ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИНСТИТУТ ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ
1.1 ПРОБЛЕМА СИРОТСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.2 ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТНОШЕНИЙ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ ОБРАЗОВАНИЮ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИЁМНЫХ СЕМЕЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в Республике Беларусь сформирована и последовательно реализуется государственная политика по обеспечению защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Осуществляется постепенный переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства таких детей.
В рамках реализации Президентской программы «Дети Беларуси» активно развиваются новые формы профессионального семейного устройства детей сиротской категории – приемная семья, детский дом семейного типа (далее - ДДСТ). Разнообразие имеющихся форм семейного устройства детей-сирот позволяет максимально учитывать специфичность жизненной ситуации конкретного ребенка при определении его дальнейшего жизнеустройства.
По состоянию на 1 января 2018 г. в Республике насчитывалось более 23,8 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них большинство – 78,06 % (18,6 тыс. мальчиков и девочек) – воспитывается в замещающих семьях (опекунских, приемных, ДДСТ, детских деревнях и городках), а 21,94 % (5,2 тыс.) – в детских интернатных учреждениях. В семьях усыновителей в настоящее время живут почти 6,9 тыс. детей, которые расстались со своим сиротским статусом. Число профессиональных семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с каждым годом увеличивается. Если в 2000 г. в приемных семьях и ДДСТ воспитывалось всего 496 детей, то на 1 января 2018 г. – уже 8179 [22, с.54].
В Республике Беларусь проводились сравнительные исследования, касающиеся специфики социальной ситуации развития детей в замещающих семьях разных типов. Национальный центр усыновления осуществил мониторинг положения детей в замещающих семьях разных типов по методике, предложенной специалистами кафедры социальной педагогики БГПУ имени Максима Танка В.В. Мартыновой и В.А. Маглыш.
В ходе мониторинга изучено положение 57 усыновленных детей; 59 детей-воспитанников опекунских семей; 84 воспитанников профессиональных приемных семей; 64 воспитанников ДДСТ. Мониторинговое исследование показало, что положение детей в различных типах замещающих семей в Республике Беларусь соответствует интересам детей и стандартам мониторинга. Сравнительно наилучшее положение детей выявлено в семьях усыновителей [10, с.132].
ГЛАВА 1 ИНСТИТУТ ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ
1.1 Проблема сиротства в Республике Беларусь
Сирота как социальное явление существует так же, как и человеческое общество, и является неотъемлемой частью цивилизации.
С появлением классового общества появились так называемые социальные сироты, когда ребенок был лишен родительской опеки из-за нежелания или неспособности выполнить родительские обязательства, родители тем самым отказались от ребенка или были лишены родительской опеки [16, с.144].
Социальное сиротство - это несчастье всего гражданского общества. Дети без присмотра взрослых - это разрушительное будущее детей, корень будущего криминального класса [16, с.144].
Переполненный детский дом в относительно процветающем городе является результатом неправильного отношения к семейным учреждениям. Тяжелое материальное положение большинства населения, рост алкоголизма и наркомании создают чрезмерную нагрузку на семьи. Растет число детей, лишенных родительской опеки. Большинство из них - социальные сироты [16, с.145].
Дети, оставленные родителями, обычно отстают в развитии и легко становятся средой для проявления различных форм девиантного поведения.
Одной из главных причин социального сиротства является лишение родительских прав.
Лишение родительских прав - это семейно-правовые санкции за неисполнение родителями своих родительских обязательств перед ребенком и обществом. Это также один из способов защиты прав детей.
Далеко не всегда обязанность государственных организаций и должностных лиц, которым по закону поручено защищать права и интересы несовершеннолетних, проявляет должную эффективность в решении вопросов, связанных с отобранием детей из неблагополучных семей, в результате чего дети физически и духовно страдают, нередко совершают преступления [4, с.91].
Иногда дети сами обращаются в соответствующие органы с просьбой возбудить дело о лишении родительских прав, поскольку эти органы не возбуждают дело по собственной инициативе.
Например, отдел образования администрации Советского района г.Минска предъявил иск о лишении супругов родительских прав Д. только после того, как их дочь обратилась к директору социального приюта и потребовала, чтобы ее там оставили, так как у нее нет жилья и средств к существованию [4, с.94].
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИЁМНЫХ СЕМЕЙ
В подавляющем большинстве случаев приемные дети считают замещающую семью способной удовлетворить их потребности в защите, любви и привязанности. При этом профессиональная замещающая семья призвана поддерживать связь приемного ребенка с его биологической семьей, тем самым оставляя кровным родителям возможность восстановления в родительских правах, а ребенку – возвращения домой. Так, например, согласно национальным стандартам США 76,2 % всех детей, для которых запланировано возвращение в кровную семью, должны вернуться туда менее чем через 12 месяцев (после помещения в замещающую семью) [1, с. 93].
Несмотря на определенные преимущества профессиональной замещающей семьи как формы устройства детей, лишенных родительского попечения, как показывает практика ближнего и дальнего зарубежья, существует опасность нестабильного положения в ней приемного ребенка. Имеющиеся статистические данные показывают достаточно большое число отказов от приемных детей и соответственно их возвратов в интернатные учреждения.
Так, по данным информационных агентств, в 2018 г. из числа детей, переданных на воспитание в приёмные семьи, 5563 были возвращены в детские дома.
Основные причины возврата:
- ненадлежащее исполнение приемными родителями своих обязанностей (723);
- жестокое обращение (51);
- «по инициативе родителей» (4789) [12, с.50].
Согласно данным зарубежных исследователей (Англия, США и др.), несмотря на более длительную практику развития института профессиональной замещающей семьи, в данных странах также наблюдаются определенные негативные характеристики такой формы семейного устройства (частое перемещение детей из одной семьи в другую, возврат ребенка, неэффективная деятельность или распад приемных семей) [2, с.94].
Одной из причин распада приемных семей П. Котли называет переживания приемными родителями несоответствия вкладываемого в чужого ребенка труда и получаемой при этом «отдачи» [9, с.39].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, активно формируется институт профессионального замещающего родительства, являющийся продуктивной формой социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Эффективность профессиональной замены семьи опосредуется большим количеством внешних (объективных) и внутренних (субъективных) факторов.
Сирота как социальное явление существует так же, как и человеческое общество, и является неотъемлемой частью цивилизации. С появлением классового общества появились так называемые социальные сироты, когда ребенок был лишен родительской опеки из-за нежелания или неспособности выполнить родительские обязательства, родители тем самым отказались от ребенка или были лишены родительской опеки.
Семья - это основа развития любого общества, благополучие которого является одним из гарантов силы социальной системы.
Таким образом, государственная семейная политика Республики Беларусь направлена на повышение престижа семьи и создание условий для укрепления ее финансового положения. В этом случае очень важно помочь семье. Поэтому семьи, которые берут на себя воспитание детей-сирот, выделяют значительные средства.
Преддоговорные отношения складываются между будущими участниками договора об условиях воспитания и содержания детей еще до его заключения.
Складывающиеся на этом этапе отношения подчинены определенным правовым требованиям, сформулированным в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье и постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. № 1678 «Об утверждения Положения о приемной семье».
Приемная семья образуется на основании решения органа опеки и попечительства о создании приемной семьи, а также договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора, заключаемых управлением образования по месту нахождения органа опеки и попечительства, принявшего решение о создании приемной семьи.
В подавляющем большинстве случаев приемные дети считают замещающую семью способной удовлетворить их потребности в защите, любви и привязанности. При этом профессиональная замещающая семья призвана поддерживать связь приемного ребенка с его биологической семьей, тем самым оставляя кровным родителям возможность восстановления в родительских правах, а ребенку – возвращения домой.
1. Арчакова, Т.О. Подход к работе с замещающими семьями в США и Европе / Т.О. Арчакова // Современная зарубежная психология. - 2012. - № 3. - С. 86–96.
2. Бессчетнова, О. В. Приемная семья: социально-демографический анализ: монография / О. В. Бессчетнова. – Саратов: Научная книга, 2018. – 288 с.
3. Бессчетнова, О. В. Приемная семья: сущность, проблемы, перспективы развития монография / О. В. Бессчетнова, Т. А. Юмашева. – Саратов: Изд. центр «Наука», 2017. – 233 с.
4. Гурко, Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства: социология семьи / Т.А. Гурко // Социологические исследования. – 2010. – № 11. – С. 90–97.
5. Девятых, С.Ю. Феномен родительства: социально-психологический аспект: монография / С.Ю. Девятых. – Витебск: ВГУ, 2015. – 104 с.
6. Доржиева, С. В. Правовое регулирование устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье: дис. канд. юрид. наук / С. В. Доржиева. – М.:Юрайт, 2016. – 271 с.
7. Ковалевская, А.В. Психолого-педагогическая помощь детям, находящимся в социально опасном положении: пособие для педагогов-психологов общеобразоват. и соц.-пед. учреждений / А.В. Ковалевская, З.Н. Ганчарик. – Минск: Зорны Верасок, 2010. – 274 с.
8. Кодекс о браке и семье Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 278-З: принят Палатой представителей 3 июня 1999 года: одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года: в ред. от 17 июля 2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
9. Котли, П. Новые приемные родители. Первый опыт / П. Котли. - СПб.:Питер, 2014. – 431 с.
10. Мартынова, В.В., Маглыш, В.А. Мониторинг положения детей в замещающих семьях / Мартынова В. В., Маглыш В. А. – М.: Пачатковая школа, 2018 г. - 152 с.
11. Марчук, Г. С. Частная опека и охрана прав детей в Республике Беларусь по состоянию на 1 января 2017 года (статистический сборник) / Г. С. Марчук. – Минск: учреждение «Главный информац.-аналит. центр М-ва образования Респ. Беларусь», 2017. – 59 с.
12. Марчук, Г. С. Частная опека и охрана прав детей в Республике Беларусь по состоянию на 1 января 2018 года (статистический сборник) / Г. С. Марчук. – Минск : учреждение «Главный информац.-аналит. центр М-ва образования Респ. Беларусь», 2018. – 60 с.
13. Махортова, Г.Х. К проблеме жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: международная практика и исследования [Электронный ресурс] / Г.Х. Махортова // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». - 2013. - № 4 - Режим доступа: http://www.psyedu.ru/journal/2009/4/Mahortova.phtml.
14. Медведева, И. В. Семья в Республике Беларусь: статистический сборник / И. В. Медведева, И.С. Кангро. – Минск: Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2017. – 114 с.
15. Новик, О. Брачно-семейные отношения в процессе исторического развития / О. Новик // Юстиция Беларуси. – 2009. – № 1. – С. 70–72.
16. Овчарова, Р.В. Психология родительства: учеб. пособие для вузов / Р.В. Овчарова. – М.:Академия, 2014. – 368 с.
17. Ослон, В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья / В.Н. Ослон. - М.:Генезис, 2016. – 368 с.
18. Палиева, Н.А. Психологические факторы эффективности замещающих семей / Н.А. Палиева., Г.Н. Соломатина // Вопросы психологии. - 2010. - № 5. - С. 146–153.
19. Положение о приемной семье 28 октября 1999 г. №1678: утв. Постановл. Совета Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
20. Руденкова, Г. И. Семейные формы устройства детей-сирот на воспитание: пособие для замещающих родителей: учеб.-метод. пособие / Г. И. Руденкова. – Минск: Дизапресс,2013. – 72 с.
21. Сидоренко, Р. В Беларуси активно развиваются семейные формы устройства на воспитание детей-сирот / Р. Сидоренко // Новости Беларуси. Белта [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.belta.by/ru/person/comments/Raisa-Sidorenko_i_513826.html.
22. Статистический ежегодник Республики Беларусь / редкол.: В.И. Зиновский [и др.]. – Минск: Информстат М-ва стат. и ан. Респ. Беларусь, 2018. – 73 с.
23. Суслина, Т.В. Социально-педагогическая подготовка замещающих родителей к воспитанию приемного ребенка / Т.В. Суслина, В.А. Попов // Молодой ученый. - 2013. - № 4. - С. 610–612.
24. Фетисова, О. В. Приемная семья как способ семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: автореферат дис. канд. юрид. наук / О. В. Фетисова. – М.:Эксмо, 2015. – 24 с.
25. Цветков, В. А. Приемная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей: дис. канд. юрид. наук / В. А. Цветков. – Омск, 2014. – 239 с.