Введение
Глава 1. Теоретические основы взаимосвязи смысложизненных ориентаций и психологического благополучия
1.1 Понятие смысложизненных ориентаций в психологии
1.2 Феномен психологического благополучия
Выводы по главе 1
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи смысложизненных ориентаций и психологического благополучия
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Диагностика смысложизненных ориентаций и психологического благополучия
2.3 Первичная обработка полученных результатов
2.4 Анализ результатов исследования взаимосвязи смысложизненных ориентаций и психологического благополучия
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена повышением научного интереса к положительным аспектам человеческого существования – психологического благополучия и смысложизненных ориентаций личности. Вместе с тем, что мало изученным является вопрос о том, что выступает необходимым условием обретения смысла жизни и ощущения удовлетворенностью жизни.
Смысложизненные ориентации личности отражают постигаемые индивидом значения собственной жизни в культурно-историческом пространстве и времени, жизни в целом, в том числе и в конкретно образовательном процессе. Смысложизненные ориентации являются основой развития гармоничной личности и влияют на процесс самосовершенствования человека в любом возрасте.
Психологическое благополучие относится к позитивным феноменам личности, он выражает интегральный показатель степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования, степень реализованности этой направленности, субъективно выражающуюся в ощущении счастья, удовлетворенности. Психологическое благополучие, будучи интегративным образованием, значимым переживанием, оказывает влияние на разные аспекты психического здоровья человека и, как следствие, на характер поведения, продуктивность деятельности, эффективность межличностного взаимодействия человека.
Изучением феномена «психологически благополучие» занимались представители концепции психологического благополучия К. Рифф, субъективного благополучия Н. Брэдберн и Э. Динер. Среди отечественных исследователей можно назвать следующих: А.В. Воронина, А.Е. Созонтов, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
1.1 Понятие смысложизненных ориентаций в психологии
В отечественной психологической науке существуют различные взгляды на понятие и сущность смысложизненных ориентаций. Понятие «смысложизненные ориентации» применяется в тесной связи с такими терминами как «ценностные ориентации», «смысл жизни», «жизненные цели».
Смысложизненные ориентации личности в отечественной психологии рассматриваются как результат осознания ценностей, целей и смысла собственной жизни. В концепции А.Н. Леонтьева смысложизненные ориентации раскрываются через понятие «смысл». Согласно автору, личностный смысл порождается отношением мотива к цели. В близком по своей сути подходе Д.А. Леонтьева смысл является принципом регуляции поведения индивида его жизненным миром как единым целым [9, с. 152].
Исследователем В.Э. Чудновским смысложизненные ориентации определяются как целостная система сознательных и избирательных связей, отражающих направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность возлагать на себя ответственность, влияя на ее итог [22, с. 109].
Смысложизненные ориентации человека анализируются в современной психологии как результат осознания ценностей, целей и смысла собственной жизни. В концепции А.В. Серого в своей концепции системы личностных смыслов выделяет следующие структурные уровни их организации: биологический, индивидный, личностный, смысложизненный уровень. На личностном уровне смыслы представлены в форме ценностных ориентаций, осуществляют функцию интегрировании личности в новые условия социальной жизни. На уровне смысложизненных отношений личностные смыслы осуществляют функцию генерализации и операционализации смыслов нижележащих уровней и являются по сути смысложизненными ориентациями личности [18, с. 132].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: выявить взаимосвязь смысложизненных ориентаций и психологического благополучия.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует взаимосвязь смысложизненных ориентаций и психологического благополучия.
Исследование проводилось на базе ГУО «Тетеринский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа». Всего в исследовании приняли участие 30 учащихся 9-11 классов. Возраст испытуемых – 14-17 лет.
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:
1. На первом этапе осуществлялась диагностика смысложизненных ориентаций и психологического благополучия у старших подростков.
2. На втором этапе исследования была проведена обработка результатов диагностики с помощью методов первичной математической статистики.
3. Третий этап предполагал статистическую проверку гипотезы и подведение итогов исследовательской работы.
Для проведения исследования использовались следующие методики:
1. Методика смысложизненных ориентаций (СЖО) в адаптации Д.А. Леонтьева [11].
Цель: оценка «источника» смысла жизни, который может быть найден человеком или в будущем (цели), или в настоящем (процесс) или прошлом (результат), а также во всех трех составляющих жизни. Согласно автору методики, жизнь может считаться осмысленной, если отмечается наличие целей, удовлетворение, получаемое при достижении целей и уверенность в своей способности ставить цели, выбирать задачи из доступных задач, и добиваться результатов.
Шкалы опросника характеризуют источники смысла жизни. Общий показатель по методике отражает уровень осмысленности жизни, то есть наличие смысла жизни у испытуемого.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что к настоящему времени в современной психологии существуют разные взгляды на понятие смысложизненных ориентаций. Смысложизненные ориентации – это сложный феномен, который представляет собой совокупность результат осознания ценностей, целей и смысла собственной жизни, личностных смыслов, обеспечивают внутреннюю целостность личности. В зарубежной психологии личности смысложизненные ориентации рассматриваются в контексте проблемы смысла жизни как стремления к обретению универсальных ценностей, высшей интегративной основы личности. Нахождение и реализация смысла жизни является специфической человеческой потребностью и целью, потому смысложизненные ориентации как ее результат является важным аспектом развития личности. В отечественной психологии смысложизненные ориентации анализируются как система избирательных значимых связей, включающих направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов, удовлетворенность самореализацией, ответственность.
В современной психологии психологическое благополучие рассматривается как позитивное функционирование личности, переживание удовлетворенности собственной жизнью, системное качество индивида, в основе которого лежит психосоматическое, психическое и психологическое здоровье. В рамках гедонистического подхода психологическое благополучие определяется через достижение удовольствия и избегание неудовольствие. В рамках эвдемонистического подхода психологическое благополучие представляет собой полноту самореализации индивида в конкретных жизненных условиях, нахождения творческого синтеза между соответствием запроса социальной среды и развитие собственной индивидуальности.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что большинство старших подростков характеризуются наличием целей в жизни, восприятием своей жизни как интересной и наполненной смыслом, достаточной удовлетворенностью результатами прожитого отрезка времени, представление о себе как способных построить свою жизнь в соответствии со своими представлениями об ее смысле, убежденностью в том, что человек может контролировать некоторые моменты своей.
1. Абдулгалимова, С. А. Понятие смысла жизни и смысложизненных парадигм / С. А. Абдулгалимова // Вестник Социально-педагогического института. – 2011. – № 2. – С. 11–19.
2. Адлер, А. Наука жить / Пер. с англ. – Киев : Port-Royal, 1997. – 288 с.
3. Водяха, С. А. Предикты психологического благополучия студентов / С. А. Водяха // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 1. – С. 70–74.
4. Воронина, А. В. Проблема психического здоровья и благополучия человека : обзор концепций и опыт структурно-уровнего анализа / А. В. Воронина // Сибирский психологический журнал. – 2005. – № 2. – С. 147–151.
5. Григоренко, Е. Ю. Психологическое благополучие студентов и определяющие его факторы / Е. Ю. Григоренко // Проблемы развития территории. – 2009. – Вып. 2. – С. 98–105.
6. Жучкова, С. М. Смысложизненные ориентации как субъективные составляющие феномена смысла жизни / С. М. Жучкова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам . науч.-практ. конф. – Новосибирск : СибАК, 2011. – С. 158–164.
7. Кужильная, А. В. О подходах к изучению субъективного благополучия личности в зарубежных исследованиях / А. В. Кужильная // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2015. – № 1. – С. 83–86.
8. Куликов, Л. В. Психология настроения / О. В. Куликов. – СПб. : Питер, 2007. – 352 с.
9. Леонтьев, Д. А. Психология смысла : природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2003. – 487 с.
10. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 1992. – 18 с.
11. Лепешинский, H. H. Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф / H. H. Лепешинский // Психологический журнал. – 2007. – № 3 (15). – С. 24–27.
12. Маслоу, А. По направлению к психологии бытия / А. Маслоу. – М. : Эксмо-пресс, 2002. – 272 с.
13. Некрасов, В. В. Основные подходы к изучению субъективного благополучия в отечественной и зарубежной литературе / В. В. Некрасов // Вестник университета. – 2014. – № 1. – С. 231-236.
14. Полетаева, Н. В. Ценностно-смысловые ориентации личности как фактор переживания последствий психической травмы / Н. В. Полетаева. – Кемерово : КГУ, 2005. – 199 с.
15. Почтарева, Е. Ю. Ценностно-смысловая сфера личности : сущность, детерминант, механизмы развития / Е. Ю. Почтарева // Вестник Пермского университета. – 2017. – Вып. 4. – С. 563-575.
16. Рикель, А. М. Понятие субъективного благополучия в гедонистическом и эвдемонистическом подходах / А. М. Рикель, А. А. Туниянц, Н. Батырова // Вестник Московского университета. – 2017. – № 2. – С. 63–68.
17. Роджерс, К. Гуманистическая психология: Теория и практика / К. Роджрес. – М. : Изд-во МПСИ; 2013. – 456 с.
18. Серый, А. В. Система личностных смыслов : структура, функции, динамика / А. В. Серый. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2004. – 272 с.
19. Созонтов, А. Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к психологическому благополучию / А. Е. Созонтов // Вопросы психологии. – 2006. – № 4. – С. 105 – 114.
20. Фесенко, П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности : автореф. дис… канд. психол. наук / П. П. Фесенко. – М., 2005. – 24 с.
21. Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. – М. : Смысл, 2005. – 368 с.
22. Чудновский, В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избранные труды / В. Э. Чудновский. – М .: Смысл 2006. – 768 с.
23. Шамионов, Р. М. Психология субъективного благополучия личности / Р. М. Шамионов. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2004. – 180 с.
24. Ширяева, О.С. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности : автореф. дис. … канд. психол. наук / О. С. Ширяева. – Петропавловск-Камчатский, 2008. – 19 с.
25. Юнг, К. Сознание и бессознательное : Сборник / К. Юнг. – СПб. : Университетская книга, 1997. – 544 с.
26. Яницкий, М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.