Введение
1 Теоретические и методологические основы формирования цен в организации
1.1 Понятие цены, цена как маркетинговый инструмент
1.2 Методические подходы к формированию цен
1.3 Управление ценовой политикой на предприятии
2 Анализ механизма ценообразования в ОАО «Лунинецкий молочный завод»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Лунинецкий молочный завод»
2.2 Анализ методов формирования цен и ценообразующих факторов на ОАО «Лунинецкий молочный завод»
2.3 Анализ влияния цен на конечные результаты деятельности ОАО «Лунинецкий молочный завод»
3 Предложения по совершенствованию ценообразования на ОАО «Лунинецкий молочный завод»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
В данной работе рассматривается цена в комплексе маркетинга на белорусском предприятии ОАО «Лунинецкий молочный завод», а также теоретические вопросы ценообразования.
На данный момент это одна из актуальных тем для всех предприятий нашей республики, т.к. цена в условиях рыночной экономики – это важнейший экономический параметр рыночной среды деятельности предприятия, с которым оно вынуждено считаться и по возможности на него влиять. В условиях конкурентного рынка цена формируется преимущественно под воздействием факторов, объективно складывающихся независимо от предприятия, и является в большинстве случаев для него заданной.
Разработка ценовой стратегии в системе маркетинга предусматривает не только установление уровня цен, но и формирование стратегической линии ценового поведения на рынке и в комплексе по всей товарной номенклатуре и отдельно по каждому виду товара на всем протяжении жизненного цикла.
Стратегия ценообразования тесно связана с общими целями предприятия. Она может ставить в качестве своих непосредственных задач увеличение сбыта продукции, максимизацию прибыли или сохранение стабильного положения на рынке.
Таким образом, актуальность выбранной темы курсовой работы не вызывает сомнений в связи с тем, что именно правильная оценка всех условий рынка и возможностей предприятия в определении цен на реализуемые им товары есть залог выживания в условиях конкурентного рынка, благополучия и успеха, устойчивости финансового положения при эффективной и мобильной производственно-хозяйственной деятельности.
Цель работы – совершенствование методов формирования цен, их влияние на конечные результаты деятельности. Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
- изучить понятие цены и цену как маркетинговый инструмент;
- рассмотреть методические подходы формирования цен;
- ознакомиться с управлением ценовой политикой на предприятии;
- Дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Лунинецкий молочный завод»;
- провести анализ методов формирования цен и ценообразующих факторов на ОАО «Лунинецкий молочный завод»;
- проанализировать влияния цен на конечные результаты деятельности ОАО «Лунинецкий молочный завод».
1. Теоретические и методологические основы формирования цен в организации
1.1 Понятие цены, цена как маркетинговый инструмент
Цена – это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицу товара или услуги.
В современной экономической науке (в частности, в ценообразовании) четко обозначилась тенденция изменения пропорции между теоретическими и практическими вопросами в пользу последних. Практика, однако, свидетельствует, что решение конкретных вопросов тем успешнее, чем масштабнее их оценка. В связи с этим, посвящая большую часть учебно-методического пособия прикладным вопросам ценообразования, считаем необходимым хотя бы коротко остановиться на современном толковании категории «цена».
Многие экономисты склоняются к такой формулировке цены:
Цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. Форма выражения ценности может быть не только денежной, но и натуральной, и процентной и др. Решающий момент в понимании категории «цена» – обмен. Масштабы и интенсивность обмена предопределяют масштабы и объективность ценообразования. Так, в условиях административно регулируемой экономики неправомерно использовать понятия «цена земли», других природных ресурсов, рабочей силы, не являющихся объектами купли-продажи. В условиях рыночной экономики, когда большая часть товаров и услуг является объектами купли-продажи, значительно большие масштабы имеет и ценообразование.
Применительно к основному (товарному) рынку чаще всего употребляется формулировка: цена есть денежное выражение стоимости. Это считается справедливым, так как в условиях рынка данного типа по-прежнему действуют базовые (стоимостные) факторы и в подавляющем большинстве обменных операций используется денежная оценка.
В силу того, что теоретическое толкование цены в настоящее время остается дискуссионным вопросом, широкое распространение получила и более упрощенная формулировка, согласно которой цена – это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги.
Разумеется, можно предложить и другие формулировки категории «цена» применительно к современным условиям. Лучшему пониманию этой категории поможет анализ функций цены.
2. Анализ механизма ценообразования в ОАО «Лунинецкий молочный завод»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Лунинецкий молочный завод»
В декабре 1969 года был введен в эксплуатацию Лунинецкий завод масла и сухого обезжиренного молока мощностью 50 тонн переработки молока в смену, в том числе 2,5 тонны сухого обезжиренного молока (СОМ) и 5 тонн цельномолочной продукции. В 1985 году проведена реконструкция отдельных производственных участков, в 1991 году завершено строительство административно-бытового корпуса.
На основании приказа Брестоблимущества от 31 января 1994 года предприятие преобразовано в открытое акционерное общество «Лунинецкий молочный завод». Общество зарегистрировано решением Брестского облисполкома № 849 от 26.09.2000 (свидетельство № 00820 от 19.10.2000). В 2004 году проведена реорганизация общества путем присоединения ОАО «Лобчанское». В настоящее время акции общества распределены следующим образом: государство – 8,4 %, юридические лица – 36,8 %, прочие – 54,8%.
На предприятии используется традиционная технология переработки молока и выпуска молочной продукции. Производственно-хозяйственная деятельность завода подвержена сезонным колебаниям в связи с различными объемами поступления основного сырья (молока) в весенне-летний и осенне-зимний периоды. Сезонным колебаниям подтверждены потребление тепло ресурсов, себестоимость продукции, цены на основные виды продукции на рынке.
В настоящее время в целях выпуска безопасной продукции, отвечающей требованиям законодательства и спросу потребителей, обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции на внутреннем и внешнем рынках на ОАО «Лунинецкий МЗ» функционирует сертификационная система менеджмента безопасности пищевых продуктов в соответствии с требованиями СТБ 1470, (СТБ) ISO 22000, (СТБ) ISO/ТS 22002-1 и схемы сертификации FSSC 22000.
Общество осуществляет производственную деятельность в соответствии с действующим законодательством РБ и Уставом, зарегистрированным решением №849 от 26.09.2000 Брестского облисполкома с изменениями и дополнениями, зарегистрированными решением №2475 от 31.05.2001 Брестского облисполкома.
Управление предприятием осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом общества.
3 Предложения по совершенствованию ценообразования на ОАО «Лунинецкий молочный завод»
Для совершенствования управления себестоимостью продукции в ОАО «Лунинецкий молочный завод» предлагается:
- внедрение системы контроля доступа для снижения потерь рабочего времени;
- с целью экономии затрат на оплату труда предлагается снижение затрат на оплату труда аппарата управления, а именно, отдела организации труда и заработной платы.
На ОАО «Лунинецкий молочный завод» предлагается ввести автоматизированную систему, которая позволит исключить влияние человеческого фактора при проверке пропусков и регистрации нарушений трудового распорядка, практически сводя к нулю возможность ошибок и злоупотреблений.
Система контроля доступа отслеживает все перемещения сотрудников по территории предприятия. С помощью компьютера формируются отчеты об опоздавших, не вышедших на работу или ушедших раньше за любой промежуток времени.
Сущность системы заключается в следующем: проходная оснащается преграждающим устройством (замками, турникетами) и считывателями карт доступа. Все эти устройства подключаются к контроллерам системы - ее интеллектуальной части, которые объединяются в сеть и подключаются к компьютеру.
Для идентификации людей в системе, применяют бесконтактные пластиковые карты с индивидуальным кодом, используемые сотрудниками в качестве пропусков. При поднесении карты к считывателю, установленному в точке прохода, система сопоставляет информацию, хранящуюся в контроллере, с кодом карты и определяет, разрешен ли доступ владельцу карты.
Система запоминает все проходы персонала, и эта информация используется для организации учета рабочего времени и контроля над дисциплиной.
Основной принцип работы такой системы – это учет общего количества отработанных каждым сотрудником часов, проводит учет командировок, отгулов, больничных, отпусков. В любой момент система позволяет получать отчеты по всем выше перечисленным параметрам.
Основные функциональные возможности системы контроля доступа:
- защита от доступа нежелательных лиц на предприятие. Организация электронной проходной позволяет значительно повысить эффективность контроля для предотвращения несанкционированного доступа посторонних на территорию предприятия.
Заключение
Управление ценами на предприятии, выступая составной частью краткосрочной финансовой политики предприятия, одновременно может выражать весьма существенную часть общей финансовой стратегии предприятия; в зависимости от целевых установок бизнеса, управление ценами на предприятии может быть текущим и стратегическим, т.е. осуществляться как в рамках краткосрочной финансовой политики, так и долгосрочной.
Изменение цены благоприятно скажется на объеме продаж только в том случае, если она будет «правильно» установлена. Для этого необходимо проанализировать цены конкурентов, возможности потребителей, а также множество других факторов. Но чтобы поставить «правильную» цену необходимо выбрать тот метод ценообразования, который будет отражать все затраты, особенности продукта, положение на рынке, желания потребителей, которые в свою очередь и будут определять «правильность» цены, установленной на товар или услугу.
В декабре 1969 года был введен в эксплуатацию Лунинецкий завод масла и сухого обезжиренного молока мощностью 50 тонн переработки молока в смену, в том числе 2,5 тонны сухого обезжиренного молока (СОМ) и 5 тонн цельномолочной продукции. В 1985 году проведена реконструкция отдельных производственных участков, в 1991 году завершено строительство административно-бытового корпуса.
Организационная структура управления ОАО «Лунинецкий молочный завод» отражается в схеме структуры аппарата управления, положениях о подразделениях, должностных инструкциях работников аппарата и других работников, а также в штатных расписаниях руководителей, специалистов и служащих.
Ценовая политика предприятия будет основываться на постоянном анализе спроса на продукцию завода. Это позволит планировать ассортимент выпускаемой продукции, соответствующий запросам и возможностям потребителей. В таком случае предприятие сможет использовать не цену при приобретении новых потребителей, а такой фактор как широта ассортимента.
В то же время отпускная цена на продукцию должна определяться исходя из экономически обоснованных затрат на ее производство, оптимальной прибыли и учета конкурентной среды.
1 Грачев, А.В. Система ценообразования: анализ, оценка и управление: Учебно–практическое пособие. М.: Дело и сервис, 2011.-192с.
2 Бабынина, Г. М. Обоснование и расчет цены для внедрения в производство стратегии цена/качество. – 2014. – № 3. – С. 83 – 87.
3 Ришар, Ж. Система показателей формирования цен: Пер. с франц. яз. / Под ред. Л.П. Белых. М.: Аудит, ЮНИТИ, 2010.- 375с.
4 Мишков, А. Актуальное ценообразование 2013 / Александр Мишков // Главный экономист. – 2013. – № 9. – С. 14 – 16.
5 Борисов, Н.В. Особенности формирования отпускных цен (тарифов) в 2011 году / Н.В. Борисов // Экономика. Финансы. Управление. – 2011. – № 3. – С. 14-23.
6 Борхунов, Н. Цены, ценовые отношения и ценообразование в АПК / Н. Борхунов, А. Зарчук // АПК: экономика, управление. – 2011. – № 7. – С. 40 – 45.
7 Бучнев, О. А. Формирования цен на продукцию в долгосрочных контрактах / Олег Бучнев // Проблемы теории и практики управления. – 2013. – № 11/12. – С. 142 – 146.
8 Бабынина, Г. М. Обоснование и расчет цены для внедрения в производство стратегии цена/качество/ Г. М. Бабынина // Экономика и управление. – 2014. – № 3. – С. 83 – 87.
9 Андреева, Анна Экономическое обоснование цены нужно в первую очередь субъекту хозяйствования / Анна Андреева // Главный бухгалтер. Ценообразование. – 2011. – № 4. – С.14 – 16.
10 Богданова, Л. Порядок формирования отпускных цен / Людмила Богданова // Налоговый вестник. – 2013. – № 12 (июнь). – С. 55 – 63.
11 Абрютина М. С. Анализ финансово-экономической деятельности организации: учеб. пособие / М. С. Абрютина, А. В. Грачев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Дело и Сервис, 2013. – 272 с.
12 Калинина, Л. Использование метода удельных показателей при формировании цен на продукцию производственно-технического назначения / Людмила Калинина // Моя бухгалтерия. Ценообразование. – 2015. – № 1. – С. 37 – 42.
13 Кевра, Г. И. Практическое использование методов ценообразования, основанных на издержках / Галина Кевра // Главный бухгалтер. Ценообразование. – 2011. – № 9. – С. 24 – 28.
14 Новик, Г. Роль затрат в принятии управленческих решений по ценообразованию / Галина Новик // Моя бухгалтерия. Ценообразование. – 2015. – № 10. – С. 24 – 30.
15 Аврашков Л. Я. К вопросу об оценке конкурентоспособности предприятий / Л. Я. Аврашков, А. В. Графов // Аудитор. – 2009. – №11. – С. 42–48.
16 Акулич, В.В. Оценка финансового состояния организации / В.В. Акулич // Экономика. Финансы. Управление – 2013. – №9. – с. 107.
17 Горшков, И. Практическое использование методов ценообразования, основанных на издержках / Иван Горшков // Моя бухгалтерия. Ценообразование. – 2015. – № 10. – С. 38 – 47.
18 Горшков, И. Экономическое обоснование цен на услуги производственного характера / Иван Горшков // Моя бухгалтерия. Ценообразование. – 2014. – № 6. – С. 27 – 33.
19 Забавский, В. Включение в цену затрат вспомогательного производства / Владимир Забавский // Моя бухгалтерия. Ценообразование. – 2015. – № 12. – С. 34 – 39.
20 Исаев, руб. Экономическое обоснование цен на услуги производственного характера / Ренат Исаев // Моя бухгалтерия. Ценообразование. – 2016. – № 2. – С. 27 – 36.
21 Прохожая, В. А. Затраты, учитываемые при формировании цен, должны быть обоснованными / Валентина Прохожая // Главнвй бухгалтер. Ценообразование. – 2011. – № 10. – С. 27 – 31.
22 Акулич, В.В. Современные подходы к оценке эффективности деятельности организации В.В. Акулич // Планово–экономический отдел – 2008. – №11 – с. 32–41.
23 Антонов В. Г. Концепция стратегического управления организацией / В. Г. Антонов, Г. В. Серебрякова // Маркетинг. – 2015. – № 3. – С. 107 – 124.
24 Белявская С. Л. Методика оценки конкурентоспособности продукции / Белявская С. Л. // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2014. – № 7. – С. 28–31.
25 Илясов, Г.А. Оценка финансового состояния предприятия / Г.А. Илясов // Экономист. – 2013. – №6.– с. 49–54.
26 Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Г. В. Савицкая.– 7-е изд., испр. – Минск: Новое знание. 2013. – 704 с.