ВВЕДЕНИЕ
1 ПРИЗНАКИ СЕГМЕНТАЦИИ РЫНКА УСЛУГ СВЯЗИ. МЕТОДЫ И ПРОЦЕСС СЕГМЕНТАЦИИ РЫНКА УСЛУГ СВЯЗИ
2 АНАЛИЗ СРЕДЫ МАРКЕТИНГА ОРГАНИЗАЦИИ СВЯЗИ
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ СВЯЗИ, ОПИСАНИЕ ОКАЗЫВАЕМЫХ УСЛУГ
2.2 АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ НА РЫНКЕ УСЛУГ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ
2.3 АНАЛИЗ СЕГМЕНТОВ РЫНКА УСЛУГ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ. КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ НАИБОЛЕЕ ПЕРСПЕКТИВНОГО СЕГМЕНТА. КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА УСЛУГИ
3 РАЗРАБОТКА ПЛАНА МАРКЕТИНГА КОНКРЕТНОЙ УСЛУГИ И ОЦЕНКА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Эффективное функционирование организации невозможно представить без развитой маркетинговой системы. В наше время между организациями ведется ожесточённая конкуренция. Актуальность темы обосновывается тем, что без проведения маркетинговых исследований, существенно снижается конкурентоспособность организации.
Маркетинг представляет собой науку о том, как работать продуктивно и эффективно в коммерческой и некоммерческой сфере, необходимо постоянное удовлетворение потребности общества не только в товарах и услугах организации, но и потребности отдельных лиц. Это наука о том, как искать рынок, на котором следует работать организации, что именно предлагать потребителю, необходимое для удовлетворения его потребности. Многие директора и специалисты организаций не представляют понятия самой этой деятельности, знакомы лишь с какими-то отдельными функциями маркетинга. Это одна из самых главных причин низкой результативности организации и снижение эффективности деятельности многих организаций в целом.
Маркетинг помогает целенаправленно искать решения проблем развития и роста организаций, действующих в рыночной среде. Потому очень важно знать и понимать суть, принципы, подходы и методы маркетинга.
В настоящее время развития маркетинга характеризуется зависимостью производства услуг и товаров от рынка, от покупательского спроса и от возможности сформировать предпочтение потребителей.
Исследование рынка позволяет получить данные о спросе и предложении, уровне цен на продукцию, о перспективах развития рынка. Основной задачей служить выявление имеющегося неудовлетворенного спроса. Глав-ной целью является получение количественных и качественных характеристик по изучаемым вопросам для дальнейшего использования полученных результатов в маркетинговом плане.
Значимость маркетинговых исследований постоянно растет, особенно это сказывается с расширением использования достижений науки и техники, учетом изменения общественного сознания, с усилением его социально-экономической ориентации. Решение широкого диапазона маркетинговых задач осуществляется с применением различных современных приемов, методов науки и знаний.
Цель курсовой работы – провести анализ сегментов рынка электросвязи и маркетинговой деятельности организации. Для достижения поставлен-ной цели были сформулированы следующие задачи:
– раскрыть признаки сегментации рынка;
– дать организационно-экономическую характеристику РУП «Белтелеком»;
– провести анализ тенденций на рынке услуг электросвязи;
– выявить существующие проблемы в организации и разработать план маркетинга услуги для исследуемой организации.
Объект исследования – деятельность РУП «Белтелеком».
1 ПРИЗНАКИ СЕГМЕНТАЦИИ РЫНКА УСЛУГ СВЯЗИ. МЕ-ТОДЫ И ПРОЦЕСС СЕГМЕНТАЦИИ РЫНКА УСЛУГ СВЯЗИ
Совершенно очевидно, что разные потребители хотят покупать разные товары. Чтобы удовлетворить эти различные потребности, производители и продавцы стремятся определить группы потребителей, которые могут положительно отреагировать на предлагаемые продукты, и направить свою маркетинговую деятельность в первую очередь на эти группы потребителей.
Уместно вспомнить известный закон Парето (закон 80:20), основанный на статистических исследованиях и согласно которому 20% потребителей покупают 80% товаров определенного бренда, представляющих собой обобщенную группу целевых потребителей, для определенных Причины (что? - нужно выяснить) ориентированы на этот продукт. Оставшиеся 80% потребителей покупают 20% товаров этой марки и не имеют четкого выбора, они, скорее всего, совершают случайные покупки.
Производители стремятся ориентировать свою продукцию и маркетинговую деятельность на эти 20% потребителей («стрельба по целям»), а не на весь рынок в целом («стрельба по площадям»). Такая рыночная стратегия более эффективна.
Сегментация рынка состоит из разделения рынка на отдельные группы клиентов (сегменты рынка), которым могут потребоваться разные продукты и которые требуют разных маркетинговых усилий.
Сегмент рынка - это группа потребителей, характеризующаяся одн-типной реакцией на предлагаемый продукт и набор маркетинговых стимулов.
В маркетинговой терминологии сегментация рынка - это распределение потребителей, характеризующееся определенной однородностью вкусов, предпочтений, поведения в отношении товаров и услуг, предлагаемых пред-приятием [1.c.119].
Сегментация - это процесс выявления на рынке и профилирования отдельных групп клиентов, которые нуждаются в конкретном продукте или услуге. Профилирование - установление индивидуальных характеристик (критериев), объединяющих потребителей в самостоятельные группы.
При разделении рынка на отдельные сегменты необходимо соблюдать ряд условий:
- четкость формы сегмента - ключевые характеристики сегмента должны четко отличаться от характеристик смежных сегментов;
- доступность - выбранный сегмент должен быть доступен для сбора необходимой рыночной информации;
- стоимость - сегмент должен быть достаточно большим, чтобы обеспечить прибыльность организации;
- прозрачность - сегмент должен быть доступен для использования в нем эффективных методов маркетинга [20, c. 156].
2 АНАЛИЗ СРЕДЫ МАРКЕТИНГА ОРГАНИЗАЦИИ СВЯЗИ
2.1 Характеристика организации связи, описание оказываемых услуг
С обретением независимости в Беларуси появилась и новая администрация связи, а белорусские связисты включились в международный процесс по оказанию телекоммуникационных услуг.
Первым шагом к участию в едином международном технологическом процессе стало введение международного телефонного кода 375. Соответствующее решение было принято группой стандартизации Международного комитета электросвязи 5 декабря 1994 года. Впервые код был задействован 16 апреля 1995 года.
Для ведения бизнеса с международными операторами связи был создан «Центр управления сетями связи и международных расчетов». Именно он выполнял функцию оперативного управления потоками исходящего и входящего международного телефонного трафика, а также управление структурой международных связей.
«Центр управления сетями связи и международных расчетов» стал предшественником компании «Белтелеком».
3 июля 1995 года 9 филиалов, входящих в Республиканское объединение «Белтелеком», обрели единый центр в Минске. Это позволило оптимизировать подходы в развитии телекоммуникационных технологий и услуг, ведении учета, статистики и планировании, а также реализации единой технической и тарифной политики на всей территории страны. Таким образом, все предприятия электросвязи Беларуси объединились в одну компанию.
В 2004 году Республиканское государственное объединение «Белтелеком» было преобразовано в Республиканское унитарное предприятие электросвязи (приказ Министерства связи и информатизации от 7.07.2004 г. № 189).
Сегодня компания «Белтелеком» включает в себя 9 филиалов и 3 производства в составе головного структурного подразделения предприятия. Филиалы представляют каждую из областей Беларуси и Минск.
Стратегическая цель предприятия – обеспечение долгосрочной конкурентоспособности и повышение экономической эффективности компании путем своевременного и полного удовлетворения спроса на современные услуги электросвязи.
3 РАЗРАБОТКА ПЛАНА МАРКЕТИНГА КОНКРЕТНОЙ УСЛУГИ И ОЦЕНКА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ
Согласно проведённым ранее исследованиям, большая часть пользователей Интернета – используют провайдер byfly. Поскольку Интернет является перспективным направлением в развитии «Белтелеком» и хорошим способом привлечь новых потенциальных клиентов, проведённое исследование методом анкетирования было направлено на выявление отношения потребителей к Интернет-услугам byfly.
При выборе провайдера на поведение потребителей влияет множество факторов. Задача компании - найти эти факторы, установить связь между ними и потребителем и направить полученный результат на совершенствование своей деятельности. Как итог - привлечение новых потенциальных клиентов и укрепление отношений с уже существующими потребителями услуг.
РУП «Белтелеком» концентрирует всё своё внимание на потребностях клиентов, а не на услугах.
Основная идея маркетинга - признание того, что какие бы услуги не предлагала организация, потребители нуждаются не в продуктах как таковых, а в удовлетворении своих потребностей. «Белтелеком», как организации услуг связи с высоким рыночным рейтингом необходимо чётко осознавать необходимость ориентации на потребителей, что должно отражаться в общей концепции маркетинга.
Для совершенствования управления потребительским поведением в РУП «Белтелеком» целесообразно включить несколько элементов маркетинга. Таким образом, для совершенствования влияния на поведение потребите-лей необходимо:
- скидки (а также дисконтные карты для постоянных клиентов);
- поощрение (чем больше пользователь использует услугу, тем больше сумма вознаграждения);
- баллы (за пользование услугами в течение определённого времени могут начисляться баллы, которые затем могут покрывать абонентскую плату или обмениваться на сувениры с символикой «Белтелеком»);
- скорость в решении проблем.
В соответствии с результатами проведённого исследования среди потребителей услуг «Белтелеком» для совершенствования управления поведением потребителей целесообразно разработать маркетинговые мероприятия, которые будут охватывать все аспекты, незадействованные в настоящее время.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Центр управления сетями связи и международных расчетов» стал предшественником компании «Белтелеком».
3 июля 1995 года 9 филиалов, входящих в Республиканское объединение «Белтелеком», обрели единый центр в Минске. Это позволило оптимизировать подходы в развитии телекоммуникационных технологий и услуг, ведении учета, статистики и планировании, а также реализации единой технической и тарифной политики на всей территории страны. Таким образом, все предприятия электросвязи Беларуси объединились в одну компанию.
В 2004 году Республиканское государственное объединение «Белтелеком» было преобразовано в Республиканское унитарное предприятие электросвязи (приказ Министерства связи и информатизации от 7.07.2004 г. № 189).
Сегодня компания «Белтелеком» включает в себя 9 филиалов и 3 производства в составе головного структурного подразделения предприятия. Филиалы представляют каждую из областей Беларуси и Минск.
РУП «Белтелеком» предоставляет различные способы телефонных соединений: местные, междугородные (в том числе и выход на мобильные сети) и международные. Кроме основных услуг абонентам, предоставляется широкий перечень дополнительных услуг телефонной связи, а также различные сервисные предложения (расшифровка разговоров, вызов электромонтера на дом и так далее).
«Белтелеком» предлагает широкополосный, коммутируемый и беспроводной доступ в сеть Интернет под торговой маркой byfly, который позволяет одновременно работать в сети Интернет и вести телефонные переговоры, обладает высокой скоростью передачи данных, которая обеспечивает комфортную работу с большими объемами информации, в том числе с мультимедийными файлами, обладает широким выбором режимов работы с учетом и без учета трафика.
ZALA - интерактивное телевидение, открывающее для пользователя совершенно потрясающие возможности обычного домашнего телевизора. Используемая технология передачи ТВ-сигнала по Интернет-протоколу, помогает реализовать целый ряд ранее недоступных для пользователей функций. Услуга сочетает в себе преимущества кабельного ТВ с интерактивностью сети Интернет. Позволяет самостоятельно управлять набором услуг: выбирать пакеты ТВ-каналов и группировать их, подключаться к дополнительным услугам, просматривать программу передач на экране телевизора.
В настоящее время на базе Центра обработки данных «Белтелеком» абонентам предоставляется весь спектр услуг хостинга на качественно новом уровне: предоставление дискового пространства, физического сервера, виртуальный выделенный сервер, размещение оборудования.
1 Акулич, И.Л. Маркетинг: учеб. пособие / И.Л. Акулич. – Минск: Выш. шк., 2009. – 447 с.
2 Багиев, Г.Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии / Г.Л. Багиев. – Л.: ЛОП ВНТОЭ, 2007. – 322 с.
3 Байгот, М.П. Регулирование сельскохозяйственного производства и сбыта продукции в странах европейского союза / М.П. Байгот // Аграрная экономика. – 2016. – № 4. – С. 47 – 51.
4 Болт, Г.Дж. Практическое руководство по управлению сбытом: учеб. пособие / Г.Дж. Болт. – Москва: ЮНИТИ, 1991. – 418 с.
5 Бронникова, Т.С. Маркетинг: учеб. пособие / Т.С. Бронникова, А.Г. Чернявский. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2008. – 426 с.
6 Дурович, А.П. Основы маркетинга: учеб. пособие / А.П. Дурович. – М.: Новое знание, 2012. – 512 с.
7 Кален, А.Р. «Астеро Идеи» в технологиях продаж / А.Р. Кален // Маркетинг, реклама и сбыт. – 2014. – № 2. – С. 72 – 78.
8 Карпеко, О.И. Промышленный маркетинг: учеб. пособие / О.И. Карпеко. – Минск: БГЭУ, 2010. – 415 с.
9 Костоглодов, Д.Д. Маркетинг и логистика фирмы / Д.Д. Костоглодов. – М.: ПРИОР, 2008. – 128 с.
10 Котлер, Ф. Основы маркетинга: учеб. пособие / Ф. Котлер, Д. Вильямс. – М.: Издательский дом, 2007. – 656 с.
11 Котлер, Ф. Основы маркетинга: учеб. пособие / Ф. Котлер. – М.: Бизнес-книга, 1995. – 192 с.
12 Лебедев, О.Т. Основы маркетинга: учеб. пособие для вузов / О.Т. Лебедев, Т.Ю. Филиппова. – СПб.: МиМ, 2008. – 224 с.
13 Маркетинг: учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; под общ. ред. Г.Л. Багиева. – М.: Экономика, 2009. – 703 с.
14 Прикладной маркетинг: учеб. пособие / В.А. Михарева [и др.]; под общ. ред. В.А. Михаревой. – Минск: Выш. шк., 2007. – 431 с.
15 Рыбченко, С.А. Методы стимулирования сбыта: учеб. пособие / С.А. Рыбченко, Т.В. Евстигнеева. – Ульяновск: ГТУ, 2007. – 184 с.
16 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Г.В. Савицкая. – Минск: Новое издание, 2014. – 292 с.
17 Сума, Г.З. Экономика предприятия: учеб. пособие / Г.З. Сума. – Минск: Новое издание, 2003. – 348 с.
18 Хардинг, Г. Маркетинг промышленных товаров: пер. с анг. / Г. Хардинг. – М.: Сирин, 2012. – 272 с.
19 Черник, Н.Ю. Товарная политика предприятия: ответы на экзаменационные вопр. / Н.Ю. Черник. – Минск: ТетраСистемс, 2014. – 144 с.
20 Яшева, Г.В. Маркетинговые технологии повышения эффективности продаж в лёгкой промышленности / Г.В. Яшева // Маркетинг. – 2016. – № 5. – С. 62.