2.2. Порядок проведения проверки состояния бухгалтерского учёта организации, направления её совершенствования
2.3. Рекомендации проверяющего по выбору положений учётной политики организации
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Общественное хозяйство в целом и любая хозяйственная единица не могут функционировать и развиваться без управления, включающего в себя такие функции, как планирование, организация, руководство и контроль. Однако реализовывать какую-либо из названных функций невозможно без информации, которая поступает на основе бухгалтерского учёта. На основе первичных учетных бухгалтерских документов возможно собрать детальную информацию о каждой хозяйственной операции. На основе бухгалтерских отчетов достигается максимальная степень обобщения и систематизации данных.
Своевременное получение объективной учетной информации о деятельности организации, ее структурных подразделений может быть обеспечено только в условиях рациональной организации бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля. Учёт и контроль позволяют управлять деятельностью организации. Основная цель контроля состоит в том, чтобы объективно изучить фактическое положение дел, выявить те факторы и условия, которые отрицательно сказываются на выполнении принятых решений и достижения поставленной цели. Одним из важнейших видов контроля является ревизия. Проверка соблюдения законности, достоверности и целесообразности хозяйственных операций способствует повышению эффективности производственной и финансово-коммерческой деятельности субъектов хозяйствования.
Предприятие является как носителем, так и потребителем финансовой информации. С одной стороны, его работой интересуются акционеры, кредиторы, заказчики, государственные учреждения. С другой стороны, оно заинтересовано в получении достоверной информации о финансовом положении предприятий, с которыми намерено осуществить совместные инвестиции, заключить контракты на сбыт или поставку продукции. Отчеты являются основным источников таких сведений. В современных условиях бухгалтерская отчетность должна содержать всю необходимую аналитическую информацию в форме, максимально удовлетворяющей запросы всех ее пользователей. Особое значение приобретает не только правильное структурное построение форм финансовой отчетности, но и наполнение их полезной и достоверной аналитической информацией о финансово-хозяйственной деятельности организации. Этим и объясняется актуальность выбранной темы исследования.
1 Теоретические аспекты проверки состояния бухгалтерского учёта в системе управления организацией
1.1 Экономическая сущность, значение учётной политики в системе управления организацией
Эффективность деятельности организации во многом зависит от рациональной организации бухгалтерского учета. Под организацией бухгалтерского учета понимают комплекс мер по упорядочению учетной работы, проводимых администрацией, при которых обеспечивается своевременное, полное и достоверное формирование информации о деятельности организации, а также контроль за рациональным использованием всех видов ресурсов при минимальных затратах труда и средств на ведение учета. Все элементы, раскрывающие организацию бухгалтерского учета в организации, должны быть отражены в учетной политике организации, которая направлена на достижение ее целей и задач.
Учетная политика – это выбранная организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, а также установленный порядок их применения в конкретной хозяйственной ситуации [1, с. 77].
Бухгалтерский учет в Республике Беларусь регламентируется большим количеством нормативных документов. Однако это не означает полной его унификации, в документах устанавливаются основные моменты в построении системы учета. Нормативные документы предлагают возможность выбора варианта ведения учета по конкретным объектам и в конкретных ситуациях. Это связано с тем, что в современной экономике государство не может предписывать всем участникам хозяйственных отношений одинаковые учетные схемы. Так как условия хозяйствования и задачи каждой организации сугубо индивидуальны, то схемы бухгалтерского учета должны отражать особенности деятельности каждой из них [21, с. 112].
2 Проверка состояния бухгалтерского учёта, направления её совершенствования
2.1 Нормативное информационное обеспечение проверки состояния бухгалтерского учёта организации
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 510 от 16.10.2009 г. О совершенствовании контрольной деятельности в Республике Беларусь (с изм. и доп. от 04.09.2019 г. № 328) в целях совершенствования контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь и определения единого порядка ее проведения проверки вправе проводить только государственные органы и иные организации, включенные в перечень контролирующих (надзорных) органов. Следует отметить, что в соответствии с Указом, утверждено положение об организации проверок, в котором определены права и обязанности контрольных (надзорных) органов и порядок организации и контроля (надзора) в Республике Беларусь.
1 Для того, чтобы обеспечить единую правовую систему для субъектов, подлежащих проверке, в Указе перечислен ряд принципов, которые должны фиксировать контрольные действия. К ним относятся ряд принципов:
2 презумпции добросовестности и невиновности проверяемого субъекта;
3 законности при назначении, проведении, оформлении результатов проверки, вынесении решений и рассмотрении жалоб;
4 открытости и доступности нормативных правовых актов, выполнение которых проверяется;
5 равенства прав и законных интересов всех проверяемых субъектов;
открытости информации о включении проверяемых субъектов в координационный план контрольной (надзорной) деятельности на предстоящий период;
6 ответственности контролирующих (надзорных) органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля (надзора).
Следует отметить, что существует ряд нормативно-правовых актов, которые регламентируют порядок ведения бухгалтерского учёта:
‒ Положение О порядке учёта контролирующими (надзорными) органами выданных предписаний на проведение проверок от 29.12.2009 г. № 1732 (с изм. и доп. от 23.03.2018 г.). Положением определяется порядок учета предписаний, выданных на проведение проверок государственными органами (их структурными подразделениями, территориальными органами, подчиненными организациями) и иными государственными организациями, уполномоченными законодательными актами на осуществление контроля (надзора) за деятельностью проверяемых субъектов и включенными в перечень контролирующих (надзорных) органов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа на тему «Проверка состояния бухгалтерского учёта организации, направления её совершенствования» выполнена на основе изученных теоретических исследований учёных-экономистов и практических данных, представленных СУП «ПинскдревАгро».
При изучении экономической сущности и значения учётной политики в системе управления организацией было установлено, что опыт ведения учётной политики по МСФО и в Республике Беларусь аналогичен, поскольку исправление ошибок при составлении отчётности регулируется в учётной политике в соответствии с установленным порядком. Основные отличия в составлении учётной политики Республики Беларусь и Российской Федерации заключается в том, что в Республике Беларусь изменения и дополнения в учётную политику могут вносится на начало отчётного периода, в Российской Федерации, напротив, изменения в учётную политику могут заносится в течении отчётного периода. Порядок составления учётной политики в Российской Федерации имеет наибольшее преимущество, поскольку изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация включает: причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении; указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествующих отчетному, скорректированы.
Исследование целей, задач, принципов, субъектов и объектов проверки состояния бухгалтерского учёта, что по участку бухгалтерского учёта поступления и выбытия материально-производственных запасов, отклонений не установило. Следовательно, бухгалтерский учёт материально-производственных запасов в СУП «ПинскдревАгро» отвечает всем требованиям и целям, установленным в учётной политике.
Проведение оценки внутрихозяйственного контроля в СУП «ПинскдревАгро» позволило установить, что создана ревизионная комиссия в составе трех человек, все имеют высшее образование. Подключена информационная правовая система КонсультантПлюс. Как отрицательный момент, отметим отсутствие повышения квалификации внутренними проверяющими и достаточно поверхностное составление ими программы внутренней проверки. Кроме того, ревизорами не оценивается целесообразность и эффективность хозяйственных операций.
1 Азаренко, А.В. Бухгалтерский учёт в организации / под общей редакцией А.В. Азаренко. – 2- е изд. перераб. и допол., Минск.: Амалфея, 2010. – 332 с.
2 Бабук, И. М. Экономика предприятия: учеб. пособие для студентов технических специальностей / И.М. Бабук. – Минск: «ИВЦ Минфина», 2006. – 327 с.
3 Бабынина, Т.М. Организация бухгалтерского учета: курс лекций/ Т. М. Бабынина. – Бобруйск: БФ УО «БГЭУ», 2011. – 253 с.
4 Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве: учебник / А.П. Михалкевич, П. Я. Папковская, С. К. Маталыцкая и др., 3-е изд., перераб. и доп./ Под общ. ред. А. П. Михалкевича. – Минск: БГЭУ, 2004. – 348 с.
5 Герасимова, В. Д. Перемен не избежать /В. Д.Герасимова// Национальная экономическая газета. – 2011. – 8 апр. – С.3.
6 Головачев, А.С. Экономика предприятия: в 2 ч.: учеб пособие / А.С. Головачев. – Ч. 1. – Минск: Выш.шк., 2008. – 447 с.
7 Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учёта и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов: постановление Министерства финансов Республики Беларусь, 29 июня 2011 г., № 50 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. № 8/24548.
8 Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов: утв. Постановлением Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства строительства и архитектуры Республики Беларусь от 27 февраля 2009 г. № 37/18/6: в ред. постановления Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства строительства и архитектуры Респ. Беларусь от 6 мая 2014 г. № 35/23/26 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2009. – № 149. 8/21041. - С.34-59.
9 Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений и отдельных структурных элементов постановления Министерства финансов Республики Беларусь: утв. Постановлением Министерства финансов Респ. Беларусь от 30 апреля 2012 г. № 26 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2012. – 8/26355.
10 Инструкция по бухгалтерскому учету запасов: утв. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 ноября 2010 г. № 133 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 14. – 8/23181.
11 Инструкция по инвентаризации активов и обязательств: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180: в ред. Постановления Министерства финансов Респ. Беларусь от 5 января 2010 г. № 1 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 16. 8/17745.
12 Инструкция по переоценке товарно-материальных ценностей сельскохозяйственными предприятиями: Постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14 февраля 2000 г. № 15/3/25/6 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. - № 8/3065.
13 Инструкция о порядке отражения в бухгалтерском учете государственных средств, выделяемых на развитие агропромышленного комплекса: Постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 23 августа 2002 г. № 25 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. - № 8/8495.
14 Кийко, Д. Н. Минфин разъясняет: бухгалтерская организация вправе вести налоговый учёт без получения аттестата налогового консультанта. Письмо Минфина Республики Беларусь от 27.09.2018 г. № 1-1-25/46/КЛ-292 / Д. Н. Кийко // Главный бухгалтер. – 2018. – № 38. – С. 92.
15 Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учёт: учебник / Н.П. Кондраков. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 592 с.
16 Кухальская, Т. Основные аспекты формирования учетной политики по бухгалтерскому учету / Т. Кухальская // Моя бухгалтерия. Все для годового отчета. – 2015. № 2. – С.67-81.
17 Кобзик Е.Г. Бухгалтерский учет и аудит. Часть 1: Курс лекций Минск.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. – 192 с.
18 Международные стандарты учета и финансовой отчетности: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» / Е.В. Золотарева, С.В. Ключников. – Саратов, 2013. – 108 с.
19 Минковская А. А. Дигилизация бухгалтерского учёта и отчётности и возможность её развития в Республике Беларусь / А. А. Минковская // Физико-математическое образование. – 2018. – № 4. – С. 112-114.
20 Михалкевич, А.П. Бухгалтерский учет в зарубежных странах: учеб. пособие / А.П. Михалкевич. – 2-е изд., перераб. и доп., Минск.: ФУА информ, 2000. – 528 с.
21 Нетёса, Л.И. Бухгалтерский учет и аудит: курс интенсивной подготовки / Л.И. Нетёса, Л.Д. Соловьева. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 224 с.
22 Об утверждении национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки»: постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 10 декабря 2013 г. № 80 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – 8/28368. – С.25-40.
23 Осипова, Н.П. Зарубежный опыт формирования учетной политики/ Н.П. Осипова // Международный бухгалтерский учет. – 2011. - № 34. – С.1-14.
24 О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З // Нац. реестр правовых актов Респ.Беларусь. – 2013. – № 2/2055.
25 Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность»: постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 12 декабря 2016 г. № 104 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2016. 8/31602.
26 Палицын, В.А. Бухгалтерский учёт, анализ и аудит: учебное пособие/В.А.Палицын. – Минск: Выш.шк., 2010 – 510 с.
27 Раковец, В. Типичные нарушения, допускаемые организациями в бухгалтерском учёте в 2018 г. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://aqm.by/stati/economika-tryd-buh/tipichnye-narusheniya-dopuskaemye-organizatsiyami-v-bukhgalterskom-uchete-v-2018-godu. – Дата доступа:
28 Рыбак, Т. Министерство финансов об особенностях бухгалтерского учёта в 2018 г. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ilex.by/news/ministerstvo-finansov-ob-osobennostyah-buhgalterskogo-ucheta-v-2018-godu. – Дата доступа:
29 Рыбак, Т. Токены – Новый объект бухгалтерского учёта. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gb.by/aktual/bukhgalterskii-uchet/tokeny-novyi-obekt-bukhgalterskogo-uchet. – Дата доступа:
30 Тарасевич, И.Н. Особенности бухгалтерского учета в отраслях народного хозяйства: краткий курс лекций: для слушателей системы переподготовки / И.Н. Тарасевич. – Минск: Амалфея, 2008. – 148 с.
31 Цыркунова, Т.А. Финансовый менеджмент: учеб. пособие / И.А. Цыркунова, Н.А. Соловьева; Краснояр. ГТЭИ. – Красноярск, 2007. – 180 с.
32 Ширенбек, Х. Экономика предприятии: учеб. для вузов / Х. Ширенбек. – 15-е изд., перераб. и доп., СПб.: Питер, 2005. – 715 с.