ВВЕДЕНИЕ
1. РОЛЬ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЕЕ ЭКОНОМИКИ
1.1 ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
1.2 СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ
2. ОЦЕНКА ВКЛАДА ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ В ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НА 2016-2020 ГОДЫ
2.2 ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИННОВАЦИОННОСТИ И ВКЛАДА ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ В НАРАЩИВАНИИ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С ЦЕЛЬЮ УВЕЛИЧЕНИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы, рассматриваемой в работе по экономическому росту и качеству жизни населения, определяется эффективностью инновационной политики в стране на региональном, национальном и международном уровнях. Важным моментом для развития экономики страны является создание и маркетинг инновационных товаров и адаптация к постоянно меняющимся рыночным условиям, формирование рыночных ниш, формирование новых навыков и укрепление конкурентных преимуществ страны.
В то же время социальное благосостояние граждан и экономическое развитие государства не только и, в частности, в той степени, в которой они обладают научными знаниями, способностью распознавать фундаментальные научные проблемы и успешно решать их, но также способностью извлекать экономические выгоды из достижений науки. Инновационная деятельность, благодаря которой научно-технические достижения приводят к появлению новых конкурентоспособных продуктов и новых, более эффективных технологий, стала важным фактором экономической безопасности государства и его социально-экономического развития.
Особое значение научная и инновационная деятельность имеет для стран, не располагающих богатыми природными ресурсами, но обладающих определенным научно-техническим потенциалом. К ним относится и Республика Беларусь. Поэтому вполне закономерно, что инновационная деятельность отнесена в нашей стране к государственным приоритетам. Ей уделяется все большее внимание. Определена Концепция инновационного развития; формируется Национальная инновационная система; реализуется Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг., утвержденная Президентом Республики Беларусь; формируется инновационная инфраструктура; совершенствуется нормативно-правовая база.
Чтобы гарантировать высокий технический уровень и конкурентоспособность новых продуктов, необходима патентная информация, а также теоретические и экспериментальные исследования. Процесс разработки и развития производства включает в себя различные виды испытаний материалов, экспериментальные образцы, модели или изделия, технологические процессы для их изготовления, оценку технического уровня, а также технико-экономическую эффективность планируемых разработок, созданных изделий и технологических процессов.
В современных условиях повышение эффективности производства может быть достигнуто в основном за счет разработки инновационных процессов, которые в конечном итоге выражаются в новых технологиях и новых видах конкурентоспособной продукции. Поиск и использование инноваций непосредственно в компаниях является актуальной проблемой. Разработка новых технических, организационных и технологических решений, совершенствование основных принципов управления с учетом особенностей внутреннего рынка создают условия для обновления воспроизводственных процессов на предприятиях и дают дополнительные импульсы для экономического роста.
1. РОЛЬ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЕЕ ЭКОНОМИКИ
1.1 Инновационная деятельность как фактор повышения эффективного развития экономики
Важнейшей глобальной тенденцией в формировании современного общества сегодня является переход от сырьевой и индустриальной экономики к так называемой экономике, основанной на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях.
Все более инновационная экономика большинства развитых стран формирует такую систему взаимоотношений между наукой, промышленностью и обществом, если инновации служат основой для промышленности и общества, что, в свою очередь, стимулирует активное развитие инноваций и определяет их направление. Следовательно, создаются условия для формирования единого механизма инновационного развития страны.
Основой современного социально-экономического развития страны и ее конкурентоспособности на международных рынках является потенциал для инноваций, который является предпосылкой экономического подъема и перехода общества к новой информационной эпохе.
Конкурентное преимущество получают те страны, условия деятельности в которых позволяют максимально использовать новейшие технологии. Чрезвычайную важность для экономики представляют вопросы, касающиеся исследования и прогнозирования возможных перспектив инновационного развития ключевых сфер хозяйственной деятельности.
Определение «инновация» является довольно широким и многогранным.
Рассмотрение понятия «инновации» как экономической категории возможно в сравнении с понятием «нововведения». Данные понятия, при всей своей синонимичности, имеют разные значения [2, с. 72].
Различия между данными понятиями заключаются в том, что нововведение – это внедрение принципиально нового, а инновация – успешное внедрение принципиально нового, приносящее конкретные экономические выгоды. То есть любая инновация является по сути своей нововведением, но далеко не каждое нововведение становится инновацией. Процесс превращения нововведения в инновацию называют «инновационным процессом» - деятельностью, направленной на ее разработку, коммерческую реализацию научных изысканий в новый или усовершенствованный продукт, или услугу.
2. ОЦЕНКА ВКЛАДА ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ В ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Характеристика инновационного развития Республики Беларусь в контексте реализации Государственной программы инновационного развития на 2016-2020 годы
Инновационное развитие национальной экономики как государственный приоритет определено Законом Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь», Законом Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики», Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года.
В соответствии с проводимой государственной политикой инновационное развитие Республики Беларусь предусматривает освоение результатов отечественных научных исследований и разработок в производстве.
В рамках государственных программ инновационного развития, основанных на отечественных и зарубежных разработках и технологиях, было создано и организовано производство принципиально новых продуктов или продуктов с новыми потребительскими свойствами, а также внедрены новые методы (технологии) производства.
Приоритетной задачей государственной инновационной политики является повышение эффективности Национальной инновационной системы (далее – НИС) как механизма взаимодействия между наукой и реальным сектором экономики.
В результате выполнения мероприятий Государственных программ инновационного развития за последние годы проведена значительная работа по формированию основных элементов НИС и ее институтов, созданы благоприятные стартовые условия и разработаны меры по стимулированию инновационной деятельности.
Законодательство было принято в области инноваций. Разработаны и приняты нормативные правовые акты, регулирующие научную, научно-техническую и инновационную деятельность, а также вопросы интеллектуальной собственности.
Закон в целом предусматривает различные формы поощрения инноваций в виде налогов и других инструментов стимулирования: освобождение от уплаты НДС, подоходного налога, налога на имущество, налога на имущество, таможенных пошлин, применение пониженных налоговых ставок, выделение средств из республиканского бюджета для финансирования строительства материально-технической базы. Институты инновационной инфраструктуры, возмещение части процентов за пользование б из республиканского бюджета кредитами Анькова и др.
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С ЦЕЛЬЮ УВЕЛИЧЕНИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА
Инновационная деятельность определяет режим функционирования отдельных элементов национальной инновационной системы в направлении взаимодействия и интеграции с другими ее элементами, что создает синергический эффект в виде повышения эффективности функционирования системы в целом.
В данном случае речь идет об инновационной активности, что подразумевает не просто затраты на разработку и освоение новых видов продуктов и процессов и на технологические усовершенствования в существующих процессах и продуктах.
Чтобы решить задачу перевода экономики на инновационный путь развития, необходимо максимально эффективно мобилизовать весь имеющийся творческий потенциал всего населения.
Что касается Республики Беларусь, то в данном случае для нее повышение инновационной активности до уровня развитых стран является необходимым условием построения экономики инновационного типа.
В настоящее время у субъектов хозяйствования республики отсутствуют стимулы для участия в Государственной программе (бюджетное финансирование, налоговые преференции, льготные кредиты и т.д.). Реализуемые в ее рамках инновационные проекты финансируются в основном за счет собственных средств, кредитных ресурсов или в рамках других государственных (отраслевых, региональных) программ.
Суть предлагаемого организационно-экономического механизма реализации Государственной программы 2016-2020 гг. заключается в усилении ее регулирующей, координирующей и стимулирующей функций в инновационном развитии республики по сравнению с Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.
Для обеспечения реализации целей, задач и показателей Государственной программы предусматривается:
- определение экономически обоснованных дифференцированных индикативных показателей инновационного развития для республиканских органов государственного управления, областных исполнительных распорядительных органов (заказчиков Государственной программы). Необходимо при каждом органе государственного управления, областном исполнительном распорядительном органе сформировать Комиссии по инновационно-технологическому развитию, в том числе для обеспечения разработки документов отраслевого (регионального) планирования инновационного развития (отраслевых (региональных) Программ инновационного развития до 2020 г., ежегодных Комплексов мер по выполнению индикативных показателей инновационного развития) и контроля за их исполнением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе была изучена тема «Оценка и направление увеличения вклада инновационной продукции в экспортный потенциал региона». В рамках изучения данной темы была рассмотрена инновационного развития страны в укреплении ее экономики, а также проведена оценка вклада инновационной продукции в экспортный потенциал Республики Беларусь, в результате чего были рассмотрены направления совершенствования инновационной политики Республики Беларусь с целью увеличения экспортного потенциала.
В результате изучения роли инновационного развития страны в укреплении ее экономики можно сделать ряд выводов.
Инновационный потенциал подразумевает системный подход, так как он совмещает в себе элементы ресурсного и результативного подходов
Все составляющие инновационного потенциала сложны и разнообразны, и каждая из них представляет собой отдельную экономическую категорию, необходимо оценивать инновационный потенциал в разрезе его составляющих, учитывая специфику каждого компонента на основе оценочных показателей. В целом инновационный потенциал предназначен для комплексного оценивания дальнейших перспектив обеспечения конкурентоспособности страны на мировых рынках, что подтверждает необходимость постоянного исследования данных процессов на национальном уровне.
При разработке комплексной методики оценки инновационного потенциала необходимо использовать показатели, которые позволят учесть специфику каждой составляющей инновационного потенциала особое внимание уделить человеческому капиталу и образованию интеллектуальных активов; сопоставление ресурсных и результативных компонентов для рассмотрения эффективности использования имеющихся инновационных способностей.
В процессе развития инновационного потенциала страны, важное значение имеет развитие инновационного потенциала предприятий, которые осуществляют свою деятельность в данной стране. Так, оценка инновационного потенциала предприятия подразумевает оценку показателей, которые характеризуют иннвоацтивность предприятия: выпускаемый предприятием продукт; основные производственные фонды предприятия; используемую предприятием технологию; характеристики персонала; финансы; организационную структуру предприятия.
В соответствии с государственной политикой инновационное развитие Республики Беларусь обеспечивает развитие результатов отечественных научных исследований и разработок в сфере производства.
В рамках государственных программ инновационного развития, основанных на отечественных и зарубежных разработках и технологиях, было создано и организовано производство принципиально новых продуктов или продуктов с новыми потребительскими свойствами, а также внедрены новые методы производства (технологии).
1. Указ президента Республики Беларусь от 31.01.2017 г. №31. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sdo.i-bteu.by/pluginfile.php/27426.pdf.
2. Анищик, В.М. Инновационная деятельность: учеб. пособие / В.М. Анищик, А.В. Русецкий, Н.К. Толочко. – Минск: Изд. центр БГУ, 2016. – 175 с.
3. Демчук, М.И. Системная методология инновационной деятельности: учеб. пособие. / М.И. Демчук, А.Т. Юркевич. – Минск: РИВШ, 2017. – 304 с.
4. Завлин, П.Н. Оценка эффективности инноваций / П.Н. Завлин, А. В. Васильев. – СПб.: Бизнес-пресса, 1996. – 216 с.
5. Инновационный путь развития экономики: учебник / ред. А.Н. Фоломьев. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд-во РАГС, 2015. – 712 с.
6. Инновационная деятельность и мировоззренческие проблемы: науч.-метод. пособие / А.В. Русецкий [и др.]. – Минск: БелИСА, 2016. – 184 с.
7. Инновационный менеджмент: справ. пособие / под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. – 2-е изд. – М.: ЦИСН, 1998. – 568 с.
8. Кокурин, Д.И. Инновационная деятельность / Д.И. Кокурин. – М.: Экзамен, 2015. – 576 c.
9. Мясникович, М.В. Республика Беларусь на пути к новой экономике / М.В. Мясникович. – Минск: Беларус. навука, 2016. – 292 с.
10. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/.
11. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. О научной и инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2018 г. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sdo.i-bteu.by/pluginfile.php/27809.pdf
12. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sdo.i-bteu.by/pluginfile.php/27810.pdf.
13. Мясникович, М.В. Государственное регулирование инновационной деятельности: учеб. пособие / М.В. Мясникович, Н.Б. Антонова, Л.Н. Нехорошева. – Минск: Академия упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2015. – 235 с.
14. Степаненко, Д.М. Инновационная политика Республики Беларусь / Д.М. Степаненко. – Минск: Право и экономика, 2015. – 283 с.
15. Экономические основы инновационной деятельности / П.Г. Никитенко [и др.]. – Минск: БИП-С, 2015. – 121 с.
16. Уайт, П. Управление исследованиями и разработками: пер. с англ. / П. Уайт. – М.: Экономика, 1982. – 160 с.