ВВЕДЕНИЕ
1 РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СЕКТОРА ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
1.2 ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СЕКТОРА ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕКТОРА ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.2 КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕКТОРА ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СЕКТОРА ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение.
Рынок информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в Беларуси еще очень молод, но, несмотря на это, ИКТ-отрасль является одной из самых динамично развивающихся отраслей отечественной экономики из-за прибыльности и общей рентабельности этого бизнеса.
Развитие информационно-коммуникационных технологий позволяет широко использовать их по различным направлениям. Совершенствование информационных технологий позволяет повысить эффективность решений, принимаемых на всех уровнях управления. Они способствуют росту производительности труда за счет лучшего распределения информации внутри организации и возможности быстрого взаимодействия предприятия с другими звеньями цепочки создания ценности, экономии ресурсов, обеспечивают более высокое качество товаров и услуг, стимулирование инноваций и появление новых продуктов, услуг, бизнес-моделей.
Современное развитие сектора информационно-коммуникационных технологий непосредственно зависит от уровня обучения и воспитания специалистов с высоким уровнем квалификации, которые должны обладать соответствующими компетенциями, позволяющими быстро адаптироваться в новых ситуациях и находить наиболее правильное и креативное решение для различных задач профессиональной деятельности. Таким образом, перед сферой образования в целом и, в частности, перед сферой высшего образования стоит задача подготовки востребованных специалистов с учетом компетентного подхода. Вышесказанное обусловило актуальность темы.
Цель курсовой работы: рассмотреть текущее состояние подготовки специалистов сектора информационно-коммуникационных технологий и определить пути совершенствования подготовки кадров.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие, структуру и особенности функционирования рынка информационно-коммуникационных технологий;
выявить проблемы в подготовке кадров для сектора информационно-коммуникационных технологий;
провести анализ состояния рынка информационно-коммуникационных технологий в Республике Беларусь;
провести анализ кадрового обеспечения организаций сектора информационно-коммуникационных технологий в Республике Беларусь;
определить направления совершенствования подготовки специалистов для сектора информационно-коммуникационных технологий в Республике Беларусь.
1 Развитие национального сектора информационно-коммуникационных технологий.
1.1 Национальный рынок информационно-коммуникационных технологий: сущность, структура и особенности функционирования.
В нынешнем столетии место и роль Беларуси в мировой экономике в условиях, когда практически отсутствуют собственные источники углеводородного сырья и металлов, будет во многом определяться уровнем ее научно-технического развития, способностью создавать и эффективно реализовывать собственные и при необходимости быстро внедрять импортные инновационные технологии, производить товары с высокой добавленной стоимостью, а также степенью присутствия страны на мировом рынке высоких и новых технологий.
Информационно-коммуникационные технологии оказывают существенное воздействие не только на технологическую, но и на институциональную структуру общества. Электронное правительство и система электронных государственных услуг изменяют организацию взаимодействия государства и общества.
Под современными информационно-коммуникационными технологиями в настоящее время понимают различные способы создания, фиксации, переработки и распространения информации. Категория технологии приобретает на современном этапе общественного развития доминирующее, системообразующее значение. Если в предшествующие эпохи технология рассматривается как простой набор рецептур и считается вторичной по отношению к культуре, то в последние десятилетия осознается то, что совершенствование технологий лежит в основе развития современной техногенной цивилизации, а радикально новые формы человеческой культуры сопрягаются с рождением принципиально новых технологий.
Информационно-коммуникационные технологии – это совокупность аппаратных средств и программного обеспечения, с помощью которых осуществляется хранение, обработка, передача и управления информацией и знаниями. К ИКТ относят средства вычислительной техники, информационные сети, коммуникационные средства и коммуникационные сети.
2 Анализ состояния и кадрового обеспечения сектора информационно-коммуникационных технологий в Республике Беларусь.
2.1 Анализ состояния рынка информационно-коммуникационных технологий в Республике Беларусь.
В последнее десятилетие ХХ века информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Многие развитые и развивающиеся страны в полной мере осознали те колоссальные преимущества, которые несет с собой развитие и распространение ИКТ.
На этот путь стала и Республика Беларусь, что нашло отражение в Концепции государственной политики в области информатизации, одобренной Указом Президента Республики Беларусь
Развитие сектора информационно-коммуникационных технологий закреплено в Государственной программе развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 гг. (Государственная программа), которая разработана в соответствии со Стратегией развития информатизации в Республике Беларусь на 2016-2022 гг., законодательных актах Республики Беларусь, регулирующих вопросы информатизации, создания информационных технологий, систем и сетей, формирования информационных ресурсов, обеспечения защиты информации [10].
За последнее пятилетие белорусским руководством предпринято немало действенных мер по усилению инновационного потенциала страны, созданию условий для ускоренного развития высокотехнологичного сектора экономики, в частности сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-сектора).
В Беларуси развитие сектора ИКТ характеризуется достаточно высокой позитивной динамикой, что представляют данные таблицы 2.1.
3 Направления совершенствования подготовки специалистов для сектора информационно-коммуникационных технологий в Республике Беларусь.
Проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов хорошо известны, но, возможно, эти проблемы становятся все более острыми в сфере ИТ-образования. Среди проблем можно выделить следующие: относительная новизна и быстрота развития этой области знаний, разнообразие квалификационных требований к подготовленным специалистам, необходимость высоких финансовых затрат для обеспечения адекватной материальной базы для обучения, сложность организации качественного профессионального практика студентов и многое другое. Среди наиболее острых проблем – ситуация с обеспечением уровня качества факультета. Причины этого также хорошо понятны – для старшего поколения преподавателей (которые часто составляют большинство сотрудников университета) постоянная «гонка» за инновациями в области ИТ довольно сложна, попытка привлечь молодых сотрудников сталкивается с почти непреодолимым барьером катастрофически низкого уровня оплаты труда в университетах.
Еще одной проблемой является отсутствие интеграции средних и высших учебных заведений с точки зрения формирования ключевых и предметных компетенций. Привлечение школьников к университетским олимпиадам, их раннее вовлечение в научную деятельность создаст основу для разработки планирования, реализации проектов. Это может стать источником формирования способности решать проблемы, поиска оптимальных (альтернативных) подходов к решению проблем, рационального мышления [4].
Следующая проблема – постоянное обновление информационных технологий, что влечет за собой устаревание знаний, полученных студентами уже во время обучения. Таким образом, студенты ИТ-специальностей должны развить способность адаптироваться к самообучению и саморазвитию; способность работать в команде, способной к сотрудничеству; критически мыслить; выделять проблемы и находить оптимальные способы их решения: эти компетенции должны быть заложены в образовательные стандарты и реализованы проблемными методами и интерактивным обучением. Кроме того, система аттестации выпускников вузов позволяет определять пригодность выпускника той или иной профессии. Вузы самостоятельно разрабатывают практику сертификации, формируют банки фонда оценочных фондов, привлекают студентов к участию в различных предметных олимпиадах, конкурсах и выставках.
Заключение.
Информационные и коммуникационные технологии представляют собой сочетание аппаратного и программного обеспечения, которое используется для хранения, обработки, передачи и управления информацией и знаниями. ИКТ включают вычислительное оборудование, информационные сети, средства связи и сети связи.
Место и значение информационных и коммуникационных технологий в современной экономике выражается в эффективном использовании информационных и коммуникационных технологий как в жизни людей, так и в деятельности предприятий, в них заложен большой потенциал для ускорения экономического роста.
В настоящее время конкурентоспособность государственной экономики определяется уровнем ее технологического развития, способностью воспринимать, создавать и использовать новейшие научные достижения в практической жизни. Важнейшая роль в технологическом развитии государства принадлежит научно-техническому потенциалу национальных компаний, которые способны противостоять мощной конкуренции иностранных фирм, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Основа сектора ИКТ – квалифицированные и компетентные сотрудники. Однако в процессе анализа были выявлены некоторые проблемы подготовки кадров для сектора ИКТ, а именно: ограниченный набор специальностей в ВУЗах; старение преподавателей; недостаточное финансирование образования.
ИКТ является приоритетным сектором экономики Республики Беларусь, так как наблюдается рост инвестиций в основной капитал: по сравнению с 2016 годом инвестиции выросли на 89 млн. руб. объем произведённой продукции также свидетельствует о росте: по отношению к 2016 году он вырос на 1759,7 млн. руб. Рост объема производства продукции на 1759,7 млн. руб. произошёл за счет отрасли производства ИКТ на 175,2 млн. руб., за счет отрасли торговли ИКТ – на 121,7 млн. руб., за счет отрасли услуг ИКТ – на 975,8 млн. руб.
Наибольший удельный вес в структуре отгруженной продукции занимают телекоммуникационные услуги, доля которых имеет тенденцию к снижению с 45,5% до 37,5 %. Программное обеспечение занимает 17,7 %, что на 4,3 п.п. выше уровня 2016 года. Доля услуг по разработке АИС выросла с 13,9 % до 16,3 %.
Наибольшую долю в структуре затрат на информационно-коммуникационные технологии в 2018 году занимает приобретение вычислительной техники и оргтехники (24,6 %). Оплата услуг сторонних организаций и специалистов, связанных с ИКТ занимает 22,7 %, приобретение программного обеспечения – 19,3 %, приобретение телекоммуникационного оборудования – 13,1 %, оплата телекоммуникационных услуг – 11,2 %.
1 Балдин, К.В. Информационные системы в экономике : учебник / К.В. Балдин, В.Б. Уткин. — 7-е изд. — Москва : Дашков и К, 2017. — 395 с.
2 Беларусь и Россия: стат. сб. // Национальный статистический комитет Респ. Беларусь. – Минск, 2018. – 121 с.
3 Белодед, Н. И. Реинжиниринг системы управления организацией на основе информационных технологий / Н.И. Белодед, Е.А. Романькова // Экономика и управление. – 2016. – № 2. – С. 61-66.
4 Васильева, Е. В. Воспроизводство кадров ИТ-отрасли. Сценарный анализ // Мир новой экономики. – 2016. – с. 23-27.
5 Велицкая, С.В. Анализ мирового рынка информационно-коммуникационных технологий [Электронный ресурс] / С.В. Велицкая, В.А. Кудряшова // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(11). – Режим доступа: https://sibac.info/archive/meghdis/8(11).pdf .
6 Галица, И.А. Закономерности современного развития и инновационного управления / И. А. Галица // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2016. – № 1. – С. 4-5.
7 Ганчеренок, И.И. Развитие электронного управления в Республике Беларусь: вызовы и решения / И. И. Ганчерёнок, Е. В. Дашкевич // Проблемы управления. – 2015. – № 3. – С. 50-54.
8 Головицына, М.В. Информационные технологии в экономике : учебное пособие / М.В. Головицына. — 2-е изд. — Москва : ИНТУИТ, 2016. — 589 с.
9 Городнова, А. А. Развитие информационного общества — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 243 с.
10 Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016 – 2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/file4c1542d87d1083b5.PDF.
11 Демидов, О. Глобальное управление Интернетом и безопасность в сфере использования ИКТ: Ключевые вызовы для мирового сообщества / О. Демидов. — Москва : Альпина Паблишер, 2016. — 198 с.
12 Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) : учеб. пособие / Н.Г. Плотникова. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 124 с.
13 Информационное общество в Республике Беларусь: стат. сб. // Национальный статистический комитет Респ. Беларусь. – Минск, 2018. – 107 с.
14 Информационное общество и проблемы прикладной информатики : учебное пособие / Т. В. Афанасьева. – Ульяновск : УлГТУ, 2018–123 с.
15 ИТ-индустрия и ИТ-образование: стратегия развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.park.by/post-851/.
16 Проблемы повышения эффективности образовательного процесса на базе информационных технологий : материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. (Республика Беларусь, Минск, 27 апреля 2018 года) / редкол. : Ю. Е. Кулешов [и др.]. – Минск : БГУИР, 2018. – 120 с.
17 Селина, О.В. Информационная экономика : учебное пособие / О.В. Селина, С.В. Рачек, А.С. Колышев. — Екатеринбург : , 2018. — 99 с.
18 Структура затрат организаций на информационно-коммуникационные технологии в 2018 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/makroekonomika-i-okruzhayushchaya-sreda/informatsionno-telekommunikatsionnye-tekhnologii/graficheskiy-material-grafiki-diagrammy/struktura-zatrat-organizatsiy-na-informatsionno-kommunikatsionnye-tekhnologii/.
19 Структура отгруженной продукции (работ, услуг) организаций сектора ИКТ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/makroekonomika-i-okruzhayushchaya-sreda/informatsionno-telekommunikatsionnye-tekhnologii/graficheskiy-material-grafiki-diagrammy/struktura-otgruzhennoy-produktsii-rabot-uslug-organizatsiy-sektora-ikt/.
20 Труд и занятость в Республике Беларусь: стат. сб. // Национальный статистический комитет Респ. Беларусь. – Минск, 2018. – 158 с.