На сегодняшний день в мире сложилась тенденция автоматизировать все процессы, протекающие в процессе деятельности человека – будь то начисление заработной платы или тестирование студентов. Смысл такого вектора развития заключается в том, что работник, часть обязанностей которого выполняет автоматизированная система, сможет выполнить больший объем работы за рабочий день, что положительно скажется на итоговом состоянии организации.
Рассматривая данный аспект в рамках ВУЗа, можно заметить, что перенос тестирования студентов в цифровой мир значительно облегчит работу преподавателю, поскольку ему больше не потребуется тратить время на проверку результатов тестирования, печати заданий. Освободившееся время преподаватель может посвятить своей научной деятельности, что положительно отразится как на ВУЗе, так и на самом преподавателе, повышающем таким образом свою квалификацию.
Объектом исследования данного курсового проекта является клиентское приложение и его серверная часть, позволяющие проводить тестирование студентов ВУЗа по любой дисциплине и получать оперативно результаты.
Объектом разработки является программный комплекс для организации тестирования студентов ВУЗа.
Целью курсового проекта является разработка клиентской и серверной части приложения, позволяющего проводить тестирование студентов в ВУЗе.
Задачей курсового проекта является закрепление теоретических знаний и практических навыков создания приложений клиент-серверной архитектуры, знаний ООП и программирование оконных и консольных приложений.
Задачей курсового проекта является разработка клиент-серверного приложения для тестирования студентов. В серверной части приложения должна быть возможность создания/редактирования теста (вопросов и ответов с указанием верного ответа) и отправки теста на клиентскую часть, где проходится тест и результаты прохождения отправляются обратно на серверную часть программы.
Язык программирования, на котором должна быть выполнена работа – Java с любым контейнером сервлетов.
Функции приложения:
- Создание возможности обновления теста;
- Организация процесса тестирования;
- Автоматизация процесса проверки результатов тестирования.
Как правило компьютеры и программы, входящие в состав информационной системы, не являются равноправными. Некоторые из них владеют ресурсами (файловая система, процессор, принтер, база данных и т.д.), другие имеют возможность обращаться к этим ресурсам. Компьютер (или программу), управляющий ресурсом, называют сервером этого ресурса (файл-сервер, сервер базы данных, вычислительный сервер...). Клиент и сервер какого-либо ресурса могут находится как на одном компьютере, так и на различных компьютерах, связанных сетью. В рамках многоуровневого представления вычислительных систем можно выделить три группы функций, ориентированных на решение различных подзадач:
1. функции ввода и отображения данных (обеспечивают взаимодействие с пользователем);
Для того, чтобы принимать результаты тестирования и обрабатывать их необходимо запустить серверную часть лишь один раз. О готовности сервера принимать данные будет свидетельствовать надпись: «Ожидание клиента» в консоли, что демонстрируется на рисунке 2.1.
В процессе выполнения курсового проекта было разработано и создано программное обеспечение клиент-серверной архитектуры, позволяющее выполнять онлайн-тестирование студентов ВУЗа. Созданная программа может использоваться на различных операционных системах. Текст программы находится в приложении.
В ходе выполнения курсового проекта также были закреплены теоретические знания и практические навыки разработки клиент-серверного программного обеспечения, были получены новые знания о технологии сокетного соединения между клиентом и сервером, закреплены навыки работы с технологией создания пользовательского интерфейса Swing.
Также в процессе выполнения курсового проекта были отточены знания в объектно-ориентированном программировании, поскольку Java – объектно-ориентированный язык.
СКРИНШОТЫ РАБОТЫ
1. Стивенс У.Р., Феннер Б., Рудофф Э.М. UNIX: разработка сетевых приложений . 3-е изд. — СПб.: Питер, 2007. 1039 с.: ил. ISBN 5–94723–991–4.
2. Родли Д. Создание Java-апплетов. – The Coriolis Group, 1996. 1730с.
3. Эферган М. Java: справочник. - QUE Corporation, 1997. 1100 с.
4. Даконта, М XML и Java 2 - СПб: Питер, 2010. 384 c.
5. Шилдт, Г. Java 2 в подлиннике - СПб: BHV, 2011. 973 c.
6. Козлов В. Программирование на языке Java - М.: Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение, 2010. 416 c.
7. Гарнаев А. Web-программирование на Java и JavaScript. - СПб.: БХВ-Петербург, 2005. 915 с.
8. Кубенский А. Создание и обработка структур данных в примерах на Java. - СПб.: БХВ-Петербург, 2001. 1212 с.
9. Васильев А. Java. - СПб.: Питер, 2011. 894 с.
10. Будилов В. Интернет-программирование на Java. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003. 934 с.