Введение
Глава 1 Теоретические основы исследования институтов рынка труда
Глава 2 Система экономических институтов рынка труда и ее развитие в экономике Республики Беларусь
2.1 Государственная политика Республики Беларусь: развитие институтов рынка труда
2.2 Состояние рынка труда в Республике Беларусь
Глава 3 Основные направления институциализации рынка труда в экономике Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение.
В настоящее время происходит сложный процесс развития экономики, в рамках которого осуществляются преобразования во всей системе мирового хозяйства и в национальных экономиках.
Процесс развития мировой экономики тесно связан с процессом развития рынка труда. Возникают перемены в процессах трудовой деятельности, в организации труда, в структуре занятости и в трудовых отношениях.
Современное социально-экономическое развитие Республики Беларусь требует новых подходов к регулированию рынка труда с учетом его новых реалий в условиях развития экономики, которые протекают как на национальном, так и международном уровне.
Ввиду того, что потери высококвалифицированных работников – это все-таки угроза для экономики страны, в таком случае особое внимание должно уделяться созданию высокопроизводительных рабочих мест и совершенствованию системы материального стимулирования. Управляющие фирмами должны заботиться о персонале, подчеркивать свое уважение к успешным и старательным работникам, давать возможность обучаться и повышать квалификацию, создавать эффективные схемы оплат, разрабатывать бонусные системы. Все это и многое другое должно находить отклик в развитии институтов рынка труда.
Актуальность темы, рассматриваемой в курсовой работе, обусловлена усиливающимися процессами активного развития экономики, которые охватили практически все страны и слои населения и оказали существенное влияние на международное движение рабочей силы.
Глава 1 Теоретические основы исследования институтов рынка труда.
Рынок труда является индикатором, характеризующим национальное благосостояние и позволяющим судить об устойчивости и эффективности социально-экономических преобразований. Тем не менее процесс формирования рынка труда в Республике Беларусь еще не завершен.
Трудовой потенциал Республики Беларусь, его эффективная «эксплуатация» является одной из важнейших и значимых проблем. Поскольку развитие и становление рыночной экономики напрямую зависит от трудового потенциала, а с учетом того, что на данный момент в Республике Беларусь формируется инновационная экономика (экономика, которая основана на инновациях, информационных и компьютерных технологиях, не прекращающемся технологическом совершенствовании.
Страны с такой инновационной экономикой, как правило, создают продукцию с высокой добавленной стоимостью) эта проблема становится еще более актуальной. Эффективное использование трудового потенциала страны заключается в формировании развитого рынка труда, создании стабильных условий жизни человека с использованием государственного регулирования и целой системы социальных гарантий.
Развитые и эффективно функционирующие институты задают систему положительных и отрицательных стимулов, направляя поведение людей в определенное русло и, тем самым, делая ситуацию на рынке труда и в сфере социально-трудовых отношений более определенной [3, с. 124].
Институтами рынка труда понимаются, во-первых, «правила игры», закрепленные в законах, нормативных актах, принципах, социальных нормах, во-вторых, учреждения и организации, формирующие инфраструктуру рынка труда, целевой функцией которых является оптимизация поведения участников социально-трудовых отношений, в-третьих, механизмы, регулирующие функционирование рынка труда и его развитие.
В структуре институтов рынка труда различают формальные и неформальные институты, регламентирующие взаимодействие индивидов и групп в социально-трудовой сфере – рисунок 1.1.
Глава 2 Система экономических институтов рынка труда и ее развитие в экономике Республики Беларусь.
2.1 Государственная политика Республики Беларусь: развитие институтов рынка труда.
Формирование нового вида занятости в Республике Беларусь носит анклавный, точечный характер. В то же время существующий институциональный дизайн сферы занятости и рынка труда оказывает противоречивое влияние на развитие нового типа занятости. Особенность белорусских институтов рынка труда заключается в том, что их выбор был сделан непосредственно в ходе радикальных структурных изменений, а не эволюционного характера, как в развитых странах. В то же время импортируемые формальные институты не всегда совместимы с системой доминирующих неформальных правил и социокультурных ценностей. Улучшение формальных институтов (в частности, изменения в трудовом кодексе, законе о занятости, разработка проекта закона о дополнительной рабочей силе, развитие сети агентств по трудоустройству на рынке труда, улучшение работы служба занятости и т. д.) сосуществует с несовершенным применением законодательства; постоянные изменения формальных норм и правил; неравенство сторон социального партнерства; неразвитость институтов гражданского общества [19, с. 148].
В конечном итоге это определяет недостаточное использование человеческого потенциала, снижает эффективность занятости, ограничивает возможность его прогрессивных изменений, адекватных инновационному типу воспроизводства.
Важнейшую роль в реализации социальной политики Республики Беларусь играет обеспечение эффективной занятости населения.
Под политикой занятости понимается система принципов и мер государства, направленных на обеспечение рациональной, свободно избранной занятости населения. При этом занятостью считается такая деятельность граждан, которая не противоречит законам страны, направлена на удовлетворение личных и общественных потребностей и приносит субъектам заработок (доход) [20, с. 231].
Глава 3 Основные направления институциализации рынка труда в экономике Республики Беларусь.
Основное направление корректировки стратегии управления рынком труда Республики Беларусь состоит в ее переориентации с изыскания источников финансовых средств для социальной помощи малообеспеченным (пассивная политика предполагает неизбежность роста безработицы) на активную политику обеспечения занятости населения, поддержания создания и сохранения экономически эффективных рабочих мест в количестве, достаточном для снятия угрозы деградации населения. В большинстве западных стран на активные мероприятия, главным образом на создание рабочих мест и переквалификацию, приходится 25–30 % всех расходов, осуществляемых в рамках политики на рынке труда (в Швеции в начале 90-х годов эта цифра приблизилась к 70 %).
К разработке программ деятельности учреждений рынка труда на национальном, региональном и местном уровне привлекаются объединения предпринимателей и профсоюзы. Из представителей населения, руководителей учебных заведений, профсоюзов, предприятий и местных органов власти создаются комиссии (комитеты), которые оказывают всестороннюю помощь местным учреждениям рынка труда в их повседневной работе, и, вместе с тем, осуществляют над ними контроль.
Важно, что местные предприятия обычно охотно оказывают учреждениям рынка труда постоянную квалифицированную помощь в составлении планов использования рабочей силы, индивидуального развития сотрудников, проведении массового переобучения, связанного с внедрением новой технологии и реорганизации производства.
Действенная политика занятости Республики Беларусь должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму. В современных условиях исходным постулатом стратегии государства на рынке труда должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах.
Заключение.
В курсовой работе была рассмотрена тема институтов рынка труда в Республике Беларусь и их развитие. Так, в процессе выполнения работы были изучены теоретические основы исследования институтов рынка труда, а также рассмотрена система экономических институтов рынка труда и ее развитие в Республике Беларусь, а также были рассмотрены основные направления институционализации рынка труда в Республике Беларусь.
Так, в результате изучения теоретической главы в работе можно сделать ряд выводов.
Для повышения эффективности рынка труда следует регулировать и эффективно управлять социально-трудовыми отношениями через рынок труда в направлении повышения его гибкости; формировать современные институты рынка труда; рационально использовать трудовые ресурсы на микроуровне; сохранять социальные гарантии с повышением эффективности системы оплаты труда; координировать рынок образовательных услуг и рынок труда.
Изучение системы экономических институтов рынка труда и ее развитие в Республике Беларусь позволяет сказать, что важнейшую роль в процессе реализации социальной политики Республики Беларусь играет обеспечение эффективной занятости населения. Государство способствует обеспечению максимально возможной занятости населения
Основными задачами политики занятости населения на 2016-2020 гг. являются достижение баланса спроса и предложения с использованием экономических регуляторов рынка труда, повышения гибкости рынка труда за счет стимулирования трудовой мобильности и миграции, развития предпринимательства и самозанятости, трудовой активизации и адаптации безработных к новым условиям на рынке труда.
Относительно популярности видов занятости населения можно сказать, что группа профессий «информация и связь» одна из не многих групп, численность работников которой стабильно увеличивается. К данной группе относят такие профессии, как разработчик программного обеспечения, тестировщик ПО и т.д.
Что касается состояния рынка труда в 2019 г., то здесь можно сказать, что во 2 квартале 2019 г. наблюдался рост количества вакансий на 18,2% по отношению к 1 кварталу 2019 г., что обусловлено сезонностью.
1. Агапова, Е.А., Серегина, С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Е.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: Дело и сервис, 2014 – 446 с.
2. Бирюкова, О. Дневник успеваемости белорусской экономики / О. Бирюкова. – Белорусский рынок. – 2016. – С. 12-13
3. Бондарь, А.В. Макроэкономика: Учебное пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев – 2-е изд. – Минск: БГЭУ, 2017. – 415 с.
4. Бюджет прожиточного минимума: структура и динамика изменения в Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mojazarplata.by/main/minimalka/bpm.
5. Государственная политика занятости в Республике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lelchitsy.gomel-region.by/uploads/files/IPG-aprel.doc.
6. Дашкевич, В. Видения светлого будущего / В. Дашкевич. – Белорусский рынок. – 2015. – C. 9.
7. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика / С.Н. Ивашковский. – М.: Дело, 2014. – 472 с.
8. Институты рынка труда в современной экономике. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/instituty-rynka-truda-v-sovremennoy-ekonomike.
9. Киселев, И.Я. Современные тенденции правового регулирования нестандартных форм занятости в странах Запада / И.Я. Киселев // Труд за ребужом. – 2013. – №1.
10. Макроэкономика / Н.И. Базылев [и др.] – М.: Инфра-М, 2016. – 190 с.
11. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/zacon
12. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
13. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг. – 124 с.
14. Республика Беларусь в цифрах: статистический справочник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Главное статистическое управление г. Минска; [редколлегия: И. В. Медведева (председатель) и др.]. – Минск, 2019. – 72 с.
15. Рынок труда Беларуси испытывает дефицит медиков и водителей// БЕЛТА - Новости Беларуси [электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: https://www.belta.by/society/view/rynok-truda-belarusi-ispytyvaet-defitsitmedikov-i-voditelej-281471-2017.
16. Сажина, М.А. Экономическая теория: Учебник для вузов / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. – М.: Норма, 2015 – 672 с.
17. Санкова, Л.В. Институциональные аспекты занятости нового типа / Л.В. Санкова // Инновационные преобразования российской экономики и рынок труда: Сб. науч. ст. – М., 2018. – С.145-152.
18. Статистический сборник «Беларусь в цифрах». – 2019. – 71 с.
19. Учебник по основам экономической теории / Под ред. В.Д. Камаева. 10-е изд., переработанный и дополненный – М.: Владос, 2013 – 592 с.
20. Френкель, А.А. Новые старые проблемы: Что год текущий нам готовит? / А.А. Френкель [и др.] // Экономические стратегии. – 2018. – №4. – С. 24-35.
21. Франк, Р.Х. Микроэкономика и поведение / Р.Х. Франк. – М.: ИНФРА-М, 2014 – 696 с.
22. Экономическая теория: Учебник / А.В. Бондарь [и др.]; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2016. – 495 с.
23. Экономика: Словарь по обществознанию / Под ред. Петруниной Ю.Ю. – Москва, 2016. – 515 с.