Введение
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
1.1. Сущность понятия умственное воспитание
1.2. Методологические основы умственного развития детей дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальное исследование детского экспериментирования как метода умственного воспитания дошкольников
2.1. Проведение констатирующего эксперимента
2.2. Разработка программы, направленная на умственное воспитание дошкольников
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. Ученые прогнозируют, что в третьем тысячелетии произойдет информационная революция, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство.
Необходимость комплексно ориентироваться в увеличивающемся объеме знаний предъявляет более жесткие требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.
В работах отечественных и зарубежных ученых именно дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. (Ф. Фребель, М. Монтессори, А.П. Усова, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков и др.).
Из сказанного выше следует, что остро стоящая сегодня проблема умственного развития и активизации познавательных способностей детей – одна из самых актуальных в современной теории и практике детской педагогики и психологии. Познавательная активность и познавательные способности являются необходимым условием для формирования умственных качеств детей, их самостоятельности и инициативности. Уровень развития способностей к познанию окружающего мира (физического и мира людей) определяет сформированность учебных навыков, навыков социального взаимодействия, что впоследствии оказывает определяющее влияние на процесс и результат социально-психологической адаптации ребенка к обучению в школе.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1.Сущность понятия умственное воспитание
В педагогической деятельности понятие «умственное воспитание» подразумевает под собой деятельность, которая направлена на развитие интеллектуала личности, его познавательных мотивов, умственных возможностей и мышления. Умственное воспитание существует в тесной связи с формированием мировоззрения человека.
Интеллектуальная культура представляет собой комплекс знаний и умений в области умственного труда личности – это умение определить цели познавательной деятельности личности, умение ее спланировать, умение выполнять операции различными способами и работать с информационными источниками.
Одна из главных составляющих развития ребенка – это его умственное развитие, суть которого заключается в процессе созревания и изменения умственных способностей под влиянием каких-либо биологических и социальных факторов[4, с. 43].
Ум и умственные силы личности – это целая совокупность личностных особенностей к умению накапливать знания, совершать определенные мыслительные операции. Свойства ума – это скорость, ясность, критичность, креативность. В самой природе, а так же в его развитии много сложностей. Имеется два мнения о природе умственного развития:
1. Во-первых, интеллект и умственные способности даны человеку от самого рождения и тем самым обеспечивают восприятие окружающей действительности и переработку полученной информации. И по мере взросления человека, его генетические способности начинают вступать в силу (гештальтпсихология, генетическая психология Ж. Пиаже).
2. Во-вторых, умственные способности уже на генетическом уровне человека начинают развиваться прижизненно и под влиянием окружающей среды. Для нормального развития требуется обучение. Поэтому в российской педагогике была разработана система умственного воспитания, которые включали в себя следующие задачи: формирование знаний, овладение мыслительными силами, овладение интеллектуальными умениями, формирование научного мировоззрения. К мыслительным операциям относят синтез и анализ, сравнение и обобщение, классификацию. Интеллектуальные умения делятся на два вида умений: общие (чтение, письмо, изложение мыслей, счет и другое) и специальные (чтение карт, рисование чертежей и другое). Отдельно рассмотрим общие интеллектуальные умения, которые включают в себя и навыки самостоятельной работы личности и культуру умственного труда[1, с. 61].
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ КАК МЕТОДА УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Проведение констатирующего эксперимента
Участниками исследования стали воспитанники «Неглюбского детского сада ГУО» в количестве 20 человек. Исследование проводилось в свободное от занятий время, индивидуально с каждым ребенком.
С целью изучения уровня развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста нами были использованы следующие диагностические задания:
• «Составление рассказа по картинке»;
• «Дорисовывание фигур» (О. М. Дьяченко);
• «Четвертый лишний»;
• «Раздели на группы»;
• «Понимание картин со скрытым смыслом».
Данные задания позволяют определить уровень умственного развития (степень сформированности связного речевого высказывания, словесно-логического мышления, операций анализа и синтеза, умение устанавливать причинно-следственные связи, творческое мышление), а также поведенческо-регулятивного компонента познавательных способностей и познавательной активности.
При составлении диагностических заданий использовали рекомендации Н.В. Баранник, Л.А. Венгер, В.С. Мухиной, Т.А. Куликовой. В процессе обследования детям предъявлялись следующие игровые задания.
1. Составление рассказа по сюжетной картинке.
Цель: изучение степени сформированности связного речевого высказывания, умения определять основную мысль (сюжет) картины, передавать его с помощью речи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате анализа теоретической литературы по теме исследования была обоснована необходимость более эффективного умственного развития детей в связи с расширением требований к формированию способностей к активной познавательной деятельности.
Считаем доказанным более широкое использование экспериментирования в качестве метода развития познавательных способностей. В процессе экспериментирования идёт обогащение и восприятия детей дошкольного возраста, активизируются его мыслительные процессы.
Во второй части нашей работы был проведен констатирующий эксперимент, который позволил выявить базовый уровень умственного развития детей дошкольного возраста. По результатам проведенного обследования выявили, что мыслительная деятельность дошкольников стереотипна, при выполнении заданий они не видят причинно-следственных связей, отмечен недостаток творческого подхода к выполнению упражнений, затруднения при операциях классификации, сериации и обобщения. Дети пассивны, исследовательский интерес к выполнению заданий не проявляют.
Таким образом, увидели необходимость в проведении целенаправленной систематической работы по формированию умственных действий. В качестве приоритетного метода использовали детское экспериментирование как эффективный способ развития познавательной активности.
1. Авсейкова, В.В. Мир природы через наблюдения / В.В. Авсейкова, Н.В. Чеховская.- Мозырь: Издательский дом "Белый ветер", 2001. - 48 с.
2. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: её роль в развитии личности. Дошкольное воспитание / О. Артамонова. – 2005. – № 4. – С. 23-30.
3. Баранник, Н. В. Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема / Н.В. Баранник.: Молодой ученый. – 2015. – № 24. – С. 916 - 919.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович.: М., 2008. – 328 с.
5. Дмитриева, Е.А. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками / Е.А. Дмитриева. Библиотека воспитателя. – М.: ТЦ «Сфера», 2016. – 128 с.
6. Днепров, Э.Д. Ушинский и современность / Э.Д. Днепров. – Москва.:Изд. дом ГУ - ВШЭ, 2008. - 224 с.
7. Доронова, Т.Н. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников / Т.Н. Доронова. Ребенок в детском саду. – 2003. – № 3.
8. Дусавицкий, А.К. Формула интереса / А.К. Дусавицкий. – М.: Педагогика, 2009. – 412 с.
9. Дусавицкий, А.К. Воспитывая интерес / А.К. Дусавицкий – М.: Знание, 2004. - 153 c.
10. Дыбина, О.В., Поддъяков, Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
11. Дыбина, О.В., Рахманова, Н.П., Щетинина, В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
12. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич. Дошкольное воспитание. - 2005. - №7. - С. 3-9.
13. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. – Москва.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.
14. Кайе, В.А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5 – 8 лет: Библиотека воспитателя. – М.: ТЦ «Сфера», 2016. – 128 с.
15. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 6-е изд., испр. – М.: Академия, 2006. – 398 с.
16. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников / Н.А. Короткова. Ребенок в детском саду. - 2003. - № 3, 4, 5.
17. Марудова, Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром: Экспериментирование / Е.В. Марудова. – СПб.: «Детство-Пресс», 2016. – 128 с.
18. Николаева, С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду: Методическое пособие / С.Н. Николаева. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
19. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2013. – 272 с.
20. Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. – Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 128 с.
21. Поддьяков, А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М.: Изд-во «Национальное образование», 2016. – 304 с.
22. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н.А. Рыжова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2013. – 192 с.
23. Рыжова, Л.В. Методика детского экспериментирования / Л.В. Рыжова. – СПб.: «Детство-Пресс», 2014. - 208 с.
24. Савенков, А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников А.И. Савенков. – М.: Просвещение, 2007. – 75 с.
25. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы / авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130 с.
26. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин; Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 384 с.
27. Яковлева, М.А. Веселые научные опыты для детей и взрослых / М.А. Яковлева. – М.: Эксмо, 2014. – 64 с.