Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования представлений о современных профессиях у воспитанников старшей группы учреждения дошкольного образования
1.1. Проблема формирования представлений о современных профессиях у воспитанников старшей группы учреждения дошкольного образования
1.2. Особенности и условия формирования у детей представлений о современных профессиях
Глава 2. Формирование представлений воспитанников старшей группы учреждения дошкольного образования о современных профессиях
2.1. Характеристика представлений воспитанников старшей группы о современных профессиях
2.2. Формирование представлений о мире профессий у воспитанников старшей группы учреждения дошкольного образования
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
В образовательном процессе на уровнях государственной системы образования профессиональная ориентация рассматривается как одна из функций передового образования, связанная с обеспечением критериев для увеличения значения обоснованности осмысленного выбора личностью собственной будущей профессии и реализации профессиональных намерений.
Выбор профессии – задача не из легких. Чтобы он был удачен, важно продумывать собственные потребности, интересы, способности, ресурсы, знать, непосредственно, мир профессий, требования и возможности той или иной профессии, уметь осознанно управлять собственным поведением, задумывать собственную жизнь, иметь направленность на успех.
В наше время уже с раннего детства любой малыш должен иметь наилучшие возможности получения качественного образования и всестороннего развития способностей, чтобы в последующем плодотворно принимать участие в общественной жизни.
Стадия конкретно-наглядных представлений о современных профессиях берет свое начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года и длится вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет). В процессе становления малыш насыщает свое сознание различными представлениями о мире современных профессий. Он в символической форме пробует проиграть действия шофера, медицинской сестры, учителя, бухгалтера и др., основываясь на наблюдении за взрослыми. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей становление ребенка, принципиально расширять его представления о всевозможных современных профессиях.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОВРЕМЕННЫХ ПРОФЕССИЯХ У ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕЙ ГРУППЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Проблема формирования представлений о современных профессиях у воспитанников старшей группы учреждений дошкольного образования
Профессия (лат. professio — род занятий) — вид трудовой деятельности человека, который обладает совокупностью теоретических познаний и практических способностей, приобретенных в процессе особой подготовки и навыка работы [1, с. 112].
Профессиональная деятельность – это именно та область, в которой человек достаточно полно использует свой потенциал.
Одним из компонентов общественного становления воспитанника учреждения дошкольного образования считается представления о трудовой деятельности.
Малыши, воспитанные и приученные с ранних лет к труду, выделяются в школе самостоятельностью, организованностью, энергичностью, аккуратностью, умением себя обслужить.
Для удачного выполнения задач, обусловленных программой по трудовому воспитанию воспитанников учреждений дошкольного образования, главный смысл имеет создание необходимых условий [2, с. 32].
На раннем рубеже онтогенеза, в преддошкольном возрасте (до 3 лет) путём формирования социально-значимых личных свойств воспитанника закладывается, закономерно, основа его личного направления, представляющая собой комплекс более общих социальных установок, определяющий основы построения отношений будущей личности с людьми.
В дошкольном возрасте (с 3 до 7 лет) основной смысл в развитии воспитанников учреждений дошкольного образования имеет общение с взрослыми, а с точки зрения подготовки ребёнка к профессиональной деятельности – сюжетно-ролевые игры [3, с. 272].
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕЙ ГРУППЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ О СОВРЕМЕННЫХ ПРОФЕССИЯХ
2.1. Характеристика представлений воспитанников старшей группы о современных профессиях
Цель исследования заключалась, непосредственно, в следующем: изучить особенности формирования представлений о современных профессиях воспитанников старшей группы учреждения дошкольного образования.
В связи с этим для исследования, в практической части работы были поставлены следующие задачи:
- описать уровни представлений воспитанников старшей группы о современных профессиях;
- подобрать и апробировать наиболее эффективные психолого-педагогические условия формирования представлений о современных профессиях воспитанников старшей группы учреждения дошкольного образования;
- разработать методические рекомендации по формированию представлений о современных профессиях воспитанников старшей группы учреждения дошкольного образования.
Базой исследования выступило ГУО «Ясли-сад № 9 г. Гомеля».
В исследовании принимали непосредственное участие 40 воспитанников старшей группы данного дошкольного учреждения (группа № 5 – экспериментальная группа (11 девочек и 9 мальчиков) и № 6 – контрольная группа (12 девочек и 8 мальчиков)).
Ведущими способами изучения представлений воспитанников о современных профессиях была беседа с воспитанниками, исследование продуктов детской деятельности, опытно-педагогическая работа и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя психолого-педагогическую литературу можно подвести итоги. Проблема формирования у воспитанников старшей группы учреждения дошкольного образования остается актуальной на сегодняшний день.
Проводилась работа со старшими дошкольниками по расширению и обогащению представлений о современных профессиях, об окружающем их мире, а также о людях, которые, непосредственно, их окружают. Проводилась работа также по увеличению значимости современных профессий в социуме, по воспитанию положительного отношения к труду взрослых в их профессиях, по формированию уважения к трудовой деятельности.
Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе ГУО «Ясли-сад № 9 г. Гомеля». В работе принимали участие 40 воспитанников старшей группы (экспериментальная группа (11 девочек и 9 мальчиков) и контрольная группа (12 девочек и 8 мальчиков)).
В ходе работы было проанализированы научные работы, научная документация, проведены различные беседы с детьми, изучены результаты деятельности воспитанников.
Анализируя вторую часть курсовой работы были получены следующие результаты:
- воспитанники старшей группы больше всего называли профессии, в которыми они непосредственно взаимодействовали в ближайшем окружении. Например, воспитатель, взаимодействие с которым было ежедневным. По названным профессиям, на втором месте оказался врач, что также закономерно, т.к. дети часто с ним взаимодействуют.
1. Васильева, O.К. Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с белорус. и рус. яз. обучения / О. К. Васильева. — Мозырь: Содействие, 2015. — 3-е изд. — 152 с.
2. Железнякова, Р.З. Методическая помощь воспитателю по руководству сюжетно-ролевыми играми детей раннего возраста //Состояние и перспективы работы с детьми дошкольного возраста в сельской местности. – Брест, 2009. – 55 с.
3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
4. Коломинский, Я.Л. Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – Мозырь. : Белый ветер, 2016. – 184 с.
5. Лобынько, Л.В. Современные подходы к процессу образования старших дошкольников / Л.В. Лобынько, Т.Ю. Швецова. — Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 220 с.
6. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова. – М. : 1988. – 476 с.
7. Малашенкова, Е.А. Технология сюжетно-ролевой игры // Пачатковая школа. – 2008. – № 12. – С. 23–28.
8. Новоселова, С.Л. Сюжетно-ролевая игра дошкольника / С.Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.: ил.
9. Пьянкова А. В. Роль игр для формирования личности / А. В. Пьянкова, О. А. Спиридонова // Современные проблемы образования : сборник научных статей / науч. ред. М. А. Дьячкова ; отв. ред. О. Н. Томюк. — Екатеринбург : Ажур, 2014. — С. 75-77.
10. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич ; под общ. ред. А.П. Астахова. – Минск: Современная школа, 2010. – 720 с.
11. Сивашинская, Е.Ф. Современные профессии для дошкольников / Е.Ф. Сивашинская. – Минск: Экоперспектива, 2009. – 212 с.
12. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – М. : Изд-во Мос. психол.-социол. ин-та; Воронеж : МОДЭК, 2002
13. Определенение дошкольника через игру: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / автор – сост. Т.В. Пятница. – 3-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2007. – 67 с.
14. Спирова, Л.Ф. Знакомим с профессиями/ Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова // Методы обследования речи детей /под ред. Г. В. Чиркиной. – Москва : АРКТИ, 2005.–С.35-54 с.
15. Стрижова А. А. Игра как средство знакомства воспитанников дошкольных учреждений с профессией / А. А. Стрижова // Современные проблемы образования : сборник научных статей / науч. ред. М. А. Дьячкова ; отв. ред. О. Н. Томюк. — Екатеринбург : Ажур, 2014. — С. 77-79.
16. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей посредством участия в играх/ Л.Ю. Субботина. – Ярославль : Академия Развития, 1996. – 240 с.
17. Усова, А.П. Роль игры в воспитание детей / под ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1976. – 236 с.
18. Ушакова, О.С. Формирование представлений о профессиях / О.С. Ушакова. – М. : Изд-во ин-та психотерапии, 2001. – 140 с.